Обсуждая Концепцию развития детских школ искусства в Российской Федерации
Обсуждая Концепцию развития детских школ искусства в Российской Федерации
Принятый в декабре прошедшего года закон Российской Федерации "0б образовании" содержит ряд новых положений, касающихся дополнительного образования детей, главным образом его художественно-эстетического направления. Эти положения разграничивают деятельность образовательных учреждений художественного профиля ведомства культуры и ведомства образования, направляя деятельность первых в профессиональное русло и ограничивая деятельность вторых общеразвивающими программами обучения. Основной задачей детских образовательных учреждений искусства (далее ДШИ) стало создание условий для получения детьми предпрофессионального образования, то есть приобретения знаний и навыков для подготовки к профессиональному образованию в области искусства. Подобное разграничение вызвано рядом причин, обозначенных в документе Министерства культуры, последовавшим за вновь принятым законом РФ "0б образовании" и получившем название 4Концепция развития детских школ искусства в Российской Федерации.
Приведём наиболее важные из них: "Политические, общественные, культурные трансформации, произошедшие в России в последние два десятилетия, оказали своё негативное влияние на всю систему развития отрасли в целом". С принятием 1992 году закона Российской Федерации "0б образовании", в котором ДШИ были определены как учреждения дополнительного образования детей без учета специфики их деятельности, стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров, поскольку перед ДШИ были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями. В результате:
- не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся;
- ежегодно уменьшается количество детей, обучающихся в ДШИ по программам академической направленности, например по отделению фортепиано: 2008 г. – 332710 чел., в 2009 г. – 323700 чел., 2010 г. – 319744 чел., 2011 г. – 312965 чел.;
- у преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа/техникума, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования;
- снизился социальный статус педагогических работников по отношению к учителям общеобра зовательных школ. (Причиной перечисленных явлений стал, увы, не закон "0б образовании" 1992 года, а низкая социальная оценка деятельности работников культуры и искусства в новой российской рыночной действительности и смехотворная оплата их труда).
Предпрофессиональные программы, вводимые в ДШИ, призваны обеспечить преемственность основных образовательных программ предпрофессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусства; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, а также типов и видов образовательных учреждений.
В перспективе, согласно Концепции, в ДШИ предполагается реализация дополнительных обще развивающих программ, которые должны обеспечивать повышение общего культурно-образовательного уровня подрастающего поколения; выявление одаренных детей; привлечение наибольшего количества детей к творческой деятельности; формирование заинтересованной аудитории.
Главная проблема художественного образования, обозначенная в Концепции, получила следующее выражение: «Отдавая должное историческим традициям профессионального творческого образования, следует признать несоответствие существующих форм обучения современному состоянию общества». Надо заметить, что этот вывод справедлив и в отношении ДШИ.
Основной пафос Концепции выражен в следующем утверждении: «...система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность».
Министерство образования разместило Концепцию на своём сайте и провело её обсуждение на заседании Общественного совета для получения первичного срезая мнений педагогической и научной общественности. автор этой статьи был приглашен на заседание Совета, которое проходило 19 декабря в Министерстве культуры под председательством заместителя министра культуры РФ Г.П.Ивлиева. Полученные впечатления от обсуждения Концепции и мысли, родившиеся после него, легли в основу данной статьи.
Основным предметом дискуссии стало содержание понятий "предпрофессиональные образовательные программы" и "общеразвивающие образовательные программы". Некоторые педагоги и руководители учебных заведений высказали тревогу по поводу того, что предпрофессиональное образование ориентирует ДШИ на обучение всех детей ~под одну гребенку; а это чревато печальными последствиями для детей и самих ДШИ, которые, во-первых, не все смогут осуществлять такое образование на должном уровне; во-вторых, могут потерять учащихся, поскольку не многие дети хотят сегодня получить среднее и высшее образование для работы в сфере искусства. Это превращает ДШИ в двуглавое существо, которое смотрит и в сторону профессионального образования, думая о подготовке кадров для сферы искусства, а беспокоясь о сохранности контингента учащихся, и в сторону тех детей, кто хотел бы приобщиться к искусству для общего развития, удовлетворения своих человеческих потребностей. Эту двойную направленность ДШИ предусматривает новый закон "Об образовании", вводящий, наряду с термином предпрофессиональные образовательные программы, термин "общеразвивающие образовательные программы", толкование которого вызвало бурную дискуссию среди присутствующих. Выяснилось, что никто из них не может ясно и чётко сформулировать, что есть развивающее обучение и чем оно принципиально отличается от предпрофессионального. Выступающие разделились на две группы: одни отстаивали необходимость первые три-четыре года обучать всех учащихся одинаково, по развивающим программам, а затем уже разделить их на два потока; другие говорили о необходимости серьезного профессионального обучения с самого начала, чтобы не потерять время.
Попытаюсь, обратившись к тексту Концепции, дать оценку тем её положениям, которые стали главным предметом обсуждения. Далее в тексте статьи цитируется то или иное положение Концепции, а ниже курсивом даны комментарии к ним.
1. Цель и задачи Концепции.
1.1. "Цель системы ДШИ – с помощью всех возможных форм творческого образования сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков".
Сформулированная цель – это не цель Концепции развития ДШИ, а программа деятельности всего Министерства культуры, для ДШИ неподъёмная.
1.2. "Система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность".
Как же можно «изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность», если из учащихся, окончивших ДШИ (это всего 34% всех детей), лишь 45 процента продолжат образование в средних специальных и высших учебных заведениях художественного профиля?!
1.3. "Взаимодействие с общеобразовательными школами, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры с целью поиска и выявления одаренных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным программам, а также совместной реализации дополнительных общеразвивающих программ, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий, а также выездных занятий и пр.".
А где же остальная часть дополнительного образования художественной направленности – дворцы и дома детского творчества, студии, центры эстетического воспитания детей? Они, к сожалению, выпали из поля зрения создателей Концепции. В Концепции выхвачен один сегмент дополнительного образования – школы искусства. Всё остальное художественное образование, относящееся к ведомству образования, по мнению многих участников обсуждения Концепции, это досуг, «любительщина», то, что к серьёзному искусству отношения не имеет; это то, чем должна заниматься общеобразовательная школа (а у школы сегодня лишь ЕГЭ на уме!). Налицо старая неприязнь ведомства культуры к ведомству образования, незнание того, что в этом ведомстве делается и какие там имеются достижения в области художественного воспитания и обучения. При этом забывается, что с 1992 года учреждения дополнительного образования ведомства образования стали образовательными учреждениями со всеми их атрибутами (концепцией, учебным планом, образовательными программами, лицензией и аккредитацией, дающей право выдавать их выпускникам свидетельства об окончании учебного заведения). А центры эстетического воспитания детей сегодня более прогрессивны и эффективны, нежели ДШИ (особенно в реализации общеразвивающих программ), в количественных показателях, а в некоторых сферах художественнопедагогической деятельности – и в качественных.
1.4. "Предлагаемая программа действий есть, по сути, содержательная реформа начального образования в сфере искусств, понимаемого не в герметичном, как прежде, виде (искусство для искусства), а в гораздо более широком, предполагающем глубокое проникновение всех видов и родов творческих практик во все слои общественной жизни, качественное изменение общественной жизни с помощью культурного инструментария»".
Некорректное и несправедливое заявление в отношении ДМШ и ДШИ. Они никогда не работали, исповедуя принцип «искусство для искусства», а всегда занимались, по мере их возможности, художественным воспитанием детей и начальным профессиональным образованием.
1.5. "Необходимо расширить перечень учебных предметов: театр, дизайн, кино, анимация, фото, архитектура, современный танец, мультимедиаарт, современное искусство, фольклор, современная музыка (неакадемические жанры) и т.п.»".
Сегодня ДШИ еще не стали современными школами искусства в силу их ограниченности двумя или тремя его видами.
2. Терминология.
2.1. Термин «Предпрофессиональное образование» можно понимать и толковать по-разному.
Толкование 1 (общепринятое).
Предпрофессиональное образование – это начальное профессиональное образование, которое с первых шагов нацелено на овладение мастерством в сфере художественно-творческой деятельности, на получение высоких художественных достижений в раннем возрасте, опираясь на пластичность и восприимчивость детской психики и психомоторики, ценой больших физических и временных затрат. Сторонниками такого толкования этого понятия, как правило, замалчивается Сцена вопроса» – лишение ребёнка возможности полноценно прожить его детскую жизнь, наполненную играми, общением, удовлетворением многообразных интересов, потребностей и наклонностей, стремлением обрести в своем сознании истинную картину мира, для чего детству дан особый дар, уже утраченный взрослыми. Известно выражение: "недоигравший ребенок – это несчастный взрослый". Мир знает много несчастных людей, владеющих своей профессией, но так и не постигшим её дух, истинное предназначение. Их с детства заставили проживать не свою собственную жизнь, а чужую, по навязанному, вопреки их воле, сценарию.
Толкование 2 (позиция автора данной записки).
Предпрофессиональное образование – это образование, создающее условия (подготовленную благодатную почву) для получения качественного профессионального образования в его сегодняшнем понимании. А оно за последние 20 лет значительно изменилось и обогатилось реалиями художественной и социальной действительности, требующими ярких личностных качеств, общего развития, широкого кругозора, эстетического отношения к миру, уяснения взаимообогащающей связи действительности и искусства, обладания способностями ориентироваться в полихудожест венном пространстве, взаимодействовать со смежными видами искусства; способностями к художественной коммуникации, творческому преобразованию мира; обладания не только мастерством музыканта-исполнителя, актёра, танцора, художника, дизайнера и т.д., но и способностями и навыками менеджера, успешно продвигающего свой (или чужой) творческий продукт в рыночных условиях нашей действительности. Сегодня "менеджерский компонент" включён в структуру художественной одарённости, да и не только художественной.
Такое понимание профессионального образования требует (особенно на начальном этапе) акцента на воспитании в широком смысле этого понятия – на физическом, психическом, духовно-нравственном и социальном совершенствовании ребенка, подростка – и предполагает развивающее образование, нацеленное, в первую очередь, на формирование личности ученика, а затем уже – на обучение ремеслу, овладение техникой и технологиями той или иной профессии в сфере искусства.
В этом и есть главное отличие обучающих и развивающих программ: первые ориентированы на овладение предметной деятельностью, например инструментом (фортепиано, скрипка, виолончель и т.д.), на профессиональном или любительском уровне; вторые – на воспитание средствами искусства духовнонравственной личности, способной к самореализации в этой сфере, нацеленной на преобразование себя и окружающего мира по законам красоты.
2.2. Термин «общеразвивающее образование»
Толкование 1 (общепринятое).
Общеразвивающее образование – упрощенный вариант профессионального обучения с более свободными и гибкими рамками, когда ученик может не "проходить", например, в классе фортепиано ДМШ и ДШИ обязательный репертуар, включающий традиционные академические формы – полифонию, крупную форму, этюды, кантилену и виртуозную пьесу, а играть тот репертуар, который устраивает его и его родителей. При таком понимании развивающего обучения содержание, формы и методы, по существу, отличаются от начального профессионального обучения только уровнем.
Толкование 2 (современное).
Для него характерно понимание развития как раскрытия в различных возрастных фазах психических и духовно-нравственных качеств ребенка, процессов, культуросообразных способностей, способов действий, возможностей саморазвития. Это толкование совпадает на начальном этапе воспитания и обучения ребенка со вторым толкованием понятия "предпрофессиональное образование"; в дальнейшем общеразвивающее направление доминирует в развитии основной массы учащихся ДШИ и продолжает "сопровождать" профессионально ориентированного ребенка.
Общеразвивающее образование (общеразвивающие программы) своим предметом делает личность ребенка, подростка, молодого человека. Для него искусство – не цель, а средство выявления и развития человеческого в человеке посредством искусства, основа саморазвития и самореализации творческих потенций личности. Отсюда принципиальное различие обучающих и развивающих программ, в первую очередь, по содержанию образования.
Развивающие программы должны быть обращены на воспитание личности ребенка, на его физическое, психическое, духовно-нравственное и социальное развитие:
- на формирование у ребенка и подростка мотивации к занятию художественно-творческой деятельностью;
- на развитие сенсорно-перцептивных способностей, внимания, воображения, эмоциональной чувствительности, богатства эмоционального тезауруса, художественного мышления во всех его видах, способности видеть прекрасное в действительности;
- на развитие общей художественной одаренности в полихудожественном образовательном пространстве, присущей изначально всем детям, что можно осуществить в ДШИ, где различные виды искусства сосуществуют, но не взаимодействуют в процессе обучения;
- на развитие специальной художественной одарённости, охватывая все виды и формы художественно-творческой деятельности в избранном основном виде искусства (программы комплексного развития);
- на осторожное педагогическое сопровождение ребенка, избегающее забивания его эталонами, стандартами профессиональных требований и норм на раннем этапе развития.
Нельзя ребенка сразу обучать как профессионала – надо дать ему погрузиться в стихию прекрасного, мир, восхищающий и радующий его, а не требовать от него соответствия профессиональным требованиям.
Следует подчеркнуть, что заниматься общим художественным развитием ребенка не легче, нежели профессиональным, а в плане охвата всех сторон личности и раскрытия ее творческих возможностей – гораздо сложней. Это утверждает профессиональный музыкант, педагог, проработавший 48 лет в системе дополнительного образования: 25 лет в ДМШ и 23 года в Центре эстетического воспитания детей.
К сожалению, для детских учебных заведений искусства не стало нормой создание воспитательных систем, которые уже существуют в дополнительном образовании ведомства образования.
Вывод. Воспитание художника-профессионала (под художником здесь понимается деятель искусства вообще) на начальном этапе его становления и развития не должно отличаться от воспитания личности обычного ребенка, тем более что выявление истинной одарённости требует времени в процессе педагогического взаимодействия с ним. Истинная одарённость редко обнаруживается пу тем селекции, а чаще – в процессе неторопливого всматривания в ребёнка, развития присущей всем детям художественной одаренности, наиболее для них естественной и органичной. Концепция – очень нужный и своевременный документ, но требующий серьёзной доработки.
Предложения.
- Необходимо определиться с терминами, дать четкую их дефиницию и однозначное толкование: что есть "профессиональное художественное образование", "предпрофессиональное образование", "общеразвивающее образование или обучение".
- Четко сформулировать цель ДШИ и ее задачи.
- Министерству культуры взаимодействовать с Министерством образования и науки в научной психолого-педагогической сфере, методической и практически-педагогической.
- Изучить опыт работы центров эстетического воспитания детей ведомства образования, которые сегодня во многих отношениях эффективней ДШИ и являются в социально-культурном плане наиболее перспективным видом образовательного учреждения художественного профиля.
- Использовать структуру и принципы построения воспитательных систем, в основе которых – образ выпускника учебного заведения дополнительного образования детей.
- Использовать алгоритм и принципы создания развивающих образовательных программ учреждений дополнительного образования ведомства образования, развернув их на деятельность школ искусств.
- Ввести в ДШИ дошкольную трёх-четырёхгодичную ступень – студии общего эстетического развития с интеграцией основных видов искусства. Эти студии позволят создать основу и для общего художественного развития, и для профессионального.
- Разработать развивающие комплексные образовательные программы для ДШИ, нацеленные на воспитание личности ребенка средствами искусства.
- Решить проблему подготовки и переподготовки кадров для ДШИ. Сегодняшние кадры по профессионально ориентированным программам работать толком не умеют, а по развивающим программам – тем более. Для их подготовки необходимо усилить педагогический блок дисциплин образовательного комплекса в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства.
- Расширить спектр видов художественной деятельности в ДШИ, включив наиболее популярные и перспективные сегодня виды: дизайн (включая компьютерный дизайн), художественная фотография, экранные виды искусства, театр, электронная музыка, современный танец, звукорежиссура. Стратегия их введения состоит не столько в обогащении ДШИ новыми направлениями художественного творчества, сколько в их интеграции, ориентированной на коллективное творчество детей в синтетических жанрах искусства, например, в создании детских мюзиклов, театрализованных музыкально-танцевальных шоу.
Оставить комментарий