Голос Термена

А.Маченин, кандидат педагогических наук, член ассоциации кинообразования и медиа педагогики России, внештатный корреспондент ВНИИ ГО ЧС МЧС России, главный специалист отдела рекламы ООО «Корал Травел»

Голос Термена

Не так давно преподаватель физики средней образовательной школы Ns1258 г.Москвы Александр Кричевский пригласил нас на необыч­ный урок. Как выяснилось, физик-эксперимен­татор приготовил для своих учеников настоящий образовательный сюрприз: просмотр художествен­ного фильма знаменитого французского киноре­жиссёра Люка Бессона "Денсер" (The Dencer, Франция, 2000 12+) с последующим обсуждением.

Яркий, динамичный сюжет и художественное содержание кинокартины захватили школьную аудиторию моментально. заметим, что представ­ленный фильм был снят 15 лет назад и не имел сног­сшибательной новомодной компьютерной графики, но по реакции ребят и последующей активности при обсуждении стало очевидно, что десятиклассникам очень понравился как сам фильм, так и подобный кнеформатныйя подход к уроку физики. действи­тельно, сюжет киноленты весьма неординарен.

"Молодая танцовщица по имени Индия от рождения нема, но при этом прекрасно танцует. Её мечта – на­учиться говорить и петь. Из-за своего недуга Индия не может полностью реализовать себя ни в профессио­нальной, ни в общественной жизни. У неё мало друзей. Её не принимают в балетную труппу, так как люди попросту не понимают, что она говорит и как с ней общаться. Настоящей отрадой для Индии становится бескорыстная работа с коррекционной группой мест­ного детского сада, где она занимается ритмикой с не говорящими, плохо слышащими и такими же, как она, немыми от рождения детьми. Тем временем молодой и талантливый физик по имени Айзек проводит ис­следования в направлении акустики и кинетики, но явно переживает творческий кризис. Учёный никак не может отыскать связующую идейную нить своего, по его словам, революционного проекта.

Индия много работает над собой и своей хореогра­фией, участвует в различных уличных танцевальных поединках, но чтобы зарабатывать на жизнь, ей по выходным приходится танцевать в местном ночном клубе.

По приглашению лучшего друга, завсегдатая тан­цевальных вечеринок, в один из таких вечеров в клуб приходит и физик Айзек, чтобы развеяться и на время отвлечься от застоявшегося исследования. Учёный вдох­новляется оригинальными движениями немой танцов­щицы и строит кинетическую электроакустическую установку, способную за счёт сигналов с электромаг­нитных датчиков на теле человека преобразовывать кинетику невербальных коммуникативных и хорео­графических движений в удивительную электронную музыку. Так учёный находит новые идеи для своего революционного кинетико-акустического проекта, но главное, помогает немой танцовщице через кинетику танца научиться говорить, петь и самовыражаться голосом музыки".

Оригинально, а главное ярко и содержатель­но подана актуальная на сегодняшний день тема интеграции техники, технологии, хореографии и музыкального творче­ства, невербального самовыражения человека.

С проблемами в сфере социали­зации и профориентации в жизни сталкиваются не только обычные люди: гораздо тяжелее приходится тем, чьё здоровье по каким-либо причинам имеет серьёзные наруше­ния врождённого или приобретён­ного характера. В этом случае могут прийти на помощь технические и технологические инновации на основе разноформатных вырази­тельных направлений культуры и искусства: медиатехнологии само­выражения, аудиовизуализация художественно-творческого про­странства, музыка, хореография, вокал и т.д.

После урока мы с коллегами задались рядом вопросов. К примеру, возможно ли такое развитие событий в реалиях современной жизни, а также насколько подобные невербальные кибертехно­логии интеграции науки и искусства (физики, танца, математики и музыки) разработаны и внедрены в образовательно-развивающую, арт­профилактическую и реабилитационную практику повседневности. Но главное, какие ещё конкрет­ные инновационные разработки позволяют через средства невербального управления, общения и самовыражения помочь образовываться, раз­виваться и совершенствоваться как обычному человеку (школьнику), так и людям, имеющим различные ограничения в возможностях здоровья (опорно-двигательного аппарата, голоса, речи, слуха, зрения и т.д.)?

После тщательных поисков в Интернете ока­залось, что подобного интеграционного взаимо­действия музыки, электротехники и технологии невербального общения и самовыражения и просто опытных примеров не так уж и много в современ­ной практике. А между тем основополагающей идее, иллюстрируемой в фильме "Денсер", уже более 100 лет, и первооткрывателем является советский музыкант и физик-экспериментатор Лев Сергеевич Термен (1896–1993).

Но прежде, чем гово­рить об этом подробнее, коснёмся самой проблемы невербальной коммуни­кации и самовыражения человека.

Невербальное общение, более известное как "язык тела", включает в себя большинство форм самовыражения человека, которые не опираются на прямую речь или конкретные слова. Наблюдения показали, что даже обычный человек, не име­ющий проблем с голосом, речью или слухом, в процессе взаимодей­ствия с социумом от 60°/о до 95°/о информации передаёт с помощью невербального коммуницирования.

Понимание и интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективно­го общения и самовыражения любо­го человека. Инструментом такого "общения" становятся голос, инто­нация; внешний вид, одежда, поза; выражения лица, улыбка, взгляд; жесты, движения, танец, походка; кивок и "мотание" головой – всё тело человека.

Невербальные сигналы способны передавать об­ширную информацию о личности собеседника, его темпераменте, эмоциональном настрое в момент общения. Они позволяют "вычислить" его комму­никативную компетентность и социальный статус, получить представление о самооценке человека. Через невербальные средства передаётся отноше­ние собеседников друг к другу, их близость или удаленность, тип отношений, а также динамика взаимодействия. Как правило, эти сигналы выпол­няют функции дополнения или полного замещения речи, репрезентацию эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Важной формой невербальной коммуникации со­временных детей и подростков является танец. Цель танца – рассказать сюжет или выразить чувства. Танец является средством общения и прекрас­ным способом повседневного художественно-творческого самовыражения современных детей и подростков.

Немецкий композитор-экспрессионист и педагог К.Орф, создавший в 1924 году совместно с Доротеей Гюнтер школу гимнастики, музыки и танца "Гюнтершуле", отмечал необходимость подбора танцевальных движений, соответствующих настроению музыки. Йос  Вуйтак, преподаватель ряда институтов музыки Бельгии, Голландии, Франции и США, считал, что танец является самостоятельной социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей и молодёжи.
Многие педагоги и хореографы-новаторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали: в этом про­цессе у детей развиваются определенные комму­никативные умения, необходимые для общения как друг с другом, так и со взрослым, родителем или педагогом. Поэтому в методике музыкально-ритмического воспитания детей появился термин "коммуникативный танец", который, по мнению В.А.Жилина, является особой художественной деятельностью, направленной на установление общения между людьми (детьми). Невербальные средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются великолепными средствами худо­жественно-творческой выразительности.

Говоря о современных тенденциях развития танцевальных направлений детей и молодёжи, нужно отметить, помимо классических форма­тов (румба, полька, хоровод, русские народные, эстрадные и бальные танцы), появление новых популярных танцевальных направлений: брейк­данс, тектоник, джампстайл, шаффл, нью-стайл, ключевыми элементами которых являются, в част­ности, невербальные коммуникации.

Баттлы (от англ. "Bаttlе" – "поединок") – рас­пространённое явление в современном танцевальном мире. Такой коммуникативный формат распро­странён в средних и старших молодёжных груп­пах. Баттлы – это не только способ невербального взаимодействия и общения, но прежде всего это соревнование, в процессе которого исполнитель или группа исполнителей (команда) импровизируют под музыку и стараются удивить публику и сопер­ника самостоятельно придуманными пируэтами и прыжками, а при наличии определённой спортивной подготовки развлечь впечатляющими акробатиче­скими элементами. В процессе коммуникативного состязания видны и взаимоотношения участников. Это может быть и неприязнь – тогда битва носит враждебный характер, что создает более горячую атмосферу. А если "баттлеры"– друзья, то они могут разыгрывать это состязание, иронично изображая ярое соперничество.

Известно, что в фольклорной традиции нет раз­деления на исполнителей и зрителей – все присут­ствующие являются участниками и создателями танцевального действа. Громкие крики, свист и аплодисменты выражают симпатию или антипа­тию зрителей и определяют победителей после не­скольких раундов-конкурсных периодов. Баттлы являются мощным стимулом совершенствовать навыки и изучать новые веяния своих хореогра­фических и музыкальных направлений.

Удобство подобных развивающих танцевальных форматов для образовательной и реабилитацион­ной артпрофилактической деятельности в том, что для участия в танцевальных поединках (так же, как и при исполнении коммуникативного танца) от танцоров не требуется специальной хореографи­ческой подготовки, а следовательно, они доступны любому человеку (ребенку), особенно в условиях введения его в процесс танцевального невербаль­ного общения.

Затрагивая тему невербальной артпрофилакти­ки детей и подростков с ограниченными возмож­ностями, отметим, что в этих индивидуальных и групповых танцевальных коммуникациях активно развивается динамическая сторона межличност­ного общения – лёгкость вступления в контакт, инициативность. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру (к команде соперников), способствуют эмоциональности и выразитель­ности невербальных средств общения в группе. Выкрики-приветствия и одобрения не только поднимают настроение танцующих, но и помога­ют удерживать метроритм и точное выполнение хореографического движения. Подобные форматы танца способствуют визуальному развитию чувства формы: различные музыкальные части (миксы) иллюстрируются особыми по стилистике танце­вальными движениями.

В процессе танцевального невербального обще­ния также важно "взаимодействие" участников с деталями интерьера площадки – различного ин­вентаря, музыкальных инструментов и предметов гардероба.

Придумывая и отрабатывая танцевальные приёмы, ребята познают себя, практикуют комму­никацию со сверстниками, знакомятся с культурой различных стран и музыкальных стилей. Они от­крывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. Ценность коммуникативных танцев и batlle-поединков также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей и подростков, которые чувствуют себя неуверенно в своём коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в подобных мероприяти­ях, ещё больше способствует развитию отношений между детьми и, тем самым, приводит к нормали­зации социального микроклимата в группе.

Говоря о коммуникативных возможностях невербальности, заметим, что народы мира в той или иной степени от истоков собственного социо­культурного этноса активно используют совокуп­ность вербального и невербального общения. К примеру, жители Индии, помимо обычной речи, в повседневном общении активно жестикулируют, используют мимику, артикуляцию губ и отдель­ные эмоциональные разнотональные голосовые звуки. Это также можно наблюдать, например, в индийском кинематографе или театре: редкий спектакль или кинофильм обходится без яркой жестикуляции, артикуляции и мимики, которые не только участвуют в создании эмоционального фона диалогов, но и наполняют особым содержа­нием песни и танцы в фильмах.

Особым коммуникативным эффектом обладают включения в творческий и артпрофилактический реабилитационный процесс популярных интерак­тивных высокотехнологичных светодиодных, электромагнитных, инфракрасных, лазерно­лучевых и аудиовизуальных свойств мультиме­дийной киберсреды школьников. ЖК мониторы и проекторы, электронные доски и светодиодные панели, лазерно-лучевые маркеры, фонари и указ­ки помогают танцорам-исполнителям и зрителям организовывать определённую художественно-коммуникативную атмосферу, ориентироваться в пространстве танцевального общения.

Не секрет, что именно люди, по разным жизнен­ным причинам имеющие явные ограничения воз­можностей здоровья, более всех предрасположены к тесному взаимодействию с разноформатными интерактивными невербальными моделями реаль­ной и виртуальной киберсреды. Именно благодаря стремительному развитию электроники и электро­техники, всевозможных электромагнитных, лазерно-лучевых, интерактивных и сенсорных технологий стало на порядок ощутимее увеличе­ние возможного потенциала человеческих способ­ностей, особенно в художественно-творческой и социальной реализации.

Задачи кибертехнологий просты – разнообра­зить и восполнить привычный окружающий со­циум, годами являющийся замкнутым, ограни­ченным миром темноты, тишины, территорией квартиры или комнаты. Расширение возможностей за счёт вовлечения человека в высокотехнологиче­ские пространства реальных и виртуальных кибер­систем для многих людей является единственным способом невербального общения и самовыраже­ния. Даже виртуальное расширение возможностей, и тем более жизненного пространства, для многих служит серьёзным стимулом к художественно-творческой этико-эстетической деятельности как в профориентации, так и в общественной жизни.

Погружение в арттерапевтическую аудиовизу­альную атмосферу искусственного либо естествен­ного, воссозданного киберпространства, пробуж­дает в сознании человека виртуальные объекты объёмных художественных образов, позволяя в реальном времени моделировать особые обстоя­тельства, поиск решений повседневных проблем, а также отрабатывать условия управления и взаимо­действия с реальной и виртуальной медиасредой.

Итак, вернёмся к имени и деятельности Л.С.Термена, являющегося родоначальником со­временных интеграционных, коммуникационных, аудиовизуальных артпрофилактических кибертех­нологий.

В 1921 году в политехническом музее состоялся необычный для того времени музыкальный концерт. Одно только название на афише – "Электричество и Музыка" – заставляло читающего ожидать от пред­ставления нечто невозможного, невообразимого и удивительного. Выступал молодой учёный физик и музыкант-экспериментатор Лев Термен. Он впервые публично про­демонстрировал своё неординарное изобретение, которое позволило учёному за счёт флуктуации элек­тромагнитных полей, не касаясь инструмента, преобразовывать ки­нетическую энергию собственного тела в прекрасную, завораживаю­щую слух музыку. Учёный назвал своё изобретение "Ротон". И дей­ствительно, происходящее на сцене было больше похоже на магию, фокус. Учёный совершал короткие взмахи рук, словно дирижёр, но при этом на сцене не было оркестра.

Вместо него перед исполнителем находился прибор с двумя антеннами, а звук, казалось, рождается из воздуха. Так слушатели впервые познакомились с но­вым музыкальным инструментом, который позднее назвали "Голос Термена", или "Терменвокс" (лат. theremin или thereminvox).

Музыка и физика существовали в жизни Льва Термена параллельно. Он закончил не только Пе­тербургскую консерваторию по классу виолончели, но и учился на физико-математическом факультете Петербургского университета. В 1919 году, сразу после Октябрьской революции, знаменитый ака­демик А.Ф.Иоффе пригласил молодого инженера возглавить лабораторию физико-технического института, где подающий надежды исследователь занимался разработкой новых технологий в на­правлении модификации компонентов промыш­ленной электротехники. Работая над своим первым изобретением, которым считается 4бесконтактная сигнализация, Лев Термен заметил, что стоит поднести руки к источнику электромагнитных колебаний, как звук тотчас изменяет свою высо­ту. Наблюдение удивило и академика А.Ф. Иоффе. Более того, он изумился ещё больше, когда его на­учный сотрудник исполнил на магнитно-ламповом электроприборе знакомую мелодию. Со временем оказалось, что если немного усовершенствовать управленческие звукочастотные параметры маг­нитно-волнового сигнального устройства, прибор превращается в необычно звучащий полноценный музыкальный инструмент.

В марте 1922 года Льва Сергеевича Термена при­гласили в Кремль на встречу с В.И. Лениным для обсуждения проекта охранной сигнализации. Де­ловой ход встречи быстро перешёл в дружеский, и Л.Термен продемонстрировал вождю пролетариата возможности звучания единственного в своём роде электромагнитного музыкального инструмента.

В результате этой встречи, Владимир Ильич потребовал организовать изобретателю-музыканту всероссийский образовательно-исполнительский тур, в результате которого несколько лет Лев Тер­мен ездил по стране с лекциями и концертами.

Несмотря на все трудности того времени, был подписан декрет о создании физико-техническо­го отдела при Государственном рентгенологическом и радиологи­ческом институте, где Л.Термен продолжил свои исследования.

Несмотря на турне по СССР и успехи в модернизации первой модели "Терменвокса", в Совет­ском Союзе уникальный инстру­мент не получил всенародного признания. Но в США изобрете­ние Льва Термена быстро стало популярным. Его, советского музыканта и физика, приглашают показать своё чудо техники в лучших залах мира – Карнеги холл и Метрополитен. Кроме того, он получил бесчисленное количество заказов на изготовление чудо-инструмента. Компания-про­изводитель электроники, концерн КСА, купила у советского инженера патент на первую модель "Терменвокс". Успех принёс не только громкое имя, но и многомиллионное состояние. Встре­тив столь неожиданный интерес у заграничной публики к своим исследованиям и предвкушая широчайший художественно-творческий и науч­но-экспериментальный потенциал в заграничной жизни, Л.Термен принимает решение остаться жить и работать в США. Известно, что он арендовал многоэтажное здание в самом центре Нью-Йорка сроком на 99 лет и основал в нём электронно-му­зыкальную танцевальную студию.

Важное наблюдение! В 1936 году в Америке Л.Термен создаёт совершенно новый прототип музыкального прибора, отличного от первоначаль­ного "Терменвокса". Принцип работы устройства заключался в усовершенствованном управлении звуком за счёт кинетической энергии не только кистей рук исполнителя, но и всего тела.

В экспериментальной студии Термена постоян­но кипела работа. здесь бывали Морис Равель, Яша Хейфец и Джордж Гершвин. С Львом Сергеевичем были дружны Чарли Чаплин и Альберт Эйнштейн. Среди знакомых Термена были финансовый магнат Джоном Рокфеллер и Дуайт Эйзенхауэр – будущий президент США. На волне популярности Термен познакомился, а впоследствии женился на из­вестной чернокожей балерине Лавинии Вильямс.

В 1938 году учёного изобретателя, а также и советского разведчика, вызывают в Москву сроч­но и тайно. В парике и с накладными усами Лев Сергеевич на пароходе "Советский большевик" возвращается на родину, в СССР. В Америке его объявили умершим. Через год Льва Термена арестовали по ложному обвинению в подготовке убийства Сергея Кирова. Но он выжил. Будучи на каторжных работах, Лев Сергеич придумал рельсовую тележку, позволяющую одному арестанту перевозить сотни килограммов каменной руды. 3а изобретение ему добавили продуктовый паёк и перевели работать в "шарагу". В ссылке он продолжает свои исследования в направлении аку­стической радиоэлектроники; более того, именно здесь он придумывает универсальное беспроводное подслушивающее устройство, которое сыграло важную роль в противостоянии советских и аме­риканских спецслужб.

В 1945 году советские пионеры подарили послу США Уильяму Гарриману деревянный герб США без проводов, батареек, и вообще без намёка на электронику. Герб провисел 7 лет в кабинете посла и только по случайности обнаружили, что именно с ним связана утечка важной информации. Толь­ко в 1952 году герб был вскрыт, и американские учёные в течение года не могли понять принцип работы устройства, которое представляло собой металлическую капсулу с длинным штифтом. Фактически именно эта капсула долгое время работала как микрофон. 3а это в 1947 году полно­стью реабилитированный Лев Термена получил Сталинскую премию.

В 60-е годы Лев Термен работал в Московской консерватории, разрабатывал новые электромузы­кальные инструменты: "Ритм-машину", "Ритме­кон", "Электронную виолончель", "Терпситон" и даже первую свето-лучевую телевизионную уста­новку дальновидения. Эксперты плохо понимали суть его изобретений, поэтому патентов он не полу­чал. Когда в Америке вышла публикация о том, что Лев Термен, оказывается, жив и продолжает свои эксперименты, из консерватории изобретателя уволили, а его инструменты практически все унич­тожили. Практически до самой смерти он работал в исследовательских лабораториях на скромных должностях и умер в 1993 г., немного не дожив до своего 100-летнего юбилея.

Лев Термен, описывая первые результаты своих собственных исследований в направлении интеграции музыки и физики, утверждал, что "большой прогресс от применения электричества возможен не только в сельском хозяйстве или промышленности, но также в области науки и ис­кусства, особенно театрального и музыкального...". "Электричество – это не только механическая без­душная сила, автоматически выполняющая физи­ческий труд, но что, помимо этого, оно является и средством наиболее полного и непосредственного воздействия человека на управление тончайшими нюансами музыкальных созвучий". Для этого при создании инструмента (помимо электрической ге­нерации звука) он решил обратить особое внимание на "возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требу­емой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движени­ями пальцев в воздухе, аналогично дирижерским жестам, на расстоянии от инструмента".

Игра на 4терменвоксея заключается в измене­нии музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного электромагнитного контура и, как следствие, частота и уровень громкости зву­ка. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость. Для игры на "терменвоксе" необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук от­носительно него, только полагаясь на свой слух. Инструмент предназначен для исполнения любых музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов: пение птиц, завы­вание и свист ветра, эмитирует объёмное шумовое наполнение фантастических пространств космоса или завораживающей атмосферы глубоководной морской среды и др., которые могут найти приме­нение при озвучивании кинофильмов, в театраль­ных постановках и концертных программах. Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведе­ние для демонстрации возможностей "терменвок­са" – "Вокализ" С. Рахманинова.

Существует несколько разновидностей "термен­вокса", различающихся конструкцией. В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые "терменвоксы", а также школы игры на нём. Даль­нейшее развитие идея "терменвокса" получила в ин­струменте под названием терпситон, где частота и ам­плитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя. Именно терпситон, а точнее его терапевтические, художественно-творческие и выразительные возможности воссоздаёт француз­ский кинорежиссёр Люк Бессон в художественной киноленте 2000 года "The Dencer".

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№4.
С. 50-55

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.