Новлянская З.Н.
Новлянская Зинаида Николаевна
З. Новлянская,
кандидат психологических наук,
лауреат премии Правительства РФ в области образования,
ведущий научный сотрудник ПИ РАО,
2024 №5. С. 12-18 |
Занятия включают работу по созданию и обогащению «словаря настроений», который помогает детям осознавать собственную душевную жизнь, дифференцировать и называть словом разнообразные чувства и настроения, пробуждаемые знакомством с художественными произведениями. Неслучайно и те два урока, которые будут описаны ниже, объединены темой «Радостное настроение и его оттенки». 2024 №2. С. 37-39 |
Что значит «полноценное», или «сотворческое», восприятие искусства? Как оно связано с собственным творчеством? Что оно даёт тем, кто не свяжет с искусством своё профессиональное будущее?
2023 №5. С. 2-11 |
Какими должны быть психолого-педагогические условия, обеспечивающие целенаправленное развитие художественно-творческих способностей ребёнка? 2023 №4. С. 4-14 |
Уроки по программе «Литература как предмет эстетического цикла»
2014 №5. С. 15-19 |
Пьесы Шекспира сочинил человек театра, или лучше – человек-театр, душа и тело которого насквозь пронизаны духом Театра, духом сценического действия. И не так уж важно, кто сочинил «Ромео» и «Гамлета» – тот самый Шекспир или другой человек. С таким же именем. 2014 №3. С. 16-18 |
Начнём с того, чего можно, а чего не следует ожидать от предлагаемого курса лекций. Всё, что нас окружает, является объектом искусства, вот только видеть это или эти объекты надо научиться. А ребёнка надо обучать.
2023 №2. С. 2-10 |
Ниже публикуется фрагмент книги А.Мелик-Пашаева иЗ.Новлянской «Психология художественного творчества», которая вышла в издательстве МГУ в 2022 году. 2022 №4. С. 3-11 |
Уроки в IV классе, которые мы сегодня публикуем, были разработаны и впервые проведены давно. Можно выразиться сильнее: в конце прошлого тысячелетия. Но они «отчаянно» актуальны именно сегодня, когда дети, особенно живущие в больших городах, почти лишены того, чего более всего требует возраст: полноценных и разнообразных, а не призрачно-виртуальных чувственных впечатлений.
2018 №5. С. 39-44 |
А.Мелик-Пашаев, З.Новлянская, Психологический институт РАО, Москва Ещё раз об отношении к детскому художественному творчеству…Среди психологических и педагогических проблем художественного развития – таких, как одарённость, возрастные особенности, развивающие методики, критерии оценивания и т.д., – существует одна, нисколько не менее важная, острота которой не всегда оценивается по достоинству. Её можно определить как проблему презентации детского творчества. 2018 №1. С. 28-29 |
З.Новлянская, кандидат психологических наук, ПИ РАО, Москва Психология, литература и кино в диалоге о человекеВизуальные, в первую очередь экранные, искусства занимают всё большее место в современном культурном пространстве, во многом определяя нравственно-эстетические ориентиры людей разных поколений. И в многообразии их форм, жанров и направлений важное место неизменно сохраняет за собой экранизация произведений литературы. 2019 №3. С. 56-57 |
В конце минувшего года в Психологическом институте Российской академии образования прошла Международная научно-практическая конференция «Психология, литература, кино в диалоге с театром». В ней приняли участие психологи и представители всех трёх упомянутых в названии видов искусства.
2020 №1. С. 15-17. |
Уже более ста лет назад специалисты (художники, педагоги, психологи), да и не только они, начали воспринимать детское художественное творчество как некую культурную ценность.
2019 №1. С. 11-13. |
Визуальные, в первую очередь - экранные искусства занимают все большее место в современном культурном пространстве, во многом определяя нравственно-эстетические ориентиры людей разных поколений.
|
Раскрывая ребенку богатство родного слова, мы раскрываем ему богатство его собственной души, которое он уже чувствовал прежде, чем начал понимать.
|
Считается, что творчески одарённых детей очень мало. По разным данным, разных социально-психологических обследований, кто считает 3%, кто-то 5% в зависимости от разных несущественных различий, но всегда очень мало.
|
Надеемся, многие читатели согласятся: искусство в общеобразовательной школе, как, впрочем, и в школах искусств и творческих студиях, существует не для того, чтобы научить детей худо-бедно что-то изобразить в соответствии с правилами перспективы, разбирать ноты, знать, как называются некоторые произведения и как звали их авторов.
2018 №5. С. 2-12 |
Положение о том, что культурный читатель является со-творцом автора, воссоздающим, по авторским «вехам», целое художественного произведения и заложенные в нём ценностно-смысловые оценки, стало общим местом в педагогике. Но до сих пор не существует ясных представлений ни о том, что конкретно представляет собой это таинственное читательское сотворчество, ни о том, при каких условиях оно случается (или не случается), ни о том, какие признаки свидетельствует, что оно действительно случилось.
2018 №3. С. 4-6. |
Сегодня «Пегасик» знакомит наших читателей с журналом, который носит необычное название – «Чуланфантаз». Название это придумали его создатели – московские дети, которые занимаются в образовательном центре «Чуланчик».
2017 №6. С. 51-53. |
Оценивать ту или иную образовательную систему можно, исходя из того, какую главную цель она ставит и насколько эффективна в её достижении.
2017 №4. С. 7-9. |