Мелик-Пашаев А.А.

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович (9 июля 1941) - российский психолог, кандидат психологических наук (1975), доктор психологических наук (1995), специалист в области общей психологии. Член диссертационных советов при ПИРАО, ИХО РАО, член Международного совета по музыкальному воспитанию.

Те, кто не очень молод, помнят, наверное, краткий период нашей истории, когда на передний план общественной жизни в первый раз вышли учителя.
Сколько-то лет назад предпринималась очередная Сизифова попытка повлиять на государственную политику в сфере культуры. Мне тогда предложили войти в состав комиссии под руководством Нар.артиста СССР А.А. Калягина, чтобы готовить какие-то тексты для обсуждения в думском комитете.
Похоже, разные программы ЦТ взялись конкурировать на поле пропаганды детского творчества. В связи с этим пришлось в кои-то веки посмотреть «телек» и признать: кое-что положительное в таких передачах есть.
2017
№2.
С. 7-8.
Собеседник главного редактора журнала «Искусство в школе» А.А. Мелик-Пашаева – народный артист СССР, композитор Евгений Дмитриевич Дога.
2017
№2.
С. 3-6
автор - доктор психологических наук, член Союза художников, главный редактор журнала «Искусство в школе» — в своей книге рассматривает духовные основания художественного творчества как проявления высшего, творческого Я человека в области искусства.
2000
В далёкие 50-е прошлого века учителя нашей СХШ при институте имени В. Сурикова, считавшейся – и, наверное, справедливо – лучшей в стране, вольно или невольно формировали у нас некоторое не вполне определённое представление о том, какой должна быть хорошая живопись.
2016
№1.
С. 48.
Признаться, множество недобрых мыслей приходит на ум и много недобрых слов просятся с языка, когда слышишь о концептуальности, смелости, актуальности и т.д. некоторых явлений современного искусства, и в то же время имеешь несчастье видеть глазами и слышать ушами то, что так многозначительно обсуждается.
2017
№1.
С. 18-19.
В декабре минувшего года в Психологическом институте Российской академии образования прошла конференция на тему «Литература на экране». Конференция собрала педагогов, кинематографистов, литераторов, психологов из разных городов; дистанционно участвовали и зарубежные коллеги. Заседания прошли живо и неформально, каждый искренне хотел и высказаться, и других услышать.
2017
№1.
С. 3-6.
В предыдущем номере, в рубрике «Нужная книга», мы сообщили о выходе из печати впервые полностью опубликованных в России лекций, которые митрополит Антоний Сурожский прочитал в 1982 году в Университете графства Кент, во время чтений, посвященных памяти знаменитого поэта Т.С. Элиота.* Сегодня мы предлагаем читателю несколько почти наудачу выбранных фрагментов, которые дают представление об основном содержании и стиле этих лекций-бесед.
2016
№6.
С. 34-36.
Как же трудно быть справедливым и «объективным» в оценке искусства! В глубоко советские годы нам, ученикам СХШ, внушали – не впрямую, конечно, и, наверное, даже не вполне осознанно, – что русский реализм XIX века это, в общем-то, вершина мировой живописи. Получалось, что он был даже лучше социалистического реализма, что было объяснимо и простительно – ведь советское искусство ещё такое молодое, оно просто не успело превзойти прежнее.
2016
№6.
С. 22-24.
Похоже, разные программы ЦТ взялись конкурировать на поле пропаганды детского творчества. В связи с этим, пришлось в кои-то веки посмотреть «телек» и признать: кое-что положительное в таких передачах есть.
6-го и 7-го декабря в красивом особняке Психологического института на Моховой прошла конференция на тему «Литература на экране». Участвовали психологи, педагоги, литераторы, кинематографисты из Москвы и других городов и даже, по скайпу, зарубежные коллеги.
Мне предложили принять участие 9-го декабря в Круглом столе, организованном Общественной палатой РФ и РГГУ, на тему «Механизмы выявления и развития человеческого потенциала в современную эпоху». Название мне поначалу не очень понравилось. Я вообще пугаюсь, когда применительно к человеку говорят о механизмах, хотя среди психологов это весьма распространено. Но, заглянув в тексты, подготовленные к заседанию, я был удивлен и обрадован.
Два повода должны были сойтись, чтобы я отважился взяться за эти заметки. Первый - данные двух психологических исследований, с которыми мне недавно довелось познакомиться. автор одного из них показывает, что учителей, работающих творчески, мало. автор другого - что учителей, относящихся к детям ценностно (позже увидим, что это значит), тоже мало. И тех, и других меньше 10 процентов. И, скорее всего, это одни и те же люди. Возможно, среди педагогов искусства их побольше, но уж точно не большинство.
2016
№5.
С. 2-6.
Как не допустить насилия над личностью в современном образовании, размышляет один из участников круглого стола «Образование после постмодерна» на фестивале «Преображенские встречи» Александр Мелик-Пашаев, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО.
Многие, наверное, ещё помнят необычайное оживление педагогической жизни в конце 1980-х годов. Талантливые учителя-новаторы, «украшенные» шрамами, которые получали в глухой 20-летней войне с идеологической машиной того времени, вдруг прорвались, в ответ на смутный общественный запрос, в информационное пространство. Их поддержали выдающиеся ученые, поддержала пресса, родилась идея «педагогики сотрудничества»... Казалось, что именно в области общего образовании решается будущее России. И не «казалось», а так оно и было.
2016
№4.
С. 2-4.
Как я назову эти записи, я знал с самого начала. А почему – понял позже. Я ведь не имел тогда в виду, что вот-вот закончится жизнь моя или моих собеседников и персонажей. Но было, значит, интуитивное понимание того, что необратимо меняется время, что все привычное, хорошее и плохое, как говорил один философ, «отпадает в прошлое», и таких встреч, таких людей и отношений, таких разговоров и обстоятельств, как в те 1990-е годы, уже не будет.
Адекватное восприятие искусства предполагает наличие у ребенка собственного авторского опыта. С этой точки зрения в статье рассматриваются занятия мультипликацией как область детского творчества и как средство воспитания культурного зрителя.
Мои воспоминания заведомо не будут похожи на большинство других. Мои родители не принимали участия в войне; в то же время, их жизнь в военные годы не была похожа и на обычную тыловую жизнь. Возможно, как раз поэтому мой рассказ покажется кому-то интересным.
Когда я, уже в относительно взрослом состоянии, начал заниматься психологией, в нау чной среде довольно актуальны были размышления и споры на тему, которая меня, пришедшего «со стороны», удивила своей парадоксальностью: каков предмет психологии? Что именно она изучает, в отличие от прочих наук?
2016
№3.
С. 11.

Страницы

Подписка на Мелик-Пашаев А.А.