Беспредметное искусство

Н.Новикова,

учитель мировой художественной культуры

Беспредметное искусство

Урок творческая мастерская

Занятия по теме "Абстрактное искусство" со старшими школьниками предполагают освоение языка абстрактного, или беспредметного, искусства; формирование интереса к абстрактным формам мышления; знакомство с творчеством художников-абстракционистов; формулировку самого понятия "абстрактное искусство".

Все эти образовательные задачи должны ре­шаться в условиях классно-урочной системы. 3а сорок пять минут учителю необходимо создать творческую ситуацию, "проиграть" её и получить результат. Наиболее адекватно позволяет решать поставленные задачи педагогическая технология 4Творческая лаборатория. Учитель на таком уро­ке выступает как драматург, режиссёр, психолог. Для построения творческого урока необходимо подобрать соответствующие теме произведения раз­личных видов искусства, осмыслить проблематику, содержание художественных образов, определить, какую образовательную задачу можно решить, погружаясь в глубины художественного простран­ства. А также найти методы, активизирующие творческий потенциал учеников и нацелить их на создание творческого продукта.

Серьезной проблемой является само абстракт­ное искусство, которое для большинства людей не­понятно; при его восприятии возникает множество вопросов. Для их разрешения обратимся к методу ассоциативного перевода.

"Ассоциативный перевод" происходит благо­даря интуитивному обобщению эмоционально-чув­ственного восприятия художественного произведе­ния и последующему переводу в другую модаль­ность восприятия, то есть зрительное восприятие переводится в слуховое, слуховое – в зрительное и т.д. Это приводит к пониманию глубины произ­ведения и к раскрытию выразительности языка искусства на новом уровне.

В творческой ситуации на уроке должно быть заложено противоречие, содержащее внутренний конфликт, что позволяет придать уроку драма­тургический накал. Рождение нового образа пред­полагает глубокое эмоциональное переживание творца. "живопись, – писал В.Кандинский, – есть грохочущее столкновение различных миров, при­званных путём борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовётся произведением. Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос, – оно про­ходит путём катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра, выливающемуся, в конце концов, в симфонию, имя которой – музыка сфер. Созда­ние произведения есть мироздание" [3, 10]. На творческих уроках формируется и корректируется мировоззрение учащихся.

В реальном учебном времени творческий урок может быть представлен следующим образом.

Цель урока: развитие креативных способностей; формирование эмоционально-личностного отноше­ния к беспредметному искусству.

Задачи:

  • понять принцип построения абстрактной композиции и сформировать своё отношение к абстрактному искусству;
  • рассмотреть различные формы, из которых может состоять композиция, и составить свою абстрактную композицию.

Материалы к уроку: текст В.В.Кандинского; карточки с изображением различных форм, линий, точек, пятен (3 набора); слайды с композициями В.В.Кандинского (4В сером ; "Композиция номер б" и др.); музыка И.Ф.Стравинского из балета "Петрушка"; предметы, различные на ощупь, например: камень, мех животного, деревяшка, металл и т.д.; цветная бумага постельных тонов и жировые мелки.

Построение урока начинается с поиска "симво­ла", который включит учащихся в учебный про­цесс; он должен "вбирать в себя" проблематику урока. В символ должно быть заложено всё содер­жание урока в концентрированном виде. Символом урока по теме 4Абстрактное искусство~ нами вы­биралась композиция В.Кандинского (например, "Композиция номер б", 1913, или "В сером"). Наш выбор обоснован тем, что в картине ярко выраже­но движение, абстрактные формы причудливы и динамичны.

В.Кандинский, стремясь освободиться от гнё­та натуралистических форм, искал "изобрази­тельный язык для вибраций души", настойчиво сближал живопись с музыкой. Визуальный кон­такт с композицией В.Кандинского усиливается звучанием музыкального фрагмента (I картина из балета "Петрушка" И.Ф.Стравинского), что позво­ляет "оживить" абстрактное изображение и акти­визировать эмоционально-чувственное восприятие школьников. Оно не способно включиться спон­танно, необходимо создать условия для пробуж­дения у учащихся желания действовать, активно думать и чувствовать, переживать и сопереживать на уроке. Для активизации восприятия можно предложить задание, связанное с необходимостью записывать собственные ощущения от увиденного и услышанного, то есть отвечать самому себе на вопросы, какие чувства у него возникают в кон­такте с абстрактным искусством. задача учителя заключается в умелом управлении: он должен направлять деятельность учеников в нужное русло, при этом давая возможность раскрыться каждому.

На доске – репродукция картины В.Кандинского (она не подписана). Вопросы: "что изображено на картине?", "к какому жанру можно отнести это произведение (пейзаж, натюрморт, портрет)?" – позволяют учителю продвигать действие в нужном направлении. Учащиеся приходят к выводу: если на картине нет предметов, то это искусство можно назвать "беспредметным". Это означает, что пер­вое включение в абстрактное искусство произошло.

Следующий этап урока – "ядро развития" – наи­более сложный в управлении и часто непредсказу­ем. Но и его необходимо тщательно продумывать, а во время урока умело режиссировать. "Ядро развития" – это сердце творческого урока. Оно включает в себя три фазы:

  • активизацию творческого воображения и по­тенциала ученика;
  • "эмоционально-чувственную вибрацию", разрушающую старое представление о предмете и рождающую новое понимание в новом образе;
  • творческое осмысление и присвоение этого нового представления, значимое для развития личности.

Этот этап связан с эмоциональным и интеллек­туальным включением ученика в активное дей­ствие. От грамотного подбора и подачи учебного материала зависит сила возникающих у ребёнка "эмоционально-чувственных вибраций". В ус­ловиях творчества учебный процесс становится "тренингом" обучающегося – он учится креативно разрешать любое противоречие, конфликт и вы­ходить на новый уровень развития.

Для применения данного метода по теме "Аб­страктное искусство" необходимо стихотворение В.В.Кандинского "Видеть" и карточки, иллюстри­рующие его содержание (абстрактное изображение данного текста). Содержание строк я перевела в цветные абстракции (см. цв. вклейку). На них изо­бражены различные формы, линии, точки, пятна – абстрактные элементы. Каждое выразительное сло­восочетание В.В.Кандинского обрело визуальную форму в картинке, согласно моим эмоциональным ощущениям от текста.

Вниманию учеников предлагается компози­ция, составленная из абстрактных элементов, изображенных на карточках. задача учащихся – выполнить обратный "ассоциативный перевод", то есть проиллюстрировать абстрактный текст с помощью разрозненных карточек, подобрать к каждой карточке с абстракцией строчки стихот­ворения "Видеть". Данное задание выполняется в группах, состоящих из пяти-шести человек. Воз­никает внутренний конфликт: 4Соответствуют ли мои ощущения мыслям автора?

Задание. Прослушайте текст. Разложите каточки так, чтобы текст оказался проиллюстрированным.

Вопросы: "Что вы видите на карточках, на что это похоже?" (Пятна, линии, цветные формы.) Какие слова в тексте у вас вызывают ассоциации с пятном, линией?" (Глаголы и прилагательные.) "Соответствует ли композиция содержанию текста? Какая она – динамичная или статичная? Есть ли центр у абстрактной композиции?

Задачи: перевести вербальный язык (стихот­ворения "Видеть") в невербальный (визуальный) – абстрактную композицию; познакомить уча­щихся с выразительными средствами визуального искусства; осуществить первичное знакомство с абстрактной композицией.

Учитель читает стихотворение В.В.Кандинского "Видеть".

Синее, синее поднималось,

поднималось и падало.

Острое, тонкое свистело и втыкалось,

но не протыкало.

Во всех углах загремело.

Густо-коричневое повисло будто на все времена.

Будто. Будто.

Шире расставь руки.

Шире. Шире.

И лицо твоё прикрой красным платком.

        А может быть, оно еще вовсе не сдвинулось:

        И сдвинулся только ты сам. Белый скачок за белым скачком.

И за этим белым скачком опять белый скачок.

        И в этом белом скачке белый скачок. В каждом

белом скачке белый скачок.

Вот это-то и плохо, что ты не видишь мутное:

        в мутном-то оно и сидит.

Отсюда все и начинается.........

............... Треснуло..

Восприятие слова и формы очень индивидуаль­но, но в отдельных случаях мнения групп совпада­ют, появляется нечто, что объединяет чувственное восприятие людей. Работа в коллективе помогает каждому учащемуся обрести уверенность в своих силах и "правильности чувств". Тем не менее у каж­дой группы получается свой вариант разложенных карточек. При этом все варианты "правильны", так как восприятие имеет право быть индивидуальным.

Представитель от каждой команды рассматрива­ет, что получилось у других групп и рассказывает о своей группе. Конечным этапом выполнения упражнения с карточками является сравнение получившихся результатов. Ученики приходят к выводу, что стихотворение "Видеть" наполнено ощущениями, которые можно выразить через форму, линию, цвет; эмоциональное прочитывание абстрактных форм в литературе и живописи может быть не всегда однозначным. Восприятие слова и формы индивидуально, но в каких-то случаях мнения групп совпали. значит, есть что-то объ­единяющее чувственное восприятие людей. Часть выполненного задания в карточках совпала абсолютно, а часть не сложилась вообще. Учитель вместе с учениками подходит к открытию, что существуют два вида восприятия: одно свойственно для всех – оно объединяет чувства и эмоции многих людей и является как бы объединяющим, обобщающим и поэтому понятно всем; другое – индивидуальное, выражающее личностные особенности восприятия. В процессе анализа выполненного упражнения каждый приходит к пониманию, что абстрактное искусство часто неоднозначно и непонятно.

В своей повести "Ступени" В.Кандинский пи­сал: "Само слово «композиция вызывало во мне внутреннюю вибрацию. В неясных мечтах неулови­мыми обрывками рисовалось передо мною подчас что-то неопределённое, временами пугающее меня своей смелостью" [3, 12]. В этих строках художник описывает своё ощущение «эмоционально-чув­ственной вибрации.

Следующее задание выполняется индивиду­ально, оно проводится с целью получения "эмо­ционально-чувственной вибрации" у каждого учащегося. Она рождается, когда объект активно воспринимается разными органами чувств, и это восприятие переходит в эмоциональное состояние (грусти, радости, восторга, тревоги, печали), кото­рое способствует созданию нового образа, нового видения и понимания смысла.

Эмоционально-чувственная вибрация имеет свои качественные оттенки, в ней пробуждаются глубоко личностные переживания, они преобража­ются в художественную форму, являясь ценными, личностными находками.

Задание. звучит музыка И.Ф.Стравинского из балета "Петрушка". Каждая группа получает предмет, известный только ей, для других групп это – тайна. Предмет необходимо описать при помощи прилагательных и глаголов. Описывать необходимо визуальные, тактильные, слуховые, вкусовые, обонятельные ощущения. Чтобы процесс шёл быстрее, члены команды могут разделиться в описании ощущений. Листочки с описанием пред­мета передаются другой команде, предмет при этом не показывается.

Задание. Выберите цветной лист бумаги, и мел­ками, используя цвет, линию, форму, составьте композицию, которая будет характеристикой неиз­вестного вам предмета. (Группы выставляют свои композиции и обнаруживают предмет, который рисовали.)

Такое задание пробуждает интерес, включает процессы ощущения и ассоциативного воспри­ятия. Например, ученица XI класса Н.К., следя за музыкальными и живописными образами, так описывает своё восприятие: «Заколдованная, вол­шебная, загадочная, звонкая, магическая, весёлая музыка. Необычайно, оригинально, хитро, чудно, эксцентрично, удивительно, фантастично и ир­рационально построены сюжеты картин».

Выполненное задание необходимо "озвучить" для всех учеников, так как при прослушивании вы­сказываний происходит эмоциональное "зараже­ние" окружающих. Обсуждение своих ощущений и выслушивание чужого мнения активизируют творческий потенциал учащихся.

Вопросы: "Ваши ощущения передают в рисунке суть предмета? Как можно назвать композицию, где предмет не изображён, но есть ощущение от предмета?". Отвечая на этот вопрос, каждая группа разрабатывает своё определение «беспредметного искусства.

Ученикам предлагается прослушать фрагмент I-й картины балета И.Ф.Стравинского "Петруш­ка", в процессе чего они пишут абстрактный текст. В качестве примера можно привести записи уча­щихся XI класса.

В.Е., осознавая своё непонимание происходя­щего, пишет:

Океан чувств и красок

Бурлит, своими формами крича.

Я вижу в нём сто тысяч масок,

Смотрю на них, тихонечко ворча.

Ю.Ю. описывает так свои ощущения:

Жёлтое, красное, синее, зеленое.

Свистело, гремело, двигалось в центр и из разных углов.

Острое, твёрдое, чёткое, круглое.

Всё столкнулось, разбилось, смешалось, сдвинулось.

Куча, смесь – непонятное.

Д.В. передаёт состояние эмоционально-чувст­венной вибрации частыми многоточиями в своём тексте:

Я, я пытаюсь... но... не могу... себя узнать. Детство... юность... старость... молодость. Всё вместе, но не подряд, не систематично.

В.С., которому свойственно ярко выраженное логическое мышление, пытается создать художе­ственный образ:

Ветер. Лес. Бурлила жизнь. Носятся везде и всюду. Суета сует творится, всё кипит и всё мелькает. Люди, рыбы, звери, птицы, копошится лес чудной. Никогда и ни за что не смолкнет эта кутерьма.

Почти во всех вербальных зарисовках ощущает­ся эмоционально-чувственная вибрация. В условиях урока не каждый ученик способен достичь такого состояния, но при его проявлении происходит «ре­зонансное заражение, которое охватывает весь класс. Потому необходимо озвучивать полученные результаты творческих работ учащихся.

В этом упражнении ученики переводили звуки музыки И.Ф.Стравинского в собственные абстракт­ные тексты. Продолжением творческого урока может стать новый этап активизации воображе­ния учащихся с помощью выразительного чтения получившихся текстов, с передачей ритмического строя, акцентов и следующего приёма графического иллюстрирования собственного текста.

Ученица XI класса Мария Л. рядом с текстом сде­лала эскиз абстрактной графической композиции.

Зелёное кипело, шипело, сипело.

Крутилось и смеялось, замыкалось, зарывалось. Всё вертикально, красно.

И треугольно-чёрное, да чёрное, нет чёрное.

Крутилось, замыкалось, шипело,

А чёрное лежало...

А красное сияло...

Улетает...

           В капле краски...

           В солнце свете... Улетает...

Задержалось... Замутнело...

М.Ливанова в своей композиции создала целый мир. В этом мире есть место всему: и солнцу, и небу, и земле, и молниям, и птицам, – но всё это крутится, кипит, летит и суетится. Чтобы собрать этот мир воедино, Маша рисует нитку с иголкой и штопает его крестиком.

Талантливые учителя-актёры часто сами ста­раются создавать эмоционально-чувственную вибрацию и собственными силами активизируют «резонансное заражение». Но в данном случае пе­дагогу- режиссёру необходимо управлять учебным процессом так, чтобы давать раскрыться не самому себе, а ученикам. Талант педагога заключается в том, чтобы подобрать педагогические методы и приёмы для решения поставленной задачи и, что не менее важно, «проиграть» урок на высоком режиссёрском уровне.

После создания эмоционально-чувственной вибрации наступает этап творческого осмысления нового знания, на основе обобщения и анализа личных творческих переживаний. Ученики дают определение, что же такое «абстрактное искусство» в их понимании. Например:

«Абстрактное искусство – искусство, содержа­щее в себе хаотично расположенные линии и точки, собранные в порыве эмоций в одно целое. Абстракция фантастична, она несёт определённый смысл, пере­даёт свой оттенок чувств».

Мария Ливанова, XI класс

«Абстрактное искусство – это когда худож­ник выражает свои чувства и мысли не чёткими, реалистичными формами, а фантастическими, нереальными, выдуманными линиями, точками и пятнами. То есть он не рисует реальность, он изо­бражает мир, который таится в его душе».

Юля Юдина, XI класс

«Абстрактное искусство – искусство эмоций, чувств».

Влад Сырцев, XI класс

«Абстрактное искусство – это искусство, где чувства и эмоции выражаются с помощью чего-то неопределённого и неконкретного».

Диана Карабегович, XI класс

«Абстрактное искусство – понимание мира че­ловеком в другой, необъяснимой форме. Раскрытие потустороннего, но важного, путём фантазии и размышления».

Катя Аношкина, XI класс

«Абстрактное искусство – это когда человек выражает свои чувства на бумаге вещами, кото­рые не реалистичны, но передают определённые действия, чувства, предметы и выражают тот образ, который задумал автор».

Катя Колесникова, XI класс

Все определения разные по форме, но едины по содержанию. На этом первый урок по теме «Аб­страктное искусство» закончен. Поставленные задачи решены.

В «Кратком словаре художественных терминов» Н.А.Сокольниковой дано определение абстрактно­го искусства: «Абстрактное искусство – (беспред­метное) направление в изобразительном искусстве XX века, для которого характерны отказ от изобра­жения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные компо­зиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных, абстрактных формах (абстрактный экспрессионизм)» [9, 3]. Дан­ное определение учитель должен озвучить, только после того как ученики составят свои понятия.

На традиционном уроке определение «абстракт­ное искусство» было бы заявлено вначале, и по­следующие сорок пять минут учитель доказывал бы его при помощи различных доводов. На творче­ском уроке определение «Абстрактное искусство» и другие знания ученик добывает сам. знания, приобретённые самостоятельно, присваиваются на всю жизнь.

Литература:

  1. Герман М. Модернизм // Новая история искусств / Искусство первой половины ХХ века. С.-Пб., 2003.
  2. Кандинский В.В. О духовном в искусстве // Серия «Из архива русского авангарда» Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990.
  3. Кандинский В.В. Ступени. Перевод Е.Козиной. Точка и линия на плоскости. С.-Пб., 2004. 236 с.
  4. Морозов А.В. Креативная педагогика и технология. М., 2004.
  5. Печко Л.П. Эстетический опыт как источник актив­ности творческого воображения в художественном об­разовании. М., 2006.
  6. Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование и здоровьесберегающие технологии в художественном воспитании. М., 2007.
  7. Савенкова Л.Г. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство». М., 2006.
  8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных техно­логий. Т. 1. М., 2006.
  9. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. М.: «Титул», 1996.
  10. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе // Под общей ред. Б.П.Юсова. Мурманск, 1995.

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№6.
С. 28-31

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.