Голос Термена
Голос Термена
Яркий, динамичный сюжет и художественное содержание кинокартины захватили школьную аудиторию моментально. заметим, что представленный фильм был снят 15 лет назад и не имел сногсшибательной новомодной компьютерной графики, но по реакции ребят и последующей активности при обсуждении стало очевидно, что десятиклассникам очень понравился как сам фильм, так и подобный кнеформатныйя подход к уроку физики. действительно, сюжет киноленты весьма неординарен.
"Молодая танцовщица по имени Индия от рождения нема, но при этом прекрасно танцует. Её мечта – научиться говорить и петь. Из-за своего недуга Индия не может полностью реализовать себя ни в профессиональной, ни в общественной жизни. У неё мало друзей. Её не принимают в балетную труппу, так как люди попросту не понимают, что она говорит и как с ней общаться. Настоящей отрадой для Индии становится бескорыстная работа с коррекционной группой местного детского сада, где она занимается ритмикой с не говорящими, плохо слышащими и такими же, как она, немыми от рождения детьми. Тем временем молодой и талантливый физик по имени Айзек проводит исследования в направлении акустики и кинетики, но явно переживает творческий кризис. Учёный никак не может отыскать связующую идейную нить своего, по его словам, революционного проекта.
Индия много работает над собой и своей хореографией, участвует в различных уличных танцевальных поединках, но чтобы зарабатывать на жизнь, ей по выходным приходится танцевать в местном ночном клубе.
По приглашению лучшего друга, завсегдатая танцевальных вечеринок, в один из таких вечеров в клуб приходит и физик Айзек, чтобы развеяться и на время отвлечься от застоявшегося исследования. Учёный вдохновляется оригинальными движениями немой танцовщицы и строит кинетическую электроакустическую установку, способную за счёт сигналов с электромагнитных датчиков на теле человека преобразовывать кинетику невербальных коммуникативных и хореографических движений в удивительную электронную музыку. Так учёный находит новые идеи для своего революционного кинетико-акустического проекта, но главное, помогает немой танцовщице через кинетику танца научиться говорить, петь и самовыражаться голосом музыки".
Оригинально, а главное ярко и содержательно подана актуальная на сегодняшний день тема интеграции техники, технологии, хореографии и музыкального творчества, невербального самовыражения человека.
С проблемами в сфере социализации и профориентации в жизни сталкиваются не только обычные люди: гораздо тяжелее приходится тем, чьё здоровье по каким-либо причинам имеет серьёзные нарушения врождённого или приобретённого характера. В этом случае могут прийти на помощь технические и технологические инновации на основе разноформатных выразительных направлений культуры и искусства: медиатехнологии самовыражения, аудиовизуализация художественно-творческого пространства, музыка, хореография, вокал и т.д.
После урока мы с коллегами задались рядом вопросов. К примеру, возможно ли такое развитие событий в реалиях современной жизни, а также насколько подобные невербальные кибертехнологии интеграции науки и искусства (физики, танца, математики и музыки) разработаны и внедрены в образовательно-развивающую, артпрофилактическую и реабилитационную практику повседневности. Но главное, какие ещё конкретные инновационные разработки позволяют через средства невербального управления, общения и самовыражения помочь образовываться, развиваться и совершенствоваться как обычному человеку (школьнику), так и людям, имеющим различные ограничения в возможностях здоровья (опорно-двигательного аппарата, голоса, речи, слуха, зрения и т.д.)?
После тщательных поисков в Интернете оказалось, что подобного интеграционного взаимодействия музыки, электротехники и технологии невербального общения и самовыражения и просто опытных примеров не так уж и много в современной практике. А между тем основополагающей идее, иллюстрируемой в фильме "Денсер", уже более 100 лет, и первооткрывателем является советский музыкант и физик-экспериментатор Лев Сергеевич Термен (1896–1993).
Но прежде, чем говорить об этом подробнее, коснёмся самой проблемы невербальной коммуникации и самовыражения человека.
Невербальное общение, более известное как "язык тела", включает в себя большинство форм самовыражения человека, которые не опираются на прямую речь или конкретные слова. Наблюдения показали, что даже обычный человек, не имеющий проблем с голосом, речью или слухом, в процессе взаимодействия с социумом от 60°/о до 95°/о информации передаёт с помощью невербального коммуницирования.
Понимание и интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения и самовыражения любого человека. Инструментом такого "общения" становятся голос, интонация; внешний вид, одежда, поза; выражения лица, улыбка, взгляд; жесты, движения, танец, походка; кивок и "мотание" головой – всё тело человека.
Невербальные сигналы способны передавать обширную информацию о личности собеседника, его темпераменте, эмоциональном настрое в момент общения. Они позволяют "вычислить" его коммуникативную компетентность и социальный статус, получить представление о самооценке человека. Через невербальные средства передаётся отношение собеседников друг к другу, их близость или удаленность, тип отношений, а также динамика взаимодействия. Как правило, эти сигналы выполняют функции дополнения или полного замещения речи, репрезентацию эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Важной формой невербальной коммуникации современных детей и подростков является танец. Цель танца – рассказать сюжет или выразить чувства. Танец является средством общения и прекрасным способом повседневного художественно-творческого самовыражения современных детей и подростков.
Немецкий композитор-экспрессионист и педагог К.Орф, создавший в 1924 году совместно с Доротеей Гюнтер школу гимнастики, музыки и танца "Гюнтершуле", отмечал необходимость подбора танцевальных движений, соответствующих настроению музыки. Йос Вуйтак, преподаватель ряда институтов музыки Бельгии, Голландии, Франции и США, считал, что танец является самостоятельной социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей и молодёжи.
Многие педагоги и хореографы-новаторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали: в этом процессе у детей развиваются определенные коммуникативные умения, необходимые для общения как друг с другом, так и со взрослым, родителем или педагогом. Поэтому в методике музыкально-ритмического воспитания детей появился термин "коммуникативный танец", который, по мнению В.А.Жилина, является особой художественной деятельностью, направленной на установление общения между людьми (детьми). Невербальные средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются великолепными средствами художественно-творческой выразительности.
Говоря о современных тенденциях развития танцевальных направлений детей и молодёжи, нужно отметить, помимо классических форматов (румба, полька, хоровод, русские народные, эстрадные и бальные танцы), появление новых популярных танцевальных направлений: брейкданс, тектоник, джампстайл, шаффл, нью-стайл, ключевыми элементами которых являются, в частности, невербальные коммуникации.
Баттлы (от англ. "Bаttlе" – "поединок") – распространённое явление в современном танцевальном мире. Такой коммуникативный формат распространён в средних и старших молодёжных группах. Баттлы – это не только способ невербального взаимодействия и общения, но прежде всего это соревнование, в процессе которого исполнитель или группа исполнителей (команда) импровизируют под музыку и стараются удивить публику и соперника самостоятельно придуманными пируэтами и прыжками, а при наличии определённой спортивной подготовки развлечь впечатляющими акробатическими элементами. В процессе коммуникативного состязания видны и взаимоотношения участников. Это может быть и неприязнь – тогда битва носит враждебный характер, что создает более горячую атмосферу. А если "баттлеры"– друзья, то они могут разыгрывать это состязание, иронично изображая ярое соперничество.
Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей – все присутствующие являются участниками и создателями танцевального действа. Громкие крики, свист и аплодисменты выражают симпатию или антипатию зрителей и определяют победителей после нескольких раундов-конкурсных периодов. Баттлы являются мощным стимулом совершенствовать навыки и изучать новые веяния своих хореографических и музыкальных направлений.
Удобство подобных развивающих танцевальных форматов для образовательной и реабилитационной артпрофилактической деятельности в том, что для участия в танцевальных поединках (так же, как и при исполнении коммуникативного танца) от танцоров не требуется специальной хореографической подготовки, а следовательно, они доступны любому человеку (ребенку), особенно в условиях введения его в процесс танцевального невербального общения.
Затрагивая тему невербальной артпрофилактики детей и подростков с ограниченными возможностями, отметим, что в этих индивидуальных и групповых танцевальных коммуникациях активно развивается динамическая сторона межличностного общения – лёгкость вступления в контакт, инициативность. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру (к команде соперников), способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения в группе. Выкрики-приветствия и одобрения не только поднимают настроение танцующих, но и помогают удерживать метроритм и точное выполнение хореографического движения. Подобные форматы танца способствуют визуальному развитию чувства формы: различные музыкальные части (миксы) иллюстрируются особыми по стилистике танцевальными движениями.
В процессе танцевального невербального общения также важно "взаимодействие" участников с деталями интерьера площадки – различного инвентаря, музыкальных инструментов и предметов гардероба.
Придумывая и отрабатывая танцевальные приёмы, ребята познают себя, практикуют коммуникацию со сверстниками, знакомятся с культурой различных стран и музыкальных стилей. Они открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. Ценность коммуникативных танцев и batlle-поединков также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей и подростков, которые чувствуют себя неуверенно в своём коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в подобных мероприятиях, ещё больше способствует развитию отношений между детьми и, тем самым, приводит к нормализации социального микроклимата в группе.
Говоря о коммуникативных возможностях невербальности, заметим, что народы мира в той или иной степени от истоков собственного социокультурного этноса активно используют совокупность вербального и невербального общения. К примеру, жители Индии, помимо обычной речи, в повседневном общении активно жестикулируют, используют мимику, артикуляцию губ и отдельные эмоциональные разнотональные голосовые звуки. Это также можно наблюдать, например, в индийском кинематографе или театре: редкий спектакль или кинофильм обходится без яркой жестикуляции, артикуляции и мимики, которые не только участвуют в создании эмоционального фона диалогов, но и наполняют особым содержанием песни и танцы в фильмах.
Особым коммуникативным эффектом обладают включения в творческий и артпрофилактический реабилитационный процесс популярных интерактивных высокотехнологичных светодиодных, электромагнитных, инфракрасных, лазернолучевых и аудиовизуальных свойств мультимедийной киберсреды школьников. ЖК мониторы и проекторы, электронные доски и светодиодные панели, лазерно-лучевые маркеры, фонари и указки помогают танцорам-исполнителям и зрителям организовывать определённую художественно-коммуникативную атмосферу, ориентироваться в пространстве танцевального общения.
Не секрет, что именно люди, по разным жизненным причинам имеющие явные ограничения возможностей здоровья, более всех предрасположены к тесному взаимодействию с разноформатными интерактивными невербальными моделями реальной и виртуальной киберсреды. Именно благодаря стремительному развитию электроники и электротехники, всевозможных электромагнитных, лазерно-лучевых, интерактивных и сенсорных технологий стало на порядок ощутимее увеличение возможного потенциала человеческих способностей, особенно в художественно-творческой и социальной реализации.
Задачи кибертехнологий просты – разнообразить и восполнить привычный окружающий социум, годами являющийся замкнутым, ограниченным миром темноты, тишины, территорией квартиры или комнаты. Расширение возможностей за счёт вовлечения человека в высокотехнологические пространства реальных и виртуальных киберсистем для многих людей является единственным способом невербального общения и самовыражения. Даже виртуальное расширение возможностей, и тем более жизненного пространства, для многих служит серьёзным стимулом к художественно-творческой этико-эстетической деятельности как в профориентации, так и в общественной жизни.
Погружение в арттерапевтическую аудиовизуальную атмосферу искусственного либо естественного, воссозданного киберпространства, пробуждает в сознании человека виртуальные объекты объёмных художественных образов, позволяя в реальном времени моделировать особые обстоятельства, поиск решений повседневных проблем, а также отрабатывать условия управления и взаимодействия с реальной и виртуальной медиасредой.
Итак, вернёмся к имени и деятельности Л.С.Термена, являющегося родоначальником современных интеграционных, коммуникационных, аудиовизуальных артпрофилактических кибертехнологий.
В 1921 году в политехническом музее состоялся необычный для того времени музыкальный концерт. Одно только название на афише – "Электричество и Музыка" – заставляло читающего ожидать от представления нечто невозможного, невообразимого и удивительного. Выступал молодой учёный физик и музыкант-экспериментатор Лев Термен. Он впервые публично продемонстрировал своё неординарное изобретение, которое позволило учёному за счёт флуктуации электромагнитных полей, не касаясь инструмента, преобразовывать кинетическую энергию собственного тела в прекрасную, завораживающую слух музыку. Учёный назвал своё изобретение "Ротон". И действительно, происходящее на сцене было больше похоже на магию, фокус. Учёный совершал короткие взмахи рук, словно дирижёр, но при этом на сцене не было оркестра.
Вместо него перед исполнителем находился прибор с двумя антеннами, а звук, казалось, рождается из воздуха. Так слушатели впервые познакомились с новым музыкальным инструментом, который позднее назвали "Голос Термена", или "Терменвокс" (лат. theremin или thereminvox).
Музыка и физика существовали в жизни Льва Термена параллельно. Он закончил не только Петербургскую консерваторию по классу виолончели, но и учился на физико-математическом факультете Петербургского университета. В 1919 году, сразу после Октябрьской революции, знаменитый академик А.Ф.Иоффе пригласил молодого инженера возглавить лабораторию физико-технического института, где подающий надежды исследователь занимался разработкой новых технологий в направлении модификации компонентов промышленной электротехники. Работая над своим первым изобретением, которым считается 4бесконтактная сигнализация, Лев Термен заметил, что стоит поднести руки к источнику электромагнитных колебаний, как звук тотчас изменяет свою высоту. Наблюдение удивило и академика А.Ф. Иоффе. Более того, он изумился ещё больше, когда его научный сотрудник исполнил на магнитно-ламповом электроприборе знакомую мелодию. Со временем оказалось, что если немного усовершенствовать управленческие звукочастотные параметры магнитно-волнового сигнального устройства, прибор превращается в необычно звучащий полноценный музыкальный инструмент.
В марте 1922 года Льва Сергеевича Термена пригласили в Кремль на встречу с В.И. Лениным для обсуждения проекта охранной сигнализации. Деловой ход встречи быстро перешёл в дружеский, и Л.Термен продемонстрировал вождю пролетариата возможности звучания единственного в своём роде электромагнитного музыкального инструмента.
В результате этой встречи, Владимир Ильич потребовал организовать изобретателю-музыканту всероссийский образовательно-исполнительский тур, в результате которого несколько лет Лев Термен ездил по стране с лекциями и концертами.
Несмотря на все трудности того времени, был подписан декрет о создании физико-технического отдела при Государственном рентгенологическом и радиологическом институте, где Л.Термен продолжил свои исследования.
Несмотря на турне по СССР и успехи в модернизации первой модели "Терменвокса", в Советском Союзе уникальный инструмент не получил всенародного признания. Но в США изобретение Льва Термена быстро стало популярным. Его, советского музыканта и физика, приглашают показать своё чудо техники в лучших залах мира – Карнеги холл и Метрополитен. Кроме того, он получил бесчисленное количество заказов на изготовление чудо-инструмента. Компания-производитель электроники, концерн КСА, купила у советского инженера патент на первую модель "Терменвокс". Успех принёс не только громкое имя, но и многомиллионное состояние. Встретив столь неожиданный интерес у заграничной публики к своим исследованиям и предвкушая широчайший художественно-творческий и научно-экспериментальный потенциал в заграничной жизни, Л.Термен принимает решение остаться жить и работать в США. Известно, что он арендовал многоэтажное здание в самом центре Нью-Йорка сроком на 99 лет и основал в нём электронно-музыкальную танцевальную студию.
Важное наблюдение! В 1936 году в Америке Л.Термен создаёт совершенно новый прототип музыкального прибора, отличного от первоначального "Терменвокса". Принцип работы устройства заключался в усовершенствованном управлении звуком за счёт кинетической энергии не только кистей рук исполнителя, но и всего тела.
В экспериментальной студии Термена постоянно кипела работа. здесь бывали Морис Равель, Яша Хейфец и Джордж Гершвин. С Львом Сергеевичем были дружны Чарли Чаплин и Альберт Эйнштейн. Среди знакомых Термена были финансовый магнат Джоном Рокфеллер и Дуайт Эйзенхауэр – будущий президент США. На волне популярности Термен познакомился, а впоследствии женился на известной чернокожей балерине Лавинии Вильямс.
В 1938 году учёного изобретателя, а также и советского разведчика, вызывают в Москву срочно и тайно. В парике и с накладными усами Лев Сергеевич на пароходе "Советский большевик" возвращается на родину, в СССР. В Америке его объявили умершим. Через год Льва Термена арестовали по ложному обвинению в подготовке убийства Сергея Кирова. Но он выжил. Будучи на каторжных работах, Лев Сергеич придумал рельсовую тележку, позволяющую одному арестанту перевозить сотни килограммов каменной руды. 3а изобретение ему добавили продуктовый паёк и перевели работать в "шарагу". В ссылке он продолжает свои исследования в направлении акустической радиоэлектроники; более того, именно здесь он придумывает универсальное беспроводное подслушивающее устройство, которое сыграло важную роль в противостоянии советских и американских спецслужб.
В 1945 году советские пионеры подарили послу США Уильяму Гарриману деревянный герб США без проводов, батареек, и вообще без намёка на электронику. Герб провисел 7 лет в кабинете посла и только по случайности обнаружили, что именно с ним связана утечка важной информации. Только в 1952 году герб был вскрыт, и американские учёные в течение года не могли понять принцип работы устройства, которое представляло собой металлическую капсулу с длинным штифтом. Фактически именно эта капсула долгое время работала как микрофон. 3а это в 1947 году полностью реабилитированный Лев Термена получил Сталинскую премию.
В 60-е годы Лев Термен работал в Московской консерватории, разрабатывал новые электромузыкальные инструменты: "Ритм-машину", "Ритмекон", "Электронную виолончель", "Терпситон" и даже первую свето-лучевую телевизионную установку дальновидения. Эксперты плохо понимали суть его изобретений, поэтому патентов он не получал. Когда в Америке вышла публикация о том, что Лев Термен, оказывается, жив и продолжает свои эксперименты, из консерватории изобретателя уволили, а его инструменты практически все уничтожили. Практически до самой смерти он работал в исследовательских лабораториях на скромных должностях и умер в 1993 г., немного не дожив до своего 100-летнего юбилея.
Лев Термен, описывая первые результаты своих собственных исследований в направлении интеграции музыки и физики, утверждал, что "большой прогресс от применения электричества возможен не только в сельском хозяйстве или промышленности, но также в области науки и искусства, особенно театрального и музыкального...". "Электричество – это не только механическая бездушная сила, автоматически выполняющая физический труд, но что, помимо этого, оно является и средством наиболее полного и непосредственного воздействия человека на управление тончайшими нюансами музыкальных созвучий". Для этого при создании инструмента (помимо электрической генерации звука) он решил обратить особое внимание на "возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижерским жестам, на расстоянии от инструмента".
Игра на 4терменвоксея заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного электромагнитного контура и, как следствие, частота и уровень громкости звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость. Для игры на "терменвоксе" необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, только полагаясь на свой слух. Инструмент предназначен для исполнения любых музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов: пение птиц, завывание и свист ветра, эмитирует объёмное шумовое наполнение фантастических пространств космоса или завораживающей атмосферы глубоководной морской среды и др., которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках и концертных программах. Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей "терменвокса" – "Вокализ" С. Рахманинова.
Существует несколько разновидностей "терменвокса", различающихся конструкцией. В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые "терменвоксы", а также школы игры на нём. Дальнейшее развитие идея "терменвокса" получила в инструменте под названием терпситон, где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя. Именно терпситон, а точнее его терапевтические, художественно-творческие и выразительные возможности воссоздаёт французский кинорежиссёр Люк Бессон в художественной киноленте 2000 года "The Dencer".
Оставить комментарий