Путешествуя по России в пространстве и времени…

Н. Фомина

Путешествуя по России в пространстве и времени…

На протяжении ряда лет мы с мужем отправлялись в отпуск на две недели в Европу, чтобы увидеть то, о чём знали по книгам, фильмам, лекциям. И вдруг потянуло поездить по России, которую в основном знаем по тем же источникам. Впервые в жизни путешествовали на теплоходе. Всем советую. Путешествие по воде, мне кажется, меняет представление о пространстве и времени.

Главной целью путешествия были Соловки. Расстояние между Москвой и Соловецкими островами по прямой составляет 2325 км. Теплоход наш шёл очень медленно, его самая большая скорость - 20 км в час. Дата его рождения - 1956 год. Он был создан на верфях ГДР, трижды менял название: был «Карлом Либкнехтом», «Юрием Никулиным» и наконец стал «Солнечным городом». Я с детства полагала, что, если кораблю имя даётся, то это навсегда увековечивает память о выдающемся человеке. Ан нет, оказывается выдающиеся для каждого времени свои.

Нас сопровождала замечательная команда. Мы могли посещать мастер-классы по разным видам художественного творчества, от бумагопластики до вокала, учиться испанским танцам, слушать концерты эстрадной и классической музыки, беломорского фольклора. По радио постоянно давалась информация о каналах, шлюзах, населённых пунктах, памятниках архитектуры, которые проплывали перед нашими глазами. Посещение каждого города широко обсуждалось. Оказалось, что среди нас есть учителя, научные сотрудники, преподаватели вузов из разных городов. Всюду общие проблемы - нищета, разрушение производств, образования, отчётность, заменяющая творческую работу. Многие вспоминали получившее поддержку в социальных сетях и опубликованное в «Искусстве в школе» письмо В.В. Афанасьевой - профессора из Саратова, правдиво отражающее положение дел в образовании, науке, в жизни.

Каждый день мы выходили на берег для знакомства с крупными и мелкими городами: Калязин, Череповец, Вытегра, Петрозаводск, Повенец, Медвежьегорск, Сосновец, Беломорск, Соловки, Кижи, Горицы (Фера-понтово, Кирилло-Белозерский монастырь), Углич. Удивительно: каждый из посещаемых населённых пунктов, в том числе тех, о которых я никогда не слышала, имеет огромное значение в истории нашей страны. Каждый пережил все тяготы её, начиная с XVI-XVII вв. Переживает и сейчас.

Путь, который мы прошли, - это история гулаговской трагедии нашего народа. Беломоро-Балтийский канал строили заключённые самыми средневековыми методами. Каждый день от голода, физического истощения, болезней, отсутствия крыши над головой погибали сотни людей. Меня не покидало ощущение, что каналы стоят на костях заключённых в прямом смысле слова. И проектировались они в так называемых «шарашках», хорошо известных по произведениям А. Солженицына.

Сеть каналов, сделавшая Москву городом пяти морей. Проходя шлюзы, любуясь их конструктивной функциональностью, погружаешься в историю архитектуры советского периода. Но щемящее чувство скорби меня не оставляло даже в самые солнечные дни. А, может быть, райские пейзажи и умиротворяющая погода ещё более усиливали скорбь. Под нами проплывали сотни ушедших под воду населённых пунктов. Поэтому фарватер движения теплохода очень ограничен. Огромное количество зелёных островков - это не ушедшие под воду части леса, которые размываются водой: цветущие деревья медленно падают в воду.

Дом XIX века в Калязине

На второй день - остановка в Калязине. Задолго до подхода к городу возникла на горизонте колокольня затопленного Никольского собора (см. цв. вклейку). Медленно приближались мы к пятиярусной специально укреплённой колокольне. Конечно, теплоход не может совсем близко подойти к ней. Но ощущение движения в направлении сотворённого человеком чуда, брошенного в одиночестве посреди водной глади, очень сильно. И очень хотелось оказаться рядом. Мне сейчас представляется, что останься она в городе как часть монастыря, не вызывала бы она столько переживаний.

После затопления центральная, самая древняя часть Калязина, центр светской и духовной жизни города, навсегда ушла под воду. Колокольня до сих пор остаётся главной достопримечательностью, обеспечивающей поток туристов.

Оказавшимся без крова жителям обещанное жильё до войны предоставлено не было. Ушедшие на фронт жители, которые выжили и вернулись в родной город, десятилетия жили во времянках. Дефицит жилья сохраняется до сих пор. После крушения Советского Союза и ликвидации производства без работы остались тысячи людей, в поисках работы коренные жители покидают город. Подобные проблемы существует практически во всех городах, в которых мы побывали, и они гонят жителей в более благополучные города. По словам экскурсоводов, не бегут музейщики и учителя.

Уцелевшие монастыри и храмы в последние десятилетия возвращаются к духовной жизни, в одном из храмов развёрнута экспозиция краеведческого музея, в которой раскрывается история города, показаны спасённые иконы и фрески разрушенных соборов.

Удивительным представляется не просто выживание, но расцвет нашей области - художественного воспитания детей. В каждом населённом пункте, иногда сельского масштаба, существует студия творческого развития или художественного воспитания, а во всех городах, даже насчитывающих несколько тысяч жителей, школы искусств, художественные школы. При этом размещаются они, как правило, в благоустроенных помещениях.

Череповец я ожидала увидеть похожим на Магнитогорск и Новокузнецк, которые в советские времена были погружены в смог вредных выбросов и существовали на фоне огненного марева металлургических гигантов. Но технология производства изменилась, и Череповец, раскинувшийся на берегах Шексны, производит впечатление города зелёного, благополучного, сохраняющего память об истории освоения края, о его выдающихся жителях, о разных архитектурных стилях, об истории быта русской провинции. Советский центр города, сложившийся после войны, несмотря на импозантность и стилистическое единство, выглядит не ухоженным. Основные памятники этой части города - памятник В.И. Ленину работы Е. Вучетича, памятник металлургам и памятник В.В. Верещагину - уроженцу Череповца.

В Череповце   Памятник металлургам в Череповце   Памятник В.В. Верещагину в Вытегре
В Череповце   /   Памятник металлургам в Череповце   /   Памятник В.В. Верещагину в Вытегре

Впечатление целостного ансамбля производит и самая старая часть города, сложившаяся в конце XIX века благодаря подвижнической деятельности дворянства и купечества города, которое на протяжении многих лет возглавлял И.А. Милютин. Памятник ему установлен на главной площади этой части города. В старинных зданиях по-прежнему расположены театр, музеи, галереи. Город хранит память и о выдающихся деятелях русской культуры, судьба которых связана с городом. Это братья Верещагины и поэт Игорь Северянин. История быта XIX века сохраняется в Историко-этнографическом музее «Усадьба Гальских» и в Мемориальном доме-музее Верещагиных. Музеи выживают благодаря уникальным коллективам энтузиастов, собирающих, изучающих и пропагандирующих культурное наследие.

В музее Верещагиных в Череповце   Усадьба Гальских под Череповцом   Детская в усадьбе Гальских
В музее Верещагиных в Череповце   /   Усадьба Гальских под Череповцом   /   Детская в усадьбе Гальских

Несмотря на тяжёлые финансовые проблемы, сотрудники музея Верещагиных пополняют коллекцию благодаря дарам горожан и наследников художника и его выдающегося брата - изобретателя всемирно известного Вологодского масла.

Событием была остановка в историческом городе Вытегра. (Первое письменное упоминание о Вытегорском погосте на торговом пути Великий Новгород-Шексна относится к 1496 году.)

На причале нас встретила измождённая, но очень стройная женщина, которая толково рассказывала об истории города, перемежая историческую информацию сведениями о современной жизни. На пути к достопримечательностям выяснилось, что в небольшом городе (но всё-таки 10 тыс. жителей) один автобус, который летом «не пускают»: он ходит в течение девяти месяцев, пока дети учатся. В городе одна школа. Некоторые её выпускники поступают в учебные заведения Петрозаводска или Череповца, но возвращаются лишь те, кто не нашёл работы в крупных городах. Зарплата до 10 тысяч, поэтому выживают натуральным хозяйством. Газа в городе нет. О горячей воде не мечтают... Удобства для большинства жителей на улице.

Остановились у памятника Воинам-вытегорам. Память о погибших бережно сохраняется. Всех потряс рассказ о молодых девушках, призванных разминировать город. Многие из них, поспешно обученные, погибли; выжившие не только не были награждены, но не были причислены к ветеранам войны.

Уцелевшие памятники архитектуры в запустении. Впечатляющий собор Сретения Господня (1869-1873 гг.) в процессе реставрации. Рядом с собором - Часовня Исаакия Далтматского конца XIX в., перенесённая с Беседной горы. Гора примечательна тем, что, по преданию, Пётр I осматривал там окрестности и беседовал с местными жителями о соединении рек Вытегры и Ковжи.

В пространстве площади - памятник уроженцу Вытегры поэту Н.А. Клюеву. Рассказ о расстрелянном в 1937 г. поэте экскурсовод сопровождала чтением его стихов. Дождь, сопровождавший её рассказ, соответствовал атмосфере города и его истории.

Следующая остановка - Петрозаводск, столица Карелии. Утро пасмурное, но тёплое. На причале нас встретила Галина - весело настроенная девушка такого роста, что ей не нужен был путеводный флажок. Повела нас, прежде всего, к памятнику Петру I. Памятник стоит в небольшом сквере. Когда-то он находился на главной Круглой площади, но в советское время его там заменил памятник Ленину. Памятник Петру работы И.Н. Шредера производит выразительное пластическое впечатление круглого монумента, эффектного со всех точек зрения - и со стороны города, и со стороны набережной. Он был открыт в 1873 году.

Памятник Державину   Водопад Кивач   Памятник Петру I
Памятник Державину   /   Водопад Кивач   /   Памятник Петру I

Очень живо двигались по городу, что Галина объяснила вчерашним визитом В.В. Путина, к которому все ямы в центре успели заделать.

Площадь Кирова - культурный центр города. На ней находятся музыкальный, национальный, драматический театры, рядом, на улице Карла Маркса, театр кукол. В центре площади памятник Кирову, который с эстетической точки зрения выглядит наивным: на высокий постамент поставлен словно слепок с натуры, поэтому снизу он кажется дегенеративным - с маленькими конечностями и огромной головой. На этой же площади - Музей изобразительных искусств и Национальный музей Республики Карелии, расположенные в старинных зданиях, когда-то построенных для учебных заведений. Среди выпускников - замечательный художник В.Д. Поленов.

Площадь Ленина, называвшаяся Круглой, сформирована из административных зданий XVIII-XIX вв. История памятников Ленину и Кирову, выполненных М. Манизером, отражает историю оккупации города. Оккупирован он был финнами. Оба памятника были сняты, «Киров» отправлен в Финляндию, «Ленин» аккуратно демонтирован и сложен во дворе университета, а на постамент была установлена гаубица.

После войны советские власти потребовали возвращения памятников. «Кирова» сразу найти не удалось, и памятник был отлит заново. (Когда финны нашли-таки памятник, его отправили в г. Киров.) Были найдены все части памятника Ленину (исключая голову). Её пришлось изваять заново, поэтому цвет гранита фигуры отличается от цвета головы. Любопытная деталь - Владимир Ильич сжимает не привычную кепку, а шапку-ушанку. Видимо это дань местному климату.

Городской сад носит историческое название Губернаторского парка. Центральная аллея ведёт к памятнику первому Олонецкому губернатору поэту Г.Р. Державину (скульптор Вальтер Сойни и архитектор Эмиль Кулдавлетов). Скульптура, создающая образ вдохновенного поэта, стилизована под пластический язык классики. Для достижения внешнего сходства за основу взято изображение поэта-губернатора на памятной доске, установленной на доме, где жил Державин. Обходя памятники, я заметила сверкающий под ногами камень, текстура которого заиграла, омытая дождём и освещённая солнцем. Оказалось, что центральная аллея парка и площадка вокруг памятника вымощены брусчаткой из малинового кварцита. Этот камень, более известный как порфир, - ещё одно достояние Карелии. Порфир стал основой оформления Ринальди Мраморного дворца в Санкт-Петербурге, саркофага Наполеона, мавзолея Ленина. Камень использовался для украшения многих дворцов, соборов, памятников и монументов. Впечатления о Карелии дополнила экскурсия на водопад Кивач, воспетый Г. Державиным в оде «Водопад».

На автобусной остановке на Киваче моё внимание привлекла выставка детских рисунков - победителей конкурса, посвящённого году экологии. В основном были представлены работы, изображающие по представлению и с натуры Кивач. Очень я порадовалась за детей, вдохновлявшихся собственными впечатлениями и наблюдениями, а также мифологией Карелии. Вместе со мной детские рисунки с интересом рассматривали юные и совсем маленькие туристы.

Ранним утром следующего дня пристали к По-венцу, от которого нас повезли в город Медвежьегорск, на Онежском озере. Посёлок Медвежья Гора пережил все драматические события гражданской войны, в 1930 г. стал административным центром стройки Беломоро-Балтийского канала и Беломоро-Балтийского исправительно-трудового лагеря (Белбалтлага), а в 1938 году получил статус города с названием Медвежьегорск.

Память о жертвах ГУЛага хранит Мемориальное кладбище «Сандармох» (лесное урочище) - место массовых расстрелов в 1937-1940-х гг. Мы подъезжали к нему по дороге, окружённой хвойным лесом. Исключительной красоты высоченные корабельные сосны образуют сказочные, словно прозрачные леса. Была удивительная умиротворяющая погода. Вид погоста среди леса потрясает. Здесь на площади 10 гектаров захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей Память о жертвах сталинского террора сохраняется, объединяя людей разных национальностей на ежегодных днях памяти. Молодые историки и краеведы возвращают имена людей не просто истории, но их родным и близким.

Мемориальное кладбище «Сандармох»

Мемориальное кладбище  «Сандармох»

Скалы и леса Медвежьегорска хранят следы Великой Отечественной войны. Высоко в горах сохранились остатки финских укреплений. С декабря 1941 г. до августа 1944 года город был оккупирован.

В советское время в Медвежьегорске действовали заводы, работал Комбинат по обработке древесины. Несмотря на падение производства, в городе и сегодня ощущается активная культурная жизнь. Меня тронуло существование в городе библиотеки, работа краеведов.

Итак, мы приближались к цели своей поездки - к Соловкам. Главное - не проспать! Ранним солнечным утром теплоход стал у причала в Сосновцах. Нас заранее предупредили, что одеваться нужно максимально тепло, потому что погода на Белом море и в Соловках не предсказуема. Белое море потому белое, что шторм на нём поднимается моментально и пенящаяся вода производит впечатление белой пены. В Сосновцах туристов с теплохода рассадили в три исторических автобуса (типа ритуальных) и следующие 40 минут по ухабистым дорогам мы добирались до причала в городе Беломорске, где нас разместили на катамаране. День был солнечный. Небо сливалось с морем. На лёгких волнах кое-кто смог увидеть белуг. Так прошло четыре часа.

Соловки возникли на горизонте приблизительно за 15 минут до причала. Основной остров смотрелся целостно и одиноко в пространстве моря. При приближении вырисовывались не только монастырь с куполами храмов, но и весь посёлок - обычное село, состоящее из невысоких разновременных построек. Поначалу монастырь произвёл на меня камерное впечатление - ведь невольно сравниваешь с Троице-Сергиевой лаврой. Но в этой провинциальности - особое очарование. В отличие от европейских туристических центров, туристы в Соловках не подавляют жизнь села, она идёт у стен монастыря. Заметила у часовни хор юнг, певший советские патриотические песни. Школа юнг здесь существует исторически. На подступах к монастырю мы останавливались у памятника юнгам, погибшим в годы войны.

Соловецккий монастырь

У Святых ворот монастыря нас приветствовала молоденькая легкокрылая девушка в платочке, в длинной юбке, она стремительно передвигалась по брусчатке в спортивной обуви. Коротко познакомила с историей обители, расцвет которой в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва). Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В Преображенский собор были перенесены мощи основателей монастыря - святых Зосимы и Савватия.

Через Святые ворота повела нас к главному комплексу соборов, которые словно объединены в монолитное целое. Это трёхглавый Успенский собор с огромной трапезной и палатами; Преображенский собор XVI века, двухстолпный пятиглавый, возносящийся всей массой своей на высоком подклете, с пирамидально скошенными стенами, каменные палаты начала XVII века, колокольня второй половины XVIII века. Осмотрели мы также интимную трогательную церковь Благовещения, водяную мельницу XVII века, церкви XIX века - Николаевскую и Троицкую.

Насельникам монастыря удалось преуспеть и в разведении лесов и редкостных фруктов и овощей, и в рыбном хозяйстве, и в освоении водных стихий, и выполнять функцию защиты северных рубежей России.

Посетили огромную трапезную, построенную при Филиппе - на 300 человек. Она находится в процессе реставрации, но, наверное, именно благодаря своей пустоте, её размеры, масштабы огромного столпа, несущего своды, производят особо монументальное впечатление. Рядом - малая одностолпная. Менее монументальная, но очень уютная. Как всюду в России, успех и сроки реставрации зависят от первых лиц государства и церкви. В ожидании патриарха, который каждый год здесь бывает, торопятся завершить реставрацию. А так как монастырь является музеем, то и от светской власти зависят средства, привлечение реставрационных и археологических организаций.

С XVI века Соловки служили политической и церковной тюрьмой. Огромной толщины стены, надёжные замки, местоположение монастыря делали невозможным побег. Со времён Ивана Грозного до конца XIX века через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых представители известных родов Пушкиных, Толстых, Долгоруких. Шаховских. Жуткое впечатление произвела традиция мучить людей в любые времена, лишать их права мыслить. Поражает также свободолюбие, способность противостоять внешнему врагу и царской власти благодаря вере в свои убеждения и разносторонней образованности.

С 1923 по 1939 годы здесь располагался Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения - СТОН. Широко известны воспоминания Д.С. Лихачева, О.В. Волкова и многих других выдающихся представителей русской культуры о пребывании в Соловках, о каторжном труде, об участии в строительстве Беломоро-Балтийского канала, об издевательствах и безнаказанности чекистов.

В 1990-м в Соловках возобновилась монашеская жизнь. Но монастырь имеет статус государственного музея-заповедника, где вполне органично, как я поняла, сосуществует церковная и светская жизнь.

Монастырь часто именуют Кремлем. Не случайно. Мощные стены окружают его. Каждая башня сложена из огромных валунов, между ними - местного производства кирпичи, обеспечивавшие надёжность кладки, да ещё всё это скреплялось специальными растворами. Башни словно вырастают из каменной почвы.

Мы уже собирались уходить от стен Кремля, как вновь появились юнги, мальчики и девочки, репетирующие парадный шаг под военные песни на праздновании Дня военно-морского флота.

Возвращались на причал под колокольный звон, призывавший на вечернюю службу.

Главной туристической достопримечательностью Беломорска являются петроглифы, созданные тысячи лет тому назад. Эти древние изображения на огромных валунах, расположенных на площадке среди леса, настолько выразительно передают движения людей, повадки зверей, способы охоты, что нетрудно вообразить образ жизни наших далеких предков.

К Кижам мы подходили ранним утром, в дождь. Небо освободилось от туч вдруг, мгновенно, на подходе к главному острову. Я не поверила своим глазам: главный храм был словно разорван на части: верхние купола одиноко зависли в воздухе, затем - разрыв, и ниже храм с редкими куполочками. По мере приближения стало ясно - Преображенский собор в реставрации. Покровский - в порядке.

Каждое памятное место нужно воспринимать ногами. Только в движении можно почувствовать соотношение себя с пространством, архитектурой, даже с историей. От пристани до комплекса - больше километра. Остров существует как туристический объект, на котором нет жителей.

Ты оказываешься участником сценического действия, в котором разыгрывается жизнь XIX века. Идёшь к соборам, смотришь по сторонам и видишь крестьян, одетых, как на картинах А. Венецианова, в крестьянские, но нарядные одежды. Они ворошат сено, идут по воду. Показывают часовенку, и для каждой экскурсии профессиональный музыкант звонит в колокол. В определённом месте, под кроной дерева, расположились народные умельцы в соответствующих костюмах. Один делает игрушки из дерева, традиционно северные, не покрытые лаком; другой - тряпичные куклы. Недалеко угрюмый мастер готовит лемех для покрытия крыш. В крестьянской избе мама ткала ткань на станке, а дочка пряла пряжу.

Какой-то турист захотел по-настоящему поплавать в озере. Откуда ни возьмись, явилась полиция, и бедняге объяснили, где он находится.

Но в целом впечатление осталось светлое, праздничное. Архитектура многокупольных соборов из дерева производит волшебное впечатление, даже когда тебе это чудо объясняют и ты видишь логику создания конструкции храма в целом и каждого купола в отдельности. Место, на котором стоят обе церкви и колокольня, является погостом. Да, это кладбище. Жизненный цикл воплощён радостным, но возвышенным образом на небольшом пространстве, видимом со всех островов Кижей. Ведь храмы, как круглые скульптуры, были поставлены таким образом, чтобы видели их со всех островов.

К сожалению, стремительно быстро пришлось осматривать замечательный Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтово. Фактически с теплохода смотрели на Горицкий монастырь. Но осталось ощущение общности духовноИ жизни, созданной усилиями подвижников, надёжной монументальной красоты их созданий посреди суровой природы. Каждый вид искусства в этих ансамблях несёт свою особую человеческую интонацию. Живопись на стенах и в стенах соборов раскрывает всю глубину непередаваемых словами евангельских событий.

Не забыть встречу с фресками Дионисия в соборе Рождества Богородицы, созданными в 1502 году. Монастырь очень эффектно расположен на холме, на берегу озера. В отличие от Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастыря, он не производит впечатления крепости. В доминанте шатров при входе, в его слитности с ландшафтом читается лирическая интонация. Ей абсолютно соответствует образный строй настенной живописи Дионисия и его сыновей. Чудом является тот факт, что стенопись, занимающая 600 кв. метров, выполнена за очень короткий срок - в течение месяца. Сохранилась она усилиями реставраторов. И это тоже чудо. Они не мыли, не снимали красочного слоя, не дописывали. Они создали нужный температурно-влажностный режим, который, конечно, сложно было определить и очень важно поддерживать - днём и ночью, и фреска зажила естественной жизнью.

Завершалось наше путешествие жарким августовским днём в Угличе. Расположенный на берегу Волги и Угличского водохранилища, он с теплохода смотрится сказочным градом, утопающим в зелени. Очень грустно бывает, когда час времени отводится на восприятие сказки бегом. Но нам удалось походить между соборами, хранящими память об истории города, о царевиче Дмитрии, заглянуть в его соборы.

Всякое путешествие кончалось сувенирными лавками. В Угличе это целая аллея «лавок», в которых, в отличие от большинства туристических центров, можно полюбоваться действительно художественными вышивками, кружевом, изделиями из металла и дерева. За прилавками - профессиональные художники разных видов декоративно-прикладного искусства.

Мы возвращаемся. И вновь проплыли перед нами затопленная колокольня Николаевского собора Калязина, остатки собора печально знаменитого г. Молога, затопленного Рыбинским водохранилищем. Взирали на них туристы, убаюканные медленным движением теплохода и райскими картинами уже знакомой природы средней полосы России.

Впечатлений и переживаний мне хватит надолго. Очень хотелось поделиться ими с читателем.

Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№5.
С. 28-34.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.