Песня – верный спутник человека

И. Климешина

Песня – верный спутник человека

Конспект открытого урока в V классе

Цель: способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию интереса к вокальной музыке.

Задачи:

  • расширить знания детей о жанрах вокальной музыки; раскрыть взаимосвязь музыки и речи, показать значение слова и мелодии в развитии музыкального искусства;
  • развивать внимание, мышление, воображение, певческие способности учащихся;
  • воспитывать художественно-образное мышление и воображение учащихся; стремление к красоте и добру.

Ход урока.

Организационный момент. Вход под музыку.

(Звучит песня «Звёздная страна» М. Таривердиева на слова Н. Добронравова из репертуара группы «Волшебники двора».)

Составим синквейн к услышанной песне.

Правила синквейна на доске:

  1. строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
  2. строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.
  3. строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  4. строка - фраза, несущая определённый смысл.
  5. строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример:

  1. Песня.
  2. Радостная. Светлая.
  3. Завораживает. Окрыляет. Объединяет.
  4. Нацеливает на занятия музыкой.
  5. Жизнь.

Перед исполнением «Песни о России» В. Локтева на слова О. Высотской учитель обращает внимание детей на особенности данной песни, просит повторить правила пения.

У. О чём рассказывает песня? Какие чувства передаёт композитор в музыке? К какому виду музыки относится данное произведение? (Вокальная музыка. Песня.)

Введение новой темы.

Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся... Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду всё облекаем в них.
В словах и звуках вечный ключ сердец!
Е.П. Ростопчина. «Слова и звуки».

О чём говорит нам поэтесса? В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? Какие по разновидностям бывают песни? (Народные и композиторские.) О чём можно спеть в песне?

Предлагаю вам послушать следующее музыкальное произведение. (Звучит песня «С чего начинается Родина?» В. Баснера на слова М. Матусовского; демонстрируются слайды.)

К какому жанру относится данное произведение? (Песня.) Песня народная или композиторская? (Композиторская.) О чём рассказывается в песне? Как понимается слово Родина в песне В. Баснера?

Послушайте ещё одну песню.
(Звучит «Ах ты степь широкая...»; демонстрируются слайды с видами природы, репродукциями картин И. Левитана.)

Поделитесь своими впечатлениями о песне. Какие средства выразительности музыки помогают рисовать в нашем воображении живописные пейзажи?

А какие тона используют художники для изображения степи? Какой мы увидели природу родной страны на картинах Левитана? Можно ли сказать, что это просто изображение красивых уголков России, или в каждой картине нас привлекает ещё что-то?

К какому типу песен нужно отнести данную песню? (Русская народная песня.) Русские народные песни бывают разных видов. Вспомните их. (Обращаем внимание на слайд.) Лирические, трудовые, исторические, былины, хороводные, обрядовые. К какому виду отнесём данную песню? (Лирическая.)

Представляете, ребята, если собрать все песни, созданные человеком, то получится целая летопись человечества. Давайте теперь постараемся сформулировать тему нашего урока? Посовещайтесь в парах и предложите свои варианты...

Итак, записываем в тетрадь. Тема: «Песня - верный спутник человека».

Песня является верным спутником человека всю его жизнь. Скажите, ребята, какие песни вам пела мама, когда вы были совсем маленькие?

Д. Колыбельные.
У. А кто-нибудь помнит эти песни? О чём они?

Д. Песня с самого рождения сопровождает человека. Песня рассказывает обо всём, о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах.
У. Давайте сформулируем вопрос, над которым мы должны будем сегодня размышлять. Посовещайтесь в группах и предложите свои варианты.

Д. Вопрос: «Почему так велика роль песни в жизни человека?»
У. Наши задачи: выяснить, что такое песня; повторить виды песен; какие темы раскрываются в песнях; как появилась песня? (Работа по учебнику.)

Подведём первый итог (запись в тетрадь). Песня это исток и вершина музыки. Она - неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передаёт разные чувства и придаёт словам разнообразный смысл.

Песня - музыкальный жанр, в котором соединились поэтическое слово и музыка. Песня зародилась еще в Древней Руси. Самыми первыми были героико-эпические песни, которые называют былинами. Былины появились более тысячи лет назад. Первым исполнителем народных песен-былин был Боян.

За многовековую историю нашей родины появилось много народных песен, рассказывающих обо всём, что окружало и окружает человека, а также о том, что происходило в жизни людей.

Виды песен: народные, композиторские.

Народные: исторические, обрядовые, трудовые, лирические, революционные и другие.

(Звучит песня «Купала Ивана - Купала». Исполняется ритмический танец-экспромт.)

Благодаря народному песенному творчеству появилась русская поэзия, напевной интонацией, ритмикой напоминающая народную песню. Давайте прочитаем стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», ставшее основой известной песни. Эта песня получила такую популярность, что её даже называют народной. (Чтение стихотворения.) Это стихотворение привлекало многих композиторов. Всмотритесь и вслушайтесь в картину И. Левитана «Вечерний звон». Если оживить эту картину, что мы услышим? (Игра «Оживи в звуках картину».)

Дети предлагают варианты звуковых приёмов для воображаемого озвучивания картины.

Д. Звон колокола...
У. А теперь я предлагаю вам послушать песню «Вечерний звон», музыка народная, а слова Козлова (фоном - слайд).

Творческое задание. Самостоятельно озвучьте репродукцию картины «Монастырь над рекой» В. Поленова. Придумайте две стихотворные строчки и мелодию и напойте их. Используйте термины, средства музыкальной выразительности: темп, ритм, лад, регистр. (Алгоритм на слайде.)

  1. Внимательно всмотрись в репродукцию картины.
  2. Определи настроение картины.
  3. Напой мелодию, которую ты хотел бы услышать.
  4. Подбери слова, словосочетания, отображающие смысл картины. (Можно использовать стихи из учебника.)
  5. Определи средства выразительности, которые можно использовать при исполнении твоей песни.
  6. Напой свою песню.

Ребята представляют свои песенки. После исполнения дети могут подарить автору свои аплодисменты.

Работа по группам. Провести сравнительный анализ:

1 ряд: О чём рассказывают народные песни?
2 ряд: О чём рассказывают композиторы в своих песнях?
3 ряд: Чем похожи и чем отличаются романс и песня?

Дети сами проверяют ответы друг друга.

Подведём итог. Наши задачи: выяснить, что такое песня; повторить виды песен. Какие темы раскрываются в песнях; как появилась песня?

Обобщающий вывод: хорошая песня - это целый мир. Песня является верным спутником человека. Ребята отвечают на проблемный вопрос: «Почему так велика роль песни в жизни человека?», используя учебник, записи в тетради, опираясь на знания, полученные ранее.

Рефлексия.

  1. Как работал весь класс?
  2. Что я взял для себя полезного из урока?
  3. На сколько я могу оценить свою работу на уроке, работу своих одноклассников?

В заключение ребятам предлагается исполнить песню А. Островского на слова С. Острового «Песня остаётся с человеком» (текст на слайде).

Домашнее задание.

  1. Базовый уровень: читать материал и отвечать на вопросы параграфа 8.
  2. Средний уровень: читать материал и отвечать на вопросы параграфа 8; найти три музыкальных примера разных видов народных песен.
  3. Высокий уровень: читать материал и отвечать на вопросы параграфа 8. Подобрать стихотворение и сочинить мелодию песни (суметь спеть).
В. Поленов. «Монастырь над рекой»
В. Поленов. «Монастырь над рекой»
Искусство в школе: 
2017
№6.
С. 34-35.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.