Как я не стала учителем рисования

Е. Клочкова, ландшафтный дизайнер, член Союза дизайнеров России

Как я не стала учителем рисования

Учимся видеть, слышать, слушать, созерцать и мыслить

Вы никогда не задумывались, почему нынешние дети в большинстве своём не умеют мыслить? Да, вы не ошиблись, именно мыслить.

Даже многие взрослые не смогут повторить название моей статьи с первого раза (без повторного прочтения или со слуха). Почему так происходит? Потому, что внимательность и вдумчивость – это такое же умение и навык, как навык мышления, и приходят эти навыки только с тренировкой.

Например, слова «слушать» и «слышать» означают не совсем одно и то же. Телевизор, который работает фоном в квартире, соседи стучат молотком за стеной, компьютер шуршит, кто-то моет на кухне посуду – всё это создаёт какофонию звуков, которые мы слышим, но ведь не слушаем, правда?

Если в это время внезапно отвлечь ребёнка от чтения или компьютера и спросить, сколько и каких разных звуков он слышал, пока занимался чем-то, то он либо не ответит, либо назовёт далеко не все. Мозг взрослого человека более зрелый и точнее фиксирует разные звуковые раздражители, однако и взрослый, погружённый в какое-либо занятие может услышать не всё, что звучит вокруг (если он, конечно, не профессиональный музыкант или настройщик).

Жизнь заставляет нас и наших детей постоянно куда-то бежать, что-то смотреть, читать и слушать. Она подкидывает нам ежечасно кучу головоломок. Умение погрузиться внутрь своего «я», я – моего слуха, я – моего зрения, я – моей мысли не прививается ни в школе, ни дома. Наши дети сидят за компьютерами, управляя сложнейшими виртуальными процессами и решая самые разные программные задачи, но они же оказываются совершенно беспомощными в простейших бытовых и межличностных ситуациях. Почему так происходит?

Жизнь подарила мне уникальную возможность ответить для себя на эти вопросы, а заодно провести интересные эксперименты на собственной педагогической практике по ИЗО, в обычной районной школе. О них и расскажу, но не просто так. Рассказывая, я буду задавать вопросы, на которые, как мне кажется, многим взрослым, для самих себя, будет интересно найти ответ. (Давайте примеры ответов!)

 

Искусство в школе: 
2016
№1.
С. 8-11.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.