Вокально-хоровые занятия в Арт-центре «Пчёлки»
Л. Раздобарина, кандтдат педагогических наук, г. Москва
Вокально-хоровые занятия в Арт-центре «Пчёлки»
для ребят с синдромом Дауна
Много ли музыкальных студий, которые занимаются вокалом в России с ребятами с синдромом Дауна? Честно отвечу: не знаю, ищу, было бы очень интересно обменяться опытом... Но моя фраза: «Я работаю с ребятами с синдромом Дауна» - неизменно вызывает живой интерес у всех, с кем приходится общаться на педагогические темы, что означает, что эта статья актуальна и будет интересна достаточно большому числу педагогов в самых различных областях.
Это огромное счастье - заниматься с такими ребятами, столько радости дарят они тем, кто к ним хорошо относится. Они всегда чувствуют, если тебе плохо либо что-то случилось, слова не нужны - всегда помогут, постараются обнять и принять на себя часть боли, душевной или физической. Работать педагоги могут не все - у кого-то отторжение, кого-то не принимают сами даунята. В Арт-центре «Пчёлки» занимаются ребята с 18 до 60 лет. При этом основной их возраст по восприятию и развитию - 5-7 лет.
Не так много мы знаем о таких ребятах - как правило, перечисляются некие «универсальные признаки»: строение лица, пальцев, фигуры. И только немногие знают, что ребята с синдромом Дауна (СД) очень музыкальны и артистичны. Находиться на сцене для них - огромная радость, причём не возникает обычных зажимов, как, например, бывает у детей и у подростков. Чувство страха отсутствует полностью. Они с удовольствием идут на сцену и выполняют поставленные задачи. Однако есть ряд особенностей в поведении на сцене, эти ребята на сцене непредсказуемы, так же как и дети. Они могут повторить один и тот же номер в одном и том же варианте и вдруг на сцене вспомнить вариант прошлого года, когда были другие движения или другой состав выступающих. Также проблемы возникают с ориентацией в пространстве - очень многие студийцы не понимают параметры сцены и могут в любой момент уйти не в ту сторону или, например, кланяться не зрителям, а в кулисы. При этом надо учитывать, что ребята с разными степенями физиологических отклонений: кто-то вообще не говорит, у кого-то сложности с координацией у кого-то физиологический возраст 40 лет, а психологическое развитие осталось на уровне подростка 12-13 лет, с характерными чертами данного возраста (частой резкой сменой настроения, обидами, отказом от выполнения тех или иных задач и т.д.). Приспосабливаемся к особенностям каждого студийца, и создаётся полноценный концертный коллектив.
Например: лучше всего ориентирующиеся в пространстве становятся «выводящими», основные «громкие» шумовые инструменты даём ребятам, которые лучше всего чувствуют ритм и могут совладать со сложным ритмическим рисунком, активно двигающиеся, выполняют более сложные хореографические движения и получают маленькие «соло» в номерах.
Считается, что ребята с синдромом Дауна не могут петь. Не верьте, могут. Вопрос в количестве времени, компетентности и желании педагога и, конечно, упорстве и настойчивости родителей. Несомненно, с координацией между восприятием и воспроизведением (между слухом и голосом) есть определённые сложности. В первую очередь ищем примарную зону и распеваемся именно на этих звуках. Потом исполняем простейшие мелодии в примарной зоне и понемногу расширяем диапазон. Вторая проблема, возникающая в работе с ребятами - строение ротовой полости и глотки. Увеличенный язык мешает быстрому проговариванию текста. Поэтому возможно только исполнение медленных произведений.
На начальном этапе, распевая ребят, мы не пользовались дыхательной гимнастикой, так как не был понятен круг проблем, присущих студийцам. При индивидуальном прослушивании выяснились персональные особенности, условно группу по подаче звука можно разделить на «молчунов» - кто вообще не способен воспроизводить звуки; «шептунов» - ребят, которые не понимают, что надо посылать звук вдаль, они тихо бормочут; «условно поющих» - студийцев, которые хоть как-то способны достаточно громко тянуть звуки. Последняя группа подразделяется на «гудошников», у которых примарная зона в малой октаве у женщин и большая октава у мужчин, и «интонирующих» - ребята, которые хоть как-то чувствуют звуковысотность и могут петь в первой и малой октаве. Результаты первых занятий были очень неутешительны: из 15 студийцев только один имел координацию между слухом и голосом, но только в ограниченной примарной зоне (до-фа 1 октавы). «Молчуны и «шептуны» просто не понимали, что надо тянуть звук, а это возможно лишь на выдохе. Поэтому дыхательная гимнастика оказалась единственным возможным средством коррекции. Студиец, который не говорил, когда понял, благодаря упражнениям, что такое выдох, начал сначала издавать отдельные звуки, подпевать в песнях, затем говорить отдельные слова.
Ребята с СД, как правило, очень послушны, исполнительны и потрясающе доброжелательны, с ними приятно работать. Но важно подобрать способы работы с ними - как и с детьми, занятия строятся только на заинтересованности. Если им не интересно, в следующий раз они не пойдут к вам на занятия. Представьте, занятия длятся по 1,5 часа, потом перерыв 15 минут и ещё 1,5 часа. И всё это только на заинтересованности. Чем заниматься?
- Дыхательная гимнастика - 10 минут (дуем на настоящую свечу, её не задувая, тренируем долгий выдох, дуем на горячую картошку, далее - гудим как самолёты, летаем и т.д.).
- Артикуляционная гимнастика и скороговорки - 5-10 минут (насколько позволяют физиологические особенности, приспосабливаемся к каждому студийцу).
- Распевания - 10 минут, только на попевках, так как на слоги, при всей моей изобретательности, им не интересно.
Итого максимально - 30 минут.
Далее должен исполняться какой-то репертуар. Но вот тут основные проблемы: наши студийцы не в состоянии запомнить текст песни от начала до конца, путают либо досочиняют на ходу слова; «вылетают из ритма», если поют под сопровождение фортепиано или «минусовую фонограмму»; им доступны для воспроизведения только маленькие песни с мизерным количеством текста, а это только детские песни, что в большинстве случаев неинтересно. Занятия сводились к тому, что я сама пела час, они нестройно пытались подпевать.
«Ключик» нашёлся неожиданно. Оказывается, наши ребята просто обожают советские мультфильмы и знают их наизусть, очень трепетно относятся и к кинофильмам советской эпохи. После моего «открытия» проблема была решена. С ребятами мы подпеваем наиболее яркие песни из известных мультфильмов и фильмов. Каждый вокальный номер направлен на коррекцию особенностей, либо на развитие способностей. Вот как теперь выглядит репертуар из наших любимых номеров:
- Речитатив Винни Пуха из мультфильма «Винни-Пух» (музыка М. Вайнберга, слова Б. Заходера);
- «Песня друзей» из мультфильма «Бременские музыканты» (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина);
- Песня разбойников «Говорят, мы бяки буки» из мультфильма «Бременские музыканты» (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина);
- «Частушки Бабок Ёжек» из мультфильма «Летучий корабль» (музыка М. Дунаевского, слова Ю. Энтина);
- Квартет «Если бы сбылась моя мечта» из мультфильма «Летучий корабль» (музыка М. Дунаевского, слова Ю. Энтина);
- «Песня о зайцах» из кинофильма «Бриллиантовая рука» (музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева);
- Песня гангстеров «Мы бандито гангстерито» из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» (музыка Г. Фиртича, слова Е. Чеповецкого);
- «Если б я был султан» из кинофильма «Кавказская пленница» (музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева);
- «Остров невезения» из кинофильма «Бриллиантовая рука» (музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева);
- «Песня Министра-Администратора» из кинофильма «Обыкновенное чудо» (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Кима);
- «Песня водовоза» из кинофильма «Волга-Волга» (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача);
- «Неаполитанская песенка» из кинофильма «Формула любви» (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Михайлова).
(Продолжение следует.)
Оставить комментарий