Сквозь призму конкурсов и выставок

Сквозь призму конкурсов и выставок

В Институте художественного образования и культурологии Российской академии образо­вания готовится к изданию исследование член-корреспондента РАО Н.Фоминой «Конкурсы и выставки изобразительного творчества детей в контексте художественной культуры: история, актуальные проблемы, перспективы».

В каждой области знания время от времени появляются книги, знакомство с которыми явля­ется необходимостью для каждого, кто эту область осваивает; становится условием профессиональной культуры специалиста.

Я не сомневаюсь, что книга Н.Фоминой займёт именно такое место в педагогике изобразительного искусства, и шире – художественного воспитания, окажет глубокое влияние на учителя и станет со временем реальным вкладом в гуманизацию обще­го образования в нашей стране.

Изложение в книге вращается вокруг заявлен­ной в названии оси – истории конкурсов и выставок детского творчества, но реальное её содержание неизмеримо шире этой важной темы. На громад­ном отечественном и мировом материале, сочетая детальную «фактографию» с осмыслением того или иного явления во временной перспективе, автор показывает, как возникали, как осознавались, как по-разному решались многочисленные проблемы художественного воспитания, по сей день сохра­няющие свою остроту и неразрешенность.

Педагогические и художественные критерии отбора работ для конкурсов и выставок:

– зависимость этих  критериев от вкусовых предпочтений и господствующих  направлений в искусстве;

– соотношение задач и методов профессиональ­ного и общего образования;

– опыт «прививок» к отечественному стволу зарубежных  новаций в педагогике;

– приоритетный вклад разных видов художе­ственной деятельности в развитие ребёнка;

– роль музеев в этом развитии; взаимосвязь об­раза и слова;

– искусствоведческая проблема типологическо­го сходства детского свободного творчества с так называемым наивным искусством и фольклором;

– необходимость массовой подготовки художе­ственно восприимчивых людей (без чего окажется в пустоте профессиональное искусство).

Практически невозможно перечислить все важ­ные проблемы, которые освещает автор, говоря о том, как в разное время проводились конкурсы и выставки детских работ.

Обращу особое внимание на следующую пози­цию, с которой я сталкиваюсь, кажется, впервые. Центральное обсуждаемое явление – конкурс и выставка как его результат – рассматривается здесь, в первую очередь, как способ решения ис­следовательских задач. То есть в первую очередь как условие, или как средство для того, чтобы получить широкую картину детского творчества, позволяющую делать обоснованные педагогиче­ские, психологические, социологические выводы и прогнозы. Этот акцент особенно важен в наше время, когда представления об одарённости детей и её развитии зациклены на состязательности как са­моцели, раннем отборе, трескучем распределении мест, на тщеславных ожиданиях и коммерческих интересах, что, с моей точки зрения, вредно и опас­но для художественного и, главное, личностного развития детей.

Книга обогащена интереснейшими фото и дру­гими изобразительными материалами, погружаю­щими читателя в минувшие, но ещё близкие эпохи нашей истории, и сведениями об уникальной (ве­роятно, единственной в мире) коллекции детских рисунков, ведущим исследователем и хранителем которой является Н.Н.Фомина.

А.А.Мелик-Пашаев

Искусство в школе: 
2018
№2.
С. 55

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.