Литературное развитие школьников

Литературное развитие школьников

Г. Кудина и З. Новлянская

Детское творчество получило признание как явление культуры немногим более ста лет назад. С исторической точки зрения возраст даже не детский, а младенческий. Невозможно себе представить, чтобы в более отдаленные времена мастера искусств отнеслись к детям как к младшим коллегам и даже попытались кое-чему поучиться у них; чтобы ученые – психологи, педагоги, искусствоведы - посвятили детскому творчеству серьезные научные исследования.

Сегодня, пожалуй, уже нет необходимости доказывать, что работы детей, со всем их возрастным своеобразием, могут представлять собой настоящую художественную ценность. А само это своеобразие профессиональный педагог уже не спутает с неумелостью…

Но нам еще предстоит понять, что детское художественное творчество представляет собой не только факт художественной культуры как таковой и не только материал для исследований в области художественной одаренности. Что в зеркале детского творчества бесхитростно - правдиво отражается вся картина социально-исторической действительности, приоритеты и эмоционально-нравственная атмосфера жизни того или иного времени, что оно позволяет судить о возрастном созревании поколений, о становлении личности, о влиянии и смене педагогических концепций и о многом, многом другом. Поэтому незаменимую культурную ценность для общества, которое хочет понимать себя, свое прошлое, настоящее и будущее, имеют пока еще крайне немногочисленные систематизированные коллекции и архивы детского творчества.

Такова, например, громадная коллекция рисунков детей разных народов, хранителями и исследователями которой являются наш постоянный автор Н.Н.Фомина и ее коллеги и сотрудники по Институту художественного образования.

Таков и уникальный архив Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской (также постоянных авторов нашего журнала), сотрудников лаборатории Психологических проблем художественного развития Психологического института РАО.

В 1982 – 1992 годах Г.Кудина и З.Новлянская, работая в течение всех 10 лет в одном экспериментальном классе московской школы №91, в русле системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, создали теоретически обоснованную модель развивающего обучения литературе и курс «Литература как предмет эстетического цикла» с первого по выпускной класс. Курс прошел широкую и успешную апробацию и получил распространение в общеобразовательных школах, главным образом в школах развивающего обучения.

Преподавание по этой инновационной системе показало, в частности, что литературно-творческая одаренность раскрывается, хотя и не в равной степени, практически у всех детей, и что дети, прошедшие через опыт собственного литературного творчества, становятся неизмеримо более компетентными, самостоятельными и заинтересованными читателями художественной литературы.

За эту работу авторы курса были удостоены в 1999 году Премии Правительства РФ в области образования.

В последние годы, на основе материалов многолетнего исследования, Г.Н. Кудиной созданы два фонда.

ФОНД I. Школьный курс литературы. 1-8 классы.

Фонд содержит УМК для 1 - 8 классов к курсу Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» (программы, тексты к урокам, страницы рабочих тетрадей, методические пособия для учителей).

ФОНД II. Сочинения учеников экспериментального класса за все годы обучения.

Фонд II представляет собой уникальную коллекцию, включающую около 9000 работ 44 учеников экспериментального класса школы № 91, занимавшихся по программе «Литература как предмет эстетического цикла». (В течение десяти лет обучения проведено более 350 работ). Работы оцифрованы.

Коллекции литературных работ представляет «результативный» этап исследования. Результативный и в смысле его завершения, и в том смысле, что именно работы школьников с наибольшей полнотой и очевидностью демонстрируют результаты предложенного курса инновационного литературного образования.

Корпус работ отражает всё многообразие литературно-творческой деятельности учеников: художественные произведения разных родов и жанров, литературно-критические пробы и публицистические сочинения.

Материалы Фонда II настолько богаты и разнообразны, что могут быть использованы как исходные данные для дальнейших научных разработок в самых разных областях гуманитарного знания.

Во-первых, для будущих исследований специфики и периодизации детского литературного творчества, а также для работ, связанных с проблематикой литературно-творческих способностей, индивидуальных и «родовых», их природы и становления.

Во-вторых, коллекция дает материал для сравнительных исследований в области педагогики и психологии, связанных с изучением отечественных и зарубежных образовательных стратегий и систем второй половины ХХ века.

Кроме того, она будет интересна для будущих исследований в области аксиологии, связанных с изучением процесса личностного присвоения общечеловеческих эстетических и этических ценностей, формирования идеалов.

Материалы коллекции могут быть использованы и культурологами, например, в работах связанных с проблематикой становления культурной идентичности.

Через несколько десятилетий коллекция станет поистине бесценной для исторических и социологических исследований, так как свои литературно-художественные и публицистические работы подростки создавали в переломный момент истории нашей страны, и они отражают вúдение этого перелома глазами детей, его проживание детьми. Причем доверительные отношения, за много лет сложившиеся между детьми, исследователями и учителями, позволяли школьникам быть искренними и свободными во всех своих высказываниях.

Размещение архива:

КНИГИ (psyprint.ru) - Архив Кудиной-Новлянской. Литература в школе.
Материалы Фонда I размещены также на сайте http://www.ro-lit.narod.ruЛИТЕРАТУРА КАК ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Сочинения учеников экспериментального класса представлены двумя версиями: Фонд II-А.2012 и Фонд II-Б.2012 (в процессе доработки )

Автор: 

Оставить комментарий

3 + 0 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.