Мелик-Пашаев А.А.

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович (9 июля 1941) - российский психолог, кандидат психологических наук (1975), доктор психологических наук (1995), специалист в области общей психологии. Член диссертационных советов при ПИРАО, ИХО РАО, член Международного совета по музыкальному воспитанию.

Главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев на 17-м Санкт-Петербургском саммите психологов провел интерактивную лекцию «Личность художника и психология художественного творчества».
В Госдуме вызревает закон о введении уголовной ответственности с 12-летнего возраста. Может, и не примут, но само обсуждение уже звучит как приговор. Не 12-летним только, а всем нам: нация, которая жестока и (или) безразлична к своим детям, – нация вымирающая, это аксиома.
2013
№2.
С. 2-3
После окончания художественной школы при институте имени В. Сурикова я в течение некоторого времени брал уроки у Глеба Борисовича Смирнова. Уроки длились недолго, меньше года. Но дружеские отношения с этим замечательным человеком у меня сохранились до конца его дней, и я пользуюсь случаем добавить к воспоминаниям И.В. Макарова несколько разрозненных фрагментов.
2023
№6.
С. 18-19
Что значит «полноценное», или «сотворческое», восприятие искусства? Как оно связано с собственным творчеством? Что оно даёт тем, кто не свяжет с искусством своё профессиональное будущее?
2023
№5.
С. 2-11

Какими должны быть психолого-педагогические условия, обеспечивающие целенаправленное развитие художественно-творческих способностей ребёнка? 

2023
№4.
С. 4-14

Поздравляем с юбилеем

народного художника России, академика

Бориса Михайловича Неменского

В начале 1970-х, когда я только начинал заниматься психологией художе­ственного развития, в нашем доме появилась небольшая книжка «Распахни окно». Моя мама, едва перелистав её, очень веско сказала: "Тебе надо позна­комиться с этим Неменским".

2013
№1.
С. 5

В начале 1991 года Геннадий Алексеевич По­жидаев, тогда еще в ранге и.о.главного редактора, представил читателям первый номер нового журнала "Искусство в школе". Стало быть, нам 22 года? Дата, прямо скажем, не круглая. Но мы имеем основания праздновать в этом году и круг­лую дату - тридцатилетие нашего издания! 

2023
№3.
С. 2-3

Мы привыкли думать, что творчество - это всегда создание «чего-то», в чём талант автора воплотился, «опредметился», что остаётся на века и сохраняет имя автора. А результат творчества педагога - не «что-то», а «кто-то», его ученик, который пробудился к духовной жизни и к самостоятельному творчеству.

2023
№3.
С. 9-13

Образ мира и «вибрация души»

В предыдущем номере журнала была опубликована статья Л.3опотаревой о взаимосвязи искусств в импрессионизме с нашими комментариями к ней. Сегодня мы знакомимся с работой педагога, который тоже старается раскрыть детям глубинное род­ство разных искусств, но иными методами и на ином материале, не слишком доступном не только детям, но и взрослым.

2014
№6.
С. 32

Материалы, включённые в книгу, можно услов­но поделить на три части:

  • о жизни Детской киностудии "Поиск", на базе которой возник фестиваль;
  • об истории фестиваля "Жар-Птица", его ат­мосфере, о некоторых его участниках; о мульти­пликации (анимации) как таковой, её своеобразии, образовательных и воспитательных возможностях.
2014
№4.
С. 63-64

Поэтому совершенно логично выглядит давно назревшее и перезревшее утверждение, что «Программы обучения в средней школе должны включать – как обязательный, а не дополнительный, компонент – получение детьми базовых навыков восприятия и создания произведений искусства: изобразительного, музыкального, вокального, драматического.

2014
№4.
С. 2-3
Конференция «Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений», организованная Детским музыкальным театром имени Н.И.Сац, ГБНУ "Московским ин­ститутом развития образования" (МИРО), Научно-методическим журналом "Искусство в школе", Московским институтом развития образования, Некоммерческим партнёрством содействия разви­тию культуры и образования "Гражданский долг", Школой №324 "Жар-птица", прошла 23.04.2014 г.
2014
№3.
С. 51-54
Тексты двух художников, публикуемые ниже, не­преднамеренно и чрезвычайно отчётливо ставят некоторые важные вопросы, касающиеся духовного воспитания, художественного развития и даже со­временной культуры в целом.
2014
№3.
С. 5
Начнём с того, чего можно, а чего не следует ожидать от предлагаемого курса лекций. Всё, что нас окружает, является объектом искусства, вот только видеть это или эти объекты надо научиться. А ребёнка надо обучать.
2023
№2.
С. 2-10
В «светском» искусстве главным будут не названия и последовательность возникновения художественных направлений, не биографии авторов, а приобщение к тому образу человека и его отношений с миром, к тем ценностям, которые характерны для искусства того или иного направления или автора. 
2023
№1.
С. 23-24

Развивающие программы эстетического цикла (к которому, конечно, относится и литература как искусство слова!) представляют собой отечественную культурно-образовательную ценность и ждут своего признания и распространения.

2023
№1.
С. ***
Фестивали  и  конкурсы детского творчества давно стали неотменяемым фактом культурной и педагогической действительности; в эпоху Интернета их количество значительно увеличивается. Наша редакция тоже не раз объявляла конкурсы. 
2022
№6.
С. 36-37

Дорогие учителя!

Ниже публикуется фрагмент книги А.Мелик-Пашаева иЗ.Новлянской «Психология художественного творчества», которая вышла в издательстве МГУ в 2022 году. 

2022
№4.
С. 3-11

Один композитор и мыслитель нашего времени утверждает, что искусству в настоящем смысле сло­ва пришёл конец, а то, что делают нынче живопис­цы, музыканты, поэты, – это уже не художествен­ные произведения, а "симулякры". Надеюсь, это не так (искусство и раньше, случалось, хоронили очень умные люди), но факт некоего безвременья налицо. 

2015
№3.
С. 42-43

Страницы

Подписка на Мелик-Пашаев А.А.