Андрей Белый и эстетика синематографа
Андрей Белый и эстетика синематографа
Синематограф переступил границы реальности. Больше чем проповедь учёных и мудрецов – наглядно он показал всем, что такое реальность. Творческая мысль преодолела пространство и время и всё, что есть во времени и пространстве.
А.Белый. Город
Борис Бугаев был сыном профессора Московского императорского университета Николая Васильевича Бугаева, математика с мировым именем (псевдоним Андрей Белый появился в 1902 году), окончил лучшую в Москве гимназию Льва Ивановича Поливанова, талантливого педагога и уникального пушкиниста. Под влиянием фортепианного воспитания матери (Бетховен, Шопен, Шуман) "впервые выступают мне, – вспоминал Белый, – звуки музыки, действующие на меня потрясающе».
Белый получил блестящее образование даже по меркам профессорской среды вековой давности. Он постоянно рефлексирует: "Кто я? Композитор, философ, биолог, поэт, литератор иль критик». И если произведения Белого давно уже изучаются в числе основополагающих авторитетными исследователями литературы и символизма, то их кинематографическое содержание, как правило, игнорируется.
При этом "седьмое искусство» в художественном мире Белого было столь значимо, что он мыслил его категориями. Например, рисуя во втором томе мемуаров "Начало века" портрет 1906 года "аргонавта" Элисса [1]: "Мне – жутко: в великолепных, припадочных пародиях, подвинчивая себя музыкой, изображал он что угодно; мать [Александра Дмитриевна], бывало, садилась играть ему кинематографический вальс; он изображал, как бы протанцевали вальс – меньшевик, эсер, юнкер, еврей, армянин, правовед, Брюсов, Батюшков [2] князь Трубецкой [3], передавая движением дрожанье экрана кино; и до Чаплина [4], Чарли, явил собою Чаплина, Чарли". Так Белый, между прочим, рассказал, что в немом кино музыка откладывалась в ритмическом строе кадров как "первоэлементов" экранного образа.
Общеизвестно, что Белый, ломая литературные каноны, создавал свои произведения по законам музыкальных форм. Но в такой же степени правомерно утверждать, что его тексты скроены по принципу экранного монтажа. Монтажность художественной прозы Белого столь динамична, что её можно сравнить лишь с визуальной насыщенностью фильма Дзиги Вертова "Кино-Глаз" (1924) [5], созданного в зените советского авангарда.
К эстетике кинематографа Белый обращается в статьях, эссе, мемуарных записях (сегодня они, как правило, доступны в библиотеках России). И уже более века его киномысль противостоит как лубочной утилитарной критике предреволюционных лет, так и курьёзно-спорным сочинениям пролеткультовских авторитетов, живучесть коих и в наши дни подтверждается бесконечными перепевами большевистских киноагиток на новый лад.
Библиографическую редкость представляет полный текст манифеста "Синематограф" [б]. Этот веховый киноведческий труд увидел свет в июльском журнале московских символистов "Весы" 1907 года за подписью "Борис Бугаев".
Синематограф
Синематограф – сколько целомудренной грусти, надежды, сколько воспоминаний при этом слове! Синематограф – чистое, невинное развлечение на сон грядущий после трудового дня! Синематограф – уют, трогательное поучение! Синематограф – предвестие.
Он возвращает нам простые истины, захватанные грязными руками; возвращает человеческое милосердие, незлобивость без всякой теоретики – просто, улыбчиво.
Синематограф – клуб: здесь соединяются для того, чтобы вывести нравоучение, попутешествовать в Америку, познакомиться с производством табаку на Филиппинских островах, посмеяться над глупостью полицейского, повздыхать над продающей себя модисткой, собираются, чтобы встретить знакомых – все, все: аристократы и демократы, солдаты, студенты, рабочие, курсистки, поэты и проститутки. Он – точка единения людей, разочарованных в возможности литературного, любовного единения. Приходят усталые, одинокие – и вдруг соединяются в созерцании жизни, видят, как она многообразна, прекрасна, и уходят, обменявшись друг с другом взглядом случайной, а потому и более всего ценной, солидарности: эта солидарность не вытекает из чего-либо предвзятого, а из сущности человеческой натуры. Быть может, одинокие, разочарованные люди только потому и верят в свет, вопреки всему, что они ходят в синематограф. Синематограф возвращает им любовь к жизни. Да, это – несомненно, и кто мне докажет обратное?
Приходит человек, которого обманули люди, предавали и топили друзья – и вдруг видит, как собака спасает малютку; приходит и задумывается: если зверю не отказано в том, в чём отказано большим, так называемым культурным людям, то несомненно: такой отказ – только частное исключение. И вот в человеке совершается мистерия очищения, просветления. Она происходит не под аккомпанемент выкриков о "дерзающей красоте", нет, – под звуки разбитого рояля, над которым согнулся какой-нибудь неудачник-тапёр или тапёрша с подвязанной щекой (чаще всего – старая дева), происходит в душе мистерия жизни.
Многие посещают синематограф только тогда, когда душа у них в синяках. Напрасно: приходили бы почаще – синяков бы не было. Но хорошо, что приходят, только пусть они учатся у синематографа жизни (которую растеряли в ложных поисках её), пусть учатся невинно, как дети, а, главное, без надрыва: ох, уж и беда с этими надрывниками да надрывницами! (Не с жиру ли бесятся?) Нет: тот, кого спасает синематограф, уж конечно не позволит себе такого буржуазного времяпрепровождения, как надрыв. Надрывникам нужен синематограф исключительно для того, чтобы полюбоваться собой в рамке пошлости: и тут они попадают впросак, потому что какая же пошлость в синематографе? Надрывники – пошлая рамка прекрасной живой фотографии, и потому-то нужно их безжалостно экспроприировать из комнаты, в которой совершается действо.
Синематограф, сохраняя человеку его индивидуальность, приобщает его к общему действу в гораздо большей мере, чем все теоретические постройки к соборному индивидуализму. Синематограф – демократический театр будущего, балаган в благородном и высоком смысле этого слова. Всё, что угодно, только не "Балаганичик" [7]. Уж, пожалуйста, без "ичик"; все эти "ичики" – ехидная и, признаться сказать, гадкая штука. Уменьшительные слова выражают нежность, будто достаточно к любому слову приставить маниловское "ичик" – и любое слово ласково так заглянет в душу: "балаганчики" мистерию превращают в синематограф; синематограф возвращает нам здоровую жизнь, без мистического "ичиканья", правда, – но с мистическим трепетом.
Синематограф с быстротой молнии обвезёт вас вокруг земного шара – только глупо, если вы сосредоточитесь во время кругосветного путешествия на пятнах, дрожании, треске фонаря: это всё устранимые зрительные и иные технические дефекты, между тем как мистическое "ичиканье" наносит непоправимый дефект душе.
Последнее слово новейшей русской драмы, это – внесение пресловутого "ичика" в наиболее священную область – в трагедию и мистерию. Слава Богу, такой драмы вы не встретите в синематографическом действе, которое не лезет туда, где всё – святыня. И оттого-то из драмочки не выйдешь к святыне, а синематограф возрождает в душе уверенность в том, что мистерия остаётся неосквернённой: осквернятся кощуны.
Но вернёмся к синематографу.
здесь всё начинается с кукольной жизни – и далее: переходит к жизни человеческой, к её смыслу, целям – и далее: excelsior! В литературе часто обратно: от человека к сверхчеловеку и далее – к марионетке; от мистерии, храма – к кукольному действу под огромным, как купол храма, дурацким колпаком. Если бы такое кощунство происходило от потери веры в жизнь, оно вело бы к гибели: но отчего же никто не гибнет? Отчего кощунственное дерзновение осеняет грудь смышленых людей, спокойно делающих свою литературную и прочую карьеру? Многие из них совершают триумфальное шествие по жизни – может быть в колеснице, везомые на костёр? О, нет: просто в удобных тележках в виде корзиной развёрнутого журнала, везомые теми бездарными критиками, которых у них хватает смелости превозносить. Но выбирали бы они уж добрую колесницу, добрых коней (орловских рысаков, что ли), не детские тележечки (мистический анархизм, например), запряжённые пегашками, – ей-ей смешно! Впрочем, пегашка, может быть, и не пегашка, а сивка-бурка-каурка? ~ вдруг не каурка?
Но вернёмся к синематографу.
Синематограф освобождает нас от грязненького привкуса марионеточной мистерии; жизнь предстоит нам очищенной. В мистериях всё не люди, а странные «Мужи», «Девы Радужные», «Облечённые» и т.д. Но часто они не выдерживают своей роли, да в середине мистерии так тупо, тупо улыбнутся: «гыы, гыы». Наивные добряки поднимают персты и гаркают, как по команде: «Дерзнул, ещё дерзнул! Дерзнёт и ещё», словно дело идёт о чиханье, невежестве, трынтравизме . И получается одно большое: «Ай-люли!»
Но вернёмся к синематографу.
В синематографе извращённое косоглазие остаётся у нас за плечами. Верим в мистерию только потому, что нет здесь покушений на всё с негодными средствами. Там – наплевать! здесь – целомудренное дыхание жизни сквозь скудную, скудную обстановку (разбитое пианино, старая дева, меланхолический вальс и собачка, спасающая ребёнка). И в душе снова радость: «Ещё не всё оплёвано!» И люди отдыхают, смеются и расходятся по домам.
Как-то я встретил в синематографе барышню с детскими милыми глазами – посетительницу концертов Олениной д`Альгейм [8] лекций Бальмонта, Брюсова ... Только что перед тем я видал её у себя на лекции, и мне было приятно во время чтения замечать открытые, честные глаза. Но во сколько раз мне приятнее было встретить мою незнакомку в синематографе! Мы переглянулись, как знакомые, я мысленно ей говорил: «Милый ребёнок, хорошо, что ты всем интересуешься. Милый ребёнок, только подальше от всяких мистерий; поменьше мистерии, побольше синематографа!»
Но вернёмся к синематографу.
Я случайно открыл синематограф, уйдя с обеда французских писателей в Париже, несших пошлейшую ахинею слов. Писатели, каждый в отдельности, вероятно, были в тысячу раз умнее того, что они говорили, собравшись в литературное стадо. Я хотел смыть налипшие в мозгу слова и зашёл в кафе-концерт. Оголённые дамы на сцене и оголённые дамы в фойе. Хотя это было уже гораздо лучше разговоров о литературе, но тут был надрыв, а ... зачем надрыв? И пошёл я бесцельно шататься по залитым светом бульварам. Непроизвольно попав в синематограф, – я ушёл из него, как из храма, с молитвой в сердце: там изображался крестный ход, а бледная француженка прекрасным драматическим сопрано молитвенно пела из тёмного угла: «Аve Maria». Я стал ревностным посетителем синематографа. Он избавил меня от многих минут уныния, всегда нараставшего после разговоров о мистерии. Как хотел бы я передать своё отношение к синематографу часто нервным, неопытным юным литераторам: «Да будет с вами Тайна под маской бережного отношения к слову! Да краска стыда зальёт ваши щёки при встречах со сверх-литераторами: перебегайте улицу скорей и Духа не угашайте – ходите в синематограф!». Борис Бугаев 1907.
Эстетическая цельность «Синематографа» поразительна. Её не разрушает автобиографический пласт художника, порывистость его философских импровизацией о богатых творческих, коммуникативных и летописных возможностях десятой Музы, её «соборности», о психологии восприятия нового искусства.
Написанный в духе времени «Синематограф» – не «бессвязная лента кино [9], не лирический взрыв, самобытный по ритму, тембру и колориту. Он требует вдумчивого и подготовленного исследователя. Впрочем, Белый предостерегал: «Читатель, летящий глазом по строке, не по дороге мне». знаменательно, что к републикации «Синематографа» в книге «Арабески» (1911) сделано пояснение: «я стараюсь не доказывать, но показывать. Этим и обусловлена некоторая образность языка, за которую – предвижу – критика будет меня упрекать в импрессионизме. Философию и поэзию газетная критика одинаково презирает. Разжёвывать свои мысли или образы до ясности ходячих мыслей и общих положений толпы я предоставляю популяризаторам».
Белый был верен французскому «ателье поз» [10], он любил актёрское дело. Дочь Вячеслава Иванова вспоминала о встречах на знаменитой «башне» [11]: «Белый любил изображать кинематограф. Он подскакивал к стене и начинал двигаться, жестикулируя, вдоль неё. При этом всё тело его спазматически дрожало. Это должно было вызывать смех, но в сочетании с его стальными, куда-то вдаль устремлёнными глазами, всё это меня скорее пугало».
...После октябрьской революции 1917 года Андрей Белый совершает чудовищный гэг из космоса поэзии, философии, музыки, визуальных искусств в большевистскую реальность. Это был страшный разрыв с эпохой Серебряного века. Лев Троцкий гремел: "Псевдоним его свидетельствует о его противоположности революции, ибо эпоха революции прошла в борьбе красного с белым». Но смертельный удар нанёс ленинец Лев Каменев, однозначно резюмировавший: Белый "проблуждал... на самых затхлых задворках истории, культуры и литературы". До сих пор этот вердикт, отвергнутый многими литературоведами, остаётся незыблемым для исследователей раннего кинематографа.
Известно, что Белый, прочтя "каменевское искусствоведение" в предисловии ко второму тому своих мемуаров ("Начало века"), носился по Москве, выкупал книги, вырывал "каменоведение", пока его не ударил смертельный инсульт. Так закончилась жизнь человека, считавшего "творчество души", сотворение нового человека высшей ценностью.
ПРИМЕЧАНИЯ.
- В студенческие годы Белого вокруг него сплотился круг друзей-единомышленников: философов, музыкантов, поэтов. По стихотворению Белого «Наш Арго» (о древнегреческих искателях золотого руна) их называют московскими «аргонавтами». Лев Эллис – поэт, переводчик, критик.
- Батюшков Павел Николаевич – научный сотрудник библиотеки Румянцевского музея.
- Трубецкой Сергей Николаевич, философ, публицист.
- Чаплин Чарлз Спенсер – американский актёр, сценарист, кинорежиссёр. Появился на экране в 1914 году в комической «Детские автогонки в Венисе», в русском прокате – «Автогонки малышей». См. подробнее: Рогова В. И. «Бродяга и джентльмен, поэт и мечтатель...» // Искусство в школе. 2004. М°3. С.55-57.
- «Кино-Глаз» в 1925 году удостоен Серебряной медали и Диплома Всемирной выставки в Париже. См. подробнее: Рогова В.И. «Сильнее, чем печать, страшнее, чем авиахим...» // Искусство в школе. 2002. М24. С.80-82.
- Так, в докторской монографии Н.И.Нусиновой «Когда мы в Россию вернёмся... Русское кинематографическое зарубежье 1918–1939)» (М, 2003) о публикации «Синематографа» А.Белого в журнале «Весы», в книге статей «Арабески» ... не упомянуто, а научная ссылка (сс.415, 433) делается на Госфильмофонд, причём – его Рукописный (!) архив. Фонд Вишневского. Ед.хр.28
- Полемика с Александром Блоком.
- Мария Оленина д`Альгейм – камерная певица.
- Термин А.Белого.
- Так Жорж Мельес называл своё кинодело с 1897 года. В начале ХХ века появились термины «киностудия», «кинематографический театр».., но во французской прессе в 1910-х годах часто использовали слоган Мельеса.
- Квартира на седьмом этаже, увенчанная башней, в доме №25 по улице Таврической (угол Тверской) в Петербурге (архитектор Михаил Кондратьев), где с 1905 года по средам у «Вячеслава Великолепного» собирался цвет русской культуры заката империи. Несменяемым председателем собраний был философ Николай Бердяев. Вячеслав Иванов записал в дневнике 25 июня 1909 года: «Хорошо на башне. Устроенный, прохладный, тихий оазис на высоте, над Таврическим садом и его зелёной чашей – прудом с серебряными плёсами».
ИНФОРМАЦИЯ
В летнем лагере под Новосибирском, в сосновом лесу, прошёл уже 12-й Открытый всероссийский мастер-класс детского мультипликационного кино "Жар-птица". Мы не раз писали об удивительной атмосфере доброжелательности, сотворчества и взаимообучения, которая устанавливается на этом уникальном фестивале; об особом "анимационном сообществе" детей, опытных и начинающих руководителей студий и видных мастеров, которые тоже находят здесь, чему поучиться.
Просмотр мультфильмов более чем 50-ти студий позволил заметить некоторые общие тенденции в детском творчестве. Пожалуй, по сравнению с тем, что было года 3–4 назад, менее заметно "опьянение" части подростков возможностями компьютерных технологий, которое заглушало порой интерес к художественной образности и содержательным проблемам; сейчас эти возможности, кажется, начали занимать подобающе им место новых средств достижения "старых" художественных целей. И это хорошо.
Не припоминаю детских работ, откровенно неприятных и агрессивных по стилистике и воздействию, и это тоже хорошо. (В предыдущие годы такое случалось.)
Общий уровень фестиваля был высок. Хороших фильмов было много; может быть, больше обычного. А вот очень хороших, наверное, меньше. Точнее было бы так сказать: недоставало, с моей точки зрения, фильмов серьёзных, с глубоким лирическим содержанием. Исключения, конечно, были. И самое яркое из них оказалось связано с неординарным и радостным событием.
Всё наше 4анимационное сообщество* помнит, а кто не помнит – знает, что в глубокие советские времена у истока детской мультипликации стояла знаменитая Днепропетровская студия "Веснянка". Её создали замечательные педагоги: недавно ушедший из жизни Марлен Матус и хорошо знакомый нашим читателям Юрий Красный. (Мы печатали также материалы других 4веснянцевв: Лины Курдюковой, Нины Довгялло, Светланы Кольцовой.)
Полноценное творческое общение российских педагогов с "Веснянкой" давно прервалось. И вот теперь, вопреки всем обстоятельствам, благодаря всё тем же новым технологиям, состоялась встреча. "Веснянка" прислала на фестиваль три удивительно красивых детских фильма: один – о жертвенной любви матери к больному ребёнку, другой – о Великой Отечественной, третий – на фольклорные темы. Эти фильмы высоко оценило и взрослое, и детское жюри (как здесь принято говорить, "Совет мастеров" и "Совет подмастерьев"), а по скайпу мы обсудили фильмы с педагогом С.Кольцовой так же всесторонне и обстоятельно, как и фильмы всех реально присутствующих студий. И всем было радостно от того, что гуманизм, творчество и забота о детях создают столь прочные связи между людьми, что их не могут разорвать, казалось бы, непреодолимые житейские обстоятельства.
А.М.
Оставить комментарий