Созданное своими руками оживает в воображении
Х. Камилова, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Созданное своими руками оживает в воображении
Формы и методы приобщения учащихся к традиционной игрушке своего края могут быть различными. Прежде всего, это уроки эстетического цикла, факультативные занятия, кружки декоративного творчества, экскурсии в краеведческие музеи, в промысловые центры, посещение мастерских народных мастеров и др. Разнообразие форм и методов приобщения к народной художественной культуре позволяет ознакомить учащихся с определёнными произведениями, зачастую в естественной среде природных, общественных, технических и культурных явлений и процессов, в соответствии с запланированными педагогическими целями. В процессе изучения народной игрушки школьники знакомятся с историей её появления, обрядами и традициями, связанными с её изготовлением. Изучают технологию изготовления разных кукол, учатся делать и представлять их, пользоваться справочной, исторической и художественной литературой. В процессе изготовления изделия учащиеся через осязание яснее познают пластику и характер формы, строение, пропорции, сравнительную величину предметов. Создавая костюм для куклы, они узнают об особенностях народного костюма, учатся подбирать материалы и традиционную цветовую гамму; не только знакомятся с изделиями народных мастеров, но и пытаются создавать нечто аналогичное, сравнивать, импровизировать.
Как известно, народные поделки помимо предметно-практической ценности несут в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости, то есть положительную эмоциональную и эстетическую нагрузку. Н.Н. Волков пишет: «Только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и образу» [2, 294]. Сохранить эмоциональную, живую атмосферу при освоении творческого потенциала игрушки в условиях урока - одна из важных задач эстетического воспитания школьников.
Целенаправленное, систематическое использование искусствоведческих бесед или рассказов активизирует внимание школьников, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию и творчество. В начале каждого урока рекомендуется проводить небольшую эмоционально насыщенную беседу, которая настраивает школьников на предстоящую творческую деятельность. Учитель может включать отрывки из специально подобранных литературных произведений, беседы с народными умельцами, аксакалами аула и др. Воздействие художественно-образного слова в эстетическом воспитании учащихся огромно. Благодаря увлекательной форме, учащиеся приобщаются к нравственному укладу своего народа, перенимают житейский опыт своих сверстников из предыдущих поколений.
К примеру, при изучении спортивно-дидактических игрушек народной педагогики вниманию учащихся предлагается рассказ старой женщины Патимат из её детства - о ходулях (игрушка для мальчиков). «Как-то, помню, отец с братьями пошёл в лес за дровами. А братьев у меня было четверо. Вечером они вернулись из лесу и стали показывать мне новые ходули, которые им изготовил отец; спорить - чьи лучше, красивее, прочнее; соревноваться - кто дольше всех продержится на них, кто сделает самые большие шаги, кто быстрее добежит от одного конца двора до другого и т.д.
Я расстроилась, что мне папа не принес ходули. Попросила у братьев разрешения пользоваться ходулями, хотела принимать участие в их игре. Они ответили, что не женское это дело, посоветовали идти в комнату и помогать бабушке. Разозлилась я тогда и начала мешать им. А когда братья уходили играть на улицу, брала их ходули и играла вдоволь. Естественно ходули быстро изнашивались, так как я была ещё мала, часто падала с них, и ещё приходилось следить за воротами, не идут ли братья или мама. А мама у меня была строгая.
«Вабабай, бихьинай Айша («мужеподобная Айша»), что мне с тобою делать, уж лучше родилась бы мальчиком, нам всем на радость, чем такая вот девочка! Что я скажу матери?». А я сказала папе: «Папа, папа, смотри, я и спускаться на них могу, и подниматься». И быстро спустилась и поднялась по лестнице.» [3].
Ещё один путь - это совместные проекты учителей, детей, родителей: оформительские, литературно-художественные, художественнотеатральные, выставочные, музейные. Участие в республиканских конкурсах «Шаг в будущее», «Моя малая Родина» и др. позволяет раскрыть новые грани творческих возможностей учащихся, продемонстрировать результаты их поиска и научно-творческого труда руководителя, учителя-профессионала, заинтересованного в сохранении и развитии художественной культуры родного края.
Исследовательские и поисковые методы обучения дают школьникам возможность выбрать наиболее привлекательные темы для творческой работы. Темы проектной деятельности могут быть разными: это изучение повседневной и обрядовой жизни детей, их участие в народных праздниках; художественные особенности народной культуры на примере игрушки - глиняной, деревянной, тряпичной; изучение художественных особенностей традиционной ткани, костюма, головных уборов, предметов быта, ручного ткачества. Пути приобщения к теме и мотивации к творчеству могут быть разными. Например, это может быть позитивная реакция на семейную историю: «Дома сохранилась старинная игрушка», «Мои корни оттуда» и т.п.
Повышению эффективности учебного процесса помогает применение разнообразных, самостоятельно изготовленных учебно-методических таблиц, раскрывающих последовательность создания или конструирования произведений, приёмы и средства художественной отделки, особенности колористического решения репродукций, открыток с изображением народных игрушек.
Знакомство на уроках изобразительного искусства с традиционными технологиями, техниками выполнения поделок позволяет школьникам получить конкретные знания, творческий опыт и практические навыки, которые помогают формировать эстетическое восприятие окружающего мира. Окружающий предметный мир перестаёт быть утилитарным, он утончается, становится художественно-образным.
Важно, чтобы учащиеся не только пользовались игрушками, но и принимали непосредственное участие в их изготовлении совместно со взрослыми. Всё созданное своими руками оживает в воображении детей, одушевляется, начинает жить понятной только им жизнью. Изготовление игрушек в большей степени, чем другие виды художественного труда, удовлетворяет потребность школьников в конструировании, в самостоятельном создании художественных, выразительных фигурок, которые можно трогать, в которые можно поиграть, привносить в них радость и фантазию, изобретать, экспериментировать, иногда и пошалить. При этом разнообразие художественных материалов и техник в изобразительной, дизайнерской, декоративной деятельности, их чередование позволит сохранить эффект новизны и эмоциональную отзывчивость учащихся. Овладение простейшими ручными операциями способствует развитию мелкой моторики рук, внимания, усердия, наблюдательности, аккуратности. Учащиеся начинают понимать относительную простоту и доступность народного промыслового искусства.
Важным условием формирования творческой активности и эффективности художественного творчества учащихся является введение в структуру уроков изобразительного искусства отдельных игровых элементов, художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования. Игровые моменты создают благоприятный эмоциональный климат, усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение. Например, на уроках в V-VI классах, после изучения определённого блока теоретических знаний и выполнения практического задания с изучением различных компонентов народной игрушки, применяется игровой приём «вхождение в роль». Вовлекая учащихся в игровую ситуацию, активизируя их воображение, наблюдательность, память, учитель задаёт вопросы: если ожила бы ваша кукла, как бы она себя повела? какую песенку спела бы? что бы она увидела вокруг себя? и т.д.
После рассмотрения нового материала можно провести игру «угадай-ка»: учащимся демонстрируются различные виды этнических игрушек и предлагается назвать промысловые центры, художественные материалы, распределить по регионам и т.д.
Один из важных моментов творческого урока - коллективный просмотр и обсуждение работ учащихся, в процессе которого они высказывают свои мнения, отмечают достоинства и недостатки работ одноклассников, обсуждают пути устранения ошибок на основе собственного опыта. Подобное творческое общение между учащимися развивает эстетический вкус, ускоряет и процесс осознанного овладения навыками художественного творчества, и способность эстетического восприятия окружающей действительности и искусства.
Благодаря игрушке воспитанники не просто обогащают свои знания, умения, навыки. Детям передаётся суть человеческих отношений, понимание мироздания и места человека в мире, архетипы представлений о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном.
Литература:
- Абраменкова В.В. Волынка да гудок, сбереги домок // Искусство в школе. №4. 2004. С. 78-81.
- Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950.
- Мусалаева П.Ш. Гумбетовский район, с. Верхнее. Инхо-информант
- Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998.
- Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973.
[1] Годекан — место вечерних собраний мужчин, расположенное обычно вблизи мечети.
Оставить комментарий