Купите ребёнку пластилин!

О. Петрунина, педагог-арттерапевт

Купите ребёнку пластилин!

Эта статья - обращение ко всем родителям и воспитателям, которым важно, чтобы их дети развивались своевременно и гармонично.

В наш век высоких технологий родители стали всё больше увлекаться современными развивающими приспособлениями и гаджетами для детей и совсем забыли (а некоторые и не знали), что одним из самых эффективных средств для успешного развития малыша является обыкновенный пластилин.

Почему именно лепка? Что в ней особенного? Почему её предпочитают дети и рекомендуют специалисты - педагоги, арт-терапевты, психологи, логопеды?

Начнём рассматривать этот вопрос с точки зрения нашего «главного героя» - ребёнка до 7 лет. (Правда, как показывает моя практика работы в школе, дети и в более старшем возрасте с не меньшим удовольствием работают с тестом, пластилином, глиной).

На своих занятиях я стараюсь чередовать материалы так, чтобы ребята не скучали и могли переключаться с одного вида деятельности на другой. Предлагаю им использовать одновременно или на выбор несколько изобразительных средств: пластилин, карандаш, уголь, пастель, разные виды бумаги и картона, различные краски и т.д. И чаще всего я слышу от детей пожелание: «А давайте сегодня будем лепить!»

Далее идёт обоснование: мама дома не разрешает, потому что пластилин пачкает руки, стол, пол, незаметно падает на пушистый ковёр и нечаянно втаптывается в него навечно - и ещё множество подобных «взрослых» причин. Поэтому у детей надежда только на специальные занятия в детском саду или кружке.

К сожалению, многие мамы, папы, бабушки и дедушки не задумываются о том, что ребёнку неинтересно ждать специально отведённого момента для занятия творчеством, если потребность в этом у него возникла прямо сейчас и именно здесь. Малышу вдруг захотелось вылепить себе друга - Оранжевого Кролика или Конфетную Фею! Именно сейчас этот мальчик или эта девочка хотят высвободить из твёрдого цветного брусочка пластилина сначала голову, туловище, а потом и целиком всего героя их детской фантазии! Да, чаще всего так и бывает у детей: им надо именно здесь и только сейчас. Поэтому, когда дело касается творчества, разумные родители должны слышать своих детей.

Этот физический и психологический процесс превращения материала для лепки, будь то пластилин, тесто или глина, в осязаемый предмет детского воображения очень подробно и художественно описала Елена Макарова в своей книге «Как вылепить отфыркивание»[1]. Приведу здесь небольшой фрагмент для примера:

«...Дети прикладывают пластилин к уху и слышат стон замурованного слона. Вслед за мной они неверными, слабыми пальчиками вытягивают хобот. Он отрывается, и я предупреждаю, что желательно всё-таки обращаться со слоном осторожно, не причинять ему боли.

В четыре года ребёнок способен вовлечься в любую игру и переживать её подчас глубже и серьёзней, чем реальную жизнь. Для детей, которые ещё и шарика толком не умеют скатать, вылепить слона - дело нелёгкое. Из-под пальцев выползают диковинные звери, имеющие со слоном далековатое сходство. Но дети уверены, что это слон. Они показывают друг другу своё сокровище и радуются: «Слон появился!»

Но что скажут мамы и папы?

- Может, это кошка? - робко интересуется мама восторженного мальчика.
- Да нет же, это слон. Я его нашёл.
- А.... - тянет мама и, оборачиваясь ко мне, шепчет: - У него одни фантазии. Нарисует загогулину, а наплетёт с вагон, - говорит она, превращая на глазах сына «слона» в лепёшку.
- Что ты сделала! - кричит мальчик. - Зачем ты смяла?!
- Он лёг спать, - утешаю я мальчика. - Придёшь домой, откроешь коробку и поможешь слону проснуться.
- Слоны сплющиваются, когда спят? - с надеждой спрашивает мальчик».

Одним из самых важных наблюдений является то, что вылепленный малышом предмет становится зачастую для маленького автора игровым. А творческий потенциал, как показывает, в частности, З.Н. Новлянская, во многом складывается в игре, занимающей так много места в дошкольной жизни ребёнка. С каким удовольствием и гордостью за своё детище ребёнок играет с пластилиновым щенком, которого он в реальности никак не может выпросить у родителей!

   

С каким чувством облегчения сажает в темницу монстра, который приходит к нему ночью и не даёт спать! Так дети сами себе устраивают эмоциональную и психологическую разгрузку, за которой иной раз приходится обращаться к психотерапевтам. Можно считать этот переход некоей артпрофилактикой. Кроме того, имея на руках пластилинового или глиняного героя, ребёнок зачастую не останавливается на этом, ему надо заполнить и обустроить мир этого персонажа. И этот процесс может быть бесконечным, ведь в игре дети проживают целую жизнь, и всё здесь должно быть по-настоящему.

А задача взрослого ещё и в том, чтобы помочь ребёнку построить мостик из мира игры в мир творчества. Соответственно, образуется интересная трансформационная цепочка: «творческая деятельность - игра - творческая деятельность», которая чем дольше повторяется, тем больше обрастает всё новыми составляющими: запросами, умениями, способами их реализации в разных видах художественной деятельности, коммуникативными навыками как внутри творческо-игрового пространства, так и за его пределами. Это был первый важный повод, по которому необходимо купить ребёнку пластилин.

Второй, не менее веской причиной, является связь мелкой моторики рук, которые напрямую задействованы в лепке, с устной речью. О пользе развития мелкой моторики знают все. И врачи, и логопеды согласны сейчас с В.А. Сухомлинским в том, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Конечно, работа с пластичными материалами - это не панацея, а всего лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребёнка. Речь - это сложная система, поэтому необходима комплексная, многокомпонентная работа (подчас даже нескольких специалистов и самих родителей ребёнка) по её запуску и коррекции. Неправильно будет считать, что развитие тонких движений рук - это магическая кнопка, при нажатии на которую у ребёнка автоматически развивается и речь, и мышление. Но во всей коррекционной «машине» по их «высвобождению» мелкая моторика является кнопкой, которую нельзя удалить, не сломав всю систему. Следовательно, надо позволить ребёнку заниматься лепкой, даже если у него с речью всё в порядке, потому что в развитии мышления нет предела совершенствованию.

Третьей причиной для покупки пластилина является развитие способности детей к самообслуживанию. Что я имею в виду? Конечно, не поход в супермаркет без родителей. Часто непростой задачей становится процесс завязывания шнурков. Сейчас большинство родителей стремятся купить своему ребёнку обувь с застёжкой-липучкой. Конечно, ведь это так удобно и быстро - за одну секунду отлепить-прилепить и бежать!

- Удобно кому?
- Всем: родителям, воспитателям, ребёнку.

Не могу не согласиться в отношении двух первых. Но вот как быть с ребёнком? Ведь уже выросло и продолжает расти целое поколение детей, которые в 7-8-9 лет не умеют завязать узелок или бантик, или вдеть нитку в иголку. А эти действия человек совершает в жизни в сотнях разных ситуаций, иногда даже жизненно важных! И получается, что те родители, которые купили своему чаду обувь со шнурками (не для того чтобы он учился их завязывать, а потому что шнурки - самая надёжная застёжка), забыли обучить его этим важным манипуляциям. Да и сам малыш начинает отказываться от них, потому что его крохотные пальчики не слишком поворотливые и ловкие. Вот и просит воспитательница, которая должна собрать на прогулку не менее 10 детей, чтобы родители принесли ботиночки с липучкой или молнией, и тогда процесс сборов не растягивается на длительное время. На этом круг и замыкается. А вот если бы ребёнок с самого раннего возраста развивал и укреплял свои маленькие пальчики с помощью лепки, проблема завязывания шнурков или повязок на шапке, возможно, и не возникла бы.

Сейчас существует большое количество разновидностей пластичного формообразующего материала, мягкие, часто с приятным ароматом: масса и тесто для лепки, восковой, буквально тающий в руках пластилин, классический твёрдый пластилин, глина полимерная и обычная скульптурная и т.д. Все они предназначены для работы в разных техниках и применяются с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка, как психических, так и физиологических. Так, например, мальчику, у которого сильная мускулатура кистей рук, высокая психическая активность, зачастую сопровождаемая агрессивным поведением, совсем не интересно работать с нежной, тающей в руках мягкой массой. Для начала ему желательно дать пластилин самый твёрдый, который требует долгого разогревания и разминания перед началом лепки. А мягкий материал в таком случае можно применять для пластилинографии, где такой малыш может утвердить свою силу в не менее мирных целях - с усердием растирать «послушную» массу по картону, закрывая ею участок за участком, создавая красочное панно, и в ещё большей степени задействовав подушечки пальцев, которые являются важными проводниками нервных импульсов.

Я замечала, что после таких занятий ребёнок, который находился в возбуждённом или агрессивном состоянии до занятия, как правило, становится спокойнее и начинает более позитивно относиться к окружающим.

Но это взгляд со стороны взрослого человека, специалиста. А что же говорят дети по поводу занятий лепкой? Почему этот процесс их привлекает?

«Пластилин сначала твёрдый и непослушный. Но я знаю секрет: его надо разбудить своим теплом (прим. автора - размять пальчиками и подышать на материал), чтобы он проснулся и подружился со мной. И тогда я могу с ним делать всё, что захочу! Я даже могу слепить из него настоящего Дракона!» -восторженным шёпотом делится своим знанием со мной пятилетний Ярослав.

Дело в том, что любые пластичные материалы, в отличие от других художественных средств, легко поддаются видоизменению. Так, например, малыш в течение одного занятия один и тот же брусочек пластилина может несчётное количество раз переделывать, то добавляя, то убирая детали, то полностью сломав одно и начав с нуля новое. И при этом маленький скульптор не будет чувствовать себя неудачником, потому что он знает, что в его силах можно всё исправить. В то время как с красками сделать такое не получится, тут, как говорится, «что написано пером, не вырубишь и топором». Кстати, именно поэтому многие дети боятся работать с красками. Но это уже тема для другой статьи.

А в заключение ещё несколько доводов в защиту пластилина и в пользу его покупки ребёнку.

Лепка развивает тактильные ощущения, это непосредственное, тактильное взаимодействие с материалом. Отсутствие у ребёнка чувственных ощущений вызывает сенсорный голод, неудовлетворённость, что впоследствии может привести к неприятию ласки, к неумению проявлять нежность. Такие дети зачастую вырастают замкнутыми, неэмоциональными, малочувствительными взрослыми людьми.

Лепить - значит придавать форму воображаемым предметам и абстрактным понятиям. Дети воспринимают предметный мир через осязание, вещи оживают под их маленькими пальчиками. Запрещая ребёнку заниматься пластическими материалами, родители лишают их важной сферы познания мира и самого себя, своих возможностей и, следовательно, веры в свои силы. Согласитесь, для взрослого человека важно иметь всё это, чтобы быть успешным.

Не стоит торопиться скупать для развития ребёнка современные игрушки - «развивашки», которые не оставляют места домысливанию и воображению. Ведь ещё в старину любимым занятием детей было вылепливание глиняных фигурок, в которые они вкладывали всю свою любознательность и фантазию.

А.М. Коллонтай сказала на этот счёт такие важные слова: «Людям нужна фантазия. Люди без фантазии - никогда ничего не создадут большого и ценного, нового. Люди без фантазии - сухи и скучны, они только наполовину живут. Человек с фантазией живёт сто жизней сразу. Он умеет жить за себя и за других, в прошлом и будущем».

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Спб.: Союз, 1997.
  2. Макарова Е. Как вылепить отфыркивание. в 3т. Т.1 / Освободите слона./ М: Самокат, 2014 - с.20.
  3. Макарова Е. Как вылепить отфыркивание. в 3т. Т.2 / В начале было детство./ М: Самокат, 2014.
  4. Новлянская З.Н. Учение и творчество М.: Обнинск: ИГ - СОЦИН, 2010.
  5. Амонашвили ША. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.3. / Школа жизни. - 2 изд. М.: Свет, 2015.
  6. Ефимов О.И. и Ефимова В.Л. Педагогика, изменяющая мозг. С-Пб.: Диля, 2016.

[1] Несколько десятков лет назад я был на одном занятии с маленькими детьми, которое проводила Елена Макарова. Она доверительно сообщала ребенку, что в этом вот кусочке пластилина спрятан кто-то, ну, например. слон, и мы будем его освобождать...И начиналась работа. «Освободите слона» — именно так называлась первая, или одна из первых, книг замечательного педагога и писательницы Е. Макаровой.
А.М.   
Искусство в школе: 
2017
№6.
С. 41-43.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.