Обсуждая Концепцию развития детских школ искусства в Российской Федерации

А.Никитин, кандидат искусствоведения,
директор Центра эстетического воспитания детей, г.Хабаровск

Обсуждая Концепцию развития детских школ искусства в Российской Федерации

Принятый в декабре прошедшего года закон Российской Федерации "0б образовании" содержит ряд новых положений, касающихся допол­нительного образования детей, главным образом его художественно-эстетического направления. Эти положения разграничивают деятельность об­разовательных учреждений художественного про­филя ведомства культуры и ведомства образования, направляя деятельность первых в профессиональ­ное русло и ограничивая деятельность вторых общеразвивающими программами обучения. Основной задачей детских образовательных учреждений искусства (далее ДШИ) стало создание условий для получения детьми предпрофессионального об­разования, то есть приобретения знаний и навыков для подготовки к профессиональному образованию в области искусства. Подобное разграничение вы­звано рядом причин, обозначенных в документе Министерства культуры, последовавшим за вновь принятым законом РФ "0б образовании" и полу­чившем название 4Концепция развития детских школ искусства в Российской Федерации.

Приведём наиболее важные из них: "Политиче­ские, общественные, культурные трансформации, произошедшие в России в последние два десяти­летия, оказали своё негативное влияние на всю систему развития отрасли в целом". С принятием 1992 году закона Российской Федерации "0б образовании", в котором ДШИ были определены как учреждения дополнительного образования детей без учета специфики их деятельности, стали проявляться тенденции к разрушению историче­ских традиций в подготовке творческих кадров, поскольку перед ДШИ были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями. В результате:

  • не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся;
  • ежегодно уменьшается количество детей, обу­чающихся в ДШИ по программам академической направленности, например по отделению фортепиа­но: 2008 г. – 332710 чел., в 2009 г. – 323700 чел., 2010 г. – 319744 чел., 2011 г. – 312965 чел.;
  • у преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как бу­дущего абитуриента музыкального, хореографиче­ского или художественного колледжа/техникума, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования;
  • снизился социальный статус педагогических работников по отношению к учителям общеобра зовательных школ. (Причиной перечисленных явлений стал, увы, не закон "0б образовании" 1992 года, а низкая социальная оценка деятельности работников культуры и искусства в новой россий­ской рыночной действительности и смехотворная оплата их труда).

Предпрофессиональные программы, вводимые в ДШИ, призваны обеспечить преемственность основных образовательных программ предпро­фессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусства; сохранение единства образовательно­го пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, а также типов и видов образовательных учреждений.

В перспективе, согласно Концепции, в ДШИ предполагается реализация дополнительных обще развивающих программ, которые должны обеспечивать повышение общего культурно-образовательного уровня подрастающего поколе­ния; выявление одаренных детей; привлечение наибольшего количества детей к творческой деятельности; формирование заинтересованной аудитории.

Главная проблема художественного образования, обозначенная в Концепции, получила следующее выражение: «Отдавая должное историческим традициям профессионального творческого об­разования, следует признать несоответствие существующих форм обучения современному состоянию общества». Надо заметить, что этот вывод справедлив и в отношении ДШИ.

Основной пафос Концепции выражен в следую­щем утверждении: «...система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на под­готовку людей с активным творческим потен­циалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкуренто­способность».

Министерство образования разместило Концеп­цию на своём сайте и провело её обсуждение на заседании Общественного совета для получения первичного срезая мнений педагогической и научной общественности. автор этой статьи был приглашен на заседание Совета, которое проходило 19 декабря в Министерстве культуры под предсе­дательством заместителя министра культуры РФ Г.П.Ивлиева. Полученные впечатления от обсуж­дения Концепции и мысли, родившиеся после него, легли в основу данной статьи.

Основным предметом дискуссии стало содер­жание понятий "предпрофессиональные образо­вательные программы" и "общеразвивающие об­разовательные программы". Некоторые педагоги и руководители учебных заведений высказали тревогу по поводу того, что предпрофессиональное образование ориентирует ДШИ на обучение всех детей ~под одну гребенку; а это чревато печаль­ными последствиями для детей и самих ДШИ, которые, во-первых, не все смогут осуществлять такое образование на должном уровне; во-вторых, могут потерять учащихся, поскольку не многие дети хотят сегодня получить среднее и высшее об­разование для работы в сфере искусства. Это пре­вращает ДШИ в двуглавое существо, которое смо­трит и в сторону профессионального образования, думая о подготовке кадров для сферы искусства, а беспокоясь о сохранности контингента учащихся, и в сторону тех детей, кто хотел бы приобщиться к искусству для общего развития, удовлетворения своих человеческих потребностей. Эту двойную на­правленность ДШИ предусматривает новый закон "Об образовании", вводящий, наряду с термином предпрофессиональные образовательные програм­мы, термин "общеразвивающие образовательные программы", толкование которого вызвало бурную дискуссию среди присутствующих. Выяснилось, что никто из них не может ясно и чётко сформули­ровать, что есть развивающее обучение и чем оно принципиально отличается от предпрофессиональ­ного. Выступающие разделились на две группы: одни отстаивали необходимость первые три-четыре года обучать всех учащихся одинаково, по разви­вающим программам, а затем уже разделить их на два потока; другие говорили о необходимости серьезного профессионального обучения с самого начала, чтобы не потерять время.

Попытаюсь, обратившись к тексту Концепции, дать оценку тем её положениям, которые стали главным предметом обсуждения. Далее в тексте статьи цитируется то или иное положение Концеп­ции, а ниже курсивом даны комментарии к ним.

1. Цель и задачи Концепции.

1.1. "Цель системы ДШИ – с помощью всех возможных форм творческого образования сформи­ровать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и со­временного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных твор­ческих навыков".

Сформулированная цель – это не цель Кон­цепции развития ДШИ, а программа деятель­ности всего Министерства культуры, для ДШИ неподъёмная.

1.2. "Система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность".

Как же можно «изменить лицо страны и обе­спечить ее высокую конкурентоспособность», если из учащихся, окончивших ДШИ (это всего 3­4% всех детей), лишь 4­5 процента продолжат образование в средних специальных и высших учебных заведениях художественного профиля?!

1.3. "Взаимодействие с общеобразовательными школами, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры с целью поиска и выявления одарен­ных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным программам, а также совместной реализации дополнительных обще­развивающих программ, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий, а так­же выездных занятий и пр.".

А где же остальная часть дополнительного образования художественной направленности – дворцы и дома детского творчества, студии, центры эстетического воспитания детей? Они, к сожалению, выпали из поля зрения создателей Концепции. В Концепции выхвачен один сегмент дополнительного образования – школы искусства. Всё остальное художественное образование, от­носящееся к ведомству образования, по мнению многих участников обсуждения Концепции, это досуг, «любительщина», то, что к серьёзному искусству отношения не имеет; это то, чем должна заниматься общеобразовательная школа (а у школы сегодня лишь ЕГЭ на уме!). Налицо старая неприязнь ведомства культуры к ведом­ству образования, незнание того, что в этом ведомстве делается и какие там имеются дости­жения в области художественного воспитания и обучения. При этом забывается, что с 1992 года учреждения дополнительного образования ведомства образования стали образовательными учреждениями со всеми их атрибутами (концеп­цией, учебным планом, образовательными про­граммами, лицензией и аккредитацией, дающей право выдавать их выпускникам свидетельства об окончании учебного заведения). А центры эстетического воспитания детей сегодня более прогрессивны и эффективны, нежели ДШИ (осо­бенно в реализации общеразвивающих программ), в количественных показателях, а в некоторых сферах художественно­педагогической деятель­ности – и в качественных.

1.4. "Предлагаемая программа действий есть, по сути, содержательная реформа начального образования в сфере искусств, понимаемого не в герметичном, как прежде, виде (искусство для искусства), а в гораздо более широком, предпо­лагающем глубокое проникновение всех видов и родов творческих практик во все слои общественной жизни, качественное изменение общественной жизни с помощью культурного инструментария»".

Некорректное и несправедливое заявление в отношении ДМШ и ДШИ. Они никогда не рабо­тали, исповедуя принцип «искусство для искус­ства», а всегда занимались, по мере их возмож­ности, художественным воспитанием детей и начальным профессиональным образованием.

1.5. "Необходимо расширить перечень учебных предметов: театр, дизайн, кино, анимация, фото, архитектура, современный танец, мультимедиа­арт, современное искусство, фольклор, современ­ная музыка (неакадемические жанры) и т.п.»".

Сегодня ДШИ еще не стали современными школами искусства в силу их ограниченности двумя или тремя его видами.

2. Терминология.

2.1. Термин «Предпрофессиональное образование» можно понимать и толковать по-разному.

Толкование 1 (общепринятое).

Предпрофессиональное образование – это на­чальное профессиональное образование, которое с первых шагов нацелено на овладение мастерством в сфере художественно-творческой деятельности, на получение высоких художественных достижений в раннем возрасте, опираясь на пластичность и вос­приимчивость детской психики и психомоторики, ценой больших физических и временных затрат. Сторонниками такого толкования этого понятия, как правило, замалчивается Сцена вопроса» – лише­ние ребёнка возможности полноценно прожить его детскую жизнь, наполненную играми, общением, удовлетворением многообразных интересов, потреб­ностей и наклонностей, стремлением обрести в своем сознании истинную картину мира, для чего детству дан особый дар, уже утраченный взрослыми. Из­вестно выражение: "недоигравший ребенок – это не­счастный взрослый". Мир знает много несчастных людей, владеющих своей профессией, но так и не постигшим её дух, истинное предназначение. Их с детства заставили проживать не свою собственную жизнь, а чужую, по навязанному, вопреки их воле, сценарию.

Толкование 2 (позиция автора данной записки).

Предпрофессиональное образование – это об­разование, создающее условия (подготовленную благодатную почву) для получения качественного профессионального образования в его сегодняшнем понимании. А оно за последние 20 лет значительно изменилось и обогатилось реалиями художествен­ной и социальной действительности, требующими ярких личностных качеств, общего развития, ши­рокого кругозора, эстетического отношения к миру, уяснения взаимообогащающей связи действитель­ности и искусства, обладания способностями ори­ентироваться в полихудожест венном пространстве, взаимодействовать со смежными видами искусства; способностями к художественной коммуникации, творческому преобразованию мира; обладания не только мастерством музыканта-исполнителя, ак­тёра, танцора, художника, дизайнера и т.д., но и способностями и навыками менеджера, успешно продвигающего свой (или чужой) творческий про­дукт в рыночных условиях нашей действительно­сти. Сегодня "менеджерский компонент" включён в структуру художественной одарённости, да и не только художественной.

Такое понимание профессионального образования требует (особенно на начальном этапе) акцента на воспитании в широком смысле этого понятия – на физическом, психическом, духовно-нравственном и социальном совершенствовании ребенка, под­ростка – и предполагает развивающее образование, нацеленное, в первую очередь, на формирование личности ученика, а затем уже – на обучение ре­меслу, овладение техникой и технологиями той или иной профессии в сфере искусства.

В этом и есть главное отличие обучающих и развивающих программ: первые ориентирова­ны на овладение предметной деятельностью, например инструментом (фортепиано, скрипка, виолончель и т.д.), на профессиональном или любительском уровне; вторые – на воспитание средствами искусства духовно­нравственной личности, способной к самореализации в этой сфере, нацеленной на преобразование себя и окружающего мира по законам красоты.

2.2. Термин «общеразвивающее образование»

Толкование 1 (общепринятое).

Общеразвивающее образование – упрощенный вариант профессионального обучения с более сво­бодными и гибкими рамками, когда ученик может не "проходить", например, в классе фортепиано ДМШ и ДШИ обязательный репертуар, включаю­щий традиционные академические формы – по­лифонию, крупную форму, этюды, кантилену и виртуозную пьесу, а играть тот репертуар, который устраивает его и его родителей. При таком пони­мании развивающего обучения содержание, формы и методы, по существу, отличаются от начального профессионального обучения только уровнем.

Толкование 2 (современное).

Для него характерно понимание развития как раскрытия в различных возрастных фазах психи­ческих и духовно-нравственных качеств ребенка, процессов, культуросообразных способностей, способов действий, возможностей саморазвития. Это толкование совпадает на начальном этапе вос­питания и обучения ребенка со вторым толкованием понятия "предпрофессиональное образование"; в дальнейшем общеразвивающее направление доми­нирует в развитии основной массы учащихся ДШИ и продолжает "сопровождать" профессионально ориентированного ребенка.

Общеразвивающее образование (общеразвиваю­щие программы) своим предметом делает личность ребенка, подростка, молодого человека. Для него искусство – не цель, а средство выявления и развития человеческого в человеке посредством искусства, основа саморазвития и самореализации творческих потенций личности. Отсюда принципиальное разли­чие обучающих и развивающих программ, в первую очередь, по содержанию образования.

Развивающие программы должны быть об­ращены на воспитание личности ребенка, на его физическое, психическое, духовно-нравственное и социальное развитие:

  • на формирование у ребенка и подростка мо­тивации к занятию художественно-творческой деятельностью;
  • на развитие сенсорно-перцептивных способ­ностей, внимания, воображения, эмоциональной чувствительности, богатства эмоционального те­зауруса, художественного мышления во всех его видах, способности видеть прекрасное в действи­тельности;
  • на развитие общей художественной одарен­ности в полихудожественном образовательном про­странстве, присущей изначально всем детям, что можно осуществить в ДШИ, где различные виды искусства сосуществуют, но не взаимодействуют в процессе обучения;
  • на развитие специальной художествен­ной одарённости, охватывая все виды и формы художественно-творческой деятельности в избран­ном основном виде искусства (программы комплекс­ного развития);
  • на осторожное педагогическое сопровождение ребенка, избегающее забивания его эталонами, стандартами профессиональных требований и норм на раннем этапе развития.

Нельзя ребенка сразу обучать как профессио­нала – надо дать ему погрузиться в стихию пре­красного, мир, восхищающий и радующий его, а не требовать от него соответствия профессиональным требованиям.

Следует подчеркнуть, что заниматься общим ху­дожественным развитием ребенка не легче, нежели профессиональным, а в плане охвата всех сторон личности и раскрытия ее творческих возможностей – гораздо сложней. Это утверждает профессиональ­ный музыкант, педагог, проработавший 48 лет в си­стеме дополнительного образования: 25 лет в ДМШ и 23 года в Центре эстетического воспитания детей.

К сожалению, для детских учебных заведе­ний искусства не стало нормой создание вос­питательных систем, которые уже существуют в до­полнительном образовании ведомства образования.

Вывод. Воспитание художника-профессионала (под художником здесь понимается деятель искус­ства вообще) на начальном этапе его становления и развития не должно отличаться от воспитания личности обычного ребенка, тем более что вы­явление истинной одарённости требует времени в процессе педагогического взаимодействия с ним. Истинная одарённость редко обнаруживается пу­ тем селекции, а чаще – в процессе неторопливого всматривания в ребёнка, развития присущей всем детям художественной одаренности, наиболее для них естественной и органичной. Концепция – очень нужный и своевременный документ, но требующий серьёзной доработки.

Предложения.

  1. Необходимо определиться с терминами, дать четкую их дефиницию и однозначное толкование: что есть "профессиональное художественное об­разование", "предпрофессиональное образование", "общеразвивающее образование или обучение".
  2. Четко сформулировать цель ДШИ и ее задачи.
  3. Министерству культуры взаимодействовать с Министерством образования и науки в научной психолого-педагогической сфере, методической и практически-педагогической.
  4. Изучить опыт работы центров эстетического воспитания детей ведомства образования, кото­рые сегодня во многих отношениях эффективней ДШИ и являются в социально-культурном плане наиболее перспективным видом образовательного учреждения художественного профиля.
  5. Использовать структуру и принципы построе­ния воспитательных систем, в основе которых – образ выпускника учебного заведения дополни­тельного образования детей.
  6. Использовать алгоритм и принципы создания развивающих образовательных программ учрежде­ний дополнительного образования ведомства образо­вания, развернув их на деятельность школ искусств.
  7. Ввести в ДШИ дошкольную трёх-четырёх­годичную ступень – студии общего эстетического развития с интеграцией основных видов искусства. Эти студии позволят создать основу и для общего ху­дожественного развития, и для профессионального.
  8. Разработать развивающие комплексные обра­зовательные программы для ДШИ, нацеленные на воспитание личности ребенка средствами искусства.
  9. Решить проблему подготовки и переподго­товки кадров для ДШИ. Сегодняшние кадры по профессионально ориентированным программам работать толком не умеют, а по развивающим программам – тем более. Для их подготовки необ­ходимо усилить педагогический блок дисциплин образовательного комплекса в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства.
  10. Расширить спектр видов художественной дея­тельности в ДШИ, включив наиболее популярные и перспективные сегодня виды: дизайн (включая компьютерный дизайн), художественная фотогра­фия, экранные виды искусства, театр, электронная музыка, современный танец, звукорежиссура. Стра­тегия их введения состоит не столько в обогащении ДШИ новыми направлениями художественного творчества, сколько в их интеграции, ориентиро­ванной на коллективное творчество детей в синте­тических жанрах искусства, например, в создании детских мюзиклов, театрализованных музыкально-танцевальных шоу.
Искусство в школе: 
2013
№2.
С. 4-7

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.