«Книжки-малышки»
Е. Панова, кандидат педагогических наук, доцент, член Международного художественного фонда, Институт развития образования, г. Ярославль
«Книжки-малышки»
Программа внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Ориентация современного образования на внеурочную деятельность, заложенная в новых образовательных стандартах, делает развитие творческого потенциала подрастающего поколения приоритетным направлением. Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Авторская программа «Книжки-малышки» для внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС и содержит материал по организации художественно-творческой деятельности для разновозрастной группы обучающихся основной школы (V-VIII классов). Программа направлена на формирование духовно-нравственных ценностей, культуры общения, на адаптацию школьников к новому социокультурному пространству. Она способствует развитию творческой личности подростков посредством знакомства с культурой и художественными традициями народов мира, в процессе реализации коллективного дизайнерского проекта по иллюстрированию и макетированию детских книг для школьной библиотеки.
Актуальность программы обусловлена потребностью подростков в творчестве, в расширении практики изобразительной деятельности, в удовлетворении интереса к современному дизайну и желания освоить новые компьютерные программы. В основу её положена идея иллюстрирования детских книг (сказок, детских стихов или загадок) для младших школьников, создание макета книги и театрализованная презентация его на творческом вечере. Изучение сказок народов мира позволяет детям познакомиться с творчеством русских и зарубежных писателей, привлечь внимание подростков к литературному творчеству и искусству оформления детских книг. освоить современные компьютерные технологии.
Данная программа направлена на реализацию личностно-ориентированного и системнодеятельностного подходов в организации внеурочной деятельности в опоре на принципы культуросообразности, диалогичности, наглядности, вариативности, доступности, интеграции науки, техники и искусства.
Цель программы: приобщить школьников к чтению сказок, стихов и загадок, к проектноисследовательской деятельности по иллюстрированию и макетированию детских книг.
Задачи программы:
- расширить умения анализировать литературные произведения, самостоятельно создавать новые художественные образы; дать представление об искусстве оформления детских книг; познакомить с современными компьютерными технологиями;
- воспитать любовь и уважение к художественным традициям и культуре народов мира, чувство удовлетворения от собственной художественнотворческой деятельности; заложить нравственные ценности и эстетические идеалы путём обсуждения поступков героев сказок;
- развить художественные способности, творческое воображение и художественно-образное мышление при иллюстрировании книг.
Общая характеристика программы. Программа «Книжки-малышки» может быть реализована в форме творческой мастерской как внеурочная деятельность подростков. Занятия по данной программе предусматривают синтез художественнотворческой деятельности с литературным чтением, современными компьютерными технологиями и театральным искусством. В качестве литературного материала можно использовать сказки народов мира или, например, сказки-притчи, написанные великим итальянским художником Леонардо да Винчи [http://leovinci.ru/parables]. Притчи Леонардо да Винчи понятны и интересны современным подросткам, подходят для иллюстрирования и театрализации.
В процессе реализации данной программы школьники приобретают опыт самостоятельной организации проектно-исследовательской деятельности, более подробно изучают искусство оформления детских книг, выполняют дизайнерский проект (электронный макет) по иллюстрированию сказок, сборника детских стихов или загадок для младших школьников. Совместно с педагогами и родителями подростки создают костюмы главных героев сказки и показывают театрализованное представление на творческом вечере.
Название программы «Книжки-малышки» неслучайно, оно возникло из-за малых размеров макета книги, предназначенной для младших школьников: формат А5 (210х148). Практические задания можно выполнять на компьютере в программах Paint, Microsoft Publisher, GIMP. Если сделан рисованный вариант макета разичными художественными материалами, то готовые работы подростков сканируются (фотографируются на цифровой фотоаппарат) и обрабатываются на компьютере. Электронный вариант макета позволяет быстро и качественно корректировать цветовое решение иллюстраций, добавлять тексты, изменять композиции и общее оформление сказок, напечатать детскую книгу любым тиражом.
Формы работы: творческая мастерская, практические занятия, работа в компьютерном классе, экскурсии в библиотеку или музей, поиск информации (текста) по иллюстрированию книг в Интернет сети, творческие дискуссии о художниках-иллюстраторах, выполнение дизайнерского проекта в каникулы, репетиционные и постановочные занятия, презентация с элементами театрализации, фото и видеосъёмка, конкурс. Режим занятий. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста (11-13 лет). Занятия планируется проводить в библиотеке, школьном музее, интернет классе, кабинете ИЗО, актовом зале школы. Педагог может работать как с одним классом, так и с разновозрастной группой из разных классов и параллелей. Общее количество часов в год - 34 (1 час в неделю).
Результаты реализации программы:
- первый уровень обучения - расширение знаний о книжной графике; приобретение опыта поведения и общения в музее, библиотеке, Интернет сети; поиск новой информации о шрифтах и технологиях оформления детских книг;
- второй уровень обучения - развитие позитивного отношения к литературному чтению, театру и художественным традициям народов мира; закрепление навыков исследовательской и проектной деятельности;
- третий уровень обучения - приобретение опыта самоорганизации художественно-творческой деятельности; самостоятельное выполнение дизайнерского проекта по оформлению детской книги и его презентация с элементами театрализации для младших школьников.
Тематическое планирование
Тематическое планирование
п/п |
Наименование тем, разделов |
Общее кол- во часов |
Часы аудит. заня- тий |
Часы внеаудит. зан. |
Виды деятельности обучающихся |
1. |
Знакомство с книжной графикой. |
9 |
1 |
8 |
|
1.1. |
Творческая дискуссия на тему «Книжная графика и её виды. |
1 |
1 |
|
Участие в диалоге; высказывание мнения и суждений из личного опыта. |
1.2. |
Изучение особенностей оформления детских книг. |
2 |
|
2 |
Понимание условности художественного образа. Экскурсия в библиотеку; поиск информации в Интернет сети. |
1.3. |
Знакомство с творческим наследи- ем художников-иллюстраторов. |
1 |
|
1 |
Восприятие и анализ иллюстраций; участие в диалоге; высказывание суждений из личного опыта. |
1.4. |
Изучение графических средств изображения (компьютерный практикум). |
3 |
|
3 |
Умение выбирать и использовать раз-личные художественные материалы для передачи собственного замысла. |
1.5. |
Знакомство с многообразием со- временных шрифтов. |
2 |
|
2 |
Выполнение практической работы по самостоятельному алгоритму действий. |
2. |
Проект оформления макета сказки. |
15 |
13 |
2 |
|
2.1. |
Изучение технологии создания макета книги. |
1 |
|
1 |
Овладение основами художественного конструирования и макетирования. |
2.2. |
Я – юный художник-иллюстратор (выбор сказки). |
1 |
1 |
|
Смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста. |
2.3. |
Художественное оформление об- ложки сказки. |
2 |
2 |
|
Создание нового художественного образа; выполнение творческой работы по самостоятельному алгоритму действий. |
2.4. |
Выполнение титульного листа сказки с использованием современных шрифтов. |
1 |
1 |
|
Использование знаково-символических средств; выполнение творческой работы по самостоятельному алгоритму действий. |
2.5. |
Оформление книжной заставки с элементами растительного орнамента в полосе, круге, квадрате или треугольнике. |
1 |
1 |
|
Использование знаково-символических средств изображения. Выполнение творческой работы по самостоятельному алгоритму действий. |
2.6. |
Виды иллюстраций. Изображение тематических композиций по сюжетам сказки (полосная иллюстрация). |
3 |
3 |
|
Создание сюжетной композиции с учетом |
2.7. |
Изображение сказочных героев крупным планом (оборочная иллюстрация). |
2 |
2 |
|
Придумывание нового художественного об- |
2.8. |
Создание панорамного пейзажа с несколькими точками схода (раз- воротная иллюстрация). |
2 |
2 |
|
Использование перспективы для изображения природы. Выполнение практической работы по самостоятельному алгоритму действий. |
2.9. |
Художественное оформление концовки сказки. Конкурс. |
2 |
2 |
1 |
Моделирование и дизайнерское оформление объекта. |
3. |
Презентация и защита творческого проекта по оформлению детской книги. |
10 |
1 |
9 |
|
3.1. |
Разработка сценария для пре- зентации макета детской книги с элементами театрализации. |
1 |
1 |
|
Понимание роли изобразительных искусств в жизни человека, роли художника в театре. |
3.2. |
Создание костюмов сказочных героев и оформление сцены для презентации макета детской книги. |
3 |
|
3 |
Конструирование и изготовление маски, сказочного костюма, создание художественных образов героев. |
3.3 |
Репетиция выступления сказочных героев для презентации макета книги. |
2 |
|
2 |
Вхождение в сказочный образ, участие в ролевых играх. |
3.4. |
Поход в театр. Посещение спектакля. |
2 |
|
2 |
|
3.5. |
Презентация творческого проекта – макета сказки с элементами театрализации. |
2 |
|
2 |
Представление макета книги; оценка по-лученного результата. |
|
Итого |
34 |
15 |
19 |
|
Содержание программы «Книжки-малышки»
1. Знакомство с книжной графикой (9 часов)
Творческая дискуссия на тему "Книжная графика и её виды". Краткая историческая справка о возникновении и развитии книгопечатания в мире. Прообразы первых книг. Виды книжной печати. Особенности художественного оформления детских книг. Экскурсия в школьную библиотеку или музей. Восприятие и анализ иллюстраций, изучение творческого наследия русских и зарубежных художников-иллюстраторов: И.Вилибина, В.Гусева, Ю.Васнецова, А.Кокорина, В.Конашевич, В.Лебедева, Т.Мавриной, С.Острова, А.Траугота, В.Фаворского, Е.Чарушина и др. знакомство с книжной графикой ярославских художников В.Курова, И.Сакурова и др.
знакомство с различными графическими материалами и компьютером. Изучение многообразия шрифтовых гарнитур: клинопись, иероглифы, пиктограммы, древнерусские, готические, декоративные, современные шрифты и др. Выполнение серии практических упражнений на компьютере – кпроба материала и пера. знакомство с различными техниками изображения. Компьютерный практикум. Освоение компьютерных программ Paint, Microsoft PuЫisher или (ЛMP.
Практическое задание. Составление кроссворда; создание рисунка на компьютере – декоративное украшение начальной буквицы для сказки.
2. Проект оформления макета книги (15 часов)
Изучение технологии создания макета книги. Я – юный художник-иллюстратор. Выбор русской или зарубежной сказки для индивидуального или группового творческого проекта по оформлению макета детской книги. Распределение объёма работы среди участников проекта. Макетирование сказки: 1) оформление обложки для выбранной сказки; 2) художественное оформление форзаца; 3) создание титульного листа; 4) оформление книжной заставки с элементами растительного орнамента; 5) изображение главных героев сказки; б) создание тематических композиций (иллюстраций) по сюжетам сказки; 7) художественное оформление концовки сказки. Создание электронного макета книги в программах Paint, Мicrosoft PuЫisher или (~МP, возможен и другой вариант: сканирование рисованного макета книги.
Единство и целостность дизайн-проекта по иллюстрированию детской книги. Выбор единого художественного стиля для её оформления. знакомство с видами иллюстраций: полосные, оборочные, разворотные. Особенности изображения главных героев сказки в оборочной иллюстрации при низкой линии горизонта. Рисование по представлению и воображению героев сказки (добрых, весёлых, смешных или злых, грустных, мрачных).
Создание панорамного пейзажа с несколькими точками схода в разворотной иллюстрации. Изображение тематических композиций по сюжетам сказки в полосной иллюстрации. Художественное оформление концовки сказки в виде натюрморта или орнаментальной композиции в полосе, круге, квадрате или треугольнике. Сборка макета детской книги и подготовка его к печати.
Практическое задание: выполнение проекта по оформлению сказки любыми художественными материалами или на компьютере.
3. Презентация и защита творческого проекта по оформлению детской книги (10 часов).
Разработка сценария для презентации макета детской книги с элементами театрализации. Разработка эскизов костюмов главных сказочных героев для презентации. Конструирование и моделирование сказочных костюмов из ткани, бумаги и других материалов для представления макета книги перед младшими школьниками. Художественно-декоративное оформление сцены при участии педагогов и родителей.
Поход в театр. Посещение детского спектакля или просмотр видеозаписи спектакля. Ролевые игры. Создание нового сказочного образа. Ассоциации. Импровизации. Репетиции участников проекта для выступления, посвящённого презентации макета книги. Организация и проведение творческого вечера. Фото- и видеосъёмка театрализованного представления. Презентация макета сказки для младших школьников с элементами театрализации. Проведение конкурса на лучший дизайнерский проект оформления книжки-малышки.
Практическое задание: выполнение костюмов сказочных героев и оформление сцены при поддержке педагога и родителей; проведение презентации макета детской книги.
Материалы к занятиям: сказки-притчи великого итальянского художника Леонардо да Винчи.
Притча 1. "Верблюд и хозяин".
Опёршись на согнутые колени, верблюд терпеливо ждал, пока хозяин навьючит его. Он уже положил ему на спину один тюк, затем другой, третий, четвёртый...
«Пора бы ему остановиться», – с грустью думал верблюд, не смея перечить хозяину.
Наконец человек управился со своим делом и повелительно щёлкнул бичом. Верблюд с трудом поднялся на ноги.
- Пошли! – приказал хозяин и дёрнул за узду. Но животное не тронулось с места.
- Чего встал? Пошевеливайся! – грозно крикнул человек и дёрнул за узду что есть силы.
А верблюд упёрся ногами в землю и продолжал стоять как вкопанный.
- Ах ты упрямец, – догадался хозяин и со вздохом сбросил два тюка со спины животного.
«Теперь, кажется, мне под силу», – пробормотал про себя верблюд и послушно двинулся в путь.
Так они прошагали целый день под палящим солнцем, и человек подумал, что хорошо было бы засветло добраться до ближайшего селения. Словно разгадав его мысли, верблюд вдруг остановился.
- Вперёд! – зычным голосом крикнул хозяин. – Ещё немного пути, и мы будем на месте.
«Ноги у меня гудят, и сегодня я потрудился вдоволь. Хозяину пора бы и честь знать», – рассудил про себя верблюд и растянулся на песке. И хотя человека распирала досада, но пришлось всё же развьючить животное и устраиваться на ночлег в пустыне под открытым небом.
Думая только о корысти, хозяин, видать, забыл добрую дедовскую пословицу, что с одного верблюда две шкуры не дерут.
Притча 2. "0 гусенице".
Прилипнув к листочку, гусеница с интересом наблюдала, как насекомые пели, прыгали, скакали, бегали наперегонки, летали... Всё вокруг было в постоянном движении. И лишь одной ей, бедняге, отказано было в голосе и не дано ни бегать, ни летать. С превеликим трудом она могла только ползать. И пока гусеница неуклюже перебиралась с одного листка на другой, ей казалось, что она совершает кругосветное путешествие.
И всё же она не сетовала на судьбу и никому не завидовала, сознавая, что каждый должен заниматься своим делом. Вот и ей, гусенице, предстояло научиться ткать тонкие шёлковые нити, чтобы из них свить для себя прочный домик-кокон.
Без лишних рассуждений гусеница старательно принялась за работу и к нужному сроку оказалась укутанной с ног до головы в тёплый кокон.
- А дальше что? – спросила она, отрезанная в своём укрытии от остального мира.
- Всему свой черёд! – послышалось ей в ответ. – Наберись немного терпения, а там увидишь.
Когда настала пора и она очнулась, то уже не была прежней неповоротливой
гусеницей. Ловко высвободившись из кокона, она с удивлением заметила, что у неё отросли лёгкие крылышки, щедро раскрашенные в яркие цвета. Весело взмахнув ими, она, словно пушок, вспорхнула с листка и полетела, растворившись в голубой дымке.
Притча 3. "Мельник и осёл".
Как-то в кругу друзей один знатный синьор, прослывший книгочеем и занимательным рассказчиком, принялся с жаром доказывать, что ему, мол, не раз приходилось ранее жить в этом мире. Дабы придать больший вес своим словам, он даже сослался на известное высказывание древнего мудреца и учёного Пифагора.
Но один из друзей то и дело подтрунивал над рассказчиком, вставляя язвительные замечания, и мешал закончить повествование. Вконец рассердившись, почитатель древней философии решил урезонить насмешника и заявил:
- В доказательство моей правоты припоминаю, что в ту далёкую пору ты, невежа, был простым мельником.
Эти слова явно задели приятеля за живое, но он был не из тех, кого надобно тянуть за язык.
- Да кто же с тобой спорит? Ты, как всегда, совершенно прав, – ответил он. – Мне ли не помнить, что в те времена именно ты, дружище, был тем самым ослом, что возил мешки с зерном на мою мельницу.
Притча 4. "Мотылёк и пламя".
Порхая в вечерних сумерках и наслаждаясь прохладой, нарядный мотылёк вдруг приметил мерцающий вдали огонёк. Он тотчас направился к освещённому месту, а когда оказался рядом, стал летать вокруг горящего на окне ночника, с удивлением разглядывая его. Как же красив этот незнакомец!
Налюбовавшись вдоволь, мотылёк решил поближе познакомиться с ярким огоньком и поиграть с ним, как обычно забавлялся в саду с цветами, раскачиваясь на их венчиках, словно на качелях. Отлетев немного в сторону, он сделал крутой разворот и пролетел, почти касаясь жёлтого язычка пламени и как бы приглашая его к игре. Но что-то больно кольнуло его и подбросило вверх. Присев на подоконник у ночника, мотылёк в изумлении обнаружил, что потерял одну лапку и подпалил края крылышек.
«Как же могло такое стрястись?» – в недоумении спрашивал себя мотылёк и не находил ответа. Он никак не мог допустить, чтобы такой дивный безобидный огонёк способен был причинить ему зло. Придя немного в себя от потрясения, мотылёк вновь расправил крылышки и вспорхнул. Сделав несколько кругов над горящим ночником, он спокойно полетел прямо на пламя, желая покачаться на нём, но тут же упал в масло, коим питался коварный огонёк.
- Какой же ты жестокий, – промолвил мотылёк, теряя силы. – Я надеялся найти в тебе друга, а обрёл погибель. Слишком поздно я осознал, как ты зол и опасен! Дорого мне обошлась моя наивность.
- Бедный мотылёк! – ответил ему опечаленный ночник. – Моя ли вина, что я не цветок, а пламя. Ты не внял моему предупреждению и стал играть со мной.
Притча 5. "Орех и колокольня".
Разжившись где-то орехом, довольная ворона полетела на колокольню. Устроившись там поудобней и придерживая добычу лапой, она принялась яростно долбить клювом, чтобы добраться до лакомого зёрнышка. Но то ли удар оказался слишком сильным, то ли ворона сплоховала, орех вдруг выскользнул у неё из лапы, покатился вниз и исчез в расселине стены.
- О, добрая стена-заступница! – слёзно запричитал орех, всё ещё не пришедший в себя от жестоких ударов вороньего клюва.
- Не дай погибнуть, сжалься надо мной! Ты так прочна и величава, у тебя такая красивая колокольня. Не гони меня!
Колокола глухо и неодобрительно загудели, предупреждая стену не доверяться коварному ореху, так как он может оказаться опасным для неё.
- Не оставь меня, сирого, в беде! – продолжал причитать орех, стараясь перекричать сердитый гул колоколов. – Мне уже надлежало покинуть родимую ветку и упасть на сырую землю, как вдруг нагрянула злодейка. Оказавшись в клюве прожорливой вороны, я дал себе зарок: если удастся избежать смерти - провести тихо и спокойно остаток своих дней в какой-нибудь ямке.
Пылкие речи ореха растрогали старую стену до слёз. Вопреки предупреждению колоколов она решила оказать ореху гостеприимство и оставить в щели, куда он закатился.
Однако со временем орех оправился от испуга, освоился и пустил корни, а те начали вгрызаться в гостеприимную стену. Вскоре из расселины выглянули наружу первые ростки. Они дружно тянулись кверху и набирали силу. Прошло ещё немного времени, и молодые побеги орешника уже гордо возвышались над самой колокольней. Особенно доставалось стене от корней. Цепкие и напористые, они всё пуще разрастались, круша и расшатывая старую кладку, и безжалостно выталкивали прочь кирпичи и камни.
Слишком поздно стена поняла, насколько коварным оказался невзрачный жалкий орешек с его клятвенными заверениями жить тише воды и ниже травы. Ей теперь ничего другого не оставалось, как корить себя за доверчивость и горько сожалеть, что в своё время она не прислушалась к голосу мудрых колоколов.
Орешник же продолжал расти с гордым безразличием, а колокольня всё более разрушалась.
Оставить комментарий