Семейное дело Сухово-Кобылина

Семейное дело Сухово-Кобылина

Немногим сейчас что-то скажет имя Александра Васильевича Сухово-Кобылина, разве что вспомнится «Свадьба Кречинского» - благо, та идёт на сцене столичного театра имени Моссовета. Выставка «Картины прошедшего» в Доме-музее А.П. Чехова предлагает познакомиться с жизнью и творчеством незаурядного драматурга и философа глубже. На ней, первой в России и мире, отражены не только история литературного наследия, но дано и научное исследование, комментирование семейного архива, а также театральная летопись его пьес.

Надо признаться, этому драматургу и талантливейшему человеку, как и его творениям, выпала печальная доля. Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903) - потомственный дворянин и аристократ - был человеком разносторонних способностей. После изучения философии, естественных и точных наук в Московском университете продолжил образование за рубежом - в Берлине и Гейдельберге, познавая мировоззрение Гегеля; позже он перевёл все его труды на русский язык. Переводы сгорели во время пожара в родовой усадьбе.

Из-под его руки вышла знаменитая трилогия - «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Однако же, по злосчастному стечению обстоятельств, драматург был вовлечён в дело об убийстве Луизы Симон-Деманш, в результате чего семь лет находился под следствием и судом, дважды подвергся аресту. Данный факт его биографии не мог не сказаться и на биографии литературной. Только первая пьеса была поставлена на театре немногим спустя после её написания и обрела долгую жизнь на театральных сценах. Вторую часть трилогии, пьесу «Дело» (1861), играли на сцене с 1882 года в сокращённом варианте, позже она стала театральной редкостью. А «Смерть Тарелкина» удостоилась постановки в 1899 году - через тридцать лет после создания, и современный театр вниманием её тоже не балует.

Дабы имя драматурга окончательно не было предано забвению, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля и его отдел Дом-музей А.П. Чехова, представили архивы семейства Сухово-Кобылиных. Ещё в 1932-1933 годах, до создания Государственного литературного музея, его будущий первый директор Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич заказывал материалы семейного архива сестры драматурга, Евгении Васильевны Салиас де Турнемир, жившей в швейцарском городе Раппельсвиль. Другие части архива достались музею от племянницы Александра Васильевича Марии Михайловны Петрово-Соловово, от его дочери Луизы де Фальтан. Многие материалы передал музею Лев Владимирович Горнунг, поэт, переводчик и фотохудожник (1902-1993), бывший мужем Анастасии Горнунг (урождённой А.В. Петрово-Соловово), внучатой племянницы драматурга и поэтессы. Фонды семейного архива продолжают поступать и до сегодняшнего дня - в 2016 году поступления пришли от Марины Арсеньевны Тарковской, душеприказчицы Льва Владимировича Горнунга (эти семейства тоже связаны - Андрей Тарковский был крестником Льва Горнунга).

Сотрудникам музея ещё предстоит изучать семейный архив А.В. Сухово-Кобылина. А посетители могут увидеть портрет Александра Васильевича, написанный в 50-е годы XIX века, уникальные дагерротипы, подлинную рукопись пьесы «Дело», письма и, конечно, афиши спектакля «Смерть Тарелкина», поставленного в 1922 году великими Всеволодом Мейерхольдом и Сергеем Эйзенштейном в Театре-ГИТИСа.
Марина Абрамова, научный сотрудник ВМОМК имени М.И. Глинки
(отдел документов и личных архивов), корреспондент Иллюстрированного
Исторического и Художественного журнала «МИР МУЗЕЯ»

Фотограф: Иван Бевз

Искусство в школе: 
2017
№5.
С. 60.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.