Творчество - нормальное состояние

Творчество - нормальное состояние

Недавно я принял участие в записи программы Александра Архангельского «Тем временем» на неожиданную тему, которую можно обозначить как «Проблема третьего возраста».

Речь шла о том, что по мере старения и, в частности, с момента перехода на пенсию, для многих начинается то, что уродливо и глупо называют «сроком дожития». А для кого-то, напротив, начинается время свободной самореализации, свободы наполнять свое время именно тем, что интересно тебе. Поводом для этого стала практика профессора Нечаева, сотрудника Самарской Академии Наяновой, который создает группы пожилых людей, вовлекает их в разнообразную и интересную для каждого деятельность. Правда, сам он в передаче не участвовал.

Главная мысль, которую мне хотелось провести на этой передаче (и другие участники были не против!) состоит в следующем: творчество - нормальное состояние нормально развивающегося человека с начала и до конца его земной жизни. Творчество - не обязательно создание научных или художественных произведений, оно может проявляться во всей жизни, когда человек не просто исполняет какие-то внешние требования, а осуществляет свои замыслы, свои ценности - будь то в общении с людьми, будь то устроение быта, общение с природой и т.д и т.. И тогда он живет, а не «доживает. А, с другой стороны, если творчества нет, если «жизнь изнутри наружу» блокирована, то ребенок, школьник, сколько бы лет ему ни было, уже отбывает свой «срок дожития»,для этого не обязательно быть стариком.

Большую часть жизни наша активность вызвана внешними требованиями - служебными и пр., и у нас создается впечатление, что мы сами активны, имеем значение, жизнь наша наполнена. Но, когда эти внешние требования отпадают, оказывается. что внутри себя мы не находим источника каких-либо интересных замыслов, жизнь как бы теряет смысл, и тут очень важна помощь. Важно показать, что человек просто не знает своих возможностей, не знает, что может быть увлекательным для него самого, не имеет навыка действовать свободно, по своей инициативе, без внешнего понукания; убедить, что в любом случае он представляет собой неповторимую индивидуальность, что каждая душа - это безусловная ценность, В некоторых случаях у людей раскрываются даже какие-то конкретные способности, о которых они и не подозревали. В любом случае жизнь может быть наполнена смыслом - а это главное условие психологического благополучия человека.

И снова о «нашем любимом»: образование - воспитание должно быть творчески направлено с самого начала жизни человека - тогда не будет « срока дожития», а будет творческая свобода. Из биографий некоторых великих людей известно, что потребность в творчестве, необходимость осуществить то, что человек находит внутри себя, могла отвратить от самоубийства, продлить жизнь до завершения главных замыслов и т.д. Но что-то подобное, наверняка. происходит и в жизни более обычных людей, просто это не становится известно всему миру.

Обсуждались, конечно, и печальные материальные и социальные обстоятельства, уровень человеческих отношений - все, что препятствует осуществлению правильного отношения к ценности человека, к творчеству. к старости.

Помню, у кого-то из восточных мыслителей, а, может быть, у Рерихов была такая мысль: очень вредно создавать представление об «отставных» людях. Это не только тяжело для них самих, но и мертвит атмосферу всего общества, хотя бы мы об этом и не думали.

Думаю, не только для людей этого самого третьего возраста, но и для многих педагогов. психологов, просто родителей эта передача представит интерес, в ней участвовали очень интересные собеседники. Конечно, в окончательно смонтированный текст войдет не все, но, тем не менее!

Думаю, она выйдет в эфир в один из трех-четырех ближайших понедельников.

Оставить комментарий

10 + 6 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.