В статье Н.Н. Фоминой рассказывается о раннем творчестве сыновей крупнейшего русского графика прошлого века В. Фаворского. Война оборвала путь обоих мальчиков, но даже то, что они делали в детстве и в ранней юности, позволяет нам хотя бы начать думать об особенностях развития одарённого ребенка в художественной среде.
Фомина Н.Н.
2024 №3. С. 8-12 |
Знакомство с коллекцией началось в конце 1980-х годов, не по заданию руководства, а вопреки научно-исследовательским планам НИИ художественного воспитания АПН СССР. 2024 №2. С. 2-11 |
25 мая 2023 года исполнилось 130 лет со дня рождения Галины Викторовны Лабунской - первого заведующего сектором изобразительного искусства Центрального дома художественного воспитания детей - предшественника Института художественного образования и культурологии РАО, которым она руководила с 1931 по 1954 год.;
2023 №4. С. 38-43 |
Одна из главных задач конкурса – понять мир современного подрастающего поколения, выраженный в художественном творчестве, его нравственные и эстетические идеалы, роль представителей старшего поколения в жизни детей и подростков, духовную связь родителей и детей разных стран СНГ. 2014 №1. С. 24 |
19 января 2023 года в Крещение я, как и ещё 19 сотрудников Института художественного образования и культурологии РАО получили уведомление о начавшейся реорганизации с целью присоединения нашего института к Институту стратегии развития образования РАО.
|
Опыт общения с ними, их творчество, их педагогическая деятельность убеждают меня в том, что Институт художественного образования и культурологии, как самостоятельное, приоритетное направление в образовании и науке необходимо сохранить, за него нужно бороться.
2023 №1. С. 20-22 |
Многие лета Борису Михайловичу Неменскому, его идеям и произведениям не только в замкнутом пространстве музеев, но в жизни - в школе, не имеющей возрастных границ. 2022 №6. С. 14-15 |
Н.Фомина Театр в художественном творчестве детей 1920–2010-х годов(на материале Международной коллекции детского рисунка 2022 №5. С. 60-64 |
Что же остаётся в сознании ребёнка после войны? Судя по творчеству художников, чьё становление проходило в период войны, пережитая трагедия не оставляет в покое. 2015 №3. С. 2-5 |
Дорогой Александр Александрович! С днём рождения!!! Цифра этого дня выглядит для меня просто очередной театральной маской, она могла бы быть любой - Вам одновременно и 8, и 18, и 80, и 800... Вообще любые цифры по отношению к Вам и в связи с Вашим присутствием превращаются в графические образы или лингвистические единицы, совсем не количественного характера, а в иероглифы состояний сознания... 2021 №4. С. 4-7 |
В жизни любого, увлечённо работающего научного сотрудника, случаются события. Так было и со мной, когда в фондах Института художественного образования и культурологии РАО, в то время (в 2002 г.) носившего название Институт художественного образования, была обнаружена папка с рисунками, имеющая надпись: «Кабинет по изучению примитивного искусства под руководством профессора Бакушинского.
2021 №3. С. 5-12 |
Н.Фомина 2018 №5. С. *** |
«Материнская школа»У кого дома есть дети, тот может быть уверен,
что в доме присутствуют ангелы;
всякий, кто обнимает руками маленьких детей,
пусть не сомневается, что обнимает ангелов.
Ян Амос Коменский 2018 №2. С. 28-30 |
В 2020 г. в нашей стране отмечается 500-летие основания одной из главных крепостей России, на протяжении столетий являвшейся защитой от вражеских нашествий – Тульского кремля.
2020 №5. С. 25-32 |
В предыдущем номере, в связи с детским литературным творчеством, мы затронули неисследованные вопросы: отличается ли и чем отличается творчество будущих художников (поэтов и т.д.) от того, что создают их ровесники. Сегодняшняя публикация даёт материал для будущих размышлений об этой нетривиальной проблеме.
Н.Фомина, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией музыки и изобразительного искусства ФГБНУ «ИХОиК РАО» 2019 №3. С. 43-49 |
Н.Фомина, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук В продолжение разговора о детях, ставших художникамиПредметом нашего исследования продолжает оставаться международная коллекция детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования. 2019 №4. С. 54-59 |
Личное пространство современного подрастающего поколения. 2020 №1. С. 50-56 |
Полтора года тому назад, оказавшись в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Т. Эрьзи в Саранске, я была впечатлена масштабом и разнообразием деятельности музея на поприще науки, образования, пополнения коллекции и пропаганды своей деятельности. Музей размещается в огромном современном здании. В нём широко и полно представлено творчество С.Т. Эрьзи, русское искусство XVIII-XX вв., советское искусство, национальная культура Мордовии. 2018 №4. С. 37-40. |
24 декабря прошедшего года Борис Михайлович Неменский отметил свой 95-ый день рождения. Творческий вечер художника состоялся в Государственной Третьяковской галерее у легендарной, всегда устремлённой в будущее Башни В. Татлина (так коротко называется проект памятника III Интернационалу). В связи с юбилеем Третьяковская галерея расширила до пяти произведений экспозицию Б.М. Неменского в 27-ом зале Новой Третьяковки. 2018 №1. С. 22-27. |
На протяжении ряда лет мы с мужем отправлялись в отпуск на две недели в Европу, чтобы увидеть то, о чём знали по книгам, фильмам, лекциям. И вдруг потянуло поездить по России, которую в основном знаем по тем же источникам. Впервые в жизни путешествовали на теплоходе. Всем советую. Путешествие по воде, мне кажется, меняет представление о пространстве и времени.
2017 №5. С. 28-34. |