Выставочный проект «Они стали художниками»

Н. Фомина

Выставочный проект «Они стали художниками»

И.И.Энтина

Весной 2013 года в Центре эстетического воспитания детей и юношества Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина стартовал выставочный проект «Они стали художниками». Состоялись две выставки: в апреле-мае «В самом сердце у лета...». Живопись и графика А.А. Мелик-Пашаева; в июне - «Резцом и кистью». Живопись и графика И.И. Энтиной. Оригинальность проекта в том, что творчество художников показывается, начиная с работ, созданных в детстве. Проект посвящён актуальной психолого-педагогической проблеме - обнаружению ранних проявлений художественной одарённости, мотивированности ребёнка к изобразительной деятельности, стремления выразить своё видение окружающей действительности посредством графики, живописи, пластики.

Получились две очень разные выставки, что естественно, так как своими глубоко индивидуальными открытиями мира, искусства, переживаниями были представлены личности яркие, незаурядные. Каждая выставка осталась в памяти целостностью, масштабностью, философией, заложенной в образном строе искусства каждого из художников.

Основная психолого-педагогическая задача выставочного проекта определила и особенности проведения выставок. Их работу сопровождали разного рода события, целью которых было стремление понять атмосферу становления каждого из художников, роль семьи, проявление индивидуальных качеств личности, интересов с раннего детства. (Подробнее о первой выставке см. статью Н. Фоминой «В самом сердце у лета». Живопись и графика А.А. Мелик-Пашаева в журнале «Юный художник», 2013, №9.)

Инна Иосифовна Энтина (1957-2012) - основательница мастерской эстампа в Центре эстетического воспитания ГМИИ. Её путь в искусстве был представлен, начиная с ранних самостоятельных и ученических работ, до последних - во всём жанровом многообразии: пейзажи, портреты, натюрморты, иллюстрации к литературным произведениям. Предпочтение она отдавала гравюре: многие произведения выполнены в техниках сухой иглы, литографии, офорта, ксилографии и линогравюры. Не удовлетворяясь классическими техниками, изобретала выразительные сочетания травления, рисунка пером и кистью.

Школу живописи и графики И.Энтина прошла у Моисея Хазанова, ученика Р.Р. Фалька, Дмитрия Лиона. Затем училась в Московском Полиграфическом институте, который окончила по специальности «художник-график». Своим учителем считала Юрия Бурджеляна.

Будучи художником разносторонне эрудированным, она аналитически относилась к тому богатству культурного наследия, которое прекрасно знала. В её картинах и гравюрах поражают экспрессия и масштабность замыслов, глубокое переосмысление литературных источников, памятников культуры, широта интересов. Художник и искусствовед Елена Герчук, сравнивая акварели Инны Энтиной с её живописью, отмечает, что «вполне сознательно используя все достоинства акварели - светлый прозрачный тон, собственный цвет бумаги, она сохраняет в ней и качества своей живописи: напряжение цветовых, тональных, композиционных связей, превращающих простой контраст в конфликт, в сложную систему психологических взаимоотношений». В монументальной графике «бушуют страсти, открытые, даже преувеличенные, театральные; здесь не падают, а повергаются ниц, не кричат, а вопиют к небесам, здесь страдают, заламывая руки, здесь бегут и сражаются, летят и низвергаются с небес на землю». Экспрессия, пластичность образов была заложена изначально в природе таланта художницы, о чём свидетельствуют её отроческие композиции.

Инна Энтина была признанным, состоявшимся художником, до последних дней активно участвовала в художественной жизни. С 1987 года она - член Московского Союза художников, участник более ста выставок, её произведения находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом. Событием для её учеников и коллег стало издание в научно-популярной серии «Я - художник» книги «Учусь делать гравюру» (М., 2011), написанной и придуманной Инной Энтиной в единстве слова и изображения. В ней она раскрыла своё понимание любимого ею вида искусства, историю гравюры, технологию создания разных видов графики, что делает книгу интересной не только детям, но и всем любителям искусства; а также обобщила содержание и методы систематических занятий с детьми в музее.
Т.Манн. Доктор Фаустус, 1987   Семейный портрет, 2000
Т. Манн. Доктор Фаустус, 1987     /     Семейный портрет, 2000        

Во многих интерьерах «Мусейона» и сегодня представлены работы учеников Инны, дополняющие образ замечательного художника и педагога.

В рамках выставок было проведено два круглых стола, встречи людей, близко знавших атмосферу формирования художников - в семье, школе, вузах, два семинара с художниками изобразительного искусства, мировой художественной культуры из всех регионов России. Важно отметить, что, если круглый стол в рамках первой выставки был заранее запланирован, то второй круглый стол (в рамках работы выставки И.И.Энтиной) был инициирован специалистами, сотрудничающими с журналом «Художественная школа». Это - преподаватели художественных школ и вузов России.

Круглый стол на тему: Вопросы педагогики и психологии искусства (16 мая 2013г.) был посвящен обсуждению следующих проблем:

  • роль журнала «Искусство в школе» (1927-2013) в просвещении учителей искусства и мировой художественной культуры;
  • выявление и развитие художественной одарённости детей в разных формах эстетического воспитания (семейного, в образовательных дошкольных и школьных учреждениях, в художественном музее, в театре);
  • ребёнок в пространстве мировой художественной культуры (существуют ли запретные темы в искусстве для восприятия детей).

В нем приняло участие более 60 человек, представлявших Отдел эстетического воспитания ГМИИ, Психологический институт РАО, Институт художественного образования РАО, ряд музеев и вузов Москвы. С сообщениями выступили А.А. Мелик-Пашаев (доктор психологических наук, главный редактор журнала «Искусство в школе»); сотрудники отдела эстетического воспитания ГМИИ И.В. Захарова, Н.Н. Ковалдина, Н.Л. Золотова; преподаватели педагогических вузов страны.

Проблема, поставленная выставочным проектом, даёт возможность объединить психологов, педагогов, художников, родителей, заинтересованных в художественном развитии своих детей.

Прогулки по Москве, 1982  Гоголь. «Мертвые души», 2009  Из серии Бродячие музыканты, 2011
Прогулки по Москве, 1982   /   Гоголь. «Мертвые души», 2009   /   Из серии Бродячие музыканты, 2011

Автор: 
Искусство в школе: 
2013
№4.
С. 62-63.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.