Педагогика праздника: «Чтобы радость ваша была совершенна...»
Педагогика праздника: «Чтобы радость ваша была совершенна...»
Рождество
Слово – педагогу.
Почему нашим детям так нужен праздник Рождества Христова? Потому что это понастоящему радостный и светлый, очень детский праздник – день рождения. Потому что детям очень близок и понятен Новорожденный – Бог-Младенец. Потому что у ребёнка (да и у взрослого!) появляется возможность быть свидетелем и участником тех событий, с которых начался отсчет новой эры истории человечества, от Рождества Христова...
Потому что, проживая этот праздник, ребёнок приобретает бесценный опыт духовной жизни, который открывает ему путь к глубинным смыслам величайших творений русской и мировой культуры.
Потому что весь библейский сюжет, а земная жизнь (воплощение) Христа в особенности, являются неповторимым и, по крайней мере для нашей культуры, незаменимым собранием образов-стимулов, которые при надлежащем к себе отношении порождают в сознании изменения, необходимые для духовного питания и развития. Рождение Христа – это также и рождение "внутреннего" человека, пришествие Бога в мир – это прежде всего пришествие Бога внутрь человеческой души.
Слово – ребёнку.
Сочельник, или в ожидании Рождества.
Всё вокруг пахнет Праздником! У нас дома живая ёлка с игрушками, свечами и конфетами. Вот только подарков ещё нет. Вернее, они уже есть, но пока это – тайна. Я знаю, что все будут дарить друг другу подарки, когда мы вернёмся из храма. Я маме подарю серебряного ангела, мы с нашей учительницей Ольгой Николаевной вырезали его из фольги.
Сегодня Сочельник. Взрослые не будут есть до первой звезды, и я в этом году решила ждать вместе с ними. Я с утра жду, когда же появится звезда? Интересно, не появилась? Я бегу к окну и смотрю в небо. Но звезды нет, ещё рано. Мама готовит сочиво. Это такая особая еда – зёрнышки пшеницы с мёдом, орехами и фруктами. Я снова иду смотреть, не появилась ли звезда, но её нет... Я иду в свою комнату. Рисую снежную ёлку, пещеру, ослика и всё думаю о звезде. Когда же она появится? Мне становится тревожно. 3а окном темно, а звезды всё нет... Вдруг из нашего окна звезду не видно? звоню моему другу Олегу.
- Посмотри в окно. У тебя звезда уже есть?
- Нет...
Я успокаиваюсь. Если и Олег ничего не увидел, значит нужно ещё подождать. И вот наконец... звезда!!! Вифлеемская!!! В тёмном небе – маленький тёплый огонёк. Много лет назад появилась звезда над пещерой, где родился Младенец. Видели её и пастухи и волхвы, а сейчас и мы смотрим на неё и радуемся. Всей семьей садимся есть сочиво! Вкусно! Надо наесться как следует, на целый год, ведь только в Сочельник такое бывает. А впереди ещё праздничная ночная служба! (Даша Г., 8 лет.)
Слово – философу и поэту.
Слово – культурологу.
Любой праздник обладает значением – это напоминание о том факте, в честь которого он как напоминание и устанавливается. Как обладающий значением праздник является знаком, входит в знаковую систему культуры, а его знаковые свойства являются семиотикой праздника. По характеру устанавливаемых праздников порою можно судить о приоритетах культурной политики (а она всегда осуществляется в развитых обществах). Но помимо значения есть ещё и глубинный смысл. Этот смысл обусловлен депозитом культурного опыта и всей культурной ситуацией, когда праздник устанавливался и стал уже оформленной культурной единицей. Есть праздники с "мерцающим" значением, когда прежние значения дополняют новое. Так нередко бывает с религиозными праздниками, например с перешедшими из ветхозаветной культуры в новозаветную. Все уровни значения и смыслов составляют семантику праздника.
Семантика Рождества – это и явление Мессии народу израильскому, и пришествие в мир Спасителя, и выход культуры на новый этап развития (подобно теории "осевого времени" у К.Ясперса) и многое другое.
Но праздник в целостном своем значении – не просто воспоминание о том, чего не хотелось бы забыть. Последовательность праздников создаёт особый ритм культурного времени. Рождество участвует в создании не только богослужебного и календарного ритма, но и в созидании темпорального пространства и для одной личности, и для всей культуры. Но вместе с функцией упорядочивания у праздника есть и функция обновления сознания. Древнейшие праздники (будучи религиозными) обычно соответствовали иерофании, то есть акту явления в мир священного, "святого". Это как бы точка иерофании, закреплённая в культуре. Вот почему праздник выполняет свою функцию даже тогда, когда его значение (культурную семантику) почему-то знают плохо. Праздник уже в силу своего наличия в культуре побуждает её носителей размышлять над значением, порождая собственные смыслы, а это фактор влияния на мировоззрение и даже фактор очищения, катарсиса, а значением Рождества является Боговоплощение.
Это не просто вхождение Бога в мир, но возникновение особой степени причастности Ему, причастности по плоти. здесь празднества в честь языческих божеств могут быть рассмотрены как отдалённые прообразы Рождества, которые только в нём обрели свой совершенный вид, исполнение (от слова "полнота", то есть "совершенство")...
Праздник сплачивает, объединяет коллектив носителей культуры, служит культурным индикатором и паролем. Праздник отображает само понимание сообществом течения культурного времени. Языческие праздники кодировали идею вечности мира и вечного, "дурного" возвращения. Христианская культура кодирует идею медленного, усердного приближения к концу времён, когда несовершенное земное длящееся время исполнится и перейдёт в некое новое бытийное качество вечности. Рождество и Воскресение – это главные события календаря, который несёт смысл Спасения в вечности и бессмертия для каждого человека.
Слово – поэту.
Иосиф Бродский
Рождественская звезда
Саша Черный
Рождественское
Словарик и интерпретации историка.
Август-кесарь – Римский император во время Рождества Христова. В само время Рождества проводил перепись населения в Иудее. В то время Иудея была под властью Римской империи. Поэтому Св. Мария и Иосиф должны были по закону отправиться и записаться там, где жили их предки. Мария и Иосиф были из рода Давидова и поэтому отправились в город Вифлеем, где и родился Христос. Так имя Бога после Воплощения было внесено в списки рабов кесаря. Так Бог пришёл в мир, чтобы жертвенною любовью искупить людей – рабов греха.
Вифлеем (означает – дом хлеба) – был маленький и незначительный городок. Родина царя Давида. Расположен на возвышенности, недалеко от Иерусалима, между двумя холмами – западным и восточным, на котором и находится пещера Рождества. Холодная пещера, убогие ясли и общество животных – такой предстала Богу-Младенцу покрытая грехом земля людей. Так будет в течение всей земной жизни Спасителя, завершившейся одинокой смертью на Голгофе. Так было и есть теперь – Бог стучится в сердца всех людей, но не все принимают его.
Иосиф – праведный бедный старец, живший в г.Назарете, опекун Девы Марии, обручённый с нею. Он был плотником и на хлеб зарабатывал своим трудом.
Ирод Великий – царь иудейский. Он управлял Римскою провинцией Иудеей в год Рождества Христова. Отличался дикой свирепостью. Он царствовал 34 года, Христос же родился в 33 год его царствования. Узнав о рождении Мессии – царя иудейского, он приказал умертвить всех младенцев в Вифлееме. Воины Ирода умертвили 14 тысяч младенцев, думая, что среди них был и Сам Богомладенец. Но Мария и Иосиф успели уехать в соседнюю страну – Египет. Император Август услыхав, что среди прочих младенцев Ирод убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном! Известно, что через год Ирод умер мучительной смертью. Имя Ирода стало символом детоубийства. В том числе и тех младенцев, которым просто не дали родиться...
Волхвы – учёные люди (мудрецы и астрономы), обладавшие богатыми знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением за небесными светилами. В основном это были персы–язычники. Они вычислили время Рождества и появление "чудесной звезды" с помощью своих знаний и пророчеств из Священного писания. По следованию звезды, появившейся на востоке, они дошли до Вифлеема для поклонения Богомладенцу Христу. Волхвов, приехавших на верблюдах в Вифлеем, было трое – Балтазар, Гаспар и Мельхиор. Они привезли Христу дары: золото как Царю, ладан (смола благовонная) как Богу и смирну (драгоценное масло) как Богочеловеку, которому предстоит умереть на Кресте и воскреснуть. Волхвы преподнесли эти дары Христу и поклонились Ему. Их путешествие длилось три года. Путь мудрецов к Богу – путь через разум – был долог, но возможен. Сначала поклониться Христу придут пастухи – люди простые и чистые сердцем. "Чистые сердцем Бога узрят..."
Слово – богослову.
Приближается праздник Рождества. Почему время не изгладило это событие из памяти, и весь цивилизованный мир по сей день празднует его? Очевидно, Рождество Христово открыло человечеству новые духовные смыслы. Какие именно? Что вообще есть Рождество?
Конечно, это то, что обычно называют рождением, рождением новой жизни, зарождением чего-то нового – нового бытия, нового ряда непредсказуемых событий. Это исполнение надежд, это воплощение сокровенной мечты, это одновременное осознание своей смертности и интуитивное ощущение бессмертия себя в продолжающемся роде.
Рождение – это таинство, которое подготавливается и совершается скрыто и непостижимо для самого совершенного ума, не имеет по своему совершенству никакого технического аналога и является ничем иным, как постоянным и многообразным повторением самого первичного акта Творения Вселенной – величайшим духовным творческим актом, но в индивидуальном аспекте, – сотворением индивидуального внутреннего мира, индивидуальной вселенной.
Всё это имеет место, когда в мире рождается человек, но в случае Рождества Христова речь идёт о ещё более невообразимом – в мире рождается Бог, Сам Творец человека, Творец космоса принимает форму тела – воплощается, "вочеловечивается". Иисус Христос – это не на 50°/о Бог и на 50°/о человек, хоть к такому пониманию и склоняется рациональный рассудок. Нет! Иисус Христос на 100°/о Бог и на 100°/о человек, пусть это и не укладывается в полной мере в прокрустово ложе человеческой логики. Воплощение Бога заключает в себе весь тот смысл, который имеет рождение любого младенца и при этом совершенно превосходит его, открывая путь в будущее, путь в бессмертие, путь в новую жизнь, открывает новый виток развития, уже не одной только родительской паре, не одному из миллионов родов, а всему человечеству, всей коллективной душе мира.
Далее, Рождество – это результат, долгожданный исход и завершение духовного кризиса. Бог приходит к каждому человеку, открывается внутреннему миру его души, так же, как Он однажды открылся всему человечеству, так же, как и обычный ребёнок, выйдя из тела матери, однажды появляется перед её глазами, и одновременно с этим приходит конец её родовому кризису, её боли, её мучениям.
Как важно научиться понимать, что всякая душевная боль – это родовая мука души, это предчувствие грядущего Рождества, что нужно не бояться страдания, не пытаться подавить его посредством алкогольного опьянения, сексуальной разрядки или наркотического транса, а нужно постараться очистить себя, своё сердце, свой внутренний мир от всего того, что связано с понятием греха. Духовное творчество обязательно сопряжено с рождением внутри нового духовного существа, и точно так же, как Дева Мария родила Бога, так же и всякий верующий имеет главной целью обнаружить в своём сердце Христа.
Каждая душа по природе христианка – каждый человек ищет и жаждет любви, а значит, Бога. Бог приходит в душу человека вместе с первой любовью. Первая любовь – это личный сокровенный праздник Рождества. Тогда человеку открывается превосходящая что бы то ни было истина, что любовь достигается не насилием и не рабским подчинением (каким, например, нас подчиняет себе удовольствие от телесного наслаждения), а чистым сердцем и свободной волей. Любовь, которая "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт..." (1 Коринф. 13:4- 8)
Библейская история Воплощения Христа самым непосредственным образом рассказывает нам о том, что происходит во внутреннем мире человека. Бог однажды неизменно приходит в душу, это событие никогда не остаётся незамеченным, его нельзя ни с чем спутать, образно выражаясь, внутри начинает сиять Вифлеемская звезда. События внутреннего мира и евангельский сюжет связаны самым теснейшим образом, можно сказать, что они всецело аналогичны. То, что происходило, происходит и будет происходить со всем человечеством, есть одновременно прошлое и будущее каждой человеческой души.
Таким образом, к пониманию общечеловеческой значимости Рождения Бога можно прийти лишь посредством глубокого осознания того, какое духовное значение это событие имеет для внутреннего мира души каждого отдельно взятого человека. Вот как говорит об этом святой Симеон Новый Богослов: 4О преизбыток любви! Содержащий всё поселяется внутри тленного и смертного человека, у которого всё содержится силою вселившегося в него... Человек сознательно носит в себе Бога, как свет, произведший и создавший всяческая и самого носящего. Кто расскажет по достоинству радость такого человека? Чего другого пожелает таковой?
В подготовке материалов статьи принимали участие к.м.н. свяиу. Игорь Юров, к.филос. н. Лебедев В.Ю., Урывская О.Ю., Темнова О.Н., Вояршинов П.С.
Оставить комментарий