Понять другого
Детское литературное творчество и формы его презентации
Сегодня в гостях у нашего журнала не отдельные юные авторы, а целый школьный литературный альманах, в котором собраны творческие работы младших школьников. Вот что рассказывает о его создании преподаватель литературного чтения школы АНОО "Золотое сечение" С.Н.Фетисова.
|
З. Новлянская,
кандидат психологических наук,
лауреат премии Правительства РФ в области образования,
ведущий научный сотрудник ПИ РАО,
Школьная» литература - искусство в семье искусств
|
Занятия включают работу по созданию и обогащению «словаря настроений», который помогает детям осознавать собственную душевную жизнь, дифференцировать и называть словом разнообразные чувства и настроения, пробуждаемые знакомством с художественными произведениями. Неслучайно и те два урока, которые будут описаны ниже, объединены темой «Радостное настроение и его оттенки».
|
Что значит «полноценное», или «сотворческое», восприятие искусства? Как оно связано с собственным творчеством? Что оно даёт тем, кто не свяжет с искусством своё профессиональное будущее?
|
Какими должны быть психолого-педагогические условия, обеспечивающие целенаправленное развитие художественно-творческих способностей ребёнка?
|
Уроки по программе «Литература как предмет эстетического цикла»
|
Пьесы Шекспира сочинил человек театра, или лучше – человек-театр, душа и тело которого насквозь пронизаны духом Театра, духом сценического действия. И не так уж важно, кто сочинил «Ромео» и «Гамлета» – тот самый Шекспир или другой человек. С таким же именем.
|
Начнём с того, чего можно, а чего не следует ожидать от предлагаемого курса лекций. Всё, что нас окружает, является объектом искусства, вот только видеть это или эти объекты надо научиться. А ребёнка надо обучать.
|
Ниже публикуется фрагмент книги А.Мелик-Пашаева иЗ.Новлянской «Психология художественного творчества», которая вышла в издательстве МГУ в 2022 году.
|
Уроки в IV классе, которые мы сегодня публикуем, были разработаны и впервые проведены давно. Можно выразиться сильнее: в конце прошлого тысячелетия. Но они «отчаянно» актуальны именно сегодня, когда дети, особенно живущие в больших городах, почти лишены того, чего более всего требует возраст: полноценных и разнообразных, а не призрачно-виртуальных чувственных впечатлений.
|
А.Мелик-Пашаев, З.Новлянская,
Психологический институт РАО, Москва
Ещё раз об отношении к детскому художественному творчеству…
Среди психологических и педагогических проблем художественного развития – таких, как одарённость, возрастные особенности, развивающие методики, критерии оценивания и т.д., – существует одна, нисколько не менее важная, острота которой не всегда оценивается по достоинству. Её можно определить как проблему презентации детского творчества.
|
З.Новлянская,
кандидат психологических наук, ПИ РАО, Москва
Психология, литература и кино в диалоге о человеке
Визуальные, в первую очередь экранные, искусства занимают всё большее место в современном культурном пространстве, во многом определяя нравственно-эстетические ориентиры людей разных поколений. И в многообразии их форм, жанров и направлений важное место неизменно сохраняет за собой экранизация произведений литературы.
|
В конце минувшего года в Психологическом институте Российской академии образования прошла Международная научно-практическая конференция «Психология, литература, кино в диалоге с театром». В ней приняли участие психологи и представители всех трёх упомянутых в названии видов искусства.
|
Уже более ста лет назад специалисты (художники, педагоги, психологи), да и не только они, начали воспринимать детское художественное творчество как некую культурную ценность.
|
Визуальные, в первую очередь - экранные искусства занимают все большее место в современном культурном пространстве, во многом определяя нравственно-эстетические ориентиры людей разных поколений.
|
Раскрывая ребенку богатство родного слова, мы раскрываем ему богатство его собственной души, которое он уже чувствовал прежде, чем начал понимать.
|
Считается, что творчески одарённых детей очень мало. По разным данным, разных социально-психологических обследований, кто считает 3%, кто-то 5% в зависимости от разных несущественных различий, но всегда очень мало.
|
Надеемся, многие читатели согласятся: искусство в общеобразовательной школе, как, впрочем, и в школах искусств и творческих студиях, существует не для того, чтобы научить детей худо-бедно что-то изобразить в соответствии с правилами перспективы, разбирать ноты, знать, как называются некоторые произведения и как звали их авторов.
|
Положение о том, что культурный читатель является со-творцом автора, воссоздающим, по авторским «вехам», целое художественного произведения и заложенные в нём ценностно-смысловые оценки, стало общим местом в педагогике. Но до сих пор не существует ясных представлений ни о том, что конкретно представляет собой это таинственное читательское сотворчество, ни о том, при каких условиях оно случается (или не случается), ни о том, какие признаки свидетельствует, что оно действительно случилось.
|
Сегодня «Пегасик» знакомит наших читателей с журналом, который носит необычное название – «Чуланфантаз». Название это придумали его создатели – московские дети, которые занимаются в образовательном центре «Чуланчик».
|