Культура и безопасность, или опасность бескультурья

Культура и безопасность, или опасность бескультурья

А. Мелик-Пашаев, д-р психол.н., член СХ, гл. ред. журнала «Искусство в школе» 

В Российской Академии Художеств прошел Круглый стол под названием "Культура как фактор обеспечения национальной безопасности." Правда, в начале выяснилось, что предмет обсуждения смутен, связный текст не представлен, и авторы его отсутствуют. Тем не менее, обсуждение состоялось, поскольку некий процесс идет, вот-вот будут приниматься судьбоносные решения и нужно вносить свои предложения… Как бы то ни было, и что бы из этого ни получилось, сама формулировка темы Круглого стола примечательна.

Слова «культура» и «национальная безопасность» встали рядом. Наверное, впервые. Это и пугает, и обнадеживает: может, еще не поздно опомниться? Понять, что бескультурье убивает?

Кажется, Фазиль Искандер сказал: если культура не займет главное место, человечество не выживет. А человечество состоит, как известно, из народов, в том числе нашего.

С колокольни культуры отчетливо видны две главные «угрозы национальной безопасности», две причины, по которым народ, общество, государство могут быть стерты с культурной карты мира, а следом, неизбежно, с карты как таковой. А произойдет это немного раньше или позже – не так уж и важно.

Обе причины – наши, внутренние, и обе связаны с культурой в широком ее понимании. Одна - нарастающее от поколения к поколению душевное одичание; вторая- отсутствие смысла жизни у все большего числа людей. Все остальное – от неисправных самолетов, бессердечных врачей и мздоимцев разных уровней до детской и подростковой преступности, наркомании, психических заболеваний и суицида – производное. Пока причины не устранены, пока эти тенденции не повернуты вспять, никакие концепции развития культуры до такого-то года, никакие стратегии и законы, ничьи подписи под ними не будут иметь никакого значения.

С колокольни художественной культуры отчетливо видно, что могло бы реально помочь от обеих болезней: всеобщее, полноценное, раннее приобщение детей к художественному творчеству. Легко представить, с какой усмешкой или с каким откровенным недоумением встретит эти слова специалист по безопасности! И будет глубоко неправ.

Поскольку это творчество художественное, оно предохраняет от душевного одичания. Поскольку оно – творчество, оно наполняет жизнь человека смыслом. Человек тем и отличается, что может творить: создавать в окружающем мире и в человеческих взаимоотношениях нечто такое, чего без него бы не существовало. Кто с детства этого лишен, тот не знает, для чего он, не чувствует, что он нужен этому миру, а мир – ему. Ребенок, лишенный творчества – или начинающий больной, или начинающий преступник. Говорю о всяком творчестве, не только о художественном, но существует неоспоримый факт: ранний опыт творчества дети лучше всего приобретают, занимаясь искусством.

И при этом именно гуманитарно-художественное образование в массовой школе, через которую проходят все дети, то есть весь народ, систематически вытаптывается. И в общественную жизнь вливается все больше число людей бездушных, чуждых человеческим ценностям, чуждых живой природе, не помнящих родства, не чувствующих себя частицей единого мира. Чем более «компетентными» такие люди окажутся в химии и информатике, в экономике или карате – тем ощутимее угроза национальной безопасности. Это, кажется, понятно без разъяснений.

Первое, что нужно сделать, и очень срочно: полностью, реально изменить статус общего художественного образования в нашем обществе. Это подразумевает многое. И престиж профессии учителя искусства, и материальное обеспечение, и количество учебных часов, и поддержка передовых методов обучения, соответствующих научных исследований и печатных изданий. Это пропаганда массового детского творчества (а не только «конкурсы талантов»)- творчества изобразительного, актерского, литературного, музыкального, мультипликационного…Это реальное взаимодействие с мастерами культуры, а также с медициной и правоохранительной системой, которое покажет, каково влияние раннего творчества на здоровье и поведение растущих детей. Нужно помогать родителям, которые сами не приобщены к культуре, понять, что для их любимого чада художественное творчество - не бесполезная трата времени, а залог душевного здоровья на всю его долгую жизнь. Категорически необходимо, чтобы так называемое дополнительное художественное, и не только художественное образование стало повсеместным, вариативным и общедоступным, то есть бесплатным…

Где взять средства на все это? Уж на что - на что, а на национальную безопасность должно хватить. Один простенький пример. Подумаем, что «безопаснее»: создать сотни мест, где дети будут воспитывать свою душу, занимаясь творчеством и другими хорошими делами, в том числе и физкультурой – или, за те же деньги, построить стадион, где подросшие и одичавшие болельщики будут утюжить друг друга и обзывать африканцев, отвлекая от дел безопасности сотни полицейских? (Чего, может быть, в этом городе и не происходило, пока такого стадиона не было…) Я не за то, чтобы отменить футбол, а за то, чтобы на матчи приходил культурный зритель, а потом шел бы домой, а не за решетку и не в травмпункт. А для этого начинать надо не со стадионов.

При желании нетрудно найти и другие, куда большие статьи расходов, которые отнюдь не прибавляют безопасности и которые несопоставимо велики по сравнению с тем, что нужно для развития детского творчества. В общем, была бы охота.

И – два слова для Академии художеств, где проходил Круглый стол.

К сожалению, представители профессионального искусства редко обращают внимание на общее художественное образование, и перспективы отечественной культуры рассматривают лишь в своей, профессиональной системе координат.

Но, мне кажется. это непредусмотрительно именно для судьбы высокого искусства: ему не может быть хорошо в обществе людей, которые в детстве и юности остались художественно неразвитыми и которые потом становятся министрами, директорами, менеджерами, заказчиками, просто зрителями и слушателями, которые платят или не платят за билет и которые искренне предпочитают платить за плохое.

Высокое искусство будет попадать во все более тотальную зависимость от низкого вкуса, и что тогда делать художнику или музыканту? Уезжать куда-нибудь, где больше шансов, что его оценят? Или губить себя, подлаживаясь под вкусы «хозяев жизни»? Поэтому, я думаю, поддержка и участие в заботах общего образования жизненно важна и для профессионального искусства.

Оставить комментарий

4 + 13 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.