Светская духовная авторская песня: знакомимся и поём

В. Ковалив, доцент БГПУ имени Максима Танка, кандидат педагогических наук, член Белорусского союза музыкальных деятелей, композитор, автор-исполнитель, г. Минск

Светская духовная авторская песня: знакомимся и поём

Музыка – источник радости мудрых людей,
она способна вызвать в народе хорошие мысли,
она глубоко проникает в его сознание
и легко изменяет нравы и обычаи.
Сунь-цзы  

Зародившись в СССР в начале 1950-х годов, авторская песня стала неотъемлемой частью современной культуры нашей республики, а занятия по её изучению и практическому освоению сегодня организуются в общеобразовательных школах и гимназиях, туристско-экологических центрах и учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи.

Ежегодно во многих уголках России и Беларуси проводятся многочисленные фестивали и конкурсы, направленные на приобщение подрастающего поколения к искусству авторской песни, на поддержку и развитие их творческого потенциала и исполнительского мастерства.

В числе первостепенных задач изучения авторской песни на современном этапе - очищение и возрождение духовного наследия нашего общества, единение людей на основе общечеловеческих духовных ценностей, воспитание позитивного отношения к жизни, своей Родине, планете Земля, своей семье и самому себе. Для реализации этих задач необходим и особый песенный материал. Вашему вниманию предлагается статья, посвящённая новому направлению в авторской песне, получившему название «светская духовная песня», а также ноты песен, написанных в этом жанре, которые могут быть использованы на занятиях по дополнительному образованию.

* * *

Возникновение термина «светская духовная песня» связано с организацией фестивалей авторской песни «Крылатая Душа» и «За солнцем вслед », начало проведения которых было положено в 2012 и 2015 годах соответственно [6]. Основной задачей фестивалей была популяризация песен, содержание которых имело бы глубокие духовно-нравственные смыслы, опиралось на незыблемые ценности человеческого общества, способствовало совершенствованию личности, побуждало к размышлению и самоанализу.

В качестве произведений, которые выступали бы в качестве примеров и критерия для потенциальных авторов и исполнителей, были взяты лучшие песни Булата Окуджавы, Александра Галича, Юрия Визбора, Сергея Никитина, Олега Атаманова, Олега из Любоистока, Светланы Копыловой, участников движения «Солнечные барды» - песни, проникнутые глубокими размышлениями о смысле человеческой жизни. Тогда же перед организаторами встал вопрос: «Какое определение можно дать тем песням, которые хотелось бы услышать на фестивале?»

Существующие ныне фестивали авторской (бардовской, гитарной) песни, как правило, не имеют ограничивающих рамок по содержанию песен (редким исключением является фестиваль «Гринландия», каждый год объединяющий песни общей темой). Они включают в свой круг произведения, сильно разнящиеся по тематике и образному содержанию [9]. Репертуарный список таких фестивалей можно представить в виде некоей «песенной мозаики».

Проводить фестиваль, который стал бы одним из сотен таких же, не имело смысла, да и не хотелось. Это объяснялось и тем, что в силу своего мировоззрения и жизненного опыта организаторы стремились поднять смысловую планку фестивального творчества на более высокий уровень. Наиболее подходящим словом, которое определяло произведения такого уровня, стало слово «духовный». В соответствии с этим, фестиваль и получил название духовной авторской песни.

Но, дав такое название, организаторы столкнулись с большой проблемой. В советском и постсоветском обществе исторически сложилось мнение, что всё, связанное с понятиями «дух», «духовный», «духовность», находится в ведении религии и церкви, что именно им принадлежит исключительное право заниматься вопросами духовного образования, воспитания и развития.

Такой же взгляд существует и в области музыкального искусства. Согласно музыкальной энциклопедии, «духовная музыка» определяется в единственном значении: как «вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы и в быту» [5, 339]. Как результат, термин «духовная песня» сегодня стойко ассоциируется с чем-то религиозным, относящимся к к определенному вероисповеданию, к церкви. Так, барды, которых приглашали на фестиваль, услышав слово «духовная песня», отказывались принять участие, объясняя это тем, что в их репертуаре нет песен на религиозную, христианскую, православную тематику.

Как показал обзор фестивалей, в названии которых есть словосочетание «духовная песня», все они организуются при в рамках какой-либо конфессии, как правило, православной или католической. В России это такие фестивали, как «Ковчег», «Песнопения христианского мира», «Невские купола», «Благовест», «Небо славян», «Сибирские купола»; в Беларуси - «Магутны Божа», «Золотогорская лира»; в Украине - «От Рождества к Рождеству» и другие.

Такого рода фестивали проводятся под патронажем какой-либо епархии, по благословению её иерарха, имеют кураторов из священства и своих духовников. С целью проверки соответствия содержания песен основным религиозным канонам среди членов жюри присутствуют люди, имеющие богословское образование. Все эти фестивали позиционируются как фестивали «духовной песни», но, исходя из своей сути и поставленных целей, их следовало бы называть фестивалями христианской или религиозной песни, как, например, и называется фестиваль «Птицей будь», проводимый католической конфессией в г. Браславе.

В то же время многие учёные считают, что относить сферу духа только к религии в корне неверно. В начале XXI века в научной среде стал активно обсуждаться вопрос о проявлении в обществе такого явления, как светская духовность. Светская духовность отличается от религиозной духовности тем, что «не являясь сферой сопричастия человека Божеству, воспринимается как единство и целостность всех проявлений родового человеческого жизнеутверждения, направленных на самоценное созидание и творчество» [8]. Другими словами, светская духовность стремится через созидание и творчество упрочить жизнь, наполнить её радостью и бодростью, сформировать позитивный взгляд на мир.

Светская духовность не противопоставляет себя религиозной. Её возникновение было подготовлено веками существования человеческой культуры, в основе которой лежит религиозный взгляд на мир, вера человека в Бога, в существование Высших сил, Высшей реальности. Смысл светской духовности заключается в том, что человек не отождествляет себя с какой-либо религией, но при этом понимает, что так называемая современная светская культура тесным образом связана с религиозной культурой, а религиозная духовность - со светской духовностью, что последняя является следствием расширения религиозного сознания. Возникнув на основе религиозной духовности, светская духовность расширяет её рамки, но при этом «сакральное остается ядром и мерилом духовности, высшим идеалом в иерархии ценностей личности. Ценностные универсалии, такие как Истина, Любовь, Красота, приобретают статус «внутреннего Бога в человеке» [8].

В истории мировой культуры многие произведения искусства были вдохновлены совершенно определённой религиозной традицией, они имеют религиозные корни и являются во многом продолжением религиозных убеждений их создателей. Однако авторы этих произведений не ставили перед собой цель поддержать интересы того или иного культа, религиозной практики - их произведения являются частью именно светской культуры. В связи с этим светская духовность представляет собой «накопленное духовное содержание культуры, а также деятельность, основанную на этом содержании и ориентированную на это содержание». И если «светская духовность и в целом светская культура не отрицают трансцендентного основания и религиозного истока человеческого духа, они могут быть вполне состоятельны и плодотворны в своей сфере деятельности» [1].

Во все века мыслители утверждали и предупреждали, что если светская культура разорвёт связь с религиозными первоначалами, это может привести к нравственной деградации и творческому бесплодию, а её содержание превратится в идеологию потребления и извращения. Вот как пишет об этом св. Григорий Палама: «Ум, отступивший от Бога, становится или скотским, или бесовским» [2]. Другими словами, если Бога нет, то всё можно. И современный мир предоставляет бесчисленное количество свидетельств, подтверждающих эти слова.

Всё вышесказанное относится и к светской духовной песне. В основании любой из них лежит особое мировоззрение её создателя, имеющее два истока. С одной стороны, это определённое религиозное вероучение, в атмосфере которого происходило формирование личности, а с другой - всемирное культурное наследие. Эти составляющие в своём единстве оказывают существенное влияние на жизненную позицию автора, его нравственные и эстетические ценности, систему взглядов на природу, общество, окружающее пространство и на себя самого. Сформировавшись на их основе, автор продолжает своё духовное развитие.

К сожалению, сегодня всё ещё продолжает сохраняться устаревший взгляд не только на слово «духовный», но и на слово «светский». Так, согласно словарю Ожегова-Шведовой (издания 2002 г.) понятие «светский» определяется как нечто не только относящееся к «не церковному, мирскому, гражданскому», но и как противоположное слову «духовный» [4, 702]. Получается, что оно несёт на себе отпечаток бездуховности.

Однако при этом не обращается внимание на то, что в основе слова «светский» лежит корень «свет». Согласно тому же словарю, слово «свет» имеет два основных определения. Первое - «лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым». И второе - «Земля, Вселенная, а также люди её населяющие» [7, 701]. Из этих определений видно, что одним и тем же словом обозначаются на первый взгляд две совершенно противоположных реальности. С одной стороны - это энергия, в основе которой лежит волновая природа, а с другой - материя, имеющая корпускулярную, вещественную природу, основным элементом которой сегодня считается элементарная частица.

Если ещё не так давно эти два понятия воспринимались как противоположности, то в свете последних научных достижений такой подход является устаревшим. Так, с точки зрения квантовой механики элементарные частицы, например электроны, обладают как материальными, так и волновыми свойствами. Доказано, что между веществом и полем нет границ, а микрочастицы являются одновременно и веществом и волной. Это же можно сказать и о природе света. Ему присущи как материальные, так и волновые свойства, которые проявляются, например, в дифракции и интерференции света.

Это значит, что в основе всего сущего лежит некая универсальная или абсолютная энергия, способная создавать из себя как физические, так энергетические объекты, которые не противостоят друг другу, но являются лишь разными состояниями одной субстанции, способной при определённых условиях создавать либо одно, либо другое. Все сущее - это один целостный энергетический мир. И то, что мы называем « материей », по сути своей есть энергия, имеющая определённый набор специфических вибрационных характеристик.

Получается, что «свет» как лучистая энергия и «свет» как Вселенная, планета Земля и человек, представляют собой лишь разные формы одной многомерной энергии. Они - одно целое. Это, в свою очередь, говорит о двуединстве значений слова «свет».

Говоря в этом контексте о песне, можно утверждать, что любая песня, как сплав музыки, слова, образа исполнителя, манеры исполнения, в момент своего «проявления» несёт в окружающий мир определённую энергию. Но всем известно, что энергия - это вибрации, которые в свою очередь несут в себе определённую информацию. Чем выше энергетический уровень, тем выше уровень вибраций, тем чище, достовернее, ближе к Источнику сообщаемая информация.

Точно так же, как материя разной плотности имеет разные вибрации (чем плотнее материя, тем ниже вибрации, и наоборот), так и песня, имеющая разное музыкально-поэтическое содержание обладает разными вибрационными характеристиками. И чем выше вибрационные характеристики энергетического пакета, заключённого в песне, тем сильнее её воздействие на людей и на окружающий мир в целом. Поэтому, создавая то или иное произведение, автор обязан отвечать самому себе на вопрос: «Какую энергию я несу своим творчеством, будет ли она вносить гармонию в окружающий мир?

Подводя итоги, можно сказать, что светская духовная песня является одним из элементов проявления светской духовности в сфере музыкального искусства. Она представляет собой музыкальное вокально-поэтическое произведение, созданное представителями гражданского общества вне культовых рамок какой-либо конфессии. Она не является составной частью религиозных обрядов, ритуалов или служб, а также средством, пропагандирующим догматы какого-либо вероучения. Тем не менее это не мешает ей иметь определённую религиозную обусловленность.

Содержание таких песен направлено на расширение и эволюцию сознания человека, его внутреннее совершенствование, становление и развитие позитивного, оптимистического и альтруистического взгляда на мир. На поворот вектора мысли человека «от видимого к высокому невидимому, от временного к вечному, от материально-предметного к Творцу и творчеству» [3, 259]. Они несут в себе переживание радости, удивления перед жизнью, красотой и гармонией мироздания, изумление творческими возможностями человечества, восхищение высотой человеческого духа, человеческим бескорыстием и самоотверженностью. В них заключён огромный заряд доброты, они напоминают нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к нашей истории, помогают верить в лучшее и светлое начало. Светские духовные песни - это песни, сочетающие в себе Свет и Дух, несущие людям Свет и возвышающие их Дух.

Авторы, сочиняющие в жанре светской духовной песни, могут придерживаться разных религиозных убеждений, иметь различный уровень образования, но объединяет их всех вера в Бога и человека, любовь к Богу и к человеку, чувство Единства со всем окружающим миром и со всеми людьми, стремление к совершенствованию, оптимизм, альтруизм, желание своим творчеством упрочить жизнь и преобразовать её по законам красоты и гармонии. В основе их творчества лежит потребность светить, а песни, которые они создают, несут в себе (пусть каждая и на своём уровне) лучистую энергию света.

Литература:

  1. Анисин А.Л. Светская духовность и гуманизм: к смыслу понятий // Гуманизм и современность: Материалы международной научно-образовательной конференции (8-9 ноября 2013 г.) / под ред. Т.М. Шатуновой. Казань: Казан. ун-т, 2013. С. 403-411. URL: http://www.a-l-anisin.net/#!-/c1rdo (Дата обращения 22.08.2017).
  2. Архиепископ Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivoshein/asketicheskoe-i-bogoslovskoe-uchenie-sv-grigorija-palamy (Дата обращения 22.08.2017).
  3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 937 с.
  4. Дух // Большая Советская энциклопедия. URL: http://bse. sci-lib.com/article035091.html (Дата обращения 22.08.2017).
  5. Духовная музыка // Музыкальная энциклопедия [в 6 т.] / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1973-1982.
  6. За солнцем вслед: фестиваль светской духовной песни. URL: https://vk.com/club103932365 (Дата обращения 22.08.2017).
  7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Свет // Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  8. Смирнова Т.В. К вопросу о религиозной и светской духовности http://www.ihist.uran.ru/conf/209 (Дата обращения 14.03.2016).
  9. Фестивали авторской песни, проходящие в Росси и за рубежом. URL: http://www.bard.ru/ksp/festival/festivals.htm (Дата обращения 22.08.2017).

От редакции

В интересной статье нашего коллеги из Беларуси я хотел бы подчеркнуть два важных положения, понятных независимо от уровня нашей компетентности в вопросах физики. Прежде всего, утверждение, что между «духовным» и «светским» может не быть никакого противоречия и даже отчуждения. Что те или иные явления культуры, не связанные непосредственно с религиозной практикой и тематикой, могут создавать одухотворённый образ мира и оказывать соответствующее воздействие на людей. Как говорил великий восточный поэт, всякая вещь в мире денно и нощно являет собою Бога, только не все это видят.

Второе - то, что люди искусства нашего времени с трудом воспринимают, а иногда и враждебно отвергают как устаревшее ханжество или покушение на их свободу. Это ответственность художника не только за то, насколько профессионально, «оригинально» и выразительно его произведение, но и за высоту «вибраций», которые оно вносит в мир. За то, прибавляет ли оно света, поднимает ли человека, даёт ли силу жить, или воздействие его противоположно? И это опять-таки зависит не от тематики - она может быть любой - а от того, что «за душой» у автора.
А.М.  

Зимняя сказка

Слова Ю. Винникова

Землю укутал снежый покров -
Это приходит мир светлых снов.
Леса опушка из белых одежд,
Свет из избушки - отблеск надежд.

Не шелохнутся в дрёме кусты,
Им не проснуться теперь до весны.
Зимние сумерки не навсегда.
Рано на небе восходит звезда.

Припев:
Зимняя сказка в белых снегах.
Тихо и ясно в наших сердцах.

Музыка В. Ковалива

Жизнь открывается белым листом.
Пусть же сбывается всё, что мы ждём!

И зачарованно падает снег,
Дарит нам небо свой оберег.
Льётся над лесом малиновый звон.
Милостью Божьей весь мир озарён.

Припев:
Зимняя сказка в белых снегах.
Тихо и ясно в наших сердцах.
Жизнь открывается белым листом.
Пусть же сбывается всё, что мы ждём!

Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№6.
С. 11-15.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.