«Душа обязана трудиться» Несколько слов о фестивале «Пролог-Весна»

А. Алексеев, заслуженный артист РФ, доцент Балтийского института иностранных языков и межкультурного сотрудничества

«Душа обязана трудиться»

Несколько слов о фестивале

По профессии я прежде всего актёр, и уже потом я стал педагогом. Очень ярким событием для меня стала встреча с детскими театральными педагогами на фестивале «Пролог-Весна». Эти люди работают с детьми, а я работаю со студентами, которые хоть и кажутся взрослыми, но всё равно мои дети. Увидев такое количество молодых талантливых ребят, я пришел в восторг. Это удивительно, что есть люди, которые могут заниматься с детьми актёрским искусством. Но это не исполнительство, а скорее внутрикультурная деятельность - она для молодых интеллектуальных людей: «Душа обязана трудиться»! Ребята знакомятся с прекрасной литературой, становятся более свободными, богатыми в своём внутреннем мире, расширяется их кругозор. Не обязательно все будут актёрами, но все станут интересными людьми. Они будут другим людям приносить счастье и радость, даже не выходя на сцену.

Одна из моих студенток, получив двойку за актёрскую работу, обиделась и подала заявление об уходе. Училась она на третьем курсе, ей оставалось-то всего ничего. Но я подписал. Через два месяца она пришла и говорит: «Спасибо! Теперь я спокойна и свободна!» Она поступила в другой вуз и там учится, но продолжает дружить с моими ребятами, приходит на их спектакли, работает осветителем и звукооператором. А актёрство, как оказалось, ей не нужно было. Но она стала интересным человеком, стала уверенной в себе, она легче смотрит на мир, свободнее общается, научилась хорошо говорить. Это правильно: пораньше заниматься с детьми искусством.

Дни фестиваля прошли замечательно. Чем дальше, тем становилось интереснее. Я больше всего боялся проведения своего мастер-класса. Слава Богу, что не получилось назидательности, показухи, поучительности - был диалог. Я мог ответить на вопросы, которые интересуют руководителей театров-студий, как профессиональный актёр, проработавший с великим театральным педагогом З.Я. Карагодским, и что-то передать от него; я очень рад, что его опыт и его методика пойдут дальше. Слушатели остались довольны некоторыми позициями, которые я изложил, и я этим удовлетворен. Одна печаль: мало было времени!

Внутреннее творчество актёра по законам искусства переживания требует тонкой и кропотливой работы педагога. Театр - искусство, ежедневно экзаменуемое зрительным залом на верность и правду своего времени. Театр живёт каждым днем, эмоциональная правда сегодняшнего спектакля завтра может оказаться неправдой, подделкой. Каждое время приносит свою, новую меру сценической правды. Актёр овладевает профессиональными навыками в течение долгих лет обучения и практики на сцене. Он должен научиться аккумулировать окружающую жизнь в себе и «разряжаться» на сценических площадках. Немалую роль в профессии играет и подсознание. Е. Вахтангов говорил: «Сознание никогда ничего не творит. творит бессознание». Творчество актёра происходит «здесь и сейчас», в непосредственном общении со зрителем, поэтому импровиза-ционность и живое чувство лежат в самой природе театрального искусства. В. Мейерхольд считал, что в импровизации - величие актёрского мастерства, а М. Чехов видел в ней сущность профессии актёра. И это я увидел в спектаклях: «Под луной» (студия «Штрихи», г. Зеленоград) и «Фантазёры» (Народный театр «Дверь», г. Москва). Как же развивать этот дар у юных исполнителей? Каковы условия, способствующие возникновению этого самочувствия? Только особый этический, творческий микроклимат, который создаёт педагог вместе со своими учениками. Общение педагога и ученика - это творческий процесс. Умение свободно и как можно артистичнее вести разговор с учениками и использовать их живую реакцию - это необходимые элементы урока-репетиции. Наиболее интересные спектакли, показанные на фестивале, основаны на детской игре. Наверное, главное правило здесь: играя - обучать.

Всегда ценно, когда актёры получают удовольствие от присутствия на сцене. Мы исполняем чужие роли. Но мы должны сделать их своими и оправдать. Это сложный и длительный процесс, но детей нужно выпускать на сцену, только если они понимают, что творят. И в этом смысле спектакль «Фантазёры» - блеск. Очень трогательно, что всё происходит на фоне рассуждений взрослых людей, которые следят за этими будущими актёрами. Педагоги тут существуют как теневой театр. Всё это правильно, оправданно, выразительно.

И удивительный спектакль «Под луной». В нём речь идёт о семейной драме: девочка ждёт родителей, а они не приезжают, и непонятно, что с ними, - пусть зрители сами додумают! Когда гувернантка говорит девочке, что сегодня её родители не приедут, с ней происходит что-то поворотное, может, катастрофическое. Всегда, когда говоришь детям: «Я сегодня приду», - и не приходишь, они эту обиду ещё долго держат в памяти. И здесь ребёнок реагирует очень трогательно. Девочка отрешённо прошлась по кругу и тихо сказала: «Хорошо. Ладно». У меня в горле пересохло. А дальше началась фантасмагория - это просто здорово! Я не ожидал, что рисунки девочки оживут, - это интересный ход. И сказку Дональда Биссета «Под ковром», на основе которой создан спектакль, мне читать не приходилось. А когда я узнал, что написанного текста в спектакле нет и это, по сути, импровизация, у меня просто открылся рот. Я вот так не умею! Девочка, которая играла в этом спектакле роль лошади, просто очаровала. Это готовая актриса - взрослый, умный, талантливый человек. Она слышит, думает, правильно реагирует. Этот её человеческий талант может быть приложен к любой профессии. И совершенно необыкновенный образ тигра - такой забитый в семье мужчина. Когда в финале за кроваткой девочки появились силуэты мужчины и женщины, я подумал: «Может, это и есть её родители, которых она так ждёт? ». Так она их видит: то капризной лошадкой и интеллигентным тигром, то тенями-силуэтами. А её рисунки - это весь мир вокруг. Множество разных интересных штук внутри спектакля очень порадовали. Когда я вышел вручать им диплом, то ничего не мог с собой сделать - я их расцеловал.

Детям интересно играть во взрослую жизнь, как они её себе представляют. И здесь могут получиться неожиданные и занятные актёрские работы. Детям не стоит навязывать жизненный опыт взрослых. В основе исполнительского искусства, театра, музыки, танца лежит личностное начало.

И тому подтверждение спектакли «Под луной» и «Манюня» (Театральная студия «Пластилин», г. Москва), где дети играют своих сверстников в понятной им ситуации и жизнь взрослых, увиденную глазами детей.

С каждым днём на фестивале становилось всё интереснее и интереснее. В программе появились музыкальные спектакли: опера, мюзикл, балет. Театр «Жар-птица» из Москвы представил «Весёлые марионетки». В оперным искусстве я не особенно силён, но прекрасно понимаю, как ребятам трудно, чисто исполняя вокальные партии, ещё и драматически играть. Они напряжены, но это исправимо. Здорово пели. Особенно хороши дуэты. Трогательная, щемящая история девочки-сиротки из серии рождественских сказок.

«Питер Пен» московского театра «Надежда» был сделан в жанре мюзикла. Ребята очень чисто выполнили все задания постановщика: движения, речь, костюмы, танцы. Дети точно и чётко делают то, что от них требуется. Они легки и свободны в движениях в мюзикле, а значит, спокойно справятся с драматической постановкой.

Я каждый фестивальный спектакль расцениваю как учебную работу - мне кажется, что нельзя их сравнивать и оценивать, потому что это определённый этап. Со многими ребятами я разговаривал. Они легки в общении, умны, умеют слышать и слушать. Мало кто это умеет в нашей повседневной жизни -так вышло и в сказке, на основе которой сочинён мюзикл: мама не услышала сына, сын не понял маму. Это трагедия! Поэтому пусть ребята занимаются искусством и творчеством - ведь это работа души. В каждой профессии это может пригодиться. Слава Богу, что дети выходят на сцену, что могут переступить её порог - ведь это не так-то просто. Публичное одиночество - очень сложная вещь. Часто сами руководители студий - люди закомплексованные, себя стесняются и многого боятся. А эти дети смело выходят к залу, где сидят сплошные сверстники, которые могут встретить тебя иронией, и даже цинизмом. Юные актёры радушно и искренне играют свои роли. Конечно, кто-то более убедителен, кто-то менее, но важен сам по себе факт познания мира и пропускания через себя болей и проблем; например, когда спектакль посвящён детям времен войны.

Детям гораздо проще, чем взрослым, быть правдивыми, что всегда пленяет. Их фантазия не знает границ. Может быть, потому им так легко играть героев-фантазёров и существовать в нафантазированном мире, подтверждением чему были спектакли «Архангельские сказки» (Театр-студия «Птица», г. Ижевск) и «Кто такой Питер Пен?» (Театр «Надежда», г. Москва).
Театр «Дверь» Театр «Надежда» Театр «Жар-Птица»

Театральный фестиваль «Пролог - Весна 2013» - праздник театрального детства! Он нужен, я бы даже сказал, необходим не только педагогам, но и юным исполнителям. Это праздник фантазии, радости, талантов и просто счастливых детских лиц.

Раздел: 
Искусство в школе: 
2013
№4.
С. 58-59.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.