Как для взрослых, только лучше

В. Грачёв, доктор искусствоведения, профессор кафедры инструментовки Военного института (Военных дирижёров) Военного университета

«Как для взрослых, только лучше»

К юбилею И.М. Красильникова

Яркой страницей в истории московской композиторской школы является класс композиции Е. Голубева, который воспитал целую плеяду ярких творческих личностей. Среди них А. Эшпай, А. Шнитке, Р. Щедрин, К. Баташов. Среди композиторов младшего поколения - А. Кобляков, И. Комарницкий, И. Красильников и др.

Имя Игоря Михайловича Красильникова[1], окончившего в 1976 г. Московскую консерваторию по классу сочинения у Е.К. Голубева, хорошо известно в кругу современных музыкантов. За сорок лет творческой деятельности он сумел завоевать любовь и признательность многих ценителей музыки академических жанров у нас и за рубежом. Большинство его произведений исполнялось в городах России и стран СНГ. Его музыка звучала практически во всех странах Европы: в Германии, Франции, Великобритании, Нидерландах и др. Около 40 произведений композитора изданы в Москве, Берлине и Праге.

И.М. Красильников ведёт многолетнюю педагогическую и общественную деятельность. Большую популярность приобрели его научно-методические разработки в сфере электронного музыкального творчества школьников. Во многих городах России и в странах СНГ он провёл курсы подготовки преподавателей по классу синтезатора. Концерты с участием исполнителей на электронных инструментах становятся доброй традицией у нас и за рубежом. Для них композитор создаёт оригинальные сочинения, переложения классической и народной музыки. Имея в виду методическую поддержку преподавателей, Красильников с 2004 года выпускает журнал «Музыка и электроника», внесший весомый вклад в продвижение педагогики электронного музыкального творчества в России.

В последние годы И.М. Красильников разработал программу приобщения к музыкальной деятельности учащихся общеобразовательных школ, создал концепцию интерактивного музицирования школьников. В русле этой концепции он инициировал новый образовательный проект «Музицирование для всех». В его рамках в 2015-2017 годах в Москве и Якутске с успехом проведены семь филармонических концертов, целиком посвящённых выступлению детских ансамблей электронных и элементарных инструментов (с участием от 100 до 200 школьников в каждом концерте) вместе с профессиональными оркестрами. На них с неизменным успехом звучала музыка И.М. Красильникова. Осенью 2017 года в Перми, а также в 2018 году в Красноярске запланированы ещё четыре подобных концерта.

Важной составляющей востребованности музыки Красильникова в последние десятилетия оказывается обращение композитора к сочинению небольших простых пьес в рамках традиционных жанров: вальсов, полек, галопов, романсов, шествий и т.д. В связи с этим важным представляется его давнее содружество с Академическим оркестром русских народных инструментов ВГТРК имени Н.Н. Некрасова. Николай Некрасов является первым исполнителем многих сюит и небольших циклов «простой музыки» Красильникова: «Симфониетты на русские темы» (1973)[2], «Романса и Юморески» (1980), «Старинных мелодий» (1991 - посвящена Н.Н. Некрасову), «Двух восточных зарисовок» (1999) и др. Целый ряд сочинений Красильникова, получив от Некрасова «путёвку в жизнь», зазвучали в программах радио, и даже стали «шлягерами» в сфере музыки академических жанров. Среди них - знаменитые «Полька-пиццикато» и «Галоп»; часто звучащие в эфире «Полонез» и «Романс» из сюиты «Четыре фотографии для старого семейного альбома»; «Былина», «Рождественская музыка», «Вальсы в старинном стиле», «Шествие», «Старинные мелодии», «Бабушкин граммофон» и др. Многие из этих пьес были инструментованы на иные составы, перекладывались для фортепиано, синтезатора, для духового оркестра. В частности, эти пьесы были оркестрованы для духового оркестра автором этих строк, исполнялись на дипломах курсантами Военной консерватории, а также в концертах МГИМ имени А.Г. Шнитке под управлением дирижёра А.М. Паутова[3].

В чём секрет успеха «простых» пьес Красильникова? Как он пришёл к созданию «жанровой музыки»? С этими вопросами мы обратились к Игорю Михайловичу. И.К. К созданию простых сочинений в традиционных жанрах меня подтолкнул опыт сочинения киномузыки, музыки к спектаклям и компьютерным играм. Некоторые пьесы, получившиеся из «прикладного» материала, неожиданно для меня стали довольно часто исполняться народным оркестром и учениками детских музыкальных школ. Такой «поворот» в творчестве был запрограммирован, наверное, ещё в консерваторские годы моим учителем Е.К. Голубевым, который большое внимание в работе со студентами уделял работе над тематическим материалом.

Другой точкой опоры послужило моё давнее увлечение народной песней и жанровой музыкой для духового и народного оркестров. Старинные русские романсы, марши и вальсы мне всегда очень нравились. При простоте языка этот музыкальный пласт отличается благородством и романтической возвышенностью образов, проникновенной мелодикой, изысканностью изложения.

Как «новая простота» Красильникова согласуется со стилевым фоном современной музыки?

Опыт Красильникова удачно встраивается в достижения его предшественников, создававших простую музыку в академической сфере. К. Орф, Г. Свиридов, В. Гаврилин, каждый по-своему, нашли ключ к простоте в музыке ХХ в. Находки И. Красильникова в создании простой музыки отличаются жанровой «заострённостью». Они также напоминают достижения композиторов интерпретирующего стиля середины ХХ в., например, Р. Щедрина, А. Шнитке, Э. Денисова, неоклассические искания С. Прокофьева и Д. Шостаковича.

Игорь Михайлович, как и его предшественники, обращает свой взор к прошлому, находя в традиционных жанрах отправную точку современного мышления. Но, в отличие от них, он не использует эпатажные сопоставления сложных оборотов ХХ в. с простым языком предшествующей традиции. Хорошо зная современную музыкальную лексику, он как бы ограничивает себя, мысля «от прошлого». Его «новая простота» однородна и не ориентирована на внутренний стилистический контраст, как у Э. Денисова или А. Шнитке.

Поворот к традиционным жанрам в простой музыке Красильникова сопоставим с ретротенденцией в творчестве А. Пярта и В. Мартынова, которая сложилась в 1970-е гг. и получила развитие в конце ХХ - в начале ХХ1 в.[4] С ней «новую простоту» Красильникова роднит поворот к минувшей эпохе и стремление мыслить сквозь призму жанров прошлого. Современных композиторов объединяют и ностальгические нотки по отношению к прошлому, за которыми угадывается некоторая отстранённость авторов от современности.

При этом Пярт и Мартынов ориентируются на старинный пласт богослужебных песнопений Запада начала второго тысячелетия: в частности, на школу Нотр-Дам. Они развивают воссоздаваемую лексику на основе приёмов старинной остинатной техники и репетитивности современного минимализма. А Красильников, в силу более светской мотивированности, опирается на жанровый пласт благопристойной бальной и салонной музыки XIX в., где соседствуют торжественный полонез и кадриль, изысканный вальс и задорная полька, трогательный романс и марш в духе Й. Штрауса. Он использует традиционные композиционные приёмы. В то же время «новая простота» в музыке Красильникова является как бы ярким отсветом более масштабных исканий в ретротенденции, намеченной в сочинениях Пярта и Мартынова. Красильников, как и они, ориентируется на прошлое, словно бы воспроизводя жанры минувшей эпохи. Его «простая музыка» всегда узнаваема, благодаря продуманности и искренности начального «посыла», из-за оригинальности некоего поворота в мелосе или гармонии, продуманности и логичности фактурного решения. Казалось бы, простые мелодии И. Красильникова содержат неожиданные повороты, «изюминки», которые сразу обращают внимание слушателя или реализуются в процессе развития.

Подведём итоги. И.М. Красильников подходит к своему 65-летию исполненный творческих сил и замечательных свершений в различных областях музыкальной деятельности. Ему подвластны любые сферы музыкального творчества: от небольших пьес - до масштабных циклов, кантат и симфоний. Творческие интересы И.М. Красильникова, наряду с продуктивной и востребованной деятельностью в сфере композиции, охватывают педагогику и публицистику, фортепианное исполнительство и музыкальный менеджмент.

Успешными оказываются проекты композитора в области внедрения электронных инструментов в школьное образование, обращение к интерактивному музицированию школьников на филармонических концертах и др. При этом важной стороной творчества Игоря Михайловича является создание простых пьес и циклов, популярных у широкого круга музыкантов и детей. Он развивает идеи Д. Кабалевского, много сделавшего для массового музыкального образования. Дмитрий Борисович часто повторял, перефразируя известный афоризм: музыка для детей должна быть «такой же, как для взрослых, только лучше». По-видимому, И. Красильников, создавая «простые» сочинения, наполняет идею своего предшественника реальным содержанием.

Кисонька-Мурысонька





Пошёл кот в огород





[1] Игорь Михайлович Красильников, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ИХОиК РАО, профессор МИОО. Является автором 59 музыкальных опусов. Среди них оркестровые произведения, фортепианные работы, струнные квартеты и др. ансамбли; сочинения вокально-инструментального жанра, инструментальные пьесы и песни для детей. Красильников успешно пишет музыку к кинофильмам (17), спектаклям (5) и даже к компьютерным играм (4 CD).

Игорь Михайлович совмещает композиторскую деятельность с исполнительской. Выступал с сольными концертами фортепианной музыки и авторскими концертами во многих городах России, а также в Берлине и Халле. Записал в фонд радио в Москве 11 опусов композиторов XX века и компакт-диск фортепианной музыки в Берлине. И.М. Красильников награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2011 г.), Почетной грамотой Российской Академии образования (2012 г.), Золотой медалью Союза Московских композиторов (2012 г.).

[2] Впервые исполненная под управлением Н.Н. Некрасова «Симфониетта на русские темы» многократно звучала на Всесоюзном радио (в том числе — на первой станции, по программам иностранного вещания), исполнялась разными коллективами в фестивальных и филармонических концертах. Симфониетта получила первую премию на Всесоюзном конкурсе в 1978 году и вышла в печати в издательстве «Советский композитор» в 1980 году.

[3] Три партитуры пьес И. Красильникова для духового оркестра изданы в Швейцарии.

[4] Подробнее о ретротенденции в музыке Пярта и Мартынова см.: Грачев, В.Н. Музыка А. Пярта и В. Мартынова: перспектива нового стиля в христианской традиции — М.: Научная библиотека, 2016. — 344 с., нотн. пр.

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2017
№5.
С. 23-27.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.