«Книжки-малышки»

Е. Панова, кандидат педагогических наук, доцент, член Международного художественного фонда, Институт развития образования, г. Ярославль

«Книжки-малышки»

Программа внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Ориентация современного образования на внеурочную деятельность, заложенная в новых образовательных стандартах, делает развитие творческого потенциала подрастающего поколения приоритетным направлением. Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Авторская программа «Книжки-малышки» для внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС и содержит материал по организации художественно-творческой деятельности для разновозрастной группы обучающихся основной школы (V-VIII классов). Программа направлена на формирование духовно-нравственных ценностей, культуры общения, на адаптацию школьников к новому социокультурному пространству. Она способствует развитию творческой личности подростков посредством знакомства с культурой и художественными традициями народов мира, в процессе реализации коллективного дизайнерского проекта по иллюстрированию и макетированию детских книг для школьной библиотеки.

Актуальность программы обусловлена потребностью подростков в творчестве, в расширении практики изобразительной деятельности, в удовлетворении интереса к современному дизайну и желания освоить новые компьютерные программы. В основу её положена идея иллюстрирования детских книг (сказок, детских стихов или загадок) для младших школьников, создание макета книги и театрализованная презентация его на творческом вечере. Изучение сказок народов мира позволяет детям познакомиться с творчеством русских и зарубежных писателей, привлечь внимание подростков к литературному творчеству и искусству оформления детских книг. освоить современные компьютерные технологии.

Данная программа направлена на реализацию личностно-ориентированного и системнодеятельностного подходов в организации внеурочной деятельности в опоре на принципы культуросообразности, диалогичности, наглядности, вариативности, доступности, интеграции науки, техники и искусства.

Цель программы: приобщить школьников к чтению сказок, стихов и загадок, к проектноисследовательской деятельности по иллюстрированию и макетированию детских книг.

Задачи программы:

  • расширить умения анализировать литературные произведения, самостоятельно создавать новые художественные образы; дать представление об искусстве оформления детских книг; познакомить с современными компьютерными технологиями;
  • воспитать любовь и уважение к художественным традициям и культуре народов мира, чувство удовлетворения от собственной художественнотворческой деятельности; заложить нравственные ценности и эстетические идеалы путём обсуждения поступков героев сказок;
  • развить художественные способности, творческое воображение и художественно-образное мышление при иллюстрировании книг.

Общая характеристика программы. Программа «Книжки-малышки» может быть реализована в форме творческой мастерской как внеурочная деятельность подростков. Занятия по данной программе предусматривают синтез художественнотворческой деятельности с литературным чтением, современными компьютерными технологиями и театральным искусством. В качестве литературного материала можно использовать сказки народов мира или, например, сказки-притчи, написанные великим итальянским художником Леонардо да Винчи [http://leovinci.ru/parables]. Притчи Леонардо да Винчи понятны и интересны современным подросткам, подходят для иллюстрирования и театрализации.

В процессе реализации данной программы школьники приобретают опыт самостоятельной организации проектно-исследовательской деятельности, более подробно изучают искусство оформления детских книг, выполняют дизайнерский проект (электронный макет) по иллюстрированию сказок, сборника детских стихов или загадок для младших школьников. Совместно с педагогами и родителями подростки создают костюмы главных героев сказки и показывают театрализованное представление на творческом вечере.

Название программы «Книжки-малышки» неслучайно, оно возникло из-за малых размеров макета книги, предназначенной для младших школьников: формат А5 (210х148). Практические задания можно выполнять на компьютере в программах Paint, Microsoft Publisher, GIMP. Если сделан рисованный вариант макета разичными художественными материалами, то готовые работы подростков сканируются (фотографируются на цифровой фотоаппарат) и обрабатываются на компьютере. Электронный вариант макета позволяет быстро и качественно корректировать цветовое решение иллюстраций, добавлять тексты, изменять композиции и общее оформление сказок, напечатать детскую книгу любым тиражом.

Формы работы: творческая мастерская, практические занятия, работа в компьютерном классе, экскурсии в библиотеку или музей, поиск информации (текста) по иллюстрированию книг в Интернет сети, творческие дискуссии о художниках-иллюстраторах, выполнение дизайнерского проекта в каникулы, репетиционные и постановочные занятия, презентация с элементами театрализации, фото и видеосъёмка, конкурс. Режим занятий. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста (11-13 лет). Занятия планируется проводить в библиотеке, школьном музее, интернет классе, кабинете ИЗО, актовом зале школы. Педагог может работать как с одним классом, так и с разновозрастной группой из разных классов и параллелей. Общее количество часов в год - 34 (1 час в неделю).

Результаты реализации программы:

  • первый уровень обучения - расширение знаний о книжной графике; приобретение опыта поведения и общения в музее, библиотеке, Интернет сети; поиск новой информации о шрифтах и технологиях оформления детских книг;
  • второй уровень обучения - развитие позитивного отношения к литературному чтению, театру и художественным традициям народов мира; закрепление навыков исследовательской и проектной деятельности;
  • третий уровень обучения - приобретение опыта самоорганизации художественно-творческой деятельности; самостоятельное выполнение дизайнерского проекта по оформлению детской книги и его презентация с элементами театрализации для младших школьников.

Тематическое планирование

Тематическое планирование

п/п

 Наименование

тем, разделов

Общее кол-

во часов

Часы аудит. заня- тий

Часы внеа­удит. зан.

Виды деятельности обучающихся

1.

Знакомство с книжной графикой.

9

1

8

 

1.1.

Творческая дискуссия на тему «Книжная графика и её виды.

1

1

 

Участие в диалоге; высказывание мнения и суждений из личного опыта.

1.2.

Изучение особенностей оформления детских книг.

2

 

2

Понимание условности художественного образа. Экскурсия в библиотеку; поиск информации в Интернет сети.

1.3.

Знакомство с творческим наследи- ем художников-иллюстраторов.

1

 

1

Восприятие и анализ иллюстраций; участие в диалоге; высказывание суждений из личного опыта.

1.4.

Изучение графических средств изображения (компьютерный практикум).

3

 

3

Умение выбирать и использовать раз-личные художественные материалы для передачи собственного замысла.

1.5.

Знакомство с многообразием со- временных шрифтов.

2

 

2

Выполнение практической работы по самостоятельному алгоритму действий.

2.

Проект оформления макета сказки.

15

13

2

 

2.1.

Изучение технологии создания макета книги.

1

 

1

Овладение основами художественного конструирования и макетирования.

2.2.

Я – юный художник-иллюстратор (выбор сказки).

1

1

 

Смысловое чтение; извлечение необходи­мой информации из текста.

2.3.

Художественное оформление об- ложки сказки.

2

2

 

Создание нового художественного образа; выполнение творческой работы по само­стоятельному алгоритму действий.

2.4.

Выполнение титульного листа сказки с использованием современных шрифтов.

1

1

 

Использование знаково-символических средств; выполнение творческой работы по самостоятельному алгоритму дей­ствий.

 

 

2.5.

Оформление книжной заставки с элементами растительного орнамента в полосе, круге, квадрате или треугольнике.

1

1

 

Использование знаково-символических средств изображения. Выполнение твор­ческой работы по самостоятельному алгоритму действий.

2.6.

Виды иллюстраций. Изображение тематических композиций по сюжетам сказки (полосная иллюстрация).

3

3

 

Создание сюжетной композиции с учетом
масштабности и плановости; выбор наиболее эффективных способов изображения.

2.7.

Изображение сказочных героев крупным планом (оборочная иллюстрация).

2

2

 

Придумывание нового художественного об-
раза; выражение личностного отношения.

2.8.

Создание панорамного пейзажа с несколькими точками схода (раз- воротная иллюстрация).

2

2

 

Использование перспективы для изображе­ния природы. Выполнение практической работы по самостоятельному алгоритму действий.

2.9.

Художественное оформление концовки сказки. Конкурс.

2

2

1

Моделирование и дизайнерское оформле­ние объекта.

3.

Презентация и защита творческого проекта по оформлению детской книги.

10

1

9

 

3.1.

Разработка сценария для пре- зентации макета детской книги с элементами театрализации.

1

1

 

Понимание роли изобразительных ис­кусств в жизни человека, роли художника в театре.

3.2.

Создание костюмов сказочных героев и оформление сцены для презентации макета детской книги.

3

 

3

Конструирование и изготовление маски, сказочного костюма, создание художе­ственных образов героев.

3.3

Репетиция выступления сказочных героев для презентации макета книги.

2

 

2

Вхождение в сказочный образ, участие в ролевых играх.

3.4.

Поход в театр. Посещение спектакля.

2

 

2

 

3.5.

Презентация творческого проекта – макета сказки с элементами театрализации.

2

 

2

Представление макета книги; оценка по-лученного результата.

 

Итого

34

15

19

 

 

Содержание программы «Книжки-малышки»

1. Знакомство с книжной графикой (9 часов)

Творческая дискуссия на тему "Книжная гра­фика и её виды". Краткая историческая справка о возникновении и развитии книгопечатания в мире. Прообразы первых книг. Виды книжной печати. Особенности художественного оформ­ления детских книг. Экскурсия в школьную библиотеку или музей. Восприятие и анализ ил­люстраций, изучение творческого наследия рус­ских и зарубежных художников-иллюстраторов: И.Вилибина, В.Гусева, Ю.Васнецова, А.Кокорина, В.Конашевич, В.Лебедева, Т.Мавриной, С.Острова, А.Траугота, В.Фаворского, Е.Чарушина и др. зна­комство с книжной графикой ярославских худож­ников В.Курова, И.Сакурова и др.

знакомство с различными графическими мате­риалами и компьютером. Изучение многообразия шрифтовых гарнитур: клинопись, иероглифы, пиктограммы, древнерусские, готические, декора­тивные, современные шрифты и др. Выполнение серии практических упражнений на компьютере – кпроба материала и пера. знакомство с раз­личными техниками изображения. Компьютерный практикум. Освоение компьютерных программ Paint, Microsoft PuЫisher или (ЛMP.

Практическое задание. Составление кроссворда; создание рисунка на компьютере – декоративное украшение начальной буквицы для сказки.

2. Проект оформления макета книги (15 часов)

Изучение технологии создания макета книги. Я – юный художник-иллюстратор. Выбор русской или за­рубежной сказки для индивидуального или группового творческого проекта по оформлению макета детской книги. Распределение объёма работы среди участни­ков проекта. Макетирование сказки: 1) оформление обложки для выбранной сказки; 2) художественное оформление форзаца; 3) создание титульного листа; 4) оформление книжной заставки с элементами рас­тительного орнамента; 5) изображение главных героев сказки; б) создание тематических композиций (ил­люстраций) по сюжетам сказки; 7) художественное оформление концовки сказки. Создание электронного макета книги в программах Paint, Мicrosoft PuЫisher или (~МP, возможен и другой вариант: сканирование рисованного макета книги.

Единство и целостность дизайн-проекта по иллю­стрированию детской книги. Выбор единого художе­ственного стиля для её оформления. знакомство с видами иллюстраций: полосные, оборочные, разво­ротные. Особенности изображения главных героев сказки в оборочной иллюстрации при низкой линии горизонта. Рисование по представлению и воображе­нию героев сказки (добрых, весёлых, смешных или злых, грустных, мрачных).

Создание панорамного пейзажа с несколькими точками схода в разворотной иллюстрации. Изо­бражение тематических композиций по сюжетам сказки в полосной иллюстрации. Художественное оформление концовки сказки в виде натюрморта или орнаментальной композиции в полосе, круге, квадрате или треугольнике. Сборка макета детской книги и подготовка его к печати.

Практическое задание: выполнение проекта по оформлению сказки любыми художественными материалами или на компьютере.

3. Презентация и защита творческого проекта по оформлению детской книги (10 часов).

Разработка сценария для презентации макета дет­ской книги с элементами театрализации. Разработка эскизов костюмов главных сказочных героев для пре­зентации. Конструирование и моделирование сказоч­ных костюмов из ткани, бумаги и других материалов для представления макета книги перед младшими школьниками. Художественно-декоративное оформ­ление сцены при участии педагогов и родителей.

Поход в театр. Посещение детского спектакля или просмотр видеозаписи спектакля. Ролевые игры. Создание нового сказочного образа. Ассоциации. Импровизации. Репетиции участников проекта для выступления, посвящённого презентации ма­кета книги. Организация и проведение творческого вечера. Фото- и видеосъёмка театрализованного представления. Презентация макета сказки для младших школьников с элементами театрализации. Проведение конкурса на лучший дизайнерский про­ект оформления книжки-малышки.

Практическое задание: выполнение костюмов сказочных героев и оформление сцены при под­держке педагога и родителей; проведение презен­тации макета детской книги.

Материалы к занятиям: сказки-притчи великого итальянского художника Леонардо да Винчи.

Притча 1. "Верблюд и хозяин".

Опёршись на согнутые колени, верблюд терпеливо ждал, пока хозяин навьючит его. Он уже положил ему на спину один тюк, затем другой, третий, четвёртый...

«Пора бы ему остановиться», – с грустью думал верблюд, не смея перечить хозяину.

Наконец человек управился со своим делом и по­велительно щёлкнул бичом. Верблюд с трудом поднялся на ноги.

- Пошли! – приказал хозяин и дёрнул за узду. Но животное не тронулось с места.

- Чего встал? Пошевеливайся! – грозно крикнул человек и дёрнул за узду что есть силы.

А верблюд упёрся ногами в землю и продолжал стоять как вкопанный.

- Ах ты упрямец, – догадался хозяин и со вздохом сбросил два тюка со спины животного.

«Теперь, кажется, мне под силу», – пробормотал про себя верблюд и послушно двинулся в путь.

Так они прошагали целый день под палящим солн­цем, и человек подумал, что хорошо было бы засветло добраться до ближайшего селения. Словно разгадав его мысли, верблюд вдруг остановился.

- Вперёд! – зычным голосом крикнул хозяин. – Ещё немного пути, и мы будем на месте.

«Ноги у меня гудят, и сегодня я потрудился вдоволь. Хозяину пора бы и честь знать», – рассудил про себя верблюд и растянулся на песке. И хотя человека распи­рала досада, но пришлось всё же развьючить животное и устраиваться на ночлег в пустыне под открытым небом.

Думая только о корысти, хозяин, видать, забыл доб­рую дедовскую пословицу, что с одного верблюда две шкуры не дерут.

Притча 2. "0 гусенице".

Прилипнув к листочку, гусеница с интересом наблюда­ла, как насекомые пели, прыгали, скакали, бегали напере­гонки, летали... Всё вокруг было в постоянном движении. И лишь одной ей, бедняге, отказано было в голосе и не дано ни бегать, ни летать. С превеликим трудом она могла только ползать. И пока гусеница неуклюже перебиралась с одного листка на другой, ей казалось, что она совершает кругосветное путешествие.

И всё же она не сетовала на судьбу и никому не завидовала, сознавая, что каждый должен заниматься своим делом. Вот и ей, гусенице, предстояло научиться ткать тонкие шёлковые нити, чтобы из них свить для себя прочный домик-кокон.

Без лишних рассуждений гусеница старательно при­нялась за работу и к нужному сроку оказалась укутанной с ног до головы в тёплый кокон.

- А дальше что? – спросила она, отрезанная в своём укрытии от остального мира.

- Всему свой черёд! – послышалось ей в ответ. – Наберись немного тер­пения, а там увидишь.

Когда на­стала пора и она очнулась, то уже не была прежней не­поворотливой

 

гусеницей. Ловко высвободившись из кокона, она с удивлением заметила, что у неё отросли лёгкие крылышки, щедро раскрашенные в яркие цвета. Весело взмахнув ими, она, словно пушок, вспорхнула с листка и полетела, растворившись в голубой дымке.

Притча 3. "Мельник и осёл".

Как-то в кругу друзей один знатный синьор, прослывший книгочеем и занимательным рас­сказчиком, принялся с жаром доказывать, что ему, мол, не раз приходилось ранее жить в этом мире. Дабы придать больший вес своим словам, он даже сослался на известное выска­зывание древнего мудреца и учёного Пифагора.

Но один из друзей то и дело подтрунивал над рассказчиком, вставляя язвительные замечания, и мешал закончить повествование. Вконец рассер­дившись, почитатель древней философии решил урезонить насмешника и заявил:

- В доказательство моей правоты припо­минаю, что в ту далёкую пору ты, невежа, был простым мельником.

Эти слова явно задели приятеля за живое, но он был не из тех, кого надобно тянуть за язык.

- Да кто же с тобой спорит? Ты, как всегда, совершенно прав, – ответил он. – Мне ли не помнить, что в те времена именно ты, дружище, был тем самым ослом, что возил мешки с зерном на мою мельницу.

Притча 4. "Мотылёк и пламя".

Порхая в вечерних сумерках и наслажда­ясь прохладой, нарядный мотылёк вдруг при­метил мерцающий вдали огонёк. Он тотчас направился к освещённому месту, а когда оказался рядом, стал летать вокруг горящего на окне ночника, с удивлением разглядывая его. Как же красив этот незнакомец!

Налюбовавшись вдоволь, мотылёк решил поближе познакомиться с ярким огоньком и поиграть с ним, как обычно забавлялся в саду с цветами, раскачиваясь на их венчиках, словно на качелях. Отлетев немного в сторону, он сде­лал крутой разворот и пролетел, почти касаясь жёлтого язычка пламени и как бы приглашая его к игре. Но что-то больно кольнуло его и под­бросило вверх. Присев на подоконник у ночника, мотылёк в изумлении обнаружил, что потерял одну лапку и подпалил края крылышек.

«Как же могло такое стрястись?» – в недоумении спрашивал себя мотылёк и не находил ответа. Он никак не мог допустить, чтобы такой дивный безобидный огонёк способен был причинить ему зло. Придя не­много в себя от потрясения, мотылёк вновь расправил крылышки и вспорхнул. Сделав несколько кругов над горящим ночником, он спокойно полетел прямо на пламя, желая покачаться на нём, но тут же упал в масло, коим питался коварный огонёк.

- Какой же ты жестокий, – промолвил мотылёк, теряя силы. – Я надеялся найти в тебе друга, а обрёл погибель. Слишком поздно я осознал, как ты зол и опасен! Дорого мне обошлась моя наивность.

- Бедный мотылёк! – ответил ему опе­чаленный ночник. – Моя ли вина, что я не цветок, а пламя. Ты не внял моему предупреж­дению и стал играть со мной.

 

Притча 5. "Орех и колокольня".

Разжившись где-то орехом, довольная во­рона полетела на колокольню. Устроившись там поудобней и придерживая добычу лапой, она принялась яростно долбить клювом, чтобы добраться до лакомого зёрнышка. Но то ли удар оказался слишком сильным, то ли воро­на сплоховала, орех вдруг выскользнул у неё из лапы, покатился вниз и исчез в расселине стены.

- О, добрая стена-заступница! – слёзно запричитал орех, всё ещё не пришедший в себя от жестоких ударов вороньего клюва.

- Не дай погибнуть, сжалься надо мной! Ты так прочна и величава, у тебя такая красивая колокольня. Не гони меня!

Колокола глухо и неодобрительно за­гудели, предупреждая стену не доверяться коварному ореху, так как он может оказаться опасным для неё.

- Не оставь меня, сирого, в беде! – про­должал причитать орех, стараясь перекричать сердитый гул колоколов. – Мне уже надле­жало покинуть родимую ветку и упасть на сырую землю, как вдруг нагрянула злодейка. Оказавшись в клюве прожорливой вороны, я дал себе зарок: если удастся избежать смерти -  провести тихо и спокойно остаток своих дней в какой-нибудь ямке.

Пылкие речи ореха растрогали старую стену до слёз. Вопреки предупреждению ко­локолов она решила оказать ореху гостепри­имство и оставить в щели, куда он закатился.

Однако со временем орех оправился от испуга, освоился и пустил корни, а те начали вгрызаться в гостеприимную стену. Вскоре из расселины выглянули наружу первые ростки. Они дружно тянулись кверху и на­бирали силу. Прошло ещё немного времени, и молодые побеги орешника уже гордо воз­вышались над самой колокольней. Особенно доставалось стене от корней. Цепкие и на­пористые, они всё пуще разрастались, круша и расшатывая старую кладку, и безжалостно выталкивали прочь кирпичи и камни.

Слишком поздно стена поняла, насколько коварным оказался невзрачный жалкий оре­шек с его клятвенными заверениями жить тише воды и ниже травы. Ей теперь ничего другого не оставалось, как корить себя за доверчивость и горько сожалеть, что в своё время она не прислушалась к голосу мудрых колоколов.

Орешник же продолжал расти с гордым безразличием, а колокольня всё более раз­рушалась.

 

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№5.
С. 41-45.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.