Не отбирать, а развивать

Не отбирать, а развивать

А. Мелик-Пашаев 

Мне предложили принять участие 9-го декабря в Круглом столе, организованном Общественной палатой РФ и РГГУ, на тему «Механизмы выявления и развития человеческого потенциала в современную эпоху». Название мне поначалу не очень понравилось. Я вообще пугаюсь, когда применительно к человеку говорят о механизмах, хотя среди психологов это весьма распространено. Но, заглянув в тексты, подготовленные к заседанию, я был удивлен и обрадован.

Главной проблемой обсуждения оказалась проблема одаренности, причем не в привычном для нас ракурсе. Какие ассоциации возникают у нас, когда мы слышим об «одаренных детях»? Ранний отбор, состязательность, корыстная эксплуатация предполагаемых талантов, тщеславное невежество любящих родителей и части педагогов и полное отсутствие чувства ответственности за будущее детей. Запредельно ядовитую концентрацию всего этого можно было видеть, к примеру, в телешоу «Ты - лучший».

А в предварительных рекомендациях Круглого стола говорится об ориентации не на отбор, а на создание среды, в которой могут проявляться и развиваться различные таланты; о том, что работа с одаренными людьми не должна приводить к сегрегации и разделению общества и т.п.

Свое выступление я назвал «Не отбирать, а развивать» и изложил свою позицию в кратких тезисах, поскольку времени на долгие рассуждения не было.

  1. Одаренность к творчеству - не редкое свойство отдельных детей, которых надо как можно раньше выявлять и ставить в особые условия развития. Это общечеловеческая способность, потенциальное свойство нормально развивающегося человека, которое отличает его от всего остального в мире. Человек по природе творец. Почему это далеко не всегда осуществляется в жизни - вопрос для особого обсуждения.

Нет времени обосновывать этот тезис, сошлюсь только на один очевидный факт из близкой мне области. При оптимальном способе обучения какому-либо виду искусства все ученики общеобразовательной школы быстро раскрывают способность создавать полноценный художественный образ в соответствующих возрасту формах. В дальнейшем они будут отличаться не тем, что одним «дано», а другим «не дано», а тем, что одни посвятят именно этому свою жизнь и, соответственно, многократно разовьют свой дар, а другие тоже приобщатся к художественному творчеству, получат пользу от этого, а жизнь посвятят чему-то другому.

  1. Поскольку к творчеству потенциально одарены все, раннее разделение детей на «годных» и «негодных» к творческой деятельности и безнравственно, и чревато бесчисленными ошибками. Никакие тесты и олимпиады не позволяют надежно прогнозировать реальные творческие возможности человека и тем более не говорят ничего о его неспособности к творчеству.

Случайность отбора бьет и по тому «отсеянному» большинству, о творческом развитии которого заботиться, вроде бы, тогда и не надо, и еще более жестоко бьет по тем, кто ошибочно назначен в таланты, приучен с детства к этой роли и потом оказывается без вины виноватым банкротом. Это чревато в отрочестве и юности тяжелейшими психологическими драмами, а иногда и непоправимыми личностными катастрофами.

  1. Наша задача не в том, чтобы «отбирать» детей и ставить их в неестественные условия развития, к тому же демагогически обосновывая это заботой о «креативном потенциале нации», когда именно таким образом мы его как раз и теряем.

Мы должны подходить к детям с презумпцией одаренности, и, не предрешая их будущее, ставить всех в максимально благоприятные условия развития. Именно тогда раскроется потенциал каждого ребенка, и «потенциал нации» не понесет ущерба.

Говоря о педагогике искусства, могу заверить, что такие образовательные системы самого высокого уровня у нас существуют и доказали свою эффективность. Думаю, что существуют они и в других областях педагогики. Нужна лишь смена вектора в образовательной и экономической политике, ориентация на творчески развивающее образование и на его всеобщую доступность в школьных и внешкольных формах.

  1. Потребность в творческой самореализации изначально присуща каждому человеку; невозможность ее удовлетворять противоестественна и приносит детям трудно поправимый вред.

Крупнейшие педиатры и психотерапевты подтвердят, что множество психосоматических и психических заболеваний, многие формы асоциального, саморазрушительного и криминального поведения детей и подростков коренятся в отсутствии возможности реализовать свой потенциал в культурных, социально одобряемых формах.

Нарастание этих разрушительных тенденций в целых поколениях детей - вот настоящая проблема национальной безопасности, угроза для существования общества в среднесрочной перспективе.

Вместе с тем, существует множество фактов, перечислять которые я не имею времени, свидетельствующих, что ранний опыт творчества на порядки уменьшает опасность попадания растущих детей в эти страшные зоны риска. Это, в первую очередь относится к разным видам искусства; творчески ориентированное общее художественное образование - сильнейшее средство профилактики множества социальных зол и психических отклонений.

Насколько же вредно, ошибочно и недальновидно пренебрегать творческим потенциалом большинства детей, и насколько необходимо не отбирать одаренных, а создавать условия для развития одаренности каждого!

В самой известной Книге на земле сказано в частности, что не надо заранее рещать, кто хорош, а кто плох, а надо, чтобы солнце посветило и согрело всех, чтобы дождь всех оросил, тогда каждый вырастет сообразно своей природе. И никакой талант не пропадет. И «потенциал нации» не понесет ущерба.

Много интересного и разного пришлось услышать, когда по кругу высказывались все участники, в том числе совсем молодые. Мне особенно запомнилась одна из выступавших, которая подняла острый вопрос: допустим, мы будем успешно развивать творческое начало в детях, в молодых людях - а что они будут делать потом, когда окажется, что общество еще не готово, чтобы воспринять их творчество и предоставить возможности для его реализации, не заинтересовано в нем? Я ответил, что вопрос серьезнейший, драматический, но нельзя же блокировать творчество в ожидании, что общество само когда-то «дорастет». Я не верю, будто общество захочет чего-то лучшего раньше, чем появятся люди, стремящиеся и способные на что-то такое, до чего общество в целом еще не доросло. Этим людям будет трудно в неготовом обществе, в этом драматизм проблемы, но другого выхода нет, только такой ценой общество может расти.. Альберт Швейцер говорил когда-то, что если общество действует на индивида сильнее, чем индивид на общество, то плохи перспективы этого общества.

Оставить комментарий

4 + 10 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.