Вопросы художественной педагогики

Вопросы художественной педагогики

Надеемся, многие читатели согласятся: искусство в общеобразовательной школе, как, впрочем, и в школах искусств и творческих студиях, существует не для того, чтобы научить детей худо-бедно что-то изобразить в соответствии с правилами перспективы, разбирать ноты, знать, как называются некоторые произведения и как звали их авторов.
2018
№5.
С. 2-12
В сентябре 2014 г. в России началась апробация новой программы учебного предмета «Музыка» для начальной школы, которая осуществлялась на основании приказа Министерства образования и науки РФ № 1244 от 05.12.2013г. «Об организации апробации образовательной программы «Музыка» в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Музыка».
2018
№4.
С. 9-13.
Всегда считалось, что задачи эстетического развития детей призваны решать общеобразовательные школы, кружки и творческие студии. Однако многолетний педагогический опыт говорит лишь об отдельных удачах в этом направлении. К сожалению, современные методы художественного развития детей в этих учреждениях всё ещё невозможно оценить как достаточные.
2018
№4.
С. 5-9.
Во все времена подросткам свойственна была игровая деятельность. Она не нуждалась в организаторской помощи взрослых и почти не контролировалась ими. Игры жили собственной жизнью во дворах. В играх складывались основы взаимоотношений, формировались черты характеров, постигались житейские истины, проклёвывались ростки общего будущего.
2018
№4.
С. 2-5.
Психологические процессы, характерные для разных возрастных этапов становления личности ребёнка, играют важную роль в развитии его творческих способностей. Для плодотворной работы по выявлению одарённости ребёнка в разных видах деятельности, для последующего развития сильных качеств, данных ему от природы, и для корректировки слабых педагогу необходимо осознавать и учитывать тесную взаимосвязь процесса обучения и особенностей мышления, присущих данному конкретному возрасту. Успешность освоения нового материала напрямую зависит и от индивидуального подхода к каждому ученику, от понимания его взаимоотношений с окружающими людьми.
2018
№3.
С. 12-13.
Странно, конечно, ставить этот вопрос на страницах журнала, который более четверти века носит такое название. Правда, нам часто говорят, что оно более узко, чем действительное содержание журнала. В самом деле, у нас искусство не только «в школе», но и вне школы, и в специальной школе, и до школы, и в домашнем художественном воспитании; пишем мы и об искусстве как таковом, и т.д. Но так уж получилось, не менять же имя, к которому все привыкли.
2018
№3.
С. 10-11.
Несмотря на произошедший в гуманитарных науках конца ХХ века «визуальный поворот», в современной школе возможности художественного фильма используются ещё недостаточно. В настоящий момент методисты говорят о трёх стратегиях применения киноматериалов на уроке: фильм может изучаться как иллюстрация к изучаемому материалу, как произведение искусства или как исторический источник.
2018
№3.
С. 7-10.
Положение о том, что культурный читатель является со-творцом автора, воссоздающим, по авторским «вехам», целое художественного произведения и заложенные в нём ценностно-смысловые оценки, стало общим местом в педагогике. Но до сих пор не существует ясных представлений ни о том, что конкретно представляет собой это таинственное читательское сотворчество, ни о том, при каких условиях оно случается (или не случается), ни о том, какие признаки свидетельствует, что оно действительно случилось.
2018
№3.
С. 4-6.
Как верное понимание авторского замысла сочетается с творческим, а значит, индивидуальным характером этого понимания каждым воспринимающим (читателем, зрителем или слушателем)? Каковы показатели того и другого, то есть, с одной стороны, верного прочтения автора, а с другой – сотворчества воспринимающего? Как отличить это сотворчество от произвольных домыслов «по поводу произведения»? Наконец, каковы оптимальные пути коррекции художественного восприятия? Эти вопросы, весьма существенные для педагогики искусства, рассматриваются на разном материале в следующих двух статьях.
2018
№3.
С. 2-4.
На сегодняшний день существует целый комплекс общепедагогических проблем, связанных с нравственно-патриотическим и художественным воспитанием детей и подростков.
2018
№2.
С. 14-17.
Предлагаем коллегам разработанный нами на основе классических педагогических технологий и методов активного обучения особый микрогрупповой подход для работы с различными категориями и группами обучающихся.
2018
№2.
С. 12-14.
Иохан Эсслер, переписчик и секретарь Гайдна, писал в мае 1809 года: «Когда французская императорская армия приблизилась к демаркационной линии 10 мая ранним утром в 6.45, наш Папаша был ещё в постели.
2018
№2.
С. 8-11.
Возможно, выбор нашей темы вызывает у читателей усмешку и правомерное желание возразить «Это же погоня за горизонтом!». И, скорее всего, читатель будет прав, поскольку философы, учёные, теологи столетиями размышляют на эту тему и до сих пор не пришли к однозначному ответу.
2018
№2.
С. 4-7.
Дай Бог, чтобы к тому времени, когда журнал попадёт в руки читателя, тема преступлений в школах ушла из срочных новостей и перестала быть «злобой дня». Но не дай Бог, чтобы она ушла из памяти и перестала быть предметом глубоких раздумий, взывающим к ответственным долгосрочным решениям. Потому что тогда это бедствие, в каком-то смысле несопоставимое с другими, непременно будет возвращаться в нашу жизнь.
2018
№2.
С. 2-4.
Современные концепции музыкального воспитания призваны выступать историческими восприемницами всего отечественного музыкально-педагогического опыта, в том числе и того, который веками кристаллизовался в православном богослужебном пении. Однако эта мысль ещё не в полной мере нашла своё теоретическое и методическое преломление возможно потому, что до последнего времени отсутствовала всякая возможность обсуждать вопрос о той роли, которую сыграло в духовно-нравственном, эстетическом, музыкальном просвещении и воспитании народа Православная Церковь и церковное пение, в частности.
2018
№1.
С. 17-18,
Нередко в поисках лучшего образования абитуриенты из провинции устремляются в столичные вузы. Но, став студентом, трудно бывает преодолеть волнение, которое охватывает перед встречей с известными профессорами.
2018
№1.
С. 13-17.
Встречаются порой такие статьи, такие мысли или высказывания, по поводу которых почему-то «избыток дум теснится» и появляется желание обсудить их то ли с «удаленным» автором, то ли с воображаемым читателем. А заодно, может быть, и прояснить свои «теснящиеся думы» для самого себя.
2018
№1.
С. 10-13.
Прошлым летом в Петербурге я сидела в одном симпатичном кафе на Итальянской улице, будучи, как всегда, под чарующим гипнозом этого невероятного города. Пришла я туда для того, чтобы встретиться с одной своей знакомой, которая непосредственно занимается на официальном уровне проблемами стратегии художественного образования в общеобразовательных школах.
2018
№1.
С. 6-9.
Как связаны между собой музыка и жизнь? Что значат в музыке и в жизни такие понятия, как «настроение», «строй», «расстроенность», «лад», «гармония», «хаос», «ритм», «аритмия», «событие», «согласованность»? В чём смысл умений слушать и слышать?
2018
№1.
С. 2-6.
Эти слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва я сочла возможным сделать эпиграфом статьи, посвященной 95-летию со дня рождения Лии Михайловна Предтеченской (1922-1999), создателя уникального школьного предмета «Мировая художественная культура».
2017
№6.
С. 18-20.

Страницы

Подписка на Вопросы художественной педагогики