Помощь от учеников Вергилия

Помощь от учеников Вергилия

О книге Н.А.Кушаева «Хроника культуры /1600–2000/»

Идеи эстетического воспитания, несущие в себе идеи всестороннего развития человека, в совре­менную школу входят, что говорится, «со скрипом». Несмотря на своевременность призыва к гуманизации обучения, в школьной практике процесс познания продолжает оставаться оторванным от непосред­ственных  нужд и потребностей ребёнка, который по-прежнему для школы является инструментом познания, тогда как он есть «его цель, предмет, объ­ект и субъект».

Методологи эстетического воспитания, говоря о его особенностях в школьном образовании, указывают на отчужденность учебных предметов друг от друга, от­сутствие между ними живых связей, которые могли бы превратить учение в увлекательный процесс  по­знания окружающего мира и самого себя. Школьному обучению никак не удаётся преодолеть пропасть между предметами естественно-научного и гуманитарного цикла. Следствием такого положения является то, что знания, которыми овладевают учащиеся общеобразо­вательных школ, оказываются разрозненными и хао­тичными, что никак не способствует выработки у них такого устойчивого мировоззрения,  в котором мысль и чувство существуют в синкретическом единстве.

Между тем целью образования, по всей вероят­ности, должно было бы стать достижение в сознании учащихся целостной картины мира, гармоничной и последовательной, скрепляемой непротиворечивыми знаниями о нем. Чтобы добиться этого, вероятно, сле­довало бы изменить принципы формирования содер­жания образования, сделав в них главный акцент на получении интегральных знаний, фактов и сведений, позволяющих понять цельность, взаимосвязанность и глубину законов мироздания.

Одним из существенных решений для активиза­ции движения в этом направлении является издание международным Центром «Искусство и образование» книги Наримана Кушаева «Хроника культуры. 1600-2000». В этом внушительном издании в параллельном изложении читателю предлагается совершить и пере­жить головокружительное путешествие по тем самым гаваням Человечества, о которых мечтал в своих сти­хах великий американский поэт Поль Уитмен («Быть матросом Вселенной, мчаться во все гавани мира…»).

Одно из определений культуры, принадлежащее Павлу Флоренскому, гласит, что она «есть среда, рас­тящая и питающая личность». Но что представляет собой эта среда? Видимо, это величие человеческого духа, отражённое в словах и образах, в звуках и движениях, запечатлённое в романах и в картинах, в симфониях и драматургических пьесах, научных открытиях и философских прозрениях, которые, при их постижении в процессе личностного роста, делают человека Человеком.

Когда-то Данте, путешествуя по безднам мифиче­ского Ада со своим воображаемым другом, знаменитым античным поэтом Вергилием, в его лице нашел мудрого проводника, который терпеливо разъяснял неофиту Данте многие тонкости и замысловатые перипетии человеческой судьбы. Такой же проводник нужен и сегодняшним неофитам, которые хотят начать свое путешествие по морям и океанам безбрежного царства Культуры. И огромная удача для преподавателей МХК, что сегодня такой путеводитель наконец появился.

Чтобы понять историю развития и становления современного Человечества, понять, по каким тропам оно шло к своему современному состояния, надо бу­дет последовательно заглянуть в «гавани» /разделы/ Истории, Философии, Естествознания, Литературы, Изобразительного искусства, Музыки, и, наконец, в раздел«Театр и кино». И если открыть Хронику на любой странице, то мгновенно попадаешь в истори­ческую эпоху, в которой мысль историка, ученого и поэта, музыканта и драматурга передаёт её мироощу­щение, направленность жизненного пути и особые состояния духа. Это историки обозначают термином «Zeitgeist» – «Дух времени», который у каждой эпохи свой и неповторимый.

Вот, например, 1632 год. Какой след в истории Культуры он оставил? Читаем:

– Война между Россией и Польшей;

– Г.Галилей создаёт трактат «Диалог о двух глав­нейших системах мира, птолемеевой и коперниковой»;

– Ян Коменский выпускает свою «Материнскую школу»;

– математик У.Отред изобретает логарифмиче­скую линейку;

– Кальдерон выпускает пьесу «Жизнь как Сон»;

– Рембрандт пишет «Урок анатомии»;

– рождается композитор Жан Батист Люли, му­зыка которого исполняется до сих  пор.

Перенесёмся через три века. 1932 год. Читаем:

– Основание города Комсомольск-на-Амуре;

– последовательница З.Фрейда Мелани Кляйн вы­пускает книгу«Детский психоанализ»;

– Джон Чэдвик открывает нейрон;

– Паустовский пишет повесть «Кара-Бугаз»;

– Шостакович  – оперу «Катерина Измайлова»;

– балерина Галина Уланова исполняет свою корон­ную роль в балете Адана «Жизель».

При переходе от одной исторической эпохи к другой, от одного исторического периода к другому, физически ощущаешь, что Человечество растёт и под­нимается как единый организм, коллективный Разум которого оказывает сильнейшее влияние на рост и развитие самосознания как целого народа какой-либо страны, так и отдельно взятого человека.

Другим мотивирующим моментом при чтении книги является возрастание интереса к параллель­ным историческим событиям, происходящим в одно и то же время. Если я, например, люблю музыку Первого фортепианного концерта Брамса и узнаю, что он написан в 1859 году, то разве не интересно узнать, что в этом же году Гончаров опубликовал свой роман «Обломов», а Чарльз Дарвин – «Происхождение видов путем естественного отбора!».

Или ещё – 1970 год. Юрий Лотман выпускает исследование «Структура художественного текста», на Луне осуществляется посадка автоматической станции «Луна-16», Солженицын получает Нобелев­скую премию, а на экраны страны выходит первый отечественный боевик, фильм режиссёра В.Мотыля «Белое солнце пустыни». При всём различии этих явлений, фактов и событий все они принадлежат к разряду высших ценностей, связанных с понятиями Истины, Красоты и Справедливости.

«Описание истории человечества, – пишет Н.А.Кушаев в предисловии к «Хронике…» – есть описание его культуротворческой деятельности… Культура, объединяя тех, кто создаёт её, и тех, кто её использует в своих духовных   и материальных нуждах, скрепляет общество в единую целостность».

Будем ждать, когда Нариман Кушаев, который в течением ногих лет работал в НИИ художественного воспитания Российской Академии образования, про­должит работу в этом направлении и выпустит следу­ющий том, который раскроет содержание Культуры двухтысячных годов.

В.Петрушин

­

 

Искусство в школе: 
2018
№2.
С. 54-55

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.