Искусство и... национальная безопасность
Искусство и... национальная безопасность
Участники Круглого стола признают, что обсуждавшаяся проблема – это в полном смысле слова проблема национальной безопасности.
Даже согласно официальной статистике, наша страна стабильно числится в "лидерах" по таким мрачным показателям, как психосоматические заболевания детей, депрессия, "деперсонализация", отсутствие смысла жизни, наркотизация, алкоголизация, подростковая преступность и суицид. Нарастание подобных явлений, в сочетании с неразвитостью эмоциональной и ценностной сферы, обусловленной однобоким рационализированным образованием, создаёт в обозримом будущем реальную угрозу существованию нашей культуры, общества и государства. И всему этому мы не способны противопоставить ничего, кроме бесплодных ограничительно – запретительно – карательных мер.
Между тем возможность положительного решения проблемы лежит на виду. Ведущие педиатры и психотерапевты утверждают, что важнейшей причиной перечисленных психологических и социальных бедствий является острейший дефицит творчества в жизни детей. А из всех видов творчества наиболее привлекательным, доступным и успешным в детском возрасте является творчество в различных видах искусства.
Существует убедительный международный опыт, свидетельствующий о том, что раннее приобщение ребёнка к какому-либо виду художественного творчества на порядки уменьшает вероятность его попадания в упомянутые страшные зоны риска. Следовательно, неотложной необходимостью является создание системы всеобщего, творчески ориентированного художественного образования-воспитания. Не для подготовки отдельных детей к будущей профессиональной деятельности, а для создания основы психологического, нравственного, физического здоровья нации, для профилактики психологических отклонений, саморазрушительного и асоциального поведения целых поколений.
Однако отечественная образовательная политика с катастрофической для будущего страны недальновидностью выдавливает именно эти целительные дисциплины из основного и доступного дополнительного образования.
Считаем, что срочно необходима смена приоритетов российской культурно-образовательной политики в пользу гуманитарно-художественной составляющей образования. Это должно выразиться:
- в увеличении учебного времени за счёт других дисциплин (что отнюдь не повредит уровню общего образования: неоднократно показано, что дети, больше занимающиеся художественным творчеством, намного успешнее усваивают все школьные предметы);
- в преподавании художественных дисциплин с первого по выпускной класс, создании школьных театров, восстановлении в полном объёме преподавания мировой художественной культуры;
- в продвижении творчески развивающих систем обучения изобразительному искусству, литературе, музыке и другим видам искусства (такие системы существуют, и их результативность убедительно доказана практикой);
- в обеспечении бесплатного доступа детей к разным видам художественных практик в системе дополнительного образования;
- в соответствующем опережающем изменении профессиональной подготовки воспитателей детских садов, учителей начальных классов и учителей предметников.
Необходима также инициация психологических исследований и получение отечественных социологических данных о связи раннего художественно-творческого опыта с дальнейшим развитием, психологическим здоровьем, поведением и судьбой людей.
Чем следует дополнить, или – что изменить в этом перечне? Какие организационные меры необходимы, чтобы начатое дело получило развитие? Мы ждём ваших откликов в почте журнала!
А.М.
~ ~ ~
"патологии", возводя принцип относительности в главенствующий закон. Ребёнку, развивающемуся молодому человеку сегодня не на что опереться, не на чем строить позитивную самоидентичность. Ситуация обостряется тем, что в сегодняшнем мегаполисе для молодёжи почти не остаётся возможностей для проб и самооткрытий. Жизнь ребёнка жёстко регламентирована: школа – дом, уроки – домашние задания. Теряется непосредственность чувств, ощущение жизни, не выстраивается контакт с самим собой, а в итоге растёт количество детских суицидов. Не учитывать это невозможно, тем более что в школьной жизни учитель постоянно сталкивается с последствиями этой катастрофы, проявляющимися в том числе и в отсутствии учебной мотивации.
Как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы он позволил преодолеть дефициты современного общества, нашей повседневной жизни, которая мало заботится о внутреннем мире человека? Сегодня не принято говорить о том, "что" и "как" мы чувствуем. Мы зачастую и не знаем, что с нами происходит, различая лишь основные состояния: хорошо, плохо и нормально. (Наверное, каждый учитель сталкивался с этой проблемой, задавая своим ученикам вопрос: каково им сейчас, что они переживают? Скорее всего, в ответ звучало одно слово: "нормально".) Но когда огромный пласт душевных переживаний остаётся невостребованным, перестают различаться: удивление, печаль, скорбь, милосердие и многое другое. Упрощается, деградирует "внутренний" человек.
Ответы на поставленные вопросы находятся в практиках искусства, в творчестве и в художественном образовании. Вот почему представляется крайне важным регулярное проведение подобных конференций с докладами, мастер-классами, обсуждениями круглого стола, позволяющими набирать аргументы, демонстрирующие социальную, психологическую, экзистенциальную значимость и неустранимость искусства в жизни человека.
Т.Климова,
ст. преподаватель МИОО,
научный сотрудник ФИРО
Оставить комментарий