Н.Фомина
Фомина Н.Н.
2018 №5. С. *** |
Н.Фомина профессор, ИХОиК РАО Всероссийский конкурс детского рисунка «Тульский кремль – гордость России»В 2020 г. в нашей стране отмечается 500-летие основания одной из главных крепостей России, на протяжении столетий являвшейся защитой от вражеских нашествий – Тульского кремля. 2020 №5. С. 25-32 |
В предыдущем номере, в связи с детским литературным творчеством, мы затронули неисследованные вопросы: отличается ли и чем отличается творчество будущих художников (поэтов и т.д.) от того, что создают их ровесники. Сегодняшняя публикация даёт материал для будущих размышлений об этой нетривиальной проблеме.
Н.Фомина, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией музыки и изобразительного искусства ФГБНУ «ИХОиК РАО» 2019 №3. С. 43-49 |
Н.Фомина, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук В продолжение разговора о детях, ставших художникамиПредметом нашего исследования продолжает оставаться международная коллекция детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования. 2019 №4. С. 54-59 |
Полтора года тому назад, оказавшись в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Т. Эрьзи в Саранске, я была впечатлена масштабом и разнообразием деятельности музея на поприще науки, образования, пополнения коллекции и пропаганды своей деятельности. Музей размещается в огромном современном здании. В нём широко и полно представлено творчество С.Т. Эрьзи, русское искусство XVIII-XX вв., советское искусство, национальная культура Мордовии. 2018 №4. С. 37-40. |
24 декабря прошедшего года Борис Михайлович Неменский отметил свой 95-ый день рождения. Творческий вечер художника состоялся в Государственной Третьяковской галерее у легендарной, всегда устремлённой в будущее Башни В. Татлина (так коротко называется проект памятника III Интернационалу). В связи с юбилеем Третьяковская галерея расширила до пяти произведений экспозицию Б.М. Неменского в 27-ом зале Новой Третьяковки. 2018 №1. С. 22-27. |
На протяжении ряда лет мы с мужем отправлялись в отпуск на две недели в Европу, чтобы увидеть то, о чём знали по книгам, фильмам, лекциям. И вдруг потянуло поездить по России, которую в основном знаем по тем же источникам. Впервые в жизни путешествовали на теплоходе. Всем советую. Путешествие по воде, мне кажется, меняет представление о пространстве и времени.
2017 №5. С. 28-34. |
Очередной конкурс в рамках образовательно-выставочного проекта «Передвижная выставка детского изобразительного творчества» Татьяны Анатольевны Копцевой предложил участникам увидеть мир в процессе путешествий.
2017 №3. С. 37-38. |
Самым сильным впечатлением прошедшего года была для меня поездка на Сахалин. Поразила природа острова. Стояла ранняя осень, и впечатления суровости климата пережить не удалось. Но сознание того, что находишься на берегу океана, движешься по скалам, хранящим следы миллионов лет существования, вдруг останавливаешься, глядя на небо, которое настолько сливается с гладью воды, что угадать границу невозможно, заставляет задуматься о вечном. Часто меняющееся состояние природы – от абсолютной синевы неба, морской ряби и тишины до шторма. Море шумит, и музыка шума зависит от близости скал, бухт и бухточек...
2017 №1. С. 30-36. |
Первый конкурс, одним из организаторов которого мне довелось быть, проходил в 1994 году. Он был посвящен 50-летию Победы и назывался «Мир детей, мир для детей». Тогда во многих бывших республиках Советского Союза царили воинственные настроения, подчас переходившие в настоящие вооружённые столкновения. Нарастал конфликт в Чечне. Пули не выбирали. В Москву приезжали дети, пережившие войну. Организуя конкурс, мы думали об одном: посвящая его памяти погибших и пережившим Великую Отечественную войну, создать образ мира, в котором детям радостно жить. Но детский рисунок отражает мир таким, каков он есть на самом деле.
2016 №4. С. 5-9. |
В начале ХХ века психологи и педагоги задумались над тем, почему именно в подростковом возрасте многие рисующие дети оставляют это занятие. В 1920-е годы в исследованиях А.В. Бакушинского и Л.С. Выготского фактически был дан ответ на вопрос о причинах и формах проявления подросткового кризиса.
2016 №2. С. 5-10. |
В середине 1970-х годов, когда я только начинала заниматься проблемой приобщения детей к искусству, меня поразила мысль Веры Васильевны Алексеевой - известного искусствоведа и педагога, моего учителя на поприще эстетического воспитания. Она как-то очень эмоционально (в сердцах) привела, как ей казалось, самый сильный аргумент против действующей тогда (да и сейчас) программы по изобразительному искусству: «Да сколько же можно на уроках давать детям горшки рисовать!!!»
2015 №4. С. 4-7. |
Весной 2013 года в Центре эстетического воспитания детей и юношества Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина стартовал выставочный проект «Они стали художниками». Состоялись две выставки: в апреле-мае «В самом сердце у лета...». Живопись и графика А.А. Мелик-Пашаева; в июне - «Резцом и кистью».
2013 №4. С. 62-63. |
