«Приметы осени», «Краски осени», «Звуки осени», «Запахи осени»

Уроки в IV классе, которые мы сегодня публикуем, были разработаны и впервые проведены давно. Можно выразиться сильнее: в конце прошлого тысячелетия. Но они «отчаянно» актуальны именно сегодня, когда дети, особенно живущие в больших городах, почти лишены того, чего более всего требует возраст: полноцен­ных и разнообразных, а не призрачно-виртуальных чувственных впечатлений. Лишены возможности видеть и слышать, обонять и осязать тот всеобъемлющий природный мир, частицей которого, сами того не сознавая, являемся мы все. Этого не заменит ни «информационная грамотность», ни погоня за высоким IQ, ни надуманная «креативность»: не будет полноценного развития личности, не говоря уж о развитии художественном.

Стоит обратить внимание читателя на некоторые тонкости ведения занятия. На то, как ведущий настойчивыми вопросами фиксирует внимание детей на конкретных деталях предмета описания, заставляя действительно увидеть его.

Как он пользуется каждым случаем, чтобы уточнить понимание и выбор слов — это помогает ребёнку не только расширять словарь, но также осознавать и закреплять свой чувственный и эмоциональный опыт.

Учитель помогает понять, что те же слова в разной последовательности могут производить разное эмоциональное впечатление — это способствует выразительности устной и письменной речи.

Можно сказать, что происходит развитие чувств ребёнка одновременно в двух значениях этого слова: чувств, с помощью которых мы воспринимаем мир, и чувств, которые испытывает наша душа, соприкасаясь с миром.

В нужный момент учитель напоминает маленьким авторам, что их авторское воображение свободно, и они вправе придумать то, чего не бывает в повседневности, но художественное воображение тоже должно следовать определённой логике. Например, одушевляя предмет, автор не действует произвольно, а исходит из чувственных признаков и «образа жизни» именно этого предмета. Важно и то, что учитель не старается «забить все гвозди по шляпку» – некоторые вопросы остаются без ответа.

...Страшновато, но интересно: что получится, если провести эти уроки с современными четвероклассни­ками?…

Ещё одно замечание, которое поможет понять некоторые детали диалогов. Дети, занимающиеся по про­грамме Г. Кудиной и З.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла», в первые годы обучения осваивают, сперва на практическом, а потом и на терминологическом уровне, позиции автора и читателя ху­дожественного текста, а также получают представление о рассказчике — лице, ведущем повествование и не всегда тождественном автору. Таков, в частности, рассказчик-герой, ведущий повествование от первого лица.
А.М. 

Г. Кудина, З. Новлянская, ПИРАО, г. Москва

«Приметы осени», «Краски осени», «Звуки осени», «Запахи осени»

Классное сочинение по выбору

1. Коллективная творческая работа

На столе учителя букет осенних листьев.

Учитель. Сегодня вы будете готовиться к со­чинению. Значит, вы будете… кем?
Зара. Авторами.

У. О чём же вы будете писать? Может быть такая тема сочинения: «Краски осени» (записывает на доске)?
Дети. Да.

У. А вам понятно, о чём вы можете писать в таком сочинении?
Д. Да.

У. А вот такая тема: «Звуки осени» (записыва­ет). Вам понятно, что делать?
Д. Нет. Не совсем.

У. Почему вам кажется, что на первую тему писать легче?
Д. Это название часто встречается. Всё видим, всё такое красивое вокруг.

У. Краски осени заметнее всего. А звуки осени легко услышать?
Д. (Наперебой.) Птицы не очень поют. Листья падают и шуршат. Музыка осени... Я её слышу каждый раз, но никак не могу понять.

У.  А запахи?
Д. Приятный, свежий. Запах опавших листьев.

У. Но запахи ощутить труднее, чем увидеть краски осени. Какие же краски у осени?
Д. (По очереди.) Жёлтая. Багряная. Оранже­вая. Зелёная.

У. Достаточно ли этого? (Достаёт кленовый лист.) Вот листик. Он жёлтый?
Д. Да.

У. (Показывает другой кленовый лист.) А этот?
Д. Лимонный.

У. И только?
Д. (По очереди.) Оранжевый. Зелёный. Золо­той.

У. Жёлтый цвет как бы «разветвился»: лимон­ный, оранжевый, золотой. (Записывает на доске.) И ещё, наверное, есть много неповторимых  оттенков жёлтого цвета, и для всех надо бы найти соответствующие слова. А красный цвет имеет от­тенки? (Пишет на доске «красный».)

Алёша. Багряный.

У. Найди этот цвет на нашем листике. (Алёша показывает.)
Д. (Перебивая друг друга.) Багровый, крова­вый. Светлый  и тёмный. Алый. Розовый. Сире­невый.

У. Сиреневый– оттенок красного?
Д. Нет.

Гриша. Кумачовый.

У. Разве бывают такие ярко-красные листья, как, например, флаг? Надо искать разные назва­ния цвета в нашем языке, но со словами надо быть осторожными.
Д. Бордовый.

У. Чем бордовый от багряного отличается? Что бывает бордовым?
Д. ...

У. Свёклу помните? Какого она цвета?
Д. Тёмно-красного, даже сиреневатого.

У. Это и есть бордовый– свекольный. (Пишет: «Красный – свекольный, розовый, багряный...») Оказывается, один цвет имеет разные оттенки, и все эти оттенки можно назвать словами.

Юля.  А с коричневым цветом то же будет? Или он один– коричневый?

Павлик. Их много.

У. Ну, про коричневый я писать не буду – сами найдите слова.

Ну-ка, вдумайтесь, какими словами названы оттенки - розовый, лимонный, золотой? Как по­явились эти слова?

Юля. Розовый – от слова «роза», свекольный – от слова «свёкла», лимонный – от слова «лимон». Надо представить себе другие предметы.

У. А как относятся друг к другу краски осени? Они все перемешаны?
Д. Сливаются.

У. Сливаются? Надо бы сказать как-то по-другому. Вступают они в какие-то отношения друг с другом? Вот на этом листочке какие цвета?
Ира. Жёлтый, зелёный, коричневый.

У. Как они друг к другу относятся?
Дима. Сливаются по очереди.

У. Постепенно переходят одна в другую, или иначе?
Зара. По-другому. По краям другие цвета.

Дима. По границе сливаются.

Юля. Края жёлтого листа очень развилистые, как точечки.

У. Я с Зарой согласна. А вот другой листок. Как там относятся друг к другу краски?

Таня. Темно-жёлтая и оранжевая.

У. Сравните эти два листочка. Если бы они были живые, то как бы относились друг к другу?

Юля. Коричневый цвет спорил бы с оранжевым и жёлтым, а оранжевый и жёлтый дружили бы.

У. Да. Коричневый цвет здесь как бы врывается в жёлтый. А другой?

Маня. Жёлтый – как будто королева в королев­стве, а по краям коричневый отступает.

У. Ему нравится отступать?

Настя. Нет, не хочет: он резкий – вот граница.

У. Он отступает в борьбе с жёлтым или нет?

Павлик. Если нет, то не было бы резкой границы.

Дима. Бежевый по краешку отдаёт свои вла­дения. И своих людей оставляет в жёлтом цвете как рабов.

У. А вот такой лист? (Показывает пёстрый лист.)

Дима. Одна сторона красная. Бордовый цвет в середине – как одна мирная страна, а с двух сторон жёлтый нападает.

У. А тёмно-зелёное пятно?

Дима. Может быть, это столица.

Саша. Похоже на бабочку. Это крылья, это два глаза, это туловище.

У. Лист захотел превратиться в бабочку.

Аня. Налицо летучей мыши похоже.

Алёша. На шимпанзе.

Настя. С одним зажмуренным глазом.

У. Шимпанзе? Это вас уже очень далеко повела фантазия.

Зара. Бабочки не бывают такими тёмными.

Д. (Хором.) Бывают!

У. Зара, наверное, думает, что так мрачно окра­шенных бабочек не бывает. На один лист, как ви­дим, можно смотреть по-разному. Если это летучая мышь, то каким кажется лист?

Таня. Страшным.

У. А если бабочка?

Настя. Нежный, порхающий.

У. А как ещё можно объяснить смешение кра­сок?

Дима. Он упал жёлтый и стал слабый, хилый.

У. Но жёлтый цвет ведь очень яркий! Если бы он становился хилым, то каким бы стал?

Д. Бледным.

Наташа. Верхушка больше поспела на солнце.

У. Может быть, что-то с самим листом случи­лось?

Д. (По очереди.) Был жёлтый, а потом родимое пятно появилось. Был зелёненький, потом по­желтел и упал. Его братья все желтеют и падают. Болел, болячка лопнула, и он стал таким.

У. А сам он мог захотеть таким стать?

Андрей. Только в сказке.

У. Вы же сочиняете. Можете и сказку сочинить.

Д. Он был король всех других листьев. Корона зелёная. Гнить начал в луже.

У. Можно и так, но тогда уже получится не по-сказочному.

Д. Был добрый– жёлтый, стал стареть, и ха­рактер изменился – стал коричневый.

Дима. Он ворчливый – щёки жёлтые и нос красный.

У. Надеюсь, теперь вы поняли, как краски осени подсказывают нам самые разные темы сочинений. А звуки? Тут задача посложнее. Давайте вспомним, какой самый главный звук осени?

Д. Листья шелестят. Птицы улетают.

У. (Пишет на доске.) Шелест. А летом они шелестят?

Д. Да.

У. Чем же отличается осенний шум?

Настя. Летом жизнерадостно шелестят, осенью шуршат печально. (Дети «шуршат».)

У. Слово «шуршат» более подходит для переда­чи шороха осенних листьев, чем слово «шелестят». Сменили слово – и шум стал осенним.

Юля. В моей музыке переливчатый звук, он происходит от золотой краски.

У. Вот как интересно: у Юли цвет переходит в звук.

Оля. Лимонный цвет какие звуки передаёт?

Д. (По очереди.) Кислые. Нет, засыпательные.

У. Лучше сказать– убаюкивающие.

Д. (По очереди.) Летом тоже ветер, осенью ветер перестаёт, и листья падают. Осенью дождь грустный, холодный, печальный,  а весной звенит, радуется, летом – ласкает.

У. А как звучит? (Дети постукивают каран­дашами по партам.)

У. Нет, вы слово найдите.

Наташа. Моросит.

У. Это не звук.

Д. (Наперебой.) Как будто тикает. Он по ли­стьям стучит. Холодный, затяжной. Грустный, из последних сил. Сонный дождь.

У. Осенний дождь – однообразный, размерен­ный, сонный.

Юля. Равномерный.

Павлик. Ещё – птицы...

У. Хорошо. Какие птичьи звуки бывают осенью?

Наташа. Они гудят так. (Дети «играют» звуками.)

У. Кто слышал отлёт стаи птиц?

Ира. Они жалобно кричат.

У. А какие они издают звуки, когда крыльями машут?

Д. У уток свист крыльев пронзительный такой. Вороны каркают.

У. Вороны весь год каркают.

Д. Воробьи кричат друг другу: «Ах, как плохо, что осень наступает!» Кричат отчаянно – пищи нет. И борьба.

У. А кто слышал синичку осенью?

Д. Тии-тии.

У. Есть в этом что-то грустное и печальное?

Д. Она как бы говорит: «Скучно, надо улетать». Она прощается.

У. А синички улетают?

Д. Нет.

Дима. Она не одна, они стаей в лесу живут.

У. В лесу они обычно перекликаются, и, по-моему, пока корм есть, ещё нет грусти в их криках.

Дима. Они радостно перекликаются.

У. И мне так кажется, что они радуются сол­нышку. Кое-что по поводу звуков осени вы выяс­нили. А запахи? Это, видимо, самое трудное.

Д. Запах листьев. Дождь пройдёт, и свежо. Морозом пахнет.

У. Утром такое бывает.

Д. (По очереди.) Запах прелых листьев. В лесу грибами пахнет. У болота камышом пахнет и оси­ной. Чуть-чуть с горечью. А ещё мокростью.

У. Запах сырости.

Ира. Запах вялых цветов, как будто кто-то кофе варит.

У. Запахи увядания. Молодцы, хорошо порабо­тали. Теперь вам, наверное, ясно, о чём вы будете завтра писать в своих сочинениях. Тема – «При­меты осени», то есть и краски, и звуки, и запахи. Дома послушайте себя: какие чувства, какое отно­шение у вас рождают краски, звуки и запахи осени.

Подумайте, что будет, если мы изменим назва­ние. Вот два названия: «Осенние звуки», «Звуки осени». Какое настроение вызывает первое назва­ние, а какое – второе?

Дима. Первое– грустное, прощальное.

У. Потому что слово «осеннее» вышло на первое место.

Настя. А второе название – ура! осень! яблоки!

2. Классное сочинение

Дети пишут сочинение на одну из тем: «При­меты осени», «Краски осени», «Звуки осени», «Запахи осени».

3. Обсуждение сочинений

У. Вы долго готовились к этому сочинению: вместе в классе работали и дома прислушивались к себе, чтобы понять своё отношение к краскам, звукам, запахам осени. Сегодня обсудим все вместе, что получилось. Скажу сразу: почти все справились. Много сочинений вошло в журнал. Видите, какой он толстый! Но в классе прочитаем только некоторые. И среди них не все будут самы­ми удачными: отдельным авторам постараемся сегодня помочь.

«Краски осени»

У. Больше всего сочинений о красках осени. С них и начнём. Послушайте и оцените сочинения Саши (1) и Алёши (2).

(1) Однажды Антилопа Элли увидела из клетки чудную картину. Деревья стояли, как золотые, а надо вам сказать, что она никогда не видела осени. Она смотрела, удивляясь: «Как красиво! Ведь там, где жила я, всё было зелёное! А тут листья - золо­тые, лимонные, свекольные, багряные».

И правда, было замечательно. Деревья были одеты в платье разного цвета: золотое, багряное, сливающееся. О! Это было так замечательно, что у Элли дух захватило.

Вот посмотри в окно и увидишь то же, что и антилопа.

(2) Тучи, хмурое небо, жёлтые, золотые, багря­ные листья. Ветер. Осень. Но бывают и солнечные деньки. Ярко светит солнце, как-то радостно опа­дают листья. Тут целый мир красок: листья яркие, темноватые, небо хмурое и светлое.

Осень выполняет свою работу и в цветах. Она меняет лето на зиму. Небо она делает хмурым, а с листьями возится подольше, сначала озолотит, а потом уже скинет.

У. Что удалось Саше?

Д. (По очереди.) У него получился герой, кото­рый рассказывает. Есть краски осени. Все листья разные.

У. Интересное видение – деревья одеты в платья.

Лена. Зверь редкий.

У. Хорошо показана картина «глазами зверя». И нас приглашают посмотреть на осень вместе с антилопой. А что удалось Алёше?

Д. (По очереди.) Передал краски, а так не очень интересно, что небо хмурое. Рассказчик как-то... скептически всё описывает. Листья с небом странно сочетаются.

У. Тут контраст передаётся: небо- хмурое,  а листья – золотые. Алёшин рассказчик привносит какую-то печаль. А какое название больше по­дойдёт к этому сочинению: «Краски осени» или «Осенние краски»?

Настя. Там так осенне, так скучно... «Осенние краски» – это как бы заунывно звучит.

У. Я думаю, что для Алёшиного сочинения лучше подходит название «Осенние краски» – там грусть и радость, и это передаёт слово «осенние». А Сашино сочинение лучше назвать «Краски осени».

«Запахи осени»

У. Теперь почитаем сочинения про осенние за­пахи. Помните, вы сами говорили, что писать про них труднее, чем про краски. Но нашлись ребята, которые не испугались, по пробовали написать на эту тему. Послушайте сочинения Андрея (3) и Насти (4).

(3) Я ёжик. Я вам расскажу про запахи, которые бывают осенью. Например, запах грибов всегда вы­деляется из других, потому что в нём есть такой запах очень вкусного аромата. Ещё когда гуляешь среди садов, то запах яблок и других вкусных вещей. И все эти запахи выделяются. И всегда хочется идти на них. А невкусный запах листьев после дождя создаёт свежесть. А запах трухлявого пня только осенью в сырость и после дождя создаёт запах йода.

И все эти запахи бывают только осенью.

(4) Я молодой щенок Вовка. Мне идёт только первый год, первая Осень. Больше всего меня поразили запахи в моей первой осени (мне тогда было только полтора месяца). Первый раз я тогда выехал из города. Я очень удивился, когда услышал все эти запахи. Но мама Лада сказала, что бояться нечего.

– Осенью всегда много запахов, – объяснила она.

Я понюхал землю. Она всегда пахла чем-то странным и удивительно вкусно.

– Чем она пахнет? – спросил я.

Мама понюхала землю и сказала, что земля пахнет листьями, по которым проскакал зайчонок-листопадничек, и объяснила, что листопадничек - это зайчонок, который родился во время листопада. Тогда я понюхал дерево и почуял острый запах, очень похожий на этот.

– Там, на дереве, зайчонок, я по запаху узнал! - крикнул я.
– Дурачок, – сказала мама. – Ведь осень же! Всем пахнет!

Я принюхался и услышал даже запах осеннего ветра, прелых листьев и замерзающей воды. Такие запахи бывают только осенью.

У. Понравились вам эти сочинения?

Дима. У Насти похоже на сказку «Бемби»: когда герой родился, мама всё объясняла. И когда он увидел белку, мама сказала: «Глупенький ты у меня».

У. Настя, ты читала эту сказку?

Настя. Нет.

Андрей. Щенок услышал, как всё пахнет.

Дима. Прелые листья, листопадничек, ветер.

У. Замерзающая вода.

Дима. Мне понравился герой и мама Лада. Они такие интересные!

У. Характер героев виден, и запахи осени най­дены. А какие удачи у Андрюши?

Саша. Что ёжик ходит в какой-то сад и чувству­ет, что кончается лето.

У. Запах трухлявого пня что ему напоминает?

Дима. Йод.

У. Автору удалось передать, что это чувствует маленький ёжик. Ребята по-разному назвали свои сочинения: Андрей назвал «Запахи осени», а На­стя – «Осенние запахи». Почему, как вы думаете?

Д. ...

«Звуки осени»

У. Есть интересные работы и на эту трудную тему – «Звуки осени». Авторы постарались услы­шать осень. Оцените сочинения Димы (5) и Мити (6). Я прочитаю их не полностью, только то, что непосредственно про звуки.

(5) Когда мы ехали с юга, мы видели собрание аистов. Они собрались около горки сена, а один из них стоял в стоге сена и начал кричать. Я думаю, он говорил про то, куда они улетят. А потом они полетели, а кто стоял в стоге сена, тот полетел впереди. И они так жалобно щебетали, что мне стало грустно.

(6) Я был у бабушки на даче. Осенью над нами всегда летят утки. И когда они летят, то слышит­ся пронзительный свист. Я много раз ходил через лес на пруд для того, чтобы посмотреть на уток. Однажды я услышал выстрел. Это у нас часто бывает осенью. Но всё-таки пошел посмотреть в лес, что там такое, очень уж странный выстрел. Через день я уехал, а когда снова приехал, я узнал что тот охотник вовсе не охотник, а браконьер. Он вдобавок ловил бобров в нашем пруду. Только жалко, что из-за него я больше не услышал свиста уток.

У. Что услышал рассказчик-герой у Димы?

Павлик. Как аисты щебетали.

У. Диминому рассказчику кажется, что он под­слушал разговор аистов. А что особенно удалось Мите?

Павлик. Вместе с ним становится жалко.

У. Он сумел найти такие слова, что читателю вместе с рассказчиком становится грустно.

Послушайте cочинение Юли.

– Что за звуки в осени? Ночью – одни, днём – другие! – вздыхала старая сова, которая прожила уже двести лет.
– Совсем однообразные, – пискнул совсем ещё маленький воробей.
– Глупый и маленький воробей! Посмотри во­круг! Сколько цветов, как много на деревьях крас­ных, жёлтых листьев! А каждый цвет имеет свой голос!
– А, понял, понял, и правда много! Жёлтый – пение соловья, красный – аккорды дятла, и, наконец, зелёный – печальное кукование кукушки!
– Молодец! Ставлю тебе 5. А как ты себе пред­ставляешь коричневый?
– Коричневый – курлыканье отлетающих жу­равлей!

Но тут я подбежал к дереву, и они улетели.

У. Что же получилось у Юли? Действительно ли коричневый цвет напоминает курлыканье? Вы когда-нибудь об этом думали?

Д. Нет.

У. Сравним это cочинение с сочинениями Димы и Мити. Мальчики вспомнили то, что они на самом деле слышали осенью, что только осенью и можно услышать. А тут зазвучали краски, и зазвучали они голосами птиц. Вот ещё как, оказывается, можно услышать осень.

«Приметы осени»

А некоторые наши авторы постарались сра­зу найти все приметы осени. Вот послушайте cочинение Лены.

Однажды листик Лимон и листик Малинка встретились.

Малинка говорит:

– Здравствуйте, синьор Лимон.

Лимон:

– Привет.

– Какой вы грубый! – сказала Малинка. – Ну, давайте поговорим о чём-то. Ну, например, о кра­сках осени.

– Давайте, – согласился Лимончик.

– Знаете, – сказала Малинка, – я шла, и вдруг у меня в глазах что-то замелькало. Вы спросите - что? А я скажу – краски осени. А какого они цвета? Зелёного, красного, бордового, лимонного.

– Как вы посмели сказать «лимонного»? Это я Лимон. И всё. И никто иначе, – возразил Лимон.

– Ну ладно, тогда серый и голубой.

– Ты всё видела, а я всё слышал.

–- Звуки осени, да? – спросила Малинка. – Ну, говори.

– Я иду-иду, и вдруг слышу, как листик стихи читает, я поближе подошёл, слышу только что-то шуршит. А ещё, бывало, иду, песенки напеваю, а меня дождь перебивает и поёт: тра-та-та, тра-та-та...

Запахи осени. Или после дождя так свежестью пахнет, так, что любое душное помещение про­ветрит на три дня. И ещё иногда в жаркий день солнце пахнет горячим шаром.

У. Кому понравилось? Кому нет? Почему?

Тата. Синьор Лимон, видно, из «Чиполлино»...

Серёжа. Там не одна тема, а все вместе: и про звуки, и про запахи.

У. Верно. Это cочинение на тему «Приметы осени».

Зара. А про птиц не было.

У. Разве обязательно перечислить все приметы?

Дима. Разговор про запах и непонятен.

Саша. Малинка – не ягодка, а листочек. И Ли­мон тоже.

У. Может быть, автор такими именами хотел цвет листика показать? Но вот удалось ли нам представить эти листочки? Могут именно так вести себя листики?

Д. Нет, они же не ходят, у них ног нет.

У. Поможем автору. Как лучше выразить мысль, если листик не может сказать «иду», или «шёл»?

Д. (По очереди.) Лечу, перелетаю. Порхаю, как бабочка. Меня переносит какая-то сила. Ку­выркаюсь, когда ветер не очень сильный. Когда сухая земля, дует ветер, то листик как бы по земле продвигается.

У. Листик говорит, что он песенки напевает. В чём может быть особенность звучания песенки листика?

Д. (Наперебой.) Шу-шу. Шепчут, шуршат, шелестят. Кружусь- звуки ЖЖЖ, ШШШ...

У. А что удачно получилось у Лены?

Саша. Она всё соединила. И про краски, и про запахи.

У. Сочинение Наташи на ту же тему – «При­меты осени».

Ёжик первый раз вышел на улицу. И что-то всё время шелестело. Он поднял голову и увидел: всё вокруг разных цветов - бордового, малинового, ли­монного, коричневого, и все листья на деревьях как будто такое поле, которое никогда не оканчивается.

Листья с деревьев всё падают, падают. И ока­зывается, это листья шелестят под ногами ёжика.

И всё усыпано листьями.

Кажется, что весь мир из листьев. Где-то ещё слышится карканье ворон, и когда над головой про­летают некоторые птицы, они свистят своими большими, красивыми крыльями.

Небо уже не такое голубое, оно уже потемнело. Чаще идут дожди. Стало холодно, с каждым днём всё холоднее. Разные звери суетятся, готовятся к зиме.

У. Что получилось?

Ира. Как шелестят листья.

У. Листья, листья– потоки листьев. Это удача – «весь мир из листьев».

Тата. Ёжик маленький, первый раз на улице – сразу понятно.

У. Оцените теперь cочинение Павлика на ту же тему.

Однажды белка вылезла из дупла и потянулась.

– Ой, как хорошо пахнет, – заметила она. - Листья опадают. Разве уже осень?
– Да, – ответила её соседка. – Скоро зима будет опять.
– Значит, нужно запасаться, – подумала она и сказала вслух.
– Не нужно! – ответила она. – Ведь осень – это хорошо: листья жёлтые, красные, и так хорошо опускаются, как будто корабль на волнах.
– Ты мне про приметы осени не болтай! Сама знаю. Всё равно запасаться надо.

У. Что удалось автору?

Максим. У него две белки. Одна – весёленькая, беззаботная,  а другая – заботливая.

У. Как видит осень первая белка?

Дима. Блаженство! И с места двигаться не хочет.

У. А вторая белка?

Андрей. Заботливая. Ей надо на зиму запасаться.

Тата. Мне не понравилось, что все время по­вторяется «она».

У. Да, Павлик за этим не проследил. Можно было бы заменить «она» другими словами: белка, белочка, первая белка... Но ему удалось передать разговор двух белок, выразить их разное отноше­ние ко сени. Мы уже не успеваем прочитать другие работы, можете с лучшими сочинениями познако­миться в нашем журнале.

(На 2-й стр. обложки рисунки А.Мелик-Пашаева.)

Искусство в школе: 
2018
№5.
С. 39-44
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.