Образ мира и «вибрация души»
Образ мира и «вибрация души»
В предыдущем номере журнала была опубликована статья Л.3опотаревой о взаимосвязи искусств в импрессионизме с нашими комментариями к ней. Сегодня мы знакомимся с работой педагога, который тоже старается раскрыть детям глубинное родство разных искусств, но иными методами и на ином материале, не слишком доступном не только детям, но и взрослым.
Ещё не так давно многие у нас простодушно полагали, что абстрактное, или беспредметное, или «нонфигуративное», искусство – это не более чем прикрытие для тех, кто попросту «не умеет рисовать». Сейчас это, я надеюсь, уже не тема для серьёзного обсуждения (хотя шарлатан может «свить гнездо» под сенью любого направления, и изобразить из себя «абстракциониста», понятное дело, легче, чем «реалиста»).
Более устойчиво другое, несколько снобистское заблуждение: абстрактная живопись не только не отображает внешний мир, но и не выражает внутренний мир человеческой души, ничего не говорит и не должна говорить о том единственном мире, в котором мы живём. Её дело – самоценная игра цветов, форм или фактур, а знатоки понимают, насколько изысканно, точно, своеобразно и стильно ведёт художник эту игру. Но разве такими представлениями о живописи и её роли вдохновлялись основатели, теоретики,
выдающиеся представители беспредметного искусства? Напротив, они рассчитывали сделать своё искусство более содержательным, чем фигуративная живопись, поскольку обострённо чувствовали суггестивное и ассоциативное воздействие не только того, что и как изображено на картине, но и самой материи искусства; отзывались душой на то, что «говорят» своим особым языком цвета и формы, линии и пятна, фактуры и объёмы.
Это, кстати, не означало принципиального отказа от изображения. Так, главный теоретик абстракционизма В.Кандинский, создававший своего рода «азбуку» эмоционального воздействия разных цветов и форм, приводит следующий характерный пример. Яркий (кажется, красный) цвет вызывает у нас радостное чувство, но если художник оденет в яркую одежду изображаемого героя, который, по сюжету картины, находится в печальном или опасном положении, тот же самый яркий цвет нас не обрадует, а, напротив, усилит драматизм ситуации.
Сам Кандинский в зрелые годы писал беспредметные картины, но и он, и другие вдумчивые сторонники нового направления прекрасно понимали, что и в картинах старых мастеров действуют скрытые силы цвета и формы, что это и придаёт им (в отличие от окостенелого академизма или «бытописательства» конца ХI~ века) такую глубину художественного воздействия. Но там эти силы присутствуют «прикровенно», проступают сквозь изображение внешнего мира, как бы прячутся под покровом объективной, «предметной» реальности. Если же её отбросить, обойтись без предметов, то – верили создатели нового направления – внутреннее содержание картины, невыразимое словами переживание, «вибрация души», лежащая в её основе, выступят в обнажённом виде и будут восприниматься сильнее, без помех и отвлечений, более остро и непосредственно.
Так ли это? Действительно ли абстракционистам удавалось выражать невыразимое с большей силой, чем великим старым мастерам? С моей точки зрения (подчеркиваю – с моей) – нет, не удавалось. По-моему, художник, который выражает невидимое духовное содержание, преображая образы видимого мира, достигает большей глубины прозрения в тайну, чем это удаётся «беспредметникам». Наш мир словно становится прозрачным, через него просвечивает бесконечный духовный мир, который становится благодаря этому ближе к нам и «реальнее». А попытка непосредственно передавать невидимое, парадоксальным
образом, оказывается схематичнее и беднее. Многие композиции В.Кандинского великолепны, но, читая его слова о «музыке сфер» и о картине-мироздании, трудно избавиться от ощущения преувеличения: то, о чём он мечтал, что проектировал, слишком уж превышает то, что возникает на полотне...
Впрочем, воздержимся от приговоров. Беспредметная живопись – новорожденный младенец по сравнению с предметной, и никто не знает, какие возможности творчества и восприятия откроются у человека через какие-нибудь 2-3 тысячи лет. Несомненно другое: если не обладать чуткостью к непосредственному воздействию «материи» произведения, тех самых цветов и форм, то ни анализ идейного содержания картины любого направления, ни знание исторических и биографических обстоятельств её появления не сделают наше восприятие художественным. И с этой точки зрения приобщение ребёнка к беспредметной живописи может много дать для его художественного развития в целом.
Естественно, что беспредметная живопись нашла своего ближайшего союзника в музыке – искусстве, которое обладает максимальной силой воздействия, но, за редкими экзотическими исключениями, не прибегает к имитации звуков объективного мира. Аналогичная линия обозначилась в своё время и в искусстве слова: поэты пытались выявить выразительность «материи языка», освободить звучание слова от его житейских значений, а также от литературных условностей и штампов. В отечественной поэзии это проявилось в так называемой «зауми» – направлении, связанном, в первую очередь, с именами В.Хлебникова и С.Кручёных.Отметим попутно: «заумное» – не ругательное слово, означающее отсутствие здравого смысла, нарочитое усложнение простых вещей и т.п. Заумное – то, что за умом, что превосходит возможности обычного, рационального постижения.
Что же касается интересного урока, той методики, с помощью которой Н.Новикова стремится достичь «формирования эмоционально-личностного отношения к беспредметному искусству», то мы хотели бы узнать, как эту методику оценят коллеги – педагоги, захотят ли воспользоваться ею в своей практике, что и почему сочли бы целесообразным изменить, и т.д., и т.п. Я же позволю себе предложить для обсуждения два замечания. Первое. Очень важно, необычно и правильно с точки зрения эмоционально-эстетического развития ребёнка то, что автор старается включить «в работу» все чувственные модальности, а не только зрение и слух. Второе. Несомненно, восприятие произведения не только «имеет право» быть индивидуальным, но и не может быть иным, но значит ли это, что «все варианты правильны»? Или бесконечное разнообразие индивидуальных интерпретаций помещается всё же в некотором широком, но не безбрежном русле авторского замысла? Иначе – зачем нам автор?
Напоследок призываю критически отнестись к финальному словарному определению беспредметного искусства, хранящего, мне кажется, воспоминания о «социалистическом реализме»; в особенности в той его части, где говорится о «хаотических, неорганизованных, абстрактных формах». Во-первых, эти эпитеты не должны идти через запятую, как будто абстрактное и есть неорганизованное; во-вторых, если уж мы говорим главным образом о В.Кандинском, то причём тут неорганизованность? Даже к упоминаемому абстрактному экспрессионизму нужно подходить более дифференцированно!
Наконец, я не сводил бы дело к подсознанию художника. ~ того же Кандинского очевидны попытки проникать в область человеческого сверхсознания. Насколько они удались и воплотились в картинах – другой вопрос. Одним словом, определения абстракционизма, к которым подошли ученики Н.Новиковой, кажутся мне более тонкими.
А.М.
Оставить комментарий