Несколько слов о компьютерах и программном обеспечении

Т. Кушниренко, Oracle Certified Professional, директор ООО «Альфа-Комплекс»

Несколько слов о компьютерах и программном обеспечении

Обучение детей, попытки привить им такую тонкую вещь, как творческое мышление, творческое восприятие мира, имеют много важных психологических методологических аспектов.

Однако хотелось бы обратить внимание на ещё один момент, не первостепенный, но важный. Это инструментарий, при помощи которого ведётся обучение. На сегодняшний день программное обеспечение - это в каком-то смысле такой же инструмент, как кисти, краски. Безусловно, гораздо более сложное при ознакомлении и более специфичное, но тем не менее в процессе обучения, да собственно и в творчестве как таковом, - это инструмент. Так случилось, что когда я знакомился с журналом «Искусство в школе», то с огорчением заметил, что всё программное обеспечение, на которое ссылаются преподаватели - коммерческое, или проприетарное (несвободное), программное обеспечение.

Основным отличием такого программного обеспечения от свободного является то, что правообладатель проприетарного программного обеспечения сохраняет за собой монополию на его использование, копирование и модификацию, полностью или в существенных моментах. На мой взгляд, такое доминирование проприетарного программного обеспечения в преподавании, в школе - плохо. Почему? Казалось бы, получается у детей нарисовать рисунок - и хорошо, какая разница при помощи чего это сделано? Но, как известно, всё в деталях... Попробуем разобраться.

Во-первых. Когда дети закончат школу и по тем или иным причинам захотят что-либо нарисовать, или просто вспомнить полученные навыки, то они. Правильно, в первую очередь обратятся к тем инструментам, к которым привыкли, к платному (и не дешёвому!) программному обеспечению, которое они либо купят, обогащая и без того сверхбогатые корпорации, или найдут ворованное, что, наверное, неправильно. Это очень хорошо понимает руководство этих корпораций. Например, в США компания Apple предприняла огромные усилия, чтобы в университетах стояли именно их машины, с их программным обеспечением. Или у нас, в России: цены на программное обеспечение Microsoft, используемое в университетах и школах, многократно дешевле, чем простая пользовательская лицензия. Благодаря усилиям (и реально существующему лоббизму) этих корпораций, по сути, блокировано очень хорошее распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения», которое призвано как-то исправить ситуацию, когда органы государственной власти в информационном обеспечении ЗАВИСЯТ от зарубежных корпораций. Впрочем, тут не только лоббизм, но и наше российское чиновничество с его извечными ленью, наплевательством, отписками, коррупцией. В любом случае это колоссальные деньги, например Microsoft за продажу лицензий в 2012 г. в России выручила более 1,5 млрд.$. Вдумайтесь, расходы государства на всё образование, в том числе высшее, около 20 млрд.$, при этом стоимость продажи лицензий только одной фирмы сопоставимо со всем бюджетом образования. Эти деньги бы - на зарплату учителям в школы. Таким образом, использование при обучении проприетарного программного обеспечения пополняет армию невольных и с большой долей вероятности - пожизненных доноров для таких монстров, как Microsoft, Adobe, и иже с ними. Хорошо ли это?

Во-вторых. Много лет профессионально занимаясь программированием, могу сказать, что практически не существует проприетарного программного обеспечения, не имеющего бесплатных и свободных аналогов. Вместо MS Windows - Linux'bi (их более десятка), вместо MS Office, с его всеми любимым Word'ом - Libre Office (который не хуже), вместо Photoshop - GIMP и ещё с десяток программ, и так далее, список очень длинный. Так зачем мы учим, используя проприетарное программное обеспечение?

В-третьих. Господин Д.А. Медведев сказал: «Свобода лучше, чем несвобода». Хорошие слова... В мире существует огромное сообщество пользователей свободного программного обеспечения, по своему духу гораздо более свободное, творческое, чем пользователи коммерческих систем. Опять же по опыту скажу, что при возникновении проблем, в моем случае чисто программистских, на форумах открытого программного обеспечения мне постараются помочь, подсказать, разобраться, может, пошутить надо мной. При этом не важен возраст, титулы... Но не будут сначала проверять номер лицензии, а потом соединять с малограмотным исполнителем, который через день напишет «Нажмите мышкой такую-то кнопку. Не работает? Хммм...». Это совсем другое общение, пусть виртуальное. А если ребёнок не знает об этих свободных продуктах, свободных сообществах, то он никогда и не попадёт к людям, свободным от коммерческого «рабства». Правильно ли это?

Вот такие три вопроса. Можно многое сказать и о разрушении нашего собственного потенциала в области информационных технологий, о студентах, которых якобы учат программированию... Впрочем, на самом деле это очень большая серьёзная тема, несколько непрофильная по отношению к журналу «Искусство в школе». Однако очень хотелось бы верить, что, выбирая программное обеспечение для обучения, вы вспомните эту филиппику о выборе инструмента для обучения.

Раздел: 
Искусство в школе: 
2013
№4.
С. 64.
Tags: 

Оставить комментарий

2 + 2 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.