Когда дух и тело в гармонии

Л.Никитенко,
руководитель кружка «Танцевальная мозаика» школы №1631, г.Москва

Когда дух и тело в гармонии

Развитие детей средствами хореографии

На протяжении многих лет я работаю педаго­гом дополнительного образования с детьми дошкольного возраста и начальной школы. Веду кружок танцев и хореографии. Всегда находится очень много детей, желающих заниматься и дви­гаться под музыку. В чём причина желания ребят танцевать? И каково влияние двигательной актив­ности на воспитание и развитие ребёнка?

Мы живём во времена бурного развития со­временных технологий и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложни­ком быстро развивающихся технических систем (телевидение, компьютеры, сотовая связь и т.д.); это приводит к недостатку двигательной актив­ности и отражается на состоянии и физического, и психического здоровья подрастающего поколения. Внутренний мир, духовный склад детей может быть богатым, глубоким лишь тогда, когда "дух" и "тело" находятся в гармонии. Для этого необ­ходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Дети младших классов приходят на занятия танцами с большим желанием, полные интереса и ожидания, так как все они любят двигаться, охотно бегают и прыгают под музыку, но далеко не все умеют соединять музыку с движениями. Задача хореогра­фии – развивать музыкальность детей, которая ха­рактеризуется способностью переживать содержание музыки, создавать музыкально-хореографический образ. Эта способность развивается путём целена­правленной организации как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека определённую реакцию, которая нередко остаётся скрытой, выражаясь лишь в из­менениях мышечного тонуса. Надо создавать необ­ходимые условия для естественного выявления этих реакций в движениях всего тела. При разучивании танцевальных композиций образное содержание движений вытекает из музыки, таким образом у детей развивается способность слушать музыку и анализировать её "как логичное и последователь­ное действие" (К.Станиславский). В упражнениях, играх, танцах дети сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержа­ние музыки. Дети самостоятельно придумывают и исполняют движения, которые требует музыка, получая при этом массу положительных эмоций и

радости. Разучивание танцев народов мира развива­ет творческую и познавательную активность детей, расширяет их музыкальный кругозор, обогащает их эстетическое восприятие, учит создавать музыкаль­но-двигательные образы самостоятельно, используя при этом знания, полученные на занятиях, знакомит с костюмом, музыкой данной страны и эпохи, помо­гает выявить творчески одарённых детей.

Во время занятий мы с детьми всё чаще обраща­емся к элементам танцевальной аэробики, так как любая танцевальная композиция требует хорошей физической подготовки, выносливости, постоянных тренировок. Кроме этого, такие занятия являются хорошей пропагандой здорового образа жизни. Я вижу, как в процессе занятий ребёнок приобре­тает хорошую спортивную форму, избавляется от лишнего веса, у него меняется самооценка, растёт авторитет в глазах одноклассников. Особенно этому способствуют концертные выступления. Ребёнок не только учится справляться со стрессом, но и испытывает гордость от преодоления трудностей, связанных с подготовкой и разучиванием програм­мы выступления.

Современный ритм жизни, недостаток двига­тельной активности заставляет детей интуитивно отдавать предпочтение энергичным, спортивным танцам с элементами аэробики. Мы часто танцуем хип-хоп, рок-н-ролл, брейк-данс. В последнее вре­мя даже народные танцы мы ставим в стиле тан­цевальной аэробики, так как это задорно, весело, спортивно. Дети говорят: "Я повторяю наш танец вместо утренней зарядки". Я этому рада. Хорошее настроение детей после занятия – для меня боль­шая радость. Я поделюсь опытом работы кружка дополнительного образования "Танцевальный", в котором занимаются дети 1-2 класса.

Набор детей производится "по желанию", в груп­пе 15 детей, занятия 2 раза в неделю по 45 минут. занятие начинаются с разминки. Это упражнения в силе "стрейчинг", или аэробная часть, повторе­ние ранее разученных танцевальных движений под ритмичную музыку. Далее начинается работа над отдельными движениями и танцевальными композициями. Разучиваем их частями, под счёт, и затем под музыку. Стиль занятий различный: базовая хореография, свободный стиль, разучива­ние танцевальной связки по кусочкам. Дети всегда принимают участие в выборе программы, иногда приходится, учитывая желание детей, менять му­зыкальное сопровождение и жанр танцевального номера.

Для преподавателя танца важно не только кра­сиво двигаться самому, но и уметь чётко и ясно, в доступной форме объяснить занимающимся технику выполнения движений. Сложность за­дачи возрастает из-за того, что на занятиях мы сталкиваемся с дефицитом времени. При этом всегда стоит задача как можно быстрее достичь желаемого эффекта: развить физические качества, улучшить координацию движений, улучшить фигуру, развить музыкальность и эмоциональную отзывчивость детей; наконец, дети должны просто получить удовольствие, а не скучать на занятиях. Поэтому обучение происходит "на ходу", сохраняя принцип поточности (1'Тoл Stop) выполнения дви­жений; педагог должен быстро заметить ошибки и тут же исправить их. Разъяснения и замечания педагог обязан делать в тактичной и доходчивой форме. Изучение новых движений должно быть строго последовательным, систематическим и сла­гаться в комбинации из ранее достаточно хорошо усвоенных элементов. При этом внимание надо уделять не только тому, что выполнять, но и как. занимающиеся должны контролировать не только последовательность движений, но и работу мышц, осознанно выполнять элементы и их соединения.

~ ~ ~

При разработке и планировании содержания и методики преподавания чрезвычайно важно учи­тывать возрастные особенности психофизического развития детей. Дети до 7 лет нуждаются в частой смене деятельности, длительное сохранение стати­ческого положения для них крайне утомительно. В то же время движения детей еще не ориентиро­ваны, плохо координированы, запас двигательных навыков невелик, они нуждаются в его пополнении и усовершенствовании. Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей могут привести к образованию плохой осанки и искривлению позво­ночника. Двигательный аппарат ещё недостаточно окреп, поэтому необходимо очень внимательно относиться к дозировке и характеру физических упражнений. Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво: они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании. Они легче воспринимают кон­кретный материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие. Игра пред­ставляет естественную деятельность детей этого возраста. Их эмоции ярки и проявляются открыто и непосредственно. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы. Учитывая все эти особенности, нужно строить занятия с детьми.

Именно в этом возрасте важно выработать у детей устойчивую привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно двигаться. Не

менее важной задачей является развитие общей организованности детей и воспитание навыков общественного поведения в коллективе. Дети 7-ми лет часто ещё не умеют дружно общаться. Поэто­му в процессе занятия я стараюсь воспитывать у них правильные взаимоотношения. Наиболее подходящими для детей этого возраста являются массовые и спортивные танцы, небольшая учеб­ная подготовка по танцу, занятия ритмическими упражнениями и играми. Учитывая потребность детей в частой смене движений, я стараюсь чере­довать различные виды работ.

Дети 8-ми лет уже более развиты в физическом и психическом отношении. Их способности со­вершать точные движения значительно выше. Они легче разучивают разнообразные движения, легче удерживают ритм, в общем, более выносли­вы и усидчивы. Улучшается работа двигательного аппарата, развивается равновесие, ориентировка в пространстве. Внимание у детей этого возраста достаточно устойчиво, они способны к более на­стойчивой работе над каждым заданием.

Одной из эффективных форм повышения дви­гательной активности детей является аэробика. занятия ею повышают функциональные возмож­ности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. Аэробика спо­собствует развитию силы, ловкости, быстроты, приучает детей ориентироваться в пространстве, улучшает функции вестибулярного аппарата. за­нятия аэробикой органично соединяют в себе тан­цевальные и игровые упражнения, которые дети могут выполнить без видимых затруднений. Это позволяет не только подготовить детей к здоровому образу жизни, но и разовьет их творческое вооб­ражение. При составлении комплексов и занятий аэробикой для дошкольников я учитывала не толь­ко уровень подготовленности детей, но и особен­ности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы доступны детям дошкольного возраста, с подобранной музыкой, а их содержа­ние, в случае необходимости, можно передавать образно, в игровой форме. Часто это упражнения с предметами (платочки, мячи); аккомпанемент, как правило, детская песенка, ритмичная и задорная. Детская аэробика поможет детям не только развить двигательные навыки, но и улучшит их самочув­ствие и благоприятно скажется на общем мораль­но-психологическом состоянии. Приобщение детей к занятиям аэробикой позволит им в дальнейшем без боязни принимать участие в спортивных играх и соревнованиях.

Разученные комплексы я включаю в праздники и развлечения, как показательные выступления. В упражнениях, играх, танцах дети сами вклю­чаются в действие и целостно воспринимают эмо­циональное содержание музыки. Они проявляют творческую активность, когда сами придумывают движения, которые требует музыка, и когда ис­полняют заданные движения, придавая им вырази­тельность, отвечающую собственному восприятию музыки. Успех работы решается не количеством разученных танцев и упражнений, а умением де­тей понять и пережить их значение и содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, по ним всегда видно, что детям даёт движение и музыка.

Хореограф должен уметь овладевать вниманием детей как непроизвольным, так и произвольным. Мы предварительно прослушиваем музыку нового танца или ритмической композиции, советуемся с детьми. Такое сотрудничество обостряет творческую актив­ность детей, сближает детский коллектив. занятия танцами и аэробикой развивают музыкально-двига­тельную память, дети должны вспомнить движения, которые делали в прошлый раз под эту музыку.

Дети получают радость от движения и музыки, поэтому надо предоставлять им возможность само­стоятельно отвечать на музыку движениями, из­бавляться от ощущения скованности и стеснения. Обычно дети сами находят правильный темп и ритм своих движений. В конце каждого занятия мы про­водим музыкально-ритмическую игру или упраж­нение по желанию детей: 4В зоопарке, ~Змейка~, кСлоникя и др. Это помогает снять эмоциональное напряжение, особенно после напряженного учеб­ного процесса. Правильно спланированное занятие танцами и танцевальной аэробикой положительно сказывается на общем умственном и физическом развитии детей. Яркая, ритмичная музыка увели­чивает творческую и физическую активность детей, отсюда их желание исполнять спортивные танцы, танцы с элементами аэробики. Необходимо чере­довать спокойные и подвижные хореографические композиции, чтобы развивать у детей различные группы мышц, не переутомляя их.

В обучении основам хореографии используется показ способов действий. Показ педагога должен быть целостным, точным, эмоциональным. Каждое свое действие педагог-хореограф обозначает слова­ми, которые дополняют движения, характеризуют его направление. Необходимо, чтобы дети замети­ли особенности выполнения каждого движения. Иногда к показу отдельных движений педагог-хореограф привлекает кого-то из воспитанников, подготовив ребёнка заранее.

Достоинство игровых методов и приёмов обуче­ния в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают кон­центрировать внимание на учебной задаче, кото­рая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение задачи в процессе игры со­пряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Игровые методы и приёмы достаточно разно­образны. Наиболее распространёнными являются дидактические игры. Им присущи две функции: совершенствование и закрепление знаний; усвое­ние новых знаний и умений разного содержания.

Большое значение для активизации детей на занятиях имеют такие игровые приёмы, как вне­запное появление объектов, игрушек, выполнение педагогом различных игровых действий. Эти при­ёмы своей неожиданностью, необычностью вызы­вают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания.

К игровым приёмам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревно­вания, создание игровой ситуации.

Словесные методы и приёмы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути её решения. Они сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами.

Рассказ педагога – важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. Он относится к наиболее эмоциональным методам обучения.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Беседа – диа­логический метод обучения, который предполага­ет, что задавать вопросы, высказывать свою точку зрения могут все участники. Тематика познава­тельных бесед определяется программой обучения.

При музыкальном сопровождении педагогу не следует считать вслух, так как это притупляет музыкальное восприятие ребёнка. Объяснив и по­казав, в каком размере и темпе делается данный танцевальный элемент, необходимо выполнить его совместно с ребёнком, затем дать ему возможность исполнить танцевальный элемент самостоятельно и под музыку. Считать вслух допустимо только в начале освоения нового танцевального элемента. На каждое танцевальное движение надо исполь­зовать новое музыкальное произведение.

Танцевальные способности следует развивать, работая над движениями рук и ног в равной степе­ни. Если внимание обращено только на ноги и за­бываются руки, корпус и голова, никогда не будет достигнута полная гармония движений и не полу­чится полное, должное впечатление от исполнения.

Сложные элементы чередуются с лёгкими, движения, требующие большего мышечного на­пряжения – с движениями на расслабление.

Необходима одинаковая нагрузка во время за­нятия на левую и правую ногу.

После выполнения движений в быстром темпе необходимо выполнить движения на восстановле­ние дыхания.

занятия надо проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с чувством удовлетворения, и чтобы с каждым занятием они приобретали всё больше знаний и навыков.

Не следует весь урок громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально.

Это заставит занимающихся соблюдать тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя.

Не использовать при работе с детьми ласкательно уменьшительные слова (головка, ручки, ножки...).

Не показывать детям, как неправильно они ис­полняют то или иное танцевальное движение, и не сравнивать их исполнение с чем-либо ("болтаетесь, как сосиски" и пр.).

Развлечения и праздники – это одна из форм учебно-воспитательного процесса. Они расширя­ют сферу педагогического влияния на развитие детей, способствуют проявлению положительных качеств личности. Многие развлечения связаны с разно образными видами искусств: изобразитель­ным, музыкой, театром и, конечно же, с танце­вальным искусством. Их содержание отражается в конкретных темах: "Танцевальная мозаика", "Танцевальная радуга", "Путешествие в страну Хореография" и имеет непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами. Праздники и концертные выступления вызывают у детей особую радость.

Насыщенность эмоциональными и заниматель­ными методами повышает активность и заинтере­сованность детей во всём, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективное сопереживание способствует зарождению социальных чувств и от­ношений.

Содержание развлечений влияет на форму (кон­церт или игровое действие) и организацию их про­ведения. Развитие сюжета требует театрализации. Для передачи образа желательно разработать ком­позицию. загадки и аттракционы лучше подавать в форме концерта или соревнования и т.д.

Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей, такие развлечения обычно проводятся взрослыми. Содер­жание носит познавательный характер (знакомство с детским творческим коллективом, творчеством отдельного исполнителя...). С другой стороны, это развлечения, где дети – сами активные участники и исполнители, и руководит их деятельностью взрос­лый. Репертуар при этом должен отвечать возраст­ным особенностям участников, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений – активизировать, объединить творче­ские проявления детей, их инициативу. Вызвать эмоциональный подъём и просто доставить радость.

Существуют и развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Тогда со­держание должно быть разработано так, чтобы дей­ствия детей и взрослых органично объединялись.

Формы развлечений могут быть разнообраз­ными: музыкально-литературные композиции, музыкально-спортивные праздники, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, кар­навальные шествия и т.д. В них проявляется твор­чество и педагогическое мастерство организаторов.

При проведении праздничного шоу дети показы­вают свои умения в том или ином виде деятельно­сти, приобретённый за определённый промежуток процесса обучения. При этом проявляются испол­нительские навыки, инициатива, творчество, вы­думка, сила воли. Руководящая роль в проведении развлечений отводится взрослым.

Музыкально-хореографические композиции создаются на основе объединения музыки и дви­жения в одно целое самостоятельное произведение. Драматургия такой композиции требует стреми­тельно развивающегося действия, что достигается за счёт резкой, порой неожиданной смены ритмов, использования технических средств выразитель­ности (свет, шумы, ИКТ...), лаконичных деталей оформления, условности их решения. Композиция хороша своей массовостью, позволяющей занять практически всех желающих. Но не следует делать её чрезмерно затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие в ней детей. Танцевальные миниатюры могут быть также ис­пользованы в качестве развлечений. Это небольшие сольно-хореографические театрализованные сцен­ки. В других развлечениях, таких как аттракционы, соревнования, танец носит эпизодический характер.

В заключение хочется сказать, что залогом про­дуктивности творческого процесса обучении детей хореографии, аэробике, любому виду творческой деятельности является личность педагога: его компетентность, преданность делу, бесконечное терпение и любовь к детям.

«Проделки Лешего и Бабы Яги»
Сценарий новогоднего шоу в 1–2 классах.

Зал празднично украшен. В центре - нарядная ёлка. Вбегают дети, образуя круг возле ёлки.

Ведущий. Дорогие дети, уважаемые гости. При­шла зима, а вместе с ней наш любимый праздник – Новый год. С Новым годом, дорогие ребята, С Новым годом, уважаемые взрослые. Посмотрите, ребята, ка­кая красивая ёлка, давайте начинать наш Новогодний праздничный вечер. (Далее стихи и песни детей по выбору педагогов; гаснет свет, зажигается ёлочка.)

Говорят, под Новый год всё всегда сбывается,
Всё всегда произойдёт, что ни пожелается.
Сказка к нам сюда идет, сказка начинается.

(На сцене убранство избушки Бабы Иги, теле­визор. Баба Ига смотрит в зеркало и поёт - музыка песни черепахи Тортиллы.)

Песня Бабы Яги:

Был беспечен и наивен бабы-Ёжки юной взгляд. Ведь и я была моложе 300 лет тому назад.
Время быстро пролетает, как вода текут года,
Ведь и я была когда-то, как Снегурка, молода.
Эх, летят годы, телевизор, что ли посмотреть. (Включает телевизор.)

Голос в телевизоре. Внимание, внимание. Се­годня праздник. К нам придёт сам Дедушка Мороз и привезёт ребятам подарков целый воз.

Б.Я. Ух ты, ёлка, подарочки. А меня-то красавицу не пригласили. Ну погодите, я вам устрою. (Берёт мобильный телефон.) Алё, Леший, быстро сюда, бегом, я сказала, срочно. (Ходит туда-сюда.)

Входит Леший с балалайкой, поёт 'Ах вы сени».

Леший. Привет, Ягуся. Что случилось? Из-за чего ты меня из болота вытащила? Даже принарядиться не успел.

Б.Я. Слушай, Леший. Сегодня праздник, Дед Мороз приедет в школу и привезёт ребятам подарков целый воз. А нас с тобой на праздник не пригласили.

Леший. Безобразие какое.

Б.Я. Да, безобразие, надо что-то делать

Леший. Думай, Ягуся, думай, ты же у нас умная.

Б.Я. Да, я умная-разумная. Придумала. Без колдовства тут не обойтись. Где моя тарелочка вол­шебная? (Зажигает бенгальский огонь, колдует, говорит заклинания.)

Вижу, вижу, вот идёт по лесу Снегурочка, пода­рочки на санках везёт. Леший, за мной. Где моя метла реактивная. (Берёт метлу, садятся, улетают за ёлку. Звук взлетающей ракеты.)

Музыка "В лесу родилась елочка". Выходит Снегурочка, поёт.

Песня Снегурочки:

Люблю я снег и ветер, звёзды и мороз,
Люблю я утро встретить средь ёлок и берёз.
Я девочка-Снегурка, пропеть для вас смогу
Про белую полянку, про ёлочку в снегу.

В это время сзади подкрались Баба Яга и Леший и украли мешок с подарками.

Снегурочка. здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие. Я – Снегурочка, пришла к вам на праздник, привезла подарки от дедушки Мороза. Ой, а где же подарки. Пропали! Что я дедушке скажу? (Плачет. Из-за ёлки выбегает зайчик.)

Зайчик. Снегурочка, что случилось, почему ты плачешь?

Снегурочка. Везла я подарки на саночках, а они пропали.

Зайчик. Не печалься, зайчики тебе помогут. Танец зайцев-спортсменов (танцевальная аэро­бика). Убегают за ёлку.

Снегурочка. Снежиночки, подруженьки, летите, мне дорогу отыскать помогите.

Упражнение с белыми лентами (танец снежных хлопьев). Все уходят за ёлку. Выходят Леший и Баба Яга, они тянут мешок с подарками.

Леший. Ура! Подарочки наши. (Весело пляшут.) Давай, Баба Яга, подарки делить.

Б.Я. Давай.

Леший. Только по-честному.

Б.Я. Конечно, по честному. А ты что, мне не до­веряешь? (Сели, Баба Яга достаёт подарки.) Это тебе, это мне, это снова мне, это опять мне.

Леший. А мне?

Б.Я. На вот тебе. (Даёт фантик от конфеты.)

Леший. Баба Яга, так не честно, ты меня обманула. (Дерутся.)

Выходит Зайчик.

Заяц. Леший, Баба Яга, что случилось?

Леший. Да вот подарки никак разделить не можем.

Зайчик. Давайте я вам помогу. Сядьте рядом, за­кройте глаза и считайте до 10. (Баба Яга и Леший садятся, считают: 1, 3, 6, 5, 2. В это время зайчик обматывает их веревкой.) Снегурочка, звери лесные, бегите сюда, я подарки нашёл.

Б.Я. Обманули, замуровали!

Снегурочка. Спасибо тебе, зайчик! А это опять ты, Баба Яга, и ты, Леший? Снова мешаете нам Новый год встретить! Вот скажу дедушке, он вас заморозит.

Б.Я. Простите нас, мы больше не будем. Вот за­берите все подарочки. (Падают на колени, просят Снегурочку.)

Снегурочка. Простим их, ребята?

Дети. Да!

Снегурочка. Ну, хорошо, идите, только чтобы больше так не делали. (Леший и Баба Яга убегают.) А нам пора в школу ехать, на праздник, ребята за­ждались. (Зайчики берут дугу, Снегурочка садится в "сани" все едут вокруг ёлки.)

Свет загорается.

Снегурочка. здравствуйте, ребята, вот мы и добра­лись. А дедушка ещё не приходил? Давайте позовём деда Мороза. (Дети кричат: "Дед Мороз, ау, ау!")

Дед Мороз. Иду, иду. (Выход Деда Мороза.)

здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. С Новым годом поздравляю, счастья радости желаю. Был у вас я год назад, не забыли вы меня? Всё такой же я – седой, а совсем как молодой. И готов пустить­ся в пляс хоть сейчас. В круг скорее все вставайте, хоровод свой начинайте.

Ритмичный танец в кругу с Дедом Морозом (по выбору – лавата, или др.) Далее стихи, игры, танцы с Дедом Морозом.

Дед Мороз. Ну, вот и всё. Песни пел, детей сме­шил, всё успел, хватило сил.

Снегурочка. А чего-то ты забыл.

Дед Мороз. А что я забыл?

Дети. Подарки.

Дед Мороз. А, подарки! Ну-ка Снегурочка, где мой мешочек с подарками.

Снегурочка. Ой, нету! Опять куда-то пропал, на­верное, опять Баба Яга с Лешим спрятали.

Дед Мороз. Придётся поколдовать. Раз, два, три – мешочек сам сюда беги. В зал вбегает ~мешок», Дед Мороз его догоняет, мешок выбегает из зала. (Нужно подготовить два мешка, у одного прорезаны дырки для глаз, в него спрятан ребёнок постарше, он убегает от Деда Мороза за дверь, там мешок подменяют.)

Входит Дед Мороз с мешком. Поймал мешок, со­всем от рук отбился, ну ребята, подарки получайте, праздник вспоминайте. Растите большие. До свида­ния, до будущего года.

Ведущий. Наш праздник окончен, ещё раз с Но­вым годом.

 

 

Искусство в школе: 
2014
№6.
С. 23-27

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.