Поэзия М.Ю.Лермонтова

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская

Поэзия М.Ю.Лермонтова

Уроки по программе «Литература как предмет эстетического цикла»

Занимаясь по данной программе, дети многократно обращаются к стихам  прозе Михаила Юрьевича Лермонтова.

Сегодня мы познакомим вас с уроками, посвящёнными сопоставлению лирических стихотворений Лермонтова с произведениями других великих русских поэтов.

Урок в 6 классе.

Стихотворения «Утёс», «На севере диком» (акцентное вычитывание поэтического текста)

У. Сегодняшний урок мы посвятим чтению стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова. Прочитайте стихотворения «Утёс» и «На севере диком стоит одиноко…» (Дети читают.)

У. Что общего в этих стихотворениях?

Д. Они про природу: волны, ветер, сосны, утёс, тучка.

Д. В этих стихах сходное настроение – грустное. У. Это существенное сходство! Действительно, сосна – «грустна», утёс — «тихонько плачет». А есть ли ещё какое-то сходство? К какому роду литературы относятся эти стихи? Д. Конечно, это лирика.

У. Какова задача этого рода литературы?

Д. Выразить мысли и чувства лирического героя. Развитие его настроения.

У. Вы правы, лирические стихотворения выражают прежде всего настроение, но чьё?

Д. Сосны, утёса...

У. Это и есть лирические герои?

Митя. Да.

Артём. Нет. Под сосной и утёсом подразумеваются люди.

У. Мнения разошлись. Вопрос трудный! Попробуйте на него ответить с помощью других стихотворений про те же явления природы. Недавно, когда вы писали сочинение «Моё любимое растение», некоторые писали про сосны. А помните, какой поэт называл сосну своим любимым деревом?

Д. Бунин.

У. Верно. Давайте вспомним стихи Ивана Алек-сеевича Бунина и Афанасия Афанасьевича Фета, которые мы читали в начальной школе.

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим, смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
 
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шёлк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
 
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
        И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

И.А.Бунин. 1903-1906

Сосны

Средь клёнов девственных и плачущих берёз
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грёз,
И трезвый вид мне их несносен.
В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.
Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, –
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.
А.А.Фет. 1854

У. Кто здесь лирические герои? Сосны?

Д. Нет, люди.

У. А какую же роль играют сосны?

Д. О них думают лирические герои. Лирическому герою Бунина сосновый бор нравится, он вспоминает свои детские впечатления. А лирическому герою Фета сосны не нравятся: «Я видеть не могу надменных этих сосен».

У. Оба героя выражают своё отношение к со-снам, к природе. А как они это делают? Какие при-ёмы используют? Что это за «солнечные палаты»?

Д. Это скрытое сравнение – бор сравнивается с палатами.

У. Метафора. А в каком смысле употреблены такие слова, как «величавый», «морщиниста»? Это признаки только сосны?

Д. Нет, это признаки человека, перенесённые на сосну.

У. Тоже метафоры, только особые, когда при-знаки человека переносятся на явления природы. А Фет использует такой приём?

Д. Да, у него берёзы – «плачущие», сосны – «надменные», у сосен – «трезвый вид», а лес – «стонет». Это же признаки человека.

У. Итак, у Фета и у Бунина лирический герой – человек, который выражает своё отношение к соснам. И использует для этого слова в переносном значении – метафоры.

У. Теперь поговорим о стихотворении Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...» . В чём его отличие от стихотворений Фета и Бунина?

Д. Здесь герой – сосна. Описываются её чувства и переживания: ей одиноко, она грустит, ей снится сон о прекрасной пальме.

У. Но мы понимаем, что так чувствовать и переживать своё одиночество может человек, меч-тающий или скучающий о другом человеке. Итак, получается, что в стихотворении Лермонтова есть два плана.

Первый – природа, а за картиной природы, как бы на втором плане, видятся люди со своими отношениями, чувствами. Встречались ли вы когда-нибудь такой приём, когда под явлениями природы, вещами, животными подразумеваются люди?

Оля. В сказках. У Андерсена часто вещи действуют.

Маня. В баснях – животные, а подразумеваются люди.

У. Но в баснях героями могут быть не только животные, но и люди. И как называется такой приём?

Д. ...

У. Аллегория – иносказание, когда за внешней картиной скрывается иной, внутренний смысл. (По ходу речи учителя дети записывают в тетради для конспектов основные определения.)

Но в баснях важен прежде всего именно второй, скрытый, смысл – те черты человеческих характе-ров, которые проявляются у действующих лиц басни. В сказке же важно и то и другое: в сказочном герое черты животного не менее важны, чем его человеческие черты. К какому роду литературы относятся басни и сказки?

Д. К эпосу.

У. В эпосе нам важны внешние действия героев, через которые проявляются их внутренние черты.

А в лирике? Что для нас важно в стихотворении Лермонтова?

Д. Чувства сосны и чувства человека одинаково важны.

У. Нам, читателям, в лирике важно и состоя-ние природы, и состояние одинокого человека, проступающее за картиной природы. Поэтому обычная метафора, которую используют Фет и Бунин, чтобы ярче выразить состояние лирического героя-человека, принимает особый вид, разрастается. Происходит не просто перенос отдельных человеческих качеств на явление природы, а оно само одушевляется.

Вот какое интересное стихотворение!

Теперь вам ясно, что вы должны были в домаш-нем задании 50 написать в ответ о том, кто является лирическим героем стихотворения.

А в чём главное отличие стихотворения-пере­ вода Лермонтова от подлинника Г.Гейне?

Д.

У. Как вы ответите на вопрос: «Почему Лермонтов указывается как автор, а не как переводчик?»

Д.

У. Лермонтов выполнил перевод вольный, и даже «очень вольный». По-немецки сосна – «он», а пальма – «она». Поэтому у Гейне второй план стихотворения посвящён судьбе двух влюблённых, которым не суждено встретиться. А второй план стихотворения Лермонтова, как вы убедились, со-всем иной, это – чувство одиночества. Поэтому-то не только не пишут, что Лермонтов – переводчик, а даже часто и не упоминают, по мотивам какого произведения он написал свои стихи.

А вот Афанасий Фет, стараясь сохранить при переводе любовную линию, заменил «сосну» на «дуб».

Итак, вы обнаружили в стихотворении Лермонтова «На севере диком...» яркую особенность: за картиной природы встаёт образ человека, его мысли, чувства, события его жизни. Попробуйте теперь с этой точки зрения отнестись к стихотво-рению «Утёс».

Итог обсуждения. В этом стихотворении за кар-тиной природы встают образы двух людей: один, задержавшись ненадолго рядом с другим, умчался, «весело играя», а тот остался и глубоко переживает свое одиночество.

Уроки в 7 классе.

А.Пушкин «Туча», М.Лермонтов «Тучи»

Классное сочинение

У. Сегодня мы продолжим нашу традицию – вернёмся к чтению известных вам по прошлым годам стихов «Туча» А.С.Пушкина и «Тучи» М.Ю.Лермонтова. В третьем классе мы сравнивали эти стихи и ещё стихотворение А.Фета «Воздушный город». Сравнивали все вместе, и устно. А теперь вам надо сравнить эти два стихотворения самостоятельно, и письменно.

(Дети пишут сочинения.)

Обсуждение сочинений

«Поэты писали о природе и даже об одном пред-мете, но стихи написаны в разных настроениях».

Из сочинения

У. Вы должны были написать сочинение о двух стихотворениях, к тому же похоже называющихся.

В чём состояла ваша главная задача? Д. Сравнить стихотворения.

У. К какому роду литературы вы их отнесёте?

Почему?

Д. Это лирика, потому что в них главное – пере-дать мысли и чувства лирического героя.

У. Послушайте сочинение автора N и подумайте: решает ли эту задачу критик или нет?

В стихотворениях Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» описывается одно и то же явление природы – тучи. Но авторы вкладывают разные чувства и мысли свои стихотворения.

Пушкин описывает тучу как воспоминание от какого-то мрачного события. Он в своей жизни был свидетелем двух политически важных для России со-бытий — войны 1812 года и восстания декабристов. Пушкин был ближайшим другом декабристов, поэтому если бы он написал это стихотворение под впечат-лением восстания, он не мог бы считать, что после «бури» наступит «ясная лазурь» неба. Войну 1812 года Пушкин пережил, когда ему было 13 лет. Он не мог сочувствовать кому-нибудь из французской армии. Он, наверное, пережил эту войну как бурю и именно её описывал, когда писал про бурю во II строфе своего стихотворения:

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала,
А ты издавала таинственный гром,
И алчную землю поила дождем.

Лермонтов сравнивает тучу с собой – «как я же, изгнанники». Он пишет стихотворение под влиянием мыслей о своей жизни. Лермонтова сослали на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта». Он понимает, что причиной ссылки была злоба, клевета и зависть, и спрашивает у туч, за что же их сослали. В первых двух строфах Лермонтов сравнивает себя с тучами по сходству в характере и судьбе, а в последней строфе он выделяет те качества туч, которых у него нет: тучи холодные, свободные, чужды им страдания, нет родины, нет изгнания.

Д. Этот критик не сравнивает стихотворения Пушкина и Лермонтова. Он пишет про каждое стихотворение отдельно и сравнивает биографию поэта и его стихи.

У. Точнее будет сказать, что критик даже не пытается решить нашу задачу – сравнить стихотворения. Он пытается решить совсем другую задачу, описать историю создания стихотворения, понять, какие события в жизни поэта повлияли на рождение замысла.

Такую задачу решать сложно. Для этого надо много знать о поэте, о его биографии. По поводу стихотворения Лермонтова существует свидетельство В.А.Соллогуба. Если верить этому свидетельству, поэт импровизировал текст, стоя у окна и глядя на тучи в день своего отъезда в кавказскую ссылку. Заметьте, «если верить». А вот о замысле стихотво-рения Пушкина критику вообще ничего неизвестно, он излагает свои домыслы, фантазирует.

К сожалению, попытки найти прямую связь между фактами биографии поэта и написанным им стихотворением встречаются и в других сочинениях. И хорошо ещё, если эти попытки опираются на свидетельства, которым можно верить или не верить. Но уж совсем плохо, когда критик сочиняет свои «легенды» и пишет, например, что у Лермонтова тучки – это «возвращение рабочих с севера, с каторги»… Главное, о чем забыли эти критики и о чём мы

не раз говорили, это отношение между автором и его лирическим героем. Можно ли между ними ставить знак равенства?

Д. Нет, нельзя, потому что автор – реальный человек, а героя он придумывает.

У. И даже тогда, когда прототипом героя выступает сам автор, когда он наделяет героя какими-то фактами своей биографии, нельзя полагать, что поэт пишет «про себя». Главное, что поэт от себя передает герою, – это чувства, мысли, переживания. Разумеется, поэт может «спрятаться» за своего героя, но именно спрятаться. И всегда для читателя остаётся открытым вопрос о том, в каких отношениях находится автор со своим рассказчиком. Только наивный читатель такой вопрос себе не задаёт, а, не задумываясь, ставит знак равенства между автором и его героем.

Теперь отнесемся к тем сочинениям, в которых критики старались-таки решать нашу задачу – сравнивать стихотворения. Это трудная задача?

Д. Да… Нет…

У. Думаю, что это трудная задача. И в этом убеждают ваши сочинения. Одни читатели-критики лучше поняли стихотворение Пушкина, другие – стихотворение Лермонтова, некоторые неплохо сумели понять оба текста. Значит, недаром мы вновь и вновь возвращаемся к уже «изучен-ным» текстам. Изучать-то изучали, но вот опять видим, что трудно понять автора.

Попробуем сначала обратиться к тем сочинениям, в которых читатели-критики высказываются о каждом стихотворении отдельно.

Послушайте и скажите, как Оля поняла развитие мысли-чувства лирического героя стихотворения Пушкина «Туча»?

У Пушкина рассказчик сначала относится к туче с укором, этой туче пора рассеяться, она «последняя туча рассеянной бури». Она никому сейчас не нужна, эта туча – одна-единственная: «Одна ты наводишь унылую тень, / Одна ты печалишь ликующий день».

В следующей строфе рассказчик рассказывает, как проходила эта буря, и хотя в этой строфе очень мрачное, таинственное, страшное настроение : «И молния грозно тебя обвивала, / И ты издавала та-инственный гром», – отношение рассказчика к туче меняется, становится как-то мягче: «И алчную землю поила дождём», — это ведь полезное дело – поить землю дождём.

В  третьей строфе рассказчик ещё смягчает своё отношение к туче, как он мягко говорит ей: «Доволь-но, сокройся! Пора миновалась, / Земля освежилась и буря промчалась».

А потом рассказчик заключает: «И ветер, лаская листочки древес, / Тебя с успокоенных гонит небес».

Д. Оля следит за развитием настроения рассказчика, за тем, как меняется его отношение к туче. Но у неё нет вывода: от какого к какому меняется его настроение.

У. А лирический герой относится к туче, буре, ветру только как к явлению природы?

Д. Нет, не только. Туча «печалит», тень «уны-лая», день «ликующий», гром «таинственный», земля «алчная», ветер «ласкает», небеса «успокоен-ные». Это все признаки не природы, а человека. Они перенесены на явления природы. Это метафоры.

У. По сравнению с предыдущим читателем-критиком Оля впадает в другую крайность. Если первый критик рассматривает бурю только как переживание человека и пытается понять, какое именно переживание скрывается за этой «бурей», то Оля размышляет о буре буквально, не пытаясь понять, что дело не только в буре, что за явлением природы скрыты какие-то движения человеческой души. И мы в шестом классе в связи со стихотво-рениями Лермонтова «Парус», «Утёс», «На севере диком стоит одиноко...» говорили о том, что и само явление природы может быть наделено человеческими переживаниями и что развитый читатель видит в этих стихотворениях сквозь картину природы внутренние движения души человека.

Другой читатель, пожелавший остаться неизвестным, в своём сочинении вот так интерпретирует стихотворение Лермонтова «Тучи» .

Сочинение автора NN

...Лермонтов сравнивает тучи с собой – изгнан-ником, сочувствует им, говорит о них, как о чём-то прекрасном: «Степью лазурною, цепью жемчужною». Они даже мчатся туда же, куда гонят и его.

...Во второй строфе он размышляет о судьбе этих туч – почему они мчатся с милого автору севера на юг? Он говорит о них, как о людях, наделяет их чело-веческими качествами – завистью, злобой, представ-ляет их могущими совершить преступление или быть подвергнутыми клевете друзей. Он наделяет их даже совестью – преступление может тяготить только людей, хоть с каким-нибудь количеством совести.

Лермонтов в последней строфе своего стихотво-рения даёт ответ на вопросы, заданные в предыдущем четверостишии, резко меняя настроение и на-правленность стихотворения: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные», то есть тучи мчатся от скуки, и для них нет чувств, которыми наделял их автор в предыдущем четверостишии: «Чужды вам страсти и чужды страдания». Они не могут переживать клевету или испытывать угрызения совести. Они холодны и свободны, для них не может быть плена, как не может быть изгнания за неимением родины. И недаром Лер-монтов ещё в первой строфе говорит не просто «как я же, изгнанники», а «будто, как я же, изгнанники», зная, что не сравнишь человека, у которого есть родина, с холодными и свободными тучами.

Маня. Этот критик пишет про чувства автора, а надо про чувства лирического героя.

Данила. Герой не наделяет тучи завистью или злобой. Он только спрашивает тучи: не гонит ли их чья-то зависть и злоба?

У. Но удалось ли нашему читателю-критику проследить, как развивается чувство рассказчика?

Д. Да, это получилось. Сначала он видит своё сходство с тучами, любуясь ими, а потом отрицает это сходство.

У. И если задачей сочинения является сравнение стихотворений, то что же вы должны были сравнивать?

Д. В чём сходство и в чём отличие.

У. Сходство внешнее сразу бросается в глаза – «про тучи». А на самом деле? Что волнует лирических героев?

Д. Лирический герой Лермонтова печалится, что ему надо покинуть родину, и сравнивает себя с тучами, сначала подчёркивая сходство, а потом отрицая его. Лирический герой Пушкина гонит последнюю тучу как воплощение оставшегося следа душевной бури: буря прошла, она и нужна была, чтобы освежить душу, и теперь уже ему не хочется грустить и печалиться, хочется ликовать.

У. Чтобы всё это не только понять самому, но и рассказать о своём понимании другим читателям, мы и пишем сочинения. И это особая задача – умение излагать свои мысли, выстраивать их в какой-то определённой логике. Ясно, что сочинение надо уметь как-то начать. Это делают далеко не все, некоторые прямо начинают с интерпретации текстов. Сочинение надо уметь как-то закончить. В нашем случае «закончить» – значит сделать какой-то вывод по поводу проведённого сравнения. И главное – основная часть, в которой это сравнение и надо осуществить.

Вводить читателя в тему и задачи сочинения можно по-разному. Заключение тоже может быть разным, хотя в нашем случае оно должно быть посвящено каким-то результатам сравнения.

И вот как писать основную часть? Как сравнивать? Сначала обсудить один текст, потом другой? Сравнивать по строфам? По строчкам? Как?

 

Делать это тоже можно по-разному. В зависимости от замысла всего сочинения. И этому надо учиться.

Давайте сравним три сочинения с точки зрения их построения. Подумаем, как лучше построить сочинение, чтобы раскрыть нашу тему, решить нашу задачу.

Сочинение Маши

Первая строка в разных стихотворениях имеет разное настроение. «Последняя туча рассеянной бури!» – восклицание, бодрость, радость, что буря кончилась. И «Тучки небесные, вечные странники» – грусть, тоска, слово «вечные» наводит уныние, «странники» – тоску по родному краю, Родине...

Ясная лазурь, и только последняя туча её смущает (в стихотворении «Туча»), а в стихотворении «Тучи» сами тучи из жемчуга, степью лазурною: «Степью лазурною, цепью жемчужною». То есть у Пушкина туча – остаток бури, черноты, соринка в глазу, а у Лермонтова тучи – светлая грусть. У Пушкина про одну тучу, а у Лермонтова – много этих туч. В первом четверостишии в стихотворении «Туча» говорится только об одной туче и о хорошем светлом дне, а в стихотворении «Тучи» про то, что лирический герой – изгнанник, и направляется он в южную сторону: «Как я же, изгнанники, с милого севера в сторону южную».

Во II четверостишии в стихотворении «Тучи» Пушкина описание грозы-бури, а у Лермонтова одни вопросительные предложения.

В стихотворении «Тучи» в III четверостишии очень сложное настроение, если в I четверостишии Лермонтов говорит, что тучки – вечные странники, то в последней строчке стихотворения противопо-ложность: «Нет у вас родины, нет вам изгнания». То есть лирический герой говорит, что вам не понять человеческие страсти и страдания, вы холодные! Здесь настроение отчаяния. А в стихотворении «Туча» – ласковое успокоение: «И ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес».

А сходство здесь только одно: стихотворение про тучу и тучи, но эти туча и тучи совсем разные.

Сочинение Саши

Сравнивать можно начать даже с самих названий.

У Пушкина стихотворение называется «Туча», а у Лермонтова называется «Тучи». Хотя это не очень существенное отличие, но все же название – это одна из частей стихотворения, а значит, и его смысла.

Построчно сравнивать стихотворения долго, а главное, бессмысленно, поэтому я буду сравнивать эти стихотворения по четверостишиям.

I четверостишие Пушкина и I четверостишие Лермонтова. В I четверостишии Пушкин своё настроение передаёт через свою «Последнюю тучу рассеянной бури». Но также он передаёт не только своё настроение, но и как бы рассказывает о себе, о своей жизни. А Лермонтов же одновременно передаёт своё настроение через свои тучки, но всё-таки он о себе упоминает не как Пушкин, а впрямую, так как говорит «как я же, изгнанники».

  1. строфа Пушкина. II строфа Лермонтова. Пушкин пишет, какая эта самая туча была раньше: величе-ственная, таинственная, даже страшная! Но опять же тут есть намёки на себя, на свою жизнь. Лермонтов же в этом случае как бы задаёт эти вопросы сам себе.

Последняя строфа Пушкина и последняя строфа Лермонтова.

Пушкин в заключении как бы гонит свою тучу с «успокоенных небес». И он как бы отгоняет от себя эту тучу тяжёлых воспоминаний. А Лермонтов как бы завидует своим тучам, ведь они «вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания».

Эти стихотворения совсем разные, так как и авто-ры разные, и времена были разные. И «Туча» Пушкина мне нравится больше, чем «Тучи» Лермонтова.

Сочинение Дины

В стихотворении Пушкина «Туча» звучит настрое-ние уныния и сильной печали, которое у него вызывает «последняя туча рассеянной бури», «одна ты наводишь унылую тень».

Эта туча напоминает ему о чём-то плохом, о грозе, о буре. «Одна ты печалишь ликующий день». Это всё было и прошло, но эта туча напоминает ему прошлом, о плохом и мрачном.

А автор гонит эту тучу и ненавидит её. Эта туча как будто мешает ему жить счастливой жизнью: как будто она не хочет уходить и несёт с собой что-то плохое. Здесь настроение таинственное, бурное, страшное: «И ты издавала таинственный гром», «И молния грозно тебя обвивала». автор хочет прогнать тучу, хочет убрать её с успокоенных небес: «Довольно, сокройся! Пора миновалась».

У Лермонтова в стихотворении «Тучи» настроение вI строфе одинокое, любование. Он любуется этими тучами, называет их ласково «тучки», «тучки не-бесные», «цепью жемчужною». автор сравнивает их с собой: «Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники». В I строфе – грустное, печальное, унылое настроение, как и в стихотворении Пушкина «Туча», только Пушкин негодует и злится на тучи, а Лермонтов любуется ими.

Во II строфе Лермонтов раскрывает свою тай-ну, тучи он сравнивает с собой. «Кто же вас гонит, судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?» В конце он понимает своё одиночество, а тучи не чувствуют ни одиночества, ни страсти, ни страдания: «Чужды вам страсти и чужды страдания», «Вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания».

В стихотворениях Пушкина и Лермонтова общая не только тема, но общее и то, что они пишут о тучах, говорят о себе и о своем настроении. Лермонтов пишет с грустью об одиночестве, а Пушкин бурно гонит от себя что-то мрачное.

Урок заканчивается обсуждением композиции сочинений.

Раздел: 
Искусство в школе: 
2014
№5.
С. 15-19

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.