Маша Варакина

В нашем журнале детского творчества из «классических искусств» представлены бывают почти исключительно два: изобразительное и словесное. Раннее композиторское творчество – явление крайне редкое, и понятно, почему.

Достоинства детского рисунка кто-то способен, а кто-то не способен оценить, но он существует как объективный факт культуры. Дописьменное словесное творчество ребёнка зафиксировать и оценить с художественной или, если угодно, с пра-художественной точки зрения уже намного труднее (см. об этом книгу К.Чуковского «От двух до пяти» и статью З. Новлянской в этом номере журнала). А первые прамузыкальные «опусы», которые, возможно, растут от того же звукоритмического корня, что и словесные – и вовсе остаются за пределами взрослого внимания и возможности фиксации. То есть первые «композиторские» попытки детей исчезают без следа, мы о них не знаем практически ничего.

Если же говорить о сознательном сочинении музыки, зафиксированной в нотном тексте, то оно требует такой специальной подготовки, что не может стать занятием всех, или многих детей. (Правда, новые технологии значительно расширяют возможности детского сочинительства, но это явление, со всеми его несомненными достоинствами и возможными потерями, требует специального обсуждения.) Не случайно, когда мы говорим о детях-композиторах, нам приходится высоко «задирать голову» и вспоминать Моцарта, Прокофьева и другие великие имена. Поэтому мы с особым интересом относимся к примерам творчества юных (чтобы не сказать – маленьких) композиторов, с одним из которых вы знакомитесь сегодня.

Обратим внимание и на такую проблему. Детский рисунок или стихотворение, с одной стороны, могут представлять несомненную художественную ценность. С другой – они почти всегда несут явные возрастные черты, которые многие принимают за недостаток, за неумелость, но которые на самом деле неотделимы от своеобразной детской художественности, как бы входят в состав её.

Вопрос к специалистам: существует ли нечто аналогичное в композиторском творчестве? Можно ли сказать про музыку: «это сочинил ребёнок приблизительно такого-то возраста», имея в виду не слабость, а некие возрастные особенности музыкального образа, которым взрослый профессионал мог бы даже позавидовать, как это бывало с живописцами ХХ века?

А.М.

ВАРАКИНА МАША, 10 ЛЕТ.

Начала заниматься фортепиано с 5 лет. Учится в Средней специальной му зыкальной школе при Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова со 2 класса. Занимается композицией с 8 лет. Пишет музыку для фортепиано и других инструментов. Со своими произведениями Маша выступала на разных площадках Санкт-Петербурга, а также в летней творческой школе «Новые имена».

В 2017 году стала лауреатом III степени в композиторской номинации на XI открытом композиторско-исполнительском конкурсе, посвящённом Андрею Петрову «Бывает всё на свете хорошо» (г. Санкт-Петербург).

В 2018 году стала лауреатом I степени детско-юношеского конкурса композиторов в рамках XII Открытого Всероссийского конкурса молодых композиторов имени А.Г. Шнитке (г. Саратов). С 2018 года занимается композицией у Александрова Ивана Геннадьевича.

Пьеса для фортепиано «Осенний петербургский дождик» прозвучала 26.10.2018 на гала концерте в Саратовской государственной консерватории им. А.В. Собинова.

Раздел: 
Искусство в школе: 
2019
№1.
С. 61.
Tags: 

Оставить комментарий

12 + 6 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.