Сквозь призму конкурсов и выставок
Сквозь призму конкурсов и выставок
В Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования готовится к изданию исследование член-корреспондента РАО Н.Фоминой «Конкурсы и выставки изобразительного творчества детей в контексте художественной культуры: история, актуальные проблемы, перспективы».
В каждой области знания время от времени появляются книги, знакомство с которыми является необходимостью для каждого, кто эту область осваивает; становится условием профессиональной культуры специалиста.
Я не сомневаюсь, что книга Н.Фоминой займёт именно такое место в педагогике изобразительного искусства, и шире – художественного воспитания, окажет глубокое влияние на учителя и станет со временем реальным вкладом в гуманизацию общего образования в нашей стране.
Изложение в книге вращается вокруг заявленной в названии оси – истории конкурсов и выставок детского творчества, но реальное её содержание неизмеримо шире этой важной темы. На громадном отечественном и мировом материале, сочетая детальную «фактографию» с осмыслением того или иного явления во временной перспективе, автор показывает, как возникали, как осознавались, как по-разному решались многочисленные проблемы художественного воспитания, по сей день сохраняющие свою остроту и неразрешенность.
Педагогические и художественные критерии отбора работ для конкурсов и выставок:
– зависимость этих критериев от вкусовых предпочтений и господствующих направлений в искусстве;
– соотношение задач и методов профессионального и общего образования;
– опыт «прививок» к отечественному стволу зарубежных новаций в педагогике;
– приоритетный вклад разных видов художественной деятельности в развитие ребёнка;
– роль музеев в этом развитии; взаимосвязь образа и слова;
– искусствоведческая проблема типологического сходства детского свободного творчества с так называемым наивным искусством и фольклором;
– необходимость массовой подготовки художественно восприимчивых людей (без чего окажется в пустоте профессиональное искусство).
Практически невозможно перечислить все важные проблемы, которые освещает автор, говоря о том, как в разное время проводились конкурсы и выставки детских работ.
Обращу особое внимание на следующую позицию, с которой я сталкиваюсь, кажется, впервые. Центральное обсуждаемое явление – конкурс и выставка как его результат – рассматривается здесь, в первую очередь, как способ решения исследовательских задач. То есть в первую очередь как условие, или как средство для того, чтобы получить широкую картину детского творчества, позволяющую делать обоснованные педагогические, психологические, социологические выводы и прогнозы. Этот акцент особенно важен в наше время, когда представления об одарённости детей и её развитии зациклены на состязательности как самоцели, раннем отборе, трескучем распределении мест, на тщеславных ожиданиях и коммерческих интересах, что, с моей точки зрения, вредно и опасно для художественного и, главное, личностного развития детей.
Книга обогащена интереснейшими фото и другими изобразительными материалами, погружающими читателя в минувшие, но ещё близкие эпохи нашей истории, и сведениями об уникальной (вероятно, единственной в мире) коллекции детских рисунков, ведущим исследователем и хранителем которой является Н.Н.Фомина.
А.А.Мелик-Пашаев
Оставить комментарий