Доклад А.А. Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской на конференции Püha Johannese Kool.

Доклад А.А. Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской на конференции Püha Johannese Kool.

Считается, что творчески одарённых детей очень мало. По разным данным, разных социально-психологических обследований, кто считает 3%, кто-то 5% в зависимости от разных несущественных различий, но всегда очень мало. Иногда и аргументируют этими данными, говоря о том, что образование не должно быть направлено на творческое развитие всех, потому что всё равно это не получится, надо отбирать, и так далее.

Так вот у нас никакого доверия к этим данным нет. По разным причинам.

Во-первых, потому, что хотя речь в таких случаях идёт об одарённости вообще, на самом деле, если присмотреться, то исследуется то, что можно с большой оговоркой назвать одарённостью интеллектуальной. И хотя сами специалисты по одарённости считают интеллектуальную одарённость лишь одним из видов её, но фактически происходит некоторое отождествление. Одарённый - значит одарённый интеллектуально. Что, конечно, во всех отношениях несправедливо.

Во-вторых, доверия нет потому, что по мнению ведущих специалистов, в том числе как раз занимающихся интеллектуальной одарённостью, не существует таких методик, которые могли бы действительно диагностировать творческую одарённость в каком-то серьёзном смысле этого слова. И тем более, которые не могут прогнозировать её развитие.  Что особенно важно, как вы понимаете.

И, в-третьих, пожалуй, главная причина этого недоверия в том, что из педагогической практики всякий знает, какую громадную роль в актуализации проявлений в развитии одарённости ребёнка играет то, что в психологии называют мотивацией.  

Все успешные методики развития одарённости опираются на то, что в первую очередь пробуждается интерес и потребность ребёнка заниматься данным делом.

Я был знаком когда-то с выдающимся музыкальным педагогом, такая была Анна Даниловна Артоболевская, она работала и с большими музыкантами, и с обычными маленькими детьми, никому не отказывая. И она прямо так и говорила, и писала, что мы ничего не можем знать о возможностях ребёнка до тех пор, пока его душу не охватил интерес к музыке.

Из доклада А.А. Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской на конференции Püha Johannese Kool.

Оставить комментарий

15 + 4 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.