Педагогика праздника: «Чтобы радость ваша была совершенна...»

Е.Суворина,
НОУ «Русская школа», г.Тверь

Педагогика праздника: «Чтобы радость ваша была совершенна...»

Рождество

Слово – педагогу.

Почему нашим детям так нужен праздник Рождества Христова? Потому что это понастоящему радостный и светлый, очень детский праздник – день рождения. Потому что детям очень близок и понятен Новорожденный – Бог-Младенец. Потому что у ребёнка (да и у взрослого!) появля­ется возможность быть свидетелем и участником тех событий, с которых начался отсчет новой эры истории человечества, от Рождества Христова...

Потому что, проживая этот праздник, ребёнок приобретает бесценный опыт духовной жизни, который открывает ему путь к глубинным смыс­лам величайших творений русской и мировой культуры.

Потому что весь библейский сюжет, а земная жизнь (воплощение) Христа в особенности, явля­ются неповторимым и, по крайней мере для нашей культуры, незаменимым собранием образов-стиму­лов, которые при надлежащем к себе отношении порождают в сознании изменения, необходимые для духовного питания и развития. Рождение Христа – это также и рождение "внутреннего" че­ловека, пришествие Бога в мир – это прежде всего пришествие Бога внутрь человеческой души.

Слово – ребёнку.

Сочельник, или в ожидании Рождества.

Всё вокруг пахнет Праздником! У нас дома жи­вая ёлка с игрушками, свечами и конфетами. Вот только подарков ещё нет. Вернее, они уже есть, но пока это – тайна. Я знаю, что все будут дарить друг другу подарки, когда мы вернёмся из храма. Я маме подарю серебряного ангела, мы с нашей учительницей Ольгой Николаевной вырезали его из фольги.

Сегодня Сочельник. Взрослые не будут есть до первой звезды, и я в этом году решила ждать вместе с ними. Я с утра жду, когда же появится звезда? Интересно, не появилась? Я бегу к окну и смотрю в небо. Но звезды нет, ещё рано. Мама готовит со­чиво. Это такая особая еда – зёрнышки пшеницы с мёдом, орехами и фруктами. Я снова иду смотреть, не появилась ли звезда, но её нет... Я иду в свою комнату. Рисую снежную ёлку, пещеру, ослика и всё думаю о звезде. Когда же она появится? Мне становится тревожно. 3а окном темно, а звезды всё нет... Вдруг из нашего окна звезду не видно? звоню моему другу Олегу.

- Посмотри в окно. У тебя звезда уже есть?

- Нет...

Я успокаиваюсь. Если и Олег ничего не увидел, значит нужно ещё подождать. И вот наконец... звезда!!! Вифлеемская!!! В тёмном небе – маленький тёплый огонёк. Много лет назад появилась звезда над пещерой, где родился Младенец. Видели её и пастухи и волхвы, а сейчас и мы смотрим на неё и радуемся. Всей семьей садимся есть сочиво! Вкус­но! Надо наесться как следует, на целый год, ведь только в Сочельник такое бывает. А впереди ещё праздничная ночная служба! (Даша Г., 8 лет.)

Слово – философу и поэту.

Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила,
        И в тишине родилось «С нами – Бог!»
Да! С нами Бог – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
        И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, средь суеты случайной,
       В потоке мутном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами БОГ!
Владимир Соловьёв

Слово – культурологу.

Любой праздник обладает значением – это на­поминание о том факте, в честь которого он как напоминание и устанавливается. Как обладающий значением праздник является знаком, входит в знаковую систему культуры, а его знаковые свой­ства являются семиотикой праздника. По харак­теру устанавливаемых праздников порою можно судить о приоритетах культурной политики (а она всегда осуществляется в развитых обществах). Но помимо значения есть ещё и глубинный смысл. Этот смысл обусловлен депозитом культурного опыта и всей культурной ситуацией, когда празд­ник устанавливался и стал уже оформленной куль­турной единицей. Есть праздники с "мерцающим" значением, когда прежние значения дополняют но­вое. Так нередко бывает с религиозными праздниками, например с перешедшими из ветхозаветной культуры в новозаветную. Все уровни значения и смыслов составляют семантику праздника.

Семантика Рождества – это и явление Мессии народу израильскому, и пришествие в мир Спаси­теля, и выход культуры на новый этап развития (подобно теории "осевого времени" у К.Ясперса) и многое другое.

Но праздник в целостном своем значении – не просто воспоминание о том, чего не хотелось бы забыть. Последовательность праздников создаёт особый ритм культурного времени. Рождество участвует в создании не только богослужебного и календарного ритма, но и в созидании темпораль­ного пространства и для одной личности, и для всей культуры. Но вместе с функцией упорядочивания у праздника есть и функция обновления сознания. Древнейшие праздники (будучи религиозными) обычно соответствовали иерофании, то есть акту явления в мир священного, "святого". Это как бы точка иерофании, закреплённая в культуре. Вот почему праздник выполняет свою функцию даже тогда, когда его значение (культурную семантику) почему-то знают плохо. Праздник уже в силу своего наличия в культуре побуждает её носителей раз­мышлять над значением, порождая собственные смыслы, а это фактор влияния на мировоззрение и даже фактор очищения, катарсиса, а значением Рождества является Боговоплощение.

Это не просто вхождение Бога в мир, но воз­никновение особой степени причастности Ему, причастности по плоти. здесь празднества в честь языческих божеств могут быть рассмотрены как отдалённые прообразы Рождества, которые только в нём обрели свой совершенный вид, исполнение (от слова "полнота", то есть "совершенство")...

Праздник сплачивает, объединяет коллектив носителей культуры, служит культурным инди­катором и паролем. Праздник отображает само понимание сообществом течения культурного времени. Языческие праздники кодировали идею вечности мира и вечного, "дурного" возвращения. Христианская культура кодирует идею медленного, усердного приближения к концу времён, когда несовершенное земное длящееся время исполнится и перейдёт в некое новое бытийное качество веч­ности. Рождество и Воскресение – это главные со­бытия календаря, который несёт смысл Спасения в вечности и бессмертия для каждого человека.

Слово – поэту.

Иосиф Бродский

Рождественская звезда

В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимою мести.
Ему всё казалось огромным: грудь матери,
жёлтый пар из воловьих ноздрей, волхвы – Балтазар, Гаспар,
 Мельхиор; их подарки втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
На лежащего в яслях ребёнка издалека,
Из глубины Вселенной, с другого её конца,
звезда смотрела в пещеру.
И это был взгляд Отца.

Саша Черный

Рождественское

В яслях спал на свежем сене
Тихий, крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён Его волос...
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
И бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к теплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребёнка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»

Словарик и интерпретации историка.

Август-кесарь – Римский император во время Рождества Христова. В само время Рождества проводил перепись населения в Иудее. В то вре­мя Иудея была под властью Римской империи. Поэтому Св. Мария и Иосиф должны были по за­кону отправиться и записаться там, где жили их предки. Мария и Иосиф были из рода Давидова и поэтому отправились в город Вифлеем, где и ро­дился Христос. Так имя Бога после Воплощения было внесено в списки рабов кесаря. Так Бог при­шёл в мир, чтобы жертвенною любовью искупить людей – рабов греха.

Вифлеем (означает – дом хлеба) – был ма­ленький и незначительный городок. Родина царя Давида. Расположен на возвышенности, недалеко от Иерусалима, между двумя холмами – западным и восточным, на котором и находит­ся пещера Рождества. Холодная пещера, убогие ясли и общество животных – такой предстала Бо­гу-Младенцу покрытая грехом земля людей. Так будет в течение всей земной жизни Спасителя, завершившейся одинокой смертью на Голгофе. Так было и есть теперь – Бог стучится в сердца всех людей, но не все принимают его.

Иосиф – праведный бедный старец, живший  в г.Назарете, опекун Девы Марии, обручённый с нею. Он был плотником и на хлеб зарабатывал своим трудом.

Ирод Великий – царь иудейский. Он управлял Римскою провинцией Иудеей в год Рождества Христова. Отличался дикой свирепостью. Он цар­ствовал 34 года, Христос же родился в 33 год его царствования. Узнав о рождении Мессии – царя иудейского, он приказал умертвить всех мла­денцев в Вифлееме. Воины Ирода умертвили 14 тысяч младенцев, думая, что среди них был и Сам Богомладенец. Но Мария и Иосиф успели уехать в соседнюю страну – Египет. Император Август услыхав, что среди прочих младенцев Ирод убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном! Известно, что через год Ирод умер мучительной смертью. Имя Ирода стало символом детоубийства. В том числе и тех младенцев, которым просто не дали родиться...

Волхвы – учёные люди (мудрецы и астрономы), обладавшие богатыми знаниями тайных сил при­роды, занимавшиеся наблюдением за небесными светилами. В основном это были персы–язычники. Они вычислили время Рождества и появление "чудесной звезды" с помощью своих знаний и про­рочеств из Священного писания. По следованию звезды, появившейся на востоке, они дошли до Вифлеема для поклонения Богомладенцу Христу. Волхвов, приехавших на верблюдах в Вифлеем, было трое – Балтазар, Гаспар и Мельхиор. Они привезли Христу дары: золото как Царю, ладан (смола благовонная) как Богу и смирну (драгоцен­ное масло) как Богочеловеку, которому предстоит умереть на Кресте и воскреснуть. Волхвы препод­несли эти дары Христу и поклонились Ему. Их путешествие длилось три года. Путь мудрецов к Богу – путь через разум – был долог, но возможен. Сначала поклониться Христу придут пастухи – люди простые и чистые сердцем. "Чистые сердцем Бога узрят..."

Слово – богослову.

Приближается праздник Рождества. Почему время не изгладило это событие из памяти, и весь цивилизованный мир по сей день празднует его? Очевидно, Рождество Христово открыло человече­ству новые духовные смыслы. Какие именно? Что вообще есть Рождество?

Конечно, это то, что обычно называют рождени­ем, рождением новой жизни, зарождением чего-то нового – нового бытия, нового ряда непредсказу­емых событий. Это исполнение надежд, это во­площение сокровенной мечты, это одновременное осознание своей смертности и интуитивное ощу­щение бессмертия себя в продолжающемся роде.

Рождение – это таинство, которое подготав­ливается и совершается скрыто и непостижимо для самого совершенного ума, не имеет по своему совершенству никакого технического аналога и является ничем иным, как постоянным и много­образным повторением самого первичного акта Творения Вселенной – величайшим духовным творческим актом, но в индивидуальном аспекте, – сотворением индивидуального внутреннего мира, индивидуальной вселенной.

Всё это имеет место, когда в мире рождается человек, но в случае Рождества Христова речь идёт о ещё более невообразимом – в мире рождается Бог, Сам Творец человека, Творец космоса принимает форму тела – воплощается, "вочеловечивается". Иисус Христос – это не на 50°/о Бог и на 50°/о че­ловек, хоть к такому пониманию и склоняется рациональный рассудок. Нет! Иисус Христос на 100°/о Бог и на 100°/о человек, пусть это и не укла­дывается в полной мере в прокрустово ложе челове­ческой логики. Воплощение Бога заключает в себе весь тот смысл, который имеет рождение любого младенца и при этом совершенно превосходит его, открывая путь в будущее, путь в бессмертие, путь в новую жизнь, открывает новый виток развития, уже не одной только родительской паре, не одному из миллионов родов, а всему человечеству, всей коллективной душе мира.

Далее, Рождество – это результат, долгождан­ный исход и завершение духовного кризиса. Бог приходит к каждому человеку, открывается вну­треннему миру его души, так же, как Он однажды открылся всему человечеству, так же, как и обыч­ный ребёнок, выйдя из тела матери, однажды по­является перед её глазами, и одновременно с этим приходит конец её родовому кризису, её боли, её мучениям.

Как важно научиться понимать, что всякая ду­шевная боль – это родовая мука души, это предчув­ствие грядущего Рождества, что нужно не бояться страдания, не пытаться подавить его посредством алкогольного опьянения, сексуальной разрядки или наркотического транса, а нужно постараться очистить себя, своё сердце, свой внутренний мир от всего того, что связано с понятием греха. Духовное творчество обязательно сопряжено с рождением внутри нового духовного существа, и точно так же, как Дева Мария родила Бога, так же и всякий верующий имеет главной целью обнаружить в своём сердце Христа.

Каждая душа по природе христианка – каждый человек ищет и жаждет любви, а значит, Бога. Бог приходит в душу человека вместе с первой любовью. Первая любовь – это личный сокровен­ный праздник Рождества. Тогда человеку откры­вается превосходящая что бы то ни было истина, что любовь достигается не насилием и не рабским подчинением (каким, например, нас подчиняет себе удовольствие от телесного наслаждения), а чистым сердцем и свободной волей. Любовь, ко­торая "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покры­вает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт..." (1 Коринф. 13:4- 8)

Библейская история Воплощения Христа самым непосредственным образом рассказывает нам о том, что происходит во внутреннем мире человека. Бог однажды неизменно приходит в душу, это событие никогда не остаётся незамеченным, его нельзя ни с чем спутать, образно выражаясь, внутри начинает си­ять Вифлеемская звезда. События внутреннего мира и евангельский сюжет связаны самым теснейшим образом, можно сказать, что они всецело аналогич­ны. То, что происходило, происходит и будет про­исходить со всем человечеством, есть одновременно прошлое и будущее каждой человеческой души.

Таким образом, к пониманию общечеловеческой значимости Рождения Бога можно прийти лишь посредством глубокого осознания того, какое ду­ховное значение это событие имеет для внутреннего мира души каждого отдельно взятого человека. Вот как говорит об этом святой Симеон Новый Богослов: 4О преизбыток любви! Содержащий всё поселяется внутри тленного и смертного человека, у которого всё содержится силою вселившегося в него... Человек сознательно носит в себе Бога, как свет, произведший и создавший всяческая и самого носящего. Кто расскажет по достоинству радость такого человека? Чего другого пожелает таковой?

В подготовке материалов статьи принимали участие к.м.н. свяиу. Игорь Юров, к.филос. н. Лебедев В.Ю., Урывская О.Ю., Темнова О.Н., Вояршинов П.С.

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№6.
С. 19-22

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.