Мелик-Пашаев А.А.

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович (9 июля 1941) - российский психолог, кандидат психологических наук (1975), доктор психологических наук (1995), специалист в области общей психологии. Член диссертационных советов при ПИРАО, ИХО РАО, член Международного совета по музыкальному воспитанию.

Творчество художника, ученого, изобретателя и т.д.- это создание «чего-то» в объективном мире; творчество педагога - это пробуждение творческого начала в других людях, и это маскирует творческий характер самой педагогической деятельности.
В 1960 - 1970-е годы в СССР стали понемногу издавать и переиздавать некоторые работы давно забытого ссыльного филолога, кандидата наук, школьного учителя и преподавателя провинциального вуза Михаила Михайловича Бахтина. И начала разрастаться его по сей день не меркнущая мировая слава великого учёного-гуманитария.
2017
№4.
С. 2-6.
Если бы ещё недавно меня спросили, кто из выдающихся художников мира прошёл по жизни самым удивительным, самым неправдоподобным путём, я, скорее всего, назвал бы Сервантеса. Но сейчас я думаю, что скрытая от мира жизнь человека, о котором мы расскажем сегодня, пожалуй, ещё больше похожа на чудо.
2017
№3.
С. 50-52.
Те, кто не очень молод, помнят, наверное, краткий период нашей истории, когда на передний план общественной жизни в первый раз вышли учителя.
Сколько-то лет назад предпринималась очередная Сизифова попытка повлиять на государственную политику в сфере культуры. Мне тогда предложили войти в состав комиссии под руководством Нар.артиста СССР А.А. Калягина, чтобы готовить какие-то тексты для обсуждения в думском комитете.
Похоже, разные программы ЦТ взялись конкурировать на поле пропаганды детского творчества. В связи с этим пришлось в кои-то веки посмотреть «телек» и признать: кое-что положительное в таких передачах есть.
2017
№2.
С. 7-8.
Собеседник главного редактора журнала «Искусство в школе» А.А. Мелик-Пашаева – народный артист СССР, композитор Евгений Дмитриевич Дога.
2017
№2.
С. 3-6
автор - доктор психологических наук, член Союза художников, главный редактор журнала «Искусство в школе» — в своей книге рассматривает духовные основания художественного творчества как проявления высшего, творческого Я человека в области искусства.
2000
автор рассматривает творчество как условие и проявление психологического и духовного здоровья человека и как норму в аксиологическом смысле слова, то есть как полноту актуализации реально существующих человеческих возможностей.
В далёкие 50-е прошлого века учителя нашей СХШ при институте имени В. Сурикова, считавшейся – и, наверное, справедливо – лучшей в стране, вольно или невольно формировали у нас некоторое не вполне определённое представление о том, какой должна быть хорошая живопись.
2016
№1.
С. 48.
Признаться, множество недобрых мыслей приходит на ум и много недобрых слов просятся с языка, когда слышишь о концептуальности, смелости, актуальности и т.д. некоторых явлений современного искусства, и в то же время имеешь несчастье видеть глазами и слышать ушами то, что так многозначительно обсуждается.
2017
№1.
С. 18-19.
В декабре минувшего года в Психологическом институте Российской академии образования прошла конференция на тему «Литература на экране». Конференция собрала педагогов, кинематографистов, литераторов, психологов из разных городов; дистанционно участвовали и зарубежные коллеги. Заседания прошли живо и неформально, каждый искренне хотел и высказаться, и других услышать.
2017
№1.
С. 3-6.
В предыдущем номере, в рубрике «Нужная книга», мы сообщили о выходе из печати впервые полностью опубликованных в России лекций, которые митрополит Антоний Сурожский прочитал в 1982 году в Университете графства Кент, во время чтений, посвященных памяти знаменитого поэта Т.С. Элиота.* Сегодня мы предлагаем читателю несколько почти наудачу выбранных фрагментов, которые дают представление об основном содержании и стиле этих лекций-бесед.
2016
№6.
С. 34-36.
Как же трудно быть справедливым и «объективным» в оценке искусства! В глубоко советские годы нам, ученикам СХШ, внушали – не впрямую, конечно, и, наверное, даже не вполне осознанно, – что русский реализм XIX века это, в общем-то, вершина мировой живописи. Получалось, что он был даже лучше социалистического реализма, что было объяснимо и простительно – ведь советское искусство ещё такое молодое, оно просто не успело превзойти прежнее.
2016
№6.
С. 22-24.
Похоже, разные программы ЦТ взялись конкурировать на поле пропаганды детского творчества. В связи с этим, пришлось в кои-то веки посмотреть «телек» и признать: кое-что положительное в таких передачах есть.
6-го и 7-го декабря в красивом особняке Психологического института на Моховой прошла конференция на тему «Литература на экране». Участвовали психологи, педагоги, литераторы, кинематографисты из Москвы и других городов и даже, по скайпу, зарубежные коллеги.
Мне предложили принять участие 9-го декабря в Круглом столе, организованном Общественной палатой РФ и РГГУ, на тему «Механизмы выявления и развития человеческого потенциала в современную эпоху». Название мне поначалу не очень понравилось. Я вообще пугаюсь, когда применительно к человеку говорят о механизмах, хотя среди психологов это весьма распространено. Но, заглянув в тексты, подготовленные к заседанию, я был удивлен и обрадован.
Два повода должны были сойтись, чтобы я отважился взяться за эти заметки. Первый - данные двух психологических исследований, с которыми мне недавно довелось познакомиться. автор одного из них показывает, что учителей, работающих творчески, мало. автор другого - что учителей, относящихся к детям ценностно (позже увидим, что это значит), тоже мало. И тех, и других меньше 10 процентов. И, скорее всего, это одни и те же люди. Возможно, среди педагогов искусства их побольше, но уж точно не большинство.
2016
№5.
С. 2-6.
Как не допустить насилия над личностью в современном образовании, размышляет один из участников круглого стола «Образование после постмодерна» на фестивале «Преображенские встречи» Александр Мелик-Пашаев, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО.
Многие, наверное, ещё помнят необычайное оживление педагогической жизни в конце 1980-х годов. Талантливые учителя-новаторы, «украшенные» шрамами, которые получали в глухой 20-летней войне с идеологической машиной того времени, вдруг прорвались, в ответ на смутный общественный запрос, в информационное пространство. Их поддержали выдающиеся ученые, поддержала пресса, родилась идея «педагогики сотрудничества»... Казалось, что именно в области общего образовании решается будущее России. И не «казалось», а так оно и было.
2016
№4.
С. 2-4.

Страницы

Подписка на Мелик-Пашаев А.А.