Созданное своими руками оживает в воображении

Х. Камилова, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Созданное своими руками оживает в воображении

Формы и методы приобщения учащихся к традиционной игрушке своего края могут быть различными. Прежде всего, это уроки эстетического цикла, факультативные занятия, кружки декоративного творчества, экскурсии в краеведческие музеи, в промысловые центры, посещение мастерских народных мастеров и др. Разнообразие форм и методов приобщения к народной художественной культуре позволяет ознакомить учащихся с определёнными произведениями, зачастую в естественной среде природных, общественных, технических и культурных явлений и процессов, в соответствии с запланированными педагогическими целями. В процессе изучения народной игрушки школьники знакомятся с историей её появления, обрядами и традициями, связанными с её изготовлением. Изучают технологию изготовления разных кукол, учатся делать и представлять их, пользоваться справочной, исторической и художественной литературой. В процессе изготовления изделия учащиеся через осязание яснее познают пластику и характер формы, строение, пропорции, сравнительную величину предметов. Создавая костюм для куклы, они узнают об особенностях народного костюма, учатся подбирать материалы и традиционную цветовую гамму; не только знакомятся с изделиями народных мастеров, но и пытаются создавать нечто аналогичное, сравнивать, импровизировать.

Как известно, народные поделки помимо предметно-практической ценности несут в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости, то есть положительную эмоциональную и эстетическую нагрузку. Н.Н. Волков пишет: «Только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и образу» [2, 294]. Сохранить эмоциональную, живую атмосферу при освоении творческого потенциала игрушки в условиях урока - одна из важных задач эстетического воспитания школьников.

Целенаправленное, систематическое использование искусствоведческих бесед или рассказов активизирует внимание школьников, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию и творчество. В начале каждого урока рекомендуется проводить небольшую эмоционально насыщенную беседу, которая настраивает школьников на предстоящую творческую деятельность. Учитель может включать отрывки из специально подобранных литературных произведений, беседы с народными умельцами, аксакалами аула и др. Воздействие художественно-образного слова в эстетическом воспитании учащихся огромно. Благодаря увлекательной форме, учащиеся приобщаются к нравственному укладу своего народа, перенимают житейский опыт своих сверстников из предыдущих поколений.

К примеру, при изучении спортивно-дидактических игрушек народной педагогики вниманию учащихся предлагается рассказ старой женщины Патимат из её детства - о ходулях (игрушка для мальчиков). «Как-то, помню, отец с братьями пошёл в лес за дровами. А братьев у меня было четверо. Вечером они вернулись из лесу и стали показывать мне новые ходули, которые им изготовил отец; спорить - чьи лучше, красивее, прочнее; соревноваться - кто дольше всех продержится на них, кто сделает самые большие шаги, кто быстрее добежит от одного конца двора до другого и т.д.

Я расстроилась, что мне папа не принес ходули. Попросила у братьев разрешения пользоваться ходулями, хотела принимать участие в их игре. Они ответили, что не женское это дело, посоветовали идти в комнату и помогать бабушке. Разозлилась я тогда и начала мешать им. А когда братья уходили играть на улицу, брала их ходули и играла вдоволь. Естественно ходули быстро изнашивались, так как я была ещё мала, часто падала с них, и ещё приходилось следить за воротами, не идут ли братья или мама. А мама у меня была строгая.

Братья недоумевали, почему так быстро портятся и ломаются ходули, начали прятать их, подозревая соседских мальчиков. Но я их находила, хотя иногда это было трудно в нашем большом, почти трёхэтажном доме. Мне нравились ходули, и я не понимала, почему мне «нельзя». Когда уже третья пара ходулей износилась, братья поняли, что это я хожу на них, и попросили у отца новые, у которых крючок для ног находился бы очень высоко, чтобы я не могла на них встать. Отец принес на радость братьям такие ходули. Как только братья, вдоволь наигравшись, ушли на улицу, и отец ушёл на годекан[1], я взяла ходули, залезла на стену соседа Гамида, которая имела высоту примерно полметра, встала на них, походила по двору, спустилась по лестнице на первый этаж, поднялась, затем ещё раз стала спускаться вниз. А ворота запирать не стала, так как мамы не было в селении, она поехала в горы прополоть кукурузу, а от братьев я убежала бы к бабушке с дедушкой. Как раз я была на серединной ступени лестницы, когда отворились ворота, и во двор вошёл отец. Он увидел меня и стал причитать:

«Вабабай, бихьинай Айша («мужеподобная Айша»), что мне с тобою делать, уж лучше родилась бы мальчиком, нам всем на радость, чем такая вот девочка! Что я скажу матери?». А я сказала папе: «Папа, папа, смотри, я и спускаться на них могу, и подниматься». И быстро спустилась и поднялась по лестнице.» [3].

Ещё один путь - это совместные проекты учителей, детей, родителей: оформительские, литературно-художественные, художественнотеатральные, выставочные, музейные. Участие в республиканских конкурсах «Шаг в будущее», «Моя малая Родина» и др. позволяет раскрыть новые грани творческих возможностей учащихся, продемонстрировать результаты их поиска и научно-творческого труда руководителя, учителя-профессионала, заинтересованного в сохранении и развитии художественной культуры родного края.

Исследовательские и поисковые методы обучения дают школьникам возможность выбрать наиболее привлекательные темы для творческой работы. Темы проектной деятельности могут быть разными: это изучение повседневной и обрядовой жизни детей, их участие в народных праздниках; художественные особенности народной культуры на примере игрушки - глиняной, деревянной, тряпичной; изучение художественных особенностей традиционной ткани, костюма, головных уборов, предметов быта, ручного ткачества. Пути приобщения к теме и мотивации к творчеству могут быть разными. Например, это может быть позитивная реакция на семейную историю: «Дома сохранилась старинная игрушка», «Мои корни оттуда» и т.п.

Повышению эффективности учебного процесса помогает применение разнообразных, самостоятельно изготовленных учебно-методических таблиц, раскрывающих последовательность создания или конструирования произведений, приёмы и средства художественной отделки, особенности колористического решения репродукций, открыток с изображением народных игрушек.

Знакомство на уроках изобразительного искусства с традиционными технологиями, техниками выполнения поделок позволяет школьникам получить конкретные знания, творческий опыт и практические навыки, которые помогают формировать эстетическое восприятие окружающего мира. Окружающий предметный мир перестаёт быть утилитарным, он утончается, становится художественно-образным.

Важно, чтобы учащиеся не только пользовались игрушками, но и принимали непосредственное участие в их изготовлении совместно со взрослыми. Всё созданное своими руками оживает в воображении детей, одушевляется, начинает жить понятной только им жизнью. Изготовление игрушек в большей степени, чем другие виды художественного труда, удовлетворяет потребность школьников в конструировании, в самостоятельном создании художественных, выразительных фигурок, которые можно трогать, в которые можно поиграть, привносить в них радость и фантазию, изобретать, экспериментировать, иногда и пошалить. При этом разнообразие художественных материалов и техник в изобразительной, дизайнерской, декоративной деятельности, их чередование позволит сохранить эффект новизны и эмоциональную отзывчивость учащихся. Овладение простейшими ручными операциями способствует развитию мелкой моторики рук, внимания, усердия, наблюдательности, аккуратности. Учащиеся начинают понимать относительную простоту и доступность народного промыслового искусства.

Важным условием формирования творческой активности и эффективности художественного творчества учащихся является введение в структуру уроков изобразительного искусства отдельных игровых элементов, художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования. Игровые моменты создают благоприятный эмоциональный климат, усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение. Например, на уроках в V-VI классах, после изучения определённого блока теоретических знаний и выполнения практического задания с изучением различных компонентов народной игрушки, применяется игровой приём «вхождение в роль». Вовлекая учащихся в игровую ситуацию, активизируя их воображение, наблюдательность, память, учитель задаёт вопросы: если ожила бы ваша кукла, как бы она себя повела? какую песенку спела бы? что бы она увидела вокруг себя? и т.д.

После рассмотрения нового материала можно провести игру «угадай-ка»: учащимся демонстрируются различные виды этнических игрушек и предлагается назвать промысловые центры, художественные материалы, распределить по регионам и т.д.

Один из важных моментов творческого урока - коллективный просмотр и обсуждение работ учащихся, в процессе которого они высказывают свои мнения, отмечают достоинства и недостатки работ одноклассников, обсуждают пути устранения ошибок на основе собственного опыта. Подобное творческое общение между учащимися развивает эстетический вкус, ускоряет и процесс осознанного овладения навыками художественного творчества, и способность эстетического восприятия окружающей действительности и искусства.

Благодаря игрушке воспитанники не просто обогащают свои знания, умения, навыки. Детям передаётся суть человеческих отношений, понимание мироздания и места человека в мире, архетипы представлений о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном.

Литература:

  1. Абраменкова В.В. Волынка да гудок, сбереги домок // Искусство в школе. №4. 2004. С. 78-81.
  2. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950.
  3. Мусалаева П.Ш. Гумбетовский район, с. Верхнее. Инхо-информант
  4. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998.
  5. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973.

[1] Годекан — место вечерних собраний мужчин, расположенное обычно вблизи мечети.

Искусство в школе: 
2015
№5.
С. 39-40.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.