Новлянская З.Н.

Новлянская Зинаида Николаевна

 

Программа развивающего обучения литературе («Литература как предмет эстетического цикла»), созданная Г.Кудиной и З.Новлянской, по сей день остаётся единственной, где основанием и стержнем обучения с первого по выпускной классы является собственное литературное творчество детей. 

2015
№4.
С. 8-13

Ниже публикуется фрагмент книги А.Мелик-Пашаева иЗ.Новлянской «Психология художественного творчества», которая вышла в издательстве МГУ в 2022 году. 

2022
№4.
С. 3-11

Нас уже не очень интригует неразрешимая загадка: что в точности сказал сам Сократ, а что додумал и почтительно приписал велико­му учителю его гениальный ученик Платон. Но стоит обратить внимание на одно парадоксальное обстоятельство. 

2015
№3.
С. 16-20
Уроки в IV классе, которые мы сегодня публикуем, были разработаны и впервые проведены давно. Можно выразиться сильнее: в конце прошлого тысячелетия. Но они «отчаянно» актуальны именно сегодня, когда дети, особенно живущие в больших городах, почти лишены того, чего более всего требует возраст: полноцен­ных и разнообразных, а не призрачно-виртуальных чувственных впечатлений.
2018
№5.
С. 39-44

А.Мелик-Пашаев, З.Новлянская,

Психологический институт РАО, Москва

Ещё раз об отношении к детскому художественному творчеству…

Среди психологических и педагогических проблем художественного развития – таких, как одарённость, возрастные особенности, развивающие методики, критерии оценивания и т.д., – существует одна, нисколько не менее важная, острота которой не всегда оценивается по достоинству. Её можно определить как проблему презентации детского творчества.

2018
№1.
С. 28-29

З.Новлянская,

кандидат психологических наук, ПИ РАО, Москва

Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Визуальные, в первую очередь экранные, искусства занимают всё большее место в современном культурном пространстве, во многом определяя нравственно-эстетические ориентиры людей разных поколений. И в многообразии их форм, жанров и направле­ний важное место неизменно сохраняет за со­бой экранизация произведений литературы.

2019
№3.
С. 56-57
В конце минувшего года в Психологическом институте Российской академии образования прошла Международная научно-практическая конференция «Психология, литература, кино в диалоге с театром». В ней приняли участие психологи и представители всех трёх упомянутых в названии видов искусства.
2020
№1.
С. 15-17.
Уже более ста лет назад специалисты (художники, педагоги, психологи), да и не только они, начали воспринимать детское художественное творчество как некую культурную ценность.
2019
№1.
С. 11-13.
Визуальные, в первую очередь - экранные искусства занимают все большее место в современном культурном пространстве, во многом определяя нравственно-эстетические ориентиры людей разных поколений.
Раскрывая ребенку богатство родного слова, мы раскрываем ему богатство его собственной души, которое он уже чувствовал прежде, чем начал понимать.
Считается, что творчески одарённых детей очень мало. По разным данным, разных социально-психологических обследований, кто считает 3%, кто-то 5% в зависимости от разных несущественных различий, но всегда очень мало.
Надеемся, многие читатели согласятся: искусство в общеобразовательной школе, как, впрочем, и в школах искусств и творческих студиях, существует не для того, чтобы научить детей худо-бедно что-то изобразить в соответствии с правилами перспективы, разбирать ноты, знать, как называются некоторые произведения и как звали их авторов.
2018
№5.
С. 2-12
Положение о том, что культурный читатель является со-творцом автора, воссоздающим, по авторским «вехам», целое художественного произведения и заложенные в нём ценностно-смысловые оценки, стало общим местом в педагогике. Но до сих пор не существует ясных представлений ни о том, что конкретно представляет собой это таинственное читательское сотворчество, ни о том, при каких условиях оно случается (или не случается), ни о том, какие признаки свидетельствует, что оно действительно случилось.
2018
№3.
С. 4-6.
Сегодня «Пегасик» знакомит наших читателей с журналом, который носит необычное название – «Чуланфантаз». Название это придумали его создатели – московские дети, которые занимаются в образовательном центре «Чуланчик».
2017
№6.
С. 51-53.
Оценивать ту или иную образовательную систему можно, исходя из того, какую главную цель она ставит и насколько эффективна в её достижении.
2017
№4.
С. 7-9.
Урок в VIII классе
2016
№5.
С. 42-44.
Не секрет, что количество читателей лирических произведений составляет очень небольшую часть от общей массы читающих. Не секрет и то, что из всех родов литературы (лирика, эпос и драма) именно лирика наиболее полно аккумулирует в себе эмоциональную жизнь как целой нации, так и отдельного человека. Откликаясь на всё, что происходит в окружающем мире, она становится мощным средством воспитания чувств и душевного неравнодушия.
2016
№3.
С. 20-22.
Программа для начального общего образования. Основная цель курса «Литература как предмет эстетического цикла», рассчитанного на все годы обучения в школе, – воспитание эстетически развитого читателя.
2015
№6.
С. 10-24.
Анализ массива первых детских творческих сочинений, выполненных в условиях специально организованного обучения, показывает, что дети начинают своё движение к авторству с разных уровней и идут к нему с разной скоростью и разными путями. (Продолжение. Начало в №4 - 2015г.)
2015
№5.
С. 17-24.
Зинаида Николаевна Новлянская хорошо знакомо зрителям телепередачи «Тем временем», куда её приглашают для участия в дискуссиях по различным проблемам педагогики искусства. Специалистам она известна как психолог, занимающийся проблемой литературно-художественного развития школьников, и один из авторов замечательной программы по литературному образованию.
2012

Страницы

Подписка на Новлянская З.Н.