Техника акриловой живописи в художественной школе

Е. Акав, преподаватель колледжа Гжельского государственного университета

Техника акриловой живописи в художественной школе

Техника акриловой живописи сегодня является достаточно новой и малоизученной. До настоящего времени отсутствует фундаментальная теоретико-педагогическая работа, которая излагала бы приёмы акри­ловой техники в практике художественной школы. Теоретическое значение данной статьи заключается в объединении информации об истории, технических приёмах работы акри­ловыми красками, а также тонкостях данной техники. Практическое значение состоит в целесообразности обучения детей акриловой технике и поэтапной работы над созданием натюрморта как наиболее популярного жанра в учебной практике художественной школы.

По данной теме издано ряд работ: харак­теристика акриловых красок (Н. Окунева-Раракина), описание особенностей акрило­вой краски современных производителей (М.Неретина), книги и журналы, самоучители с рекомендациями технических приёмов дан­ного вида живописи (Д. Штиллер, С. Смит, П. Монахен, К. Голдман, Л. Санделл и другие).

Акриловая живопись – уникальная техни­ка, позволяющая работать на поверхностях лю­бого типа. Данная техника достаточно молода, история развития акриловой живописи насчи­тывает около 70 лет. Считается, что акриловые краски впервые появились в начале 1950-х гг. в Мексике во времена расцвета мексиканского мурализма, возникшего в начале ХХ в.

Мурализм – это монументальная фресковая живопись, суть которой состояла в оформле­нии общественных зданий циклами изобра­жений, посвящённых истории народа. Мону­менталисты, обращаясь к традициям эпохи Возрождения, старались воссоздать искусство ацтеков и майя. Именно в Мексике перед учё­ными была поставлена государственная задача по изобретению краски с новыми уникальны­ми свойствами, позволяющими использовать их как в помещениях, так и при оформлении фасадов зданий.

Один из основоположников демократиче­ского национального мексиканского мону­ментализма Давид Альфаро Сикейрос впервые использовал в своём творчестве краски на ос­нове пироксилина, основой которых являются синтетические полихлорвиниловые смолы. Пироксилин к тому времени довольно широко применялся в промышленности, им окраши­вали машины. Эксперименты с этими смолами привели к созданию акриловых красок.

В 1947 г. нью-йоркская компания Bocour Artists Colors выпустила на рынок первые акриловые краски для живописи «Магна» с уникальными свойствами: быстрое высыха­ние, яркость цветов и устойчивость к внешним факторам. Известные художники, такие как Марк Ротко (абстрактный экспрессионист), Энди Уорхол и Дэвид Хокни (поп-арт), Морис Луис (абстракционист), прекрасно овладели акриловой техникой и мастерски использова­ли в своих работах.

Состав современной акриловой краски достаточно лаконичен: пигмент, вода и акри­ловая смола, выступающая в качестве связу­ющего компонента; наполнитель и добавки. Акрил– водно-дисперсные краски на основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- ибутилакрилатов), а также их сополимеров в качестве пленкообразователей.

Акриловая краска – универсальное и эколо­гически чистое вещество, которое используют в станковой и монументальной живописи, ремонтных работах всех видов помещений. Эти краски не токсичны, не имеют запаха, не воспламеняются.

Акриловые краски имеют следующие фи­зические свойства: хорошая растворимость в воде, быстрое высыхание, после которого они приобретают устойчивость к влаге, фи­зическим и химическим воздействиям; светоустойчивы, имеют большую яркую цветовую палитру; великолепное сцепление с любым видом обезжиренной поверхности (глина, холст, ткань, бумага, дерево, керамика, ме­талл и другое).

Уникальность акриловой краски заключа­ется в имитации ряда других техник, таких как акварель, гуашь, темпера и масло. Акрил не выцветает на солнце, как водорастворимые краски, не темнеет с течением времени, как масло. Передачу на полотне прозрачного или густого состояния краски усилит правильный выбор кистей. В зависимости от поставленной художником задачи пользуются разными видами кистей. Кисти с мягким волосяным пучком (белка, пони, колонок и др.) хорошо удерживают жидкую краску. Жёсткими кистя­ми (свиная щетина) можно акриловую краску наносить как масло, толстым слоем. Но кисти из мягкой синтетики считаются универсаль­ными, так как благодаря своей эластичности прекрасно удерживают краску и наносят как жидкий, так и густой мазок на холст.

Высокая скорость высыхания даёт возмож­ность не прерывать процесс, что актуально в условиях постоянно меняющейся компози­ции на природе (пленэре). Но это же свойство создаёт сложности в работе начинающим художникам, особенно тем, кто привык рабо­тать с масляными красками. Срок высыхания зависит от толщины слоя акрила и составляет временной промежуток от нескольких секунд до часа и более.

Если художник допускает ошибку или хо­чет что-либо изменить, то её можно устранить либо наложением дополнительного покрываю­щего слоя, или (если толстый мазок, имитиру­ющий масло) затиркой наждачной бумаги до минимальной толщины, и тогда покрывается корректирующим слоем.

Но есть масса тонкостей, связанных с рабо­той над цветовым решением картины. Можно использовать чистые цвета, а можно – сме­шивать (но не более трёх цветов). В отличие от масляной живописи, акриловые краски не тускнеют со временем.

В работе над картиной акриловыми краска­ми должна быть предварительная подготовка, чёткая продуманность как главных, так и второстепенных деталей. Точно подбирать соответствующий цвет, сочетание нескольких цветов и их применение на холсте. Например, тёмный цвет требует больше густоты пигмента для перекрытия светлой краской.

Неопытным художникам следует соблю­дать временные интервалы, так как поспешное выкладывание нового слоя на не высохший мазок может привести к изменению цвета и растрескиванию слоя. Такое явление возмож­но как в станковой, так и в монументальной живописи, где следует учитывать качество грунтовки и степень её высыхания. Свежая краска, наложенная на непросохший слой, обязательно даст трещины. В данных обсто­ятельствах необходимо дождаться полного высыхания и затем наждачной бумагой сред­ней зернистости затереть слой с трещинами и повторно покрыть тонким слоем краски. Ни в коем случае не следует применять толстый слой в монументальной живописи, он также даст неравномерное высыхание краски и вы­зовет растрескивание.

Акрил растворяется не только водой, но и специальными растворителями двух видов, что позволяет создать глянцевую или матовую поверхности. Акриловую эскизную подкладку применяют под масляные краски при работе на природе. Но ни в коем случае нельзя при­менять акрил поверх масляных красок из-за несовместимости состава этих красок. Это может испортить работу (изменение цвета, трещины и отслойка).

Помимо растворителей, художники ис­пользуют ещё и специальные добавки (6 видов). Данные добавки делают её густой (текстурный гель, структурная паста), или жидкой, прозрачной (разбавитель), или свето­непроницаемой, блестящей (глянцевый гель), или матовой (матовый гель). Замедлитель вы­сыхания (прозрачный гель) продлевает время высыхания акриловой краски от получаса до суток, в зависимости от количества добавлен­ного в нее геля.

Практический опыт с учащимися второго класса художественной школы при Гжельском государственном университете позволяет нам утверждать, что акриловую живопись можно успешно включать в программу обучения детей. В этом учебном году мы провели экспе­римент с учащимися подросткового возраста. Им предложили выбрать любую технику из предложенных (масло, акрил, акварель) для подготовки итоговых работ. Большая часть детей выбрала именно акриловую технику. По сути, данная техника в некоторой степени схожа с гуашевой техникой, поэтому детям было достаточно легко работать. Данный эксперимент дал следующий результат (три группы): больше 38% детей заинтересовалось акриловой техникой, 33% – масляной живо­писью и 29% – работали в технике акварель.

Цель, поставленная педагогом, заключа­лась в следующем: научить детей работать системно, целенаправленно, что в конечном счёте позволит им работать самостоятельно. Работая с этой группой детей, мы отметили их активное стремление к саморазвитию и освоению этой техники.

С детьми была проведена вводная беседа о специфике работы с акриловыми красками, а также с правилами исполнения картин в данной технике. Некоторая неуверенность в начале работы была преодолена индивидуаль­ным подходом педагога к каждому из учени­ков. Следование правилам работы с акрилом, постоянный контроль, разъяснение позволили нам активизировать работу, заинтересовать и мобилизовать детей на выполнение поставлен­ных задач. Обсудив с учениками выбор жанра, мы остановились на натюрморте и пейзаже. Часть детей использовали цветные фото, а другие – репродукции картин современных художников. Цель, поставленная педагогом в начале работы, состояла в требовании к учени­ку выполнить художественное произведение в данной технике, правильно скомпоновать фи­гуры и предметы на холсте, найти точное цве­товое решение. Такая подготовка в дальнейшем позволила учащимся приступить к работе с натуры. В данной статье мы описываем студий­ную работу над натюрмортом, статичная ком­позиция которого дает возможность длительное время изучать предметы и их пространственное расположение. Процесс работы над натюрмор­том мы спланировали в несколько этапов, что помогло детям справиться с задачей.

В начале работы необходимо загрунтовать картон или холст акриловой краской широкой кистью, чтобы наиболее равномерно положить краску. Первый слой наносить горизонтально, второй – вертикально. На загрунтованный и высохший картон или холст карандашом или же сразу акрилом наносится рисунок ком­позиции. В данном случае мы использовали графитовый карандаш для нанесения контура будущей картины. (Рис. 1. См. на 4-й стр. вклейки.)

Следующий важный этап – подготовка рабочего места и материалов. На мольберт установить грунтованный картон или холст на подрамнике, расположить рядом, ниже уров­ня глаз и с удобной стороны, в зависимости от того правша или левша, все необходимые мате­риалы и инструменты (плоские синтетические кисти, палитра, емкость с водой, акриловые краски, тряпочка для вытирания кистей). В качестве палитры можно использовать любую пластиковую поверхность (папку, крышку), но наиболее практично на деревянную пали­тру наложить пищевую плёнку. Чтобы краска быстро не высыхала на палитре, необходимо периодически её опрыскивать водой из пульве­ризатора. Существует специальное средство – антисиккатив, который смешивают с краской, чтобы замедлить её высыхание. Акриловые краски выпускают двух видов: художествен­ные и декоративные. Они отличаются каче­ством пигмента и его количества.

Начало работы в цвете начинается с фона (тёплый или холодный тон) как основной то­новой площади картины. Первый слой краски наносится тонким слоем с помощью мазков в одном направлении под наклоном 450  одним тоном. (Рис. 2) В данной работе фон имити­рует рельефности стен. (Рис. 3)

Далее поверх просохшего первого слоя на­кладывается второй по цвету не однообразный синий с вкраплением сине-коричневого тона для придания эффекта рельефности поверх­ности стены, направление мазков сохраняется (450). (Рис. 4)

Последующая работа сосредотачивается над созданием изображения драпировки. Здесь мы использовали насыщенный голубой цвет (церулеум), который облегчает дальнейшее создание рельефности драпировки и предот­вращает «прозрачность».

Передать фактуру ткани и добиться рельефности складок нам помогло смешение це­рулеума и голубого ФЦ в соотношении 2:1. Далее мы наносим цвет драпировки, которая просматривается сквозь графин. (Рис. 5)

Параллельно необходимо начинать ра­боту над лимонами. Лимонным жёлтым с титановыми белилами создаётся основа - цвет лимонов, а также часть плода, которая про­сматривается сквозь графин слева. (Рис. 6)

На этом этапе уточняется цветовая гамма, которая придаёт искажённость складок ткани, видимой сквозь графин. (Рис. 7)

Завершается работа над драпировкой про­рисовыванием освещённых частей ткани го­лубым с добавлением незначительной части титановых белил. Данный приём позволяет передать глянцевую поверхность атласной ткани. На лимонах сверху (освещённая часть) намечаются блики – лимонный жёлтый с до­бавлением титановых белил. (Рис. 8)

Далее на плоды наносится повторно основ­ной цвет и отмечается бликом освещённая часть. На данном этапе отмечаем красно-ко­ричневым цветом пятно неправильной формы – часть стола, которая видна сквозь графин. Прорабатывается начальная наметка контура графина титановыми белилами, достаточно жирными линиями. (Рис. 9)

В данном натюрморте перед учениками стоит сложная задача – изображение стеклян­ного предмета, наполненного прозрачной жидкостью. На подготовительном этапе дети уже изучили специфику изображения сте­клянной поверхности акварелью и гуашью. Поэтому с целью закрепления умений и навы­ков было предложено изображение фактуры стекла на примере графина. Шарообразная форма графина сложна по цвету.

Работая над изображением графина, снача­ла намечаем все контуры титановыми белила­ми (горлышко и ручка графина). Изображе­ние шарообразной основы сосуда сложно по цвету: внешний контур исполняем голубым, внутренний – фрагментарно подчеркиваем светло-голубым с добавлением весомого про­цента титановых белил. При изображении верхней части основы графина педагог об­ращает особое внимание учащихся на боль­шую концентрацию бликов светло-голубыми полутонами. Границу уровня изображения прозрачной жидкости (вода) отмечаем дугоо­бразной линией чуть ниже середины «шара» бледно-голубым цветом. (Рис. 10)

Далее делаем цветовую намётку стола и пространства под ним (Рис. 11), а также следующий слой: простое светотеневое за­вершение стола и пространства под ним. Параллельно завершается работа над двумя лимонами. (Рис. 12)

Потом мы приступаем к намётке и про­работке отражений от предметов (лимона, драпировки и графина). Смягчение светоте­ни на лимонах мы добиваемся переходами от титановых белил с лимонным жёлтым до лимонно-жёлтого с добавлением охрой. (Рис. 13, 14)

Особое внимание необходимо уделить про­рисовке отражений предметов на ткани и сто­ле (подчёркиваются синим цветом отражения на столе, зелёным отражаются лимоны на голубой ткани, светло-зелёным отражалась ткань на лимоне).

Мазки на предметах, драпировке и столе необходимо наносить, учитывая силуэт и объ­ём формы, это подчеркнёт объём и фактуру предмета.

В целом дети справились с заданием и имели положительные результаты, но в про­цессе возникали проблемы, которые сразу же с помощью педагога устранялись.

В данной статье представлена история и особенности акриловой техники с пошаго­вой работой над натюрмортом со стеклян­ным предметом. Учитывая практичность и простоту акриловой техники, мы считаем целесообразно обращаться к ней в художе­ственной школе. Дети подросткового возраста стремятся познать более сложные и нестан­дартные техники в искусстве. Интерес детей устремлён на интеллектуальное удовлетво­рение (желание учиться и познавать новое), что необходимо поддерживать и создавать для этого благоприятные условия. Мы рекомен­дуем включить данную технику в программу художественной школы для детей с опытом рисования не менее полутора–двух  лет(под­ростковый возраст).

Литература

  1. Неретина М. Акриловые краски // Журнал канцелярское дело выпуск № 10 (86). http://www.art-spb.ru/article/264
  2. Окунева-Раракина Н. Пишем акриловыми кра­сками // Мастер красок https://masterkrasok.ru/posts/drawing/acrylic/pishem-akrilovymi-kraskami
  3. Полный курс рисунка и живописи/ Стэн Смит, Патрисия. Монахен, № 1-80, – 2007.
  4. Штиллер Д. Акрил для начинающих. Как ис­кать сюжет, создавать композицию, работать с цветом и многое другое. – Германия: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 96 с.

Иллюстрации к статье на 4-ой странице вклейки и 3-ей странице обложки.

Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№5.
С. 35-38
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.