«Покажите мне народ, у которого было бы больше песен...»

В.Рословец,
учитель музыки школы №1370, г.Москва
О.Буланова,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе

«Покажите мне народ, у которого было бы больше песен...»

Интегрированный урок литературы и музыки в VII классе

Изучение русской народной и классической му­зыки и литературы, целью которого является познание глубинных пластов и богатства культуры русского народа, понимание её особенностей, вос­питывает уважительное отношение и к ценностям других культур, бытующих в нашем многонацио­нальном государстве. СМИ не являются помощника­ми семье и школе в деле воспитания у наших детей толерантности и уважения друг к другу. В совре­менном обществе педагоги остались один на один со своими образовательными проблемами и пытаются решать их различными путями и способами.

Несовпадение тем в программах различных пред­метов препятствует целостности знаний, умений и представлений, которые приобретают дети. Так, различные жанры устного народного творчества, которые являются истоком авторских музыкаль­ных и литературных произведений, изучаются и на уроках литературы, и на уроках музыки. Но по программе 4Музыкая тема 4Народная музыка изучается в III классе, а по программе 4Литерату­рая тема "Народные песни" изучается в VII классе. Получить более полное и целостное представление о культуре русского народа помогают учащимся интегрированные уроки музыки и литературы. В основе структуры урока лежат методы эмоциональ­ной и художественно-педагогической драматур­гии, разработанные Д.Б.Кабалевским (Музыка) и Л.М.Предтеченской (МХК). Эти методы предполагают построение урока искусства по законам самого искус­ства, то есть законченность каждого этапа, целостность образной картины, нарастание от начала к концу силы эмоционального воздействия на учеников.

Необходимое оборудование: фортепиано, баян, плакаты с эпиграфами, ударные музыкальные ин­струменты, тексты песен, портреты композиторов, мультимедиа-проектор.

Ход урока.

Эпиграфы: "Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек".

Н.В.Гоголь

"Создаёт музыку народ, а мы художники, только её аранжируем".

М.И.Глинка

Учитель. Основой всей культуры является устное народное творчество, то есть фольклор. На уроках музыки, литературного чтения и литерату­ры в прошлые годы мы с вами изучали различные жанры устного народного творчества и исполняли разнообразные русские народные песни, связанные с деятельностью человека на земле, в быту, во вре­мя праздников, в процессе трудовой деятельности. Давайте вспомним.

Презентация.

1 слайд. 4Жанры устного народного творчества, фольклора.

2 слайд. Фольклор (англ. folklore — 4народная мудрость) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

3 слайд. Жанры народной поэзии: предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.

4 слайд. Жанры народной музыки: пьесы, ин­струментальные наигрыши, песни, частушки.

Дети, глядя на слайды, вспоминают жанры устного народного творчества и приводят примеры.

У. Какую особенность в жанрах устного народ­ного творчества вы заметили? Некоторые жанры являются общими для поэзии и музыки (песни, частушки). Как вы думаете, почему?

Д. ...

У. К сегодняшнему уроку группа ребят из на­шего класса поможет нам "окунуться" в атмосферу русской народной поэзии и музыки.

Трудовые песни и припевки.

1-й ученик. Со времён глубокой древности на­родная песня сопровождала различные стороны трудовой деятельности и быта восточных славян, наших предков. В различных песенных жанрах отражена не только повседневность, но мировоз­зрение и жизненные интересы народа.

До сегодняшнего дня сохранились песенные жан­ры, связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов. Это трудовые припевки, со­провождавшие некоторые виды наиболее тяжёлых артельных работ: рубка леса, перевалка брёвен. Осо­бенностью такой припевки является связь с ритмом трудовых движений ("Взяли!", "Двинули!", "Ух!" ). Исполнение «Трудовой припевки» (из записей кабинета народной музыки). Запевает солист, выделенные слова поёт весь класс.

Раз, два, дружно!
Дружно, сильно!
Подать нужно!
Еще на ход!
Пошла в ход!
Еще в ход!
Раз, два, подали!
Сильно двинули!

С течением времени из простейших трудовых припевок сформировались мелодически весьма раз­витые трудовые песни "Дубинушка", "Эй, ухнем", "Вниз по матушке по Волге". Исполнение русской народной песни «Вниз по матушке по Волге». За­певает солист, далее подхватывает весь класс.

Вниз по матушке по Во...
По Волге, По широкому раздолью. По широкому раздо...
Раздолью поднималась непогода.

Календарные земледельческие песни.

2-й ученик. Земледельческие песни годового круга относятся к числу наиболее древних. В ка­лендарный земледельческий цикл входили разно­образные в жанровом отношении песни: трудовые, величальные, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, игровые, а позднее лирические. Старинные народные песни вместе с сопровождавшими их обрядами и обычаями дают представление не только о трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе наших предков, но и об их мировоззрении, верованиях, мифологических представлениях, связанных с поклонением солнцу – источнику жизни, с одушевлением различных явлений природы. Среди календарных песен не­редко можно встретить напевы простейшего склада, построенные на повторении 2-3-х музыкальных ин­тонаций или мелодических оборотов. Исполнение попевки «Закличка дождя» (весь класс).

Дождик, дождик, пуще, Дадим тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку.

Среди древнейших земледельческих праздни­ков важное место занимает праздник «зимнего солнцеворотая, приуроченный к окончанию зимне­го солнцестояния (вечер 24 декабря), после которо­го день уже начинает прибавляться. В некоторых местах этот праздник рождения нового солнечного года назывался «Колядойя. Его сопровождали ве­личальные поздравительные песни. Исполнение всем классом «Колядки» (Брянская обл.)

  1. Вот дома, дома сам пан-хозяин, Святый вечер!
  2. Хоть он и дома, нам не кажется, Святый вечер!
  3. Нам не кажется, прибирается, Святый вечер!
  4. Вставай с постели, открывай двери, Святый вечер!
  5. Застилай столы, клади пироги, Святый вечер!
  6. Ой, будут тебе троечка гостей, Святый вечер!
  7. Первые гости-жаркое солнце, Святый вечер!
  8. Вторые гости – ясен месячка, Святый вечер!
  9. Третие гости – дробен дождичек, Святый вечер!
  10. Ой, пройди пройди тройчина в ночи, Святый вечер!
  11. Ой, смочи, смочи жито, пшеницу, Святый вечер!
  12. Ой, буде я здоров, да с новым годом! Святый вечер!
  13. Да с новым годом, да со всем родом! Святый вечер!

Большая часть зимних календарных песен испол­нялась на протяжении зимних святок (праздничное время в старину с 25 декабря по б января). Почти повсеместно святочными вечерами устраивались игрища, сопровождаемые пением лирических, шуточных, а также игровых песен. Особые песни с припевами "Слава" или "Ой, ладу", называемые "подблюдными", или гадальными, сопровождали святочные гадания девушек. Исполнение девочками подблюдной песни «Слава» (Н.Римский­Корсаков).

  1. А мы эту песню хлебу поём. Слава!
  2. Хлебу поём, да хлебу честь воздаём. Слава!
  3. Катилося зерно по бархату. Слава!
  4. Прикатилось зерно бурмитское. Слава!
  5. Крупен жемчуг с яхонтом. Слава!
  6. Хорош жених со невестою. Слава!

3-й ученик. Праздником проводов зимы была Масленица (начинавшаяся за 8 недель до Пасхи, в древности – до первого весеннего полнолуния). Некоторые из обрядов и обычаев, что сопрово­ждали масленичные гуляния, в условной форме изображали разгоравшееся к весне солнце, а также его круговое движение. В последний день масле­ничной недели устраивали проводы масленицы с сожжением соломенного чучела. Это олицетворяло конец зимы. Исполнение мальчиками песни «Мас­леничная» Н.Римского­Корсакова.

  1. А мы масленицу дожидаем! Дожидаем, душе, дожидаем.
  2. Сыр и масло в глаза увидаем! Увидаем, душе, увидаем.

Праздником встречи весны был день весеннего равноденствия (22 марта по новому стилю). В этот день, повсеместно отмечавшийся изготовлением из испечённого теста фигурок птиц, девушки и дети исполняли особые закликания весны, обращённые к птицам и весне. Исполнение всем классом песни «Закликание весны» (Смоленская обл. запись Н.Бачинской).

  1. Благослови мати,
                          Весну загукати.
                          Ой, загукати.
  1. Весну загукати,

Зиму замыкати

Ой, замыкати.

  1. Весну у челночку,

Зиму у возочку,

Ой, у возочку!

Времени летнего солнцестояния (22–24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наиболь­шей силы, соответствовал праздник 4купалоя, связанный с древним культом солнца и огня. В купальскую ночь происходили большие народные гуляния: зажигали смолу в чанах и плошках, прыгали через горящие костры, водили хороводы.

После этой даты происходил «поворот лета на зимуя. День постепенно укорачивался; начинались важнейшие уборочные работы – сенокос и жатва, которые сопровождались особыми обычаями и пес­нями. В старинных жатвенных песнях меткими и яркими штрихами обрисован образ жнеи – девушки или молодой женщины, от зари и до захода солнца работавшей в поле. В жатвенной песне 4А я жито жала~ насмешливый текст о взаимоотношении не­вестки со злой свекровью. Исполнение девочками песни «А я в поле жито жала» (запись В. Мейен).

  1. А я в поле жито жала,

В меня в доме беда стала.

  1. Свалилася свекровь с тына,

С тына, с тына да в крапиву.

  1. Не жалко мне свекровушку,

А жалко мне крапивушку.

Жатвенными песнями завершался основной круг земледельческих календарных песен.

4-й ученик. Русская классическая музыка от самых своих первоистоков была тесно связана с народной песней. Расцвет русской классической музыки приходится на XIX век и связан с велики­ми композиторами – П.И.Чайковским, членами "Балакиревского кружка", или "Могучей кучки" (так назвал содружество музыкальный критик и вдохновитель В.Стасов), М.А.Балакиревым, А.П.Бородиным, Н.А.Римским-Корсаковым, М.П.Мусоргским, Д.А.Кюи. Сообразно особенно­стям таланта каждого из членов «Могучей кучки в их творчестве по-разному сочетались два метода обращения к народной песне: заимствование под­линных напевов и свободное пользование элемен­тами народного музыкального языка. В творчестве Н.А.Римского-Корсакова и М.П.Мусоргского оба эти вида обращения к народно-песенным истокам присутствуют в равной степени.

5-й ученик. Наиболее многообразно претво­рение народно-песенного и инструментального творчества, а также народного художественного быта в оперных произведениях Н.А.Римского-Корсакова. Все его оперы, в большей или мень­шей степени связанные с народной жизнью, буквально пронизаны песенностью. Композитора особенно привлекает поэзия древнеславянского быта, атмосфера народной сказки. Находя особые краски для обрисовки фантастического элемента, Римский-Корсаков в сценах древнего народного быта остаётся художником-реалистом. Сцена Про­водов Масленицы (пролог оперы "Снегурочка") или колядование (опера «Ночь перед Рождеством) основаны на превосходном знании старинной об­рядовой песни и вдумчивом изучении историче­ских материалов. На экране демонстрируются фрагменты опер «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством» Н.А.Римского-­Корсакова.

6-й ученик. В оперном творчестве М.П.Му­соргского велико драматургическое значение на­родной песни. Она появляется в самые ответствен­ные, узловые моменты развития действия. Таков, например, хор славления царя Бориса в Прологе оперы, где широко звучит величальная "Слава". В грозном хоре "Расходилась, разгулялась удаль молодецкая" в кульминационный момент звучит народная скоморошья бунтарская песня "3аиграй, моя волынка", исполняющаяся со словами "Ой, ты, сила-силушка". Ария Марфы в опере "Хован­щина", построенная на напеве песни "Исходила младенька", занимает центральное место в раскры­тии образа героини. На экране демонстрируются фрагменты опер «Борис Годунов» и «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Учитель. Говоря о достижениях русской классики XIX века, мы не можем не вспомнить о М.И.Глинке, основоположнике русской класси­ческой музыки. Именно в его творчестве русская музыка вступила в классический период своего развития и вскоре заняла видное место среди евро­пейских национальных музыкальных школ.

Гениальная опера Глинки «Жизнь за царя, в которой народный герой Иван Сусанин, простой крестьянин, впервые показан в трагическом плане, во всём душевном величии, оказалась новаторской по музыкальному языку. Композитор обрисовал в своей опере народную жизнь во всей её полноте и разносто­ронности, показывая народ и отдельно действующих лиц в мирном труде и веселье, в опасности и в горе, борющимися с врагами Родины и, наконец, в момент всенародного торжества победы!

Звучит хор «Славься» из оперы «Жизнь за Царя». 1­я часть хора исполняется совместно с классом, инструментальная часть – с вклю­чением ударных инструментов (колокольчиков, треугольника, металлофона).

У. Почему важно для человека знать свои на­родные истоки? (Ответы учащихся.)

Домашнее задание. Используя эпиграф урока (цитаты Гоголя и Глинки), написать сочинение-размышление о роли устного народного творчества в жизни человека и его творчестве.

 

 

Искусство в школе: 
2015
№3.
С. 33-35

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.