Музыкально-ритмические занятия в Арт-центре «Пчёлки» для ребят с синдромом Дауна

Л. Раздобарина, кандидат педагогических наук, г. Москва

Музыкально-ритмические занятия в Арт-центре «Пчёлки»
для ребят с синдромом Дауна

Арт-центр «Пчёлки» - удивительный коллектив, созданный в 1994 году в Таганском районе Москвы, куда до сих пор каждый день съезжаются ребята с синдромом Дауна и занимаются искусством. Эти дети, закончив специализированную школу, остаются полностью изолированными от жизни, от общества, притом что ребята очень общительны и страдают от недостатка общения. Поэтому Арт-центр стал спасительным кругом для многих ребят Москвы, некоторые студийцы занимаются более 20 лет, достигнув отличных результатов.

Ребята с синдромом Дауна прекрасно чувствуют музыку и особенно ритм. Игра на ударных инструментах - любимое увлечение этих ребят. На занятиях используется «коровий колокол», тарелки, бубны, трещотки, ударная установка, бубенчики, колокольчики, маракасы. Студийцы, которые давно ходят в центр, очень чётко держат ритм, причём достаточно сложный. Также возможно соединение игры с движениями (различного вида ходьба - хороводы, змейки и т.п.)

Необходимо очень аккуратно подбирать репертуар, так как не все произведения нравятся ребятам, при упавшем интересе сложно добиться положительного результата - будут отвлекаться и скучать. Желательно выбирать произведения в умеренных темпах, так как моторика не очень хорошо развита и, как показала практика, не поддаётся исправлению.

Представляет интерес работа с колокольчиками. У каждого студийца в руке колокольчик с определённой нотой, ребята расставлены в полукруге по нужному звукоряду (например, «ля минор»). Под записанную инструментальную фонограмму «В лунном сиянье», дирижёр показывает жестом каждому студийцу время звучания его колокольчика, таким образом «складывается» мелодия этого романса. Казалось бы, всё очень просто для исполнителя, но в процессе разучивания и исполнения возникают некоторые трудности. При игре на колокольчике кисть должна быть не напряжена, тогда звук получается звонкий, летящий. При напряжённой руке необходимо снятие мышечных зажимов. Важна и частота колебаний колокольчика, чтобы все студийцы выдерживали одинаковую частоту колебаний. Может представлять трудность и выравнивание сила звука - она должна быть одинакова. Как правило, не хватает быстроты реакции на руку дирижёра. Особенно сложно играть сразу на двух колокольчиках, несомненно, требуется концентрация внимания, любому неподготовленному человеку справиться с задачей будет сложно, но наши воспитанники успешно с ней справляются - студийцы занимаются этим видом деятельности по 90 минут.

При правильно подобранном репертуаре усталости не возникает - главное, чтобы произведения были контрастными и для них интересными. Многие ребята настолько хорошо чувствуют музыку, что могут самостоятельно, без дирижёра безошибочно попасть в гармонию, что подчас могут даже не все музыканты. Но самым восхитительным открытием стало умение почти всех студийцев руководить «колокольным оркестром». Студиец выбирает произведение, которое ему больше всего нравится, и показывает, кому когда играть. При этом возникающая энергетика потрясает слушателей. Интересно, что каждый раз «дирижёр» может показывать по-разному, но в этом и заключается большая ценность такого музицирования - импровизации получаются яркими и самобытными. Музыка колокольчиков украшает созданные композиторами сочинения, придаёт им новое, оригинальное звучание. Наши даунята становятся «сотворцами» лучших образцов композиторского творчества.

Искусство в школе: 
2017
№6.
С. 44.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.