Melik-Pashaev A.A.

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович (9 июля 1941) - российский психолог, кандидат психологических наук (1975), доктор психологических наук (1995), специалист в области общей психологии. Член диссертационных советов при ПИРАО, ИХО РАО, член Международного совета по музыкальному воспитанию.

А.Мелик-Пашаев,

ПИРАО, г. Москва

«Музыка для глаз»

Роберт Фальк. Мысли и комментарии

2020
№5.
С. 50-53

Арттерапия и артпрофилактика

Сила искусства...

Сведения о научных исследованиях, распространяемые в Интернете, несомненно, нуждаются в проверке. Но в данном случае они по ряду причин располагают к доверию.

2020
№4.
С. 48

А.Мелик-Пашаев,

ПИ РАО, г.Москва

«Природа боялась быть побеждённой...»

Неискусствоведческие заметки

2020
№4.
С. 13-15

А.Мелик-Пашаев,

ПИРАО, Москва

Главное — интонационная чуткость

Статья Е.Подповетной, с которой познако­мился читатель, принадлежит к числу тех, что дают повод для дискуссий.

Мы находим здесь много ценного, и в ос­новной идее, и в организации занятия. Но два момента в описанной практике представляют­ся мне дискуссионными. Оппонируя автору по этим двум пунктам и несколько заостряя позицию, я рассчитываю на отклик заинтере­сованных читателей.

2020
№3.
С. 22-23

А.Мелик-Пашаев

ПИРАО, Москва

Что на что похоже?

Научная проблема в одиннадцати сюжетах, с заключением

Сюжет первый.

Бригада психологов тестирует тинейдже­ров «на интеллект». Среди них замечаю хорошо знакомого старшеклассника и на­чинаю прислушиваться. Исследовательница спрашивает: «Как назвать одним словом стул, стол и шкаф?»

2020
№3.
С. 2-5
2020
№2.
С. 59
2020
№2.
С. 56-58

<...> Поэтому я думаю, что «одаренность вообще» – это не интеллектуальная и не какая-то ещё, а это общий творческий потенциал, потребность и способность человека реализовать в своей жизни то, что ему внутренне, потенциально присуще – внутреннюю активность души.

Она может проявляться в интеллектуальном творчестве, или в художественном, или в общественном служении, или в чем-то другом. Творческая одаренность и другие виды одаренности не рядоположены. Эпитет «творческая», как я говорил, при таком подходе излишен, одаренность и есть одаренность к творчеству.

<...> Это одаренность родовая, общечеловеческая, норма человека как такового. Она отличается от одаренности индивидуальной, которая проявляется в том, как любимый мой М.М. Пришвин говорил, что писатель «переводит всерьез жизнь свою в слово».

Этого, конечно, нельзя требовать от всех. Не должно быть одного и того же будущего для всех, другие переводят жизнь в какие-то другие формы творчества.

А.Мелик-Пашаев,

ПИ РАО, Москва

Питер Брейгель: смыслы и образы

Неискусствоведческие заметки

2019
№2.
С. 20-22

А.Мелик-Пашаев,

Психологический институт РАО

И.Е.Репин: «Я трудился, не замечая труда…»

Неискусствоведческие заметки

Поэзия бывает исключительно страстию немногих, родившихся поэтами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни.

А.С.Пушкин

2019
№3.
С. 38-42

А.Мелик-Пашаев,

Психологический институт РАО

2019
№3.
С. 20-21

О Леонардо да Винчи. 

2019
№6.
С. 46-50
В далёкие 1950-е годы мой отец, дирижёр Большого театра А.Ш. Мелик-Пашаев работал над постановкой оперы Д.Б.Кабалевского «Никита Вершинин». Тогда, ещё школьником, я познакомился с Дмитрием Борисовичем: он приходил к нам домой, и они с отцом за роялем решали разные вопросы, связанные с будущим спектаклем.
2020
№1.
С. 8-10.
Казалось бы, тема здорового образа жизни не обделена вниманием государства, прессы, педагогической общественности. Забота о телесном и психическом здоровье ребёнка проявляется в очень широком диапазоне: от элементарных и зачастую мелочных санитарных норм до научно обоснованных рекомендаций возрастной психологии.
2019
№6.
С. 2-5.
Публикуя изредка ваши статьи в разделе дискуссий, мы, понятно, рассчитываем на ваше участие в их обсуждении. Эти ожидания редко сбываются, и обычно единственным участником дискуссии оказывается сама редакция. Но мы не теряем надежды. И подчёркиваем, что автор статьи, которую мы делаем предметом обсуждения, при желании получит возможность повторно «взять слово» и ответить своим собеседникам или оппонентам.
2019
№5.
С. 29-32

Излишне говорить о том, насколько актуальна для сегодняшней педагогики искусства тема, которую подняла в своей статье Жанна Борисовна Кармазина. Тема, которой мы если и касались, то никогда не рассматривали по существу, и которая требует внимания и всестороннего, трезвого обсуждения. Свои фрагментарные заметки я и рассматриваю как приглашение всех желающих к участию в таком обсуждении.

2019
№5.
С. 24-27.
Должен ли педагог общеобразовательной школы заниматься развитием художественной одарённости учеников? Может ли он даже ставить такую задачу? Его ли это дело?
2019
№5.
С. 2-8

Проект «Российская психологическая наука: люди и идеи» представляет интервью «Иностранец в психологии» с доктором психологических наук, членом Союза художников РФ А.А. Мелик-Пашаевым. В первой части интервью «Моя жизнь в искусстве и около» А.А. Мелик-Пашаев рассказывает о своей жизни, творчестве, дружбе с Е.С. Булгаковой и истории создания первых иллюстраций к роману М. А.

Весной 2017 года Архангельский театр кукол поставил необычный спектакль «Они и Мы» о сложных взаимоотношениях подростков и взрослых. В работе над этим спектаклем театру очень помогли честные письма подростков, в которых они отвечали на предложенные артистами вопросы.
2019
№2.
С. 6.

Pages

Subscribe to Melik-Pashaev A.A.