Обряды в традиционной народной культуре

Н. Курочкина, учитель музыки Вологодского многопрофильного лицея

Обряды в традиционной народной культуре

Урок музыки во 2-й четверти III класса

Цель урока: углубление знаний о традиционной народной культуре.

Задачи:

  1. Воспитательные: привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства; формировать потребность общения с музыкой; привить бережное отношение к культурным традициям русского народа.
  2. Развивающие: научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека; развивать осознанное восприятие детьми лучших образцов музыкальной культуры русского народа через активные виды деятельности; накопление теоретических знаний и опыта исполнительства.
  3. Обучающие: постижение основ традиционной культуры русского народа; освоение знаний об особенностях народной песни и пляски; понимать взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства; развитие музыкального слуха и чувства ритма (игра на русских народных инструментах - «Камаринская»); пение а,капелла (музыкальная считалка, хоровая песня, колядка).

Ход урока.

Учитель. Ребята, послушайте музыку и вспомните её название и имя автора. (Звучит фрагмент хора «Прощай, Масленица!» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.)

Дети. Прозвучал хор «Прощай, Масленица!» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

У. Молодцы! Давайте вспомним, что такое Масленица?

Д. Это один из самых любимых обрядов русских людей, обряд прощания с зимой.

У. Хорошо, теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Можно попросить детей посоветоваться в четвёрках) Дети озвучивают варианты.

Д. Наша цель – углубить знания об обрядах наших предков.

У. Какие задачи нам предстоит решить для достижения цели урока? Посоветуйтесь в парах. (Дети обсуждают.)

Д. Вспомнить особенности обрядовых действий людей... Принять участие в обрядовых действиях (песнях, плясках, играх).

У. Давайте вспомним, что такое обряд?

Д. Обряд – это определённые действия людей, обращённые к духам природы и предков. Это могут быть заклинания, заговоры, песни, пляски и другое.

У. Правильно, ребята. Древние славяне придавали слову очень большое значение. Люди верили, что слово обладает особой силой воздействия на природу и человека. Слово же, соединённое с музыкой, движениями, определёнными действиями, было очень сильно. Поэтому наши предки всегда сопровождали свои обряды музыкой и пением. Какие обряды были особенно почитаемы у древних славян?

Д. Обряды, посвящённые будущему урожаю.

У. Правильно, русские люди всегда жили заботой о будущем урожае. Какой зимний обряд был этому посвящён?

Д. Обряд колядования.

У. Расскажите, что вы знаете об этом обряде? Когда начинали колядовать на Руси?

Д. Колядовать начинали во время Святок. Святки – сокращённое название святых дней между двумя великими праздниками – Рождеством и Крещением.

У. Слово «колядование» произошло от слова Коляда, а кто же это?

Д. Славяне считали, что Коляда – это божество, которое ходит по земле и приносит людям богатство, здоровье и счастье. Колядовали на Руси дети, подростки, молодые люди. Они пели песни, которые назывались колядки. В них колядующие желали хозяевам счастья, хорошего урожая, достатка в доме.

У. Слово «коляда» – древнее, и у многих народов был похожий обряд. Например, у украинцев этот обряд ничем не отличается от русского. Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма «Ночь перед Рождеством», который поможет нам ясно всё представить. (Показ фрагмента художественного фильма «Ночь перед Рождеством».)

Что в этом обряде кажется вам особенно интересным?

Д. Колядующие ходят со звездой, поют песни, радуются подаркам.

У. Как вы думаете, что в этом обряде важнее – пение или само действие?

Д. Важнее действие.

У. Да, в любом обряде действие на первом месте, а музыка позволяет со здать настроение. В старину считалось, если колядующие обойдут какой-либо дом стороной, то это принесёт его обитателям несчастье. Поэтому каждый хозяин заранее готовил для них гостинцы: пироги, конфеты, печенье и даже монетки.

Давайте представим, что мы с вами – большая семья, класс – наш дом, а живём мы в далёком прошлом. (Раздаётся стук в дверь.) Вот кто-то стучится в дверь! (За дверью раздаются голоса, входят колядующие – заранее подготовленные учителем ребята из старшего класса. Они одеты в русские народные костюмы, один несёт шест со звездой, у второго за плечами мешок.)

Д. Разрешите-ка, хозяева, коляду пропеть!

У. Милости просим, проходите в избу, гости дорогие!

1-й колядовщик (поёт а-капелла).

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.
Пришла коляда накануне Рождества, Коляда, коляда, ты с чем пришла?
С пирогами, со блинами,
С пышками, лепёшками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда, подай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.
Кто даст пирога – тому скот, живота,
Кто не даст пирога – мы корову за рога!

2-й колядовщик (говорком).

Ходили, гуляли колядовщики
Во свят вечор, во свят вечор.
Как во этом во дому живёт хозяин молодой.
Светел месяц на небе – то хозяин в доме.
Красно солнышко – то хозяюшка.
       Часты звёздочки – малы детушки (кланяется).

3-й колядовщик (говорком).

Коляда, коляда! Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину, или денег полтину,
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком.
(Кланяются.)

У. Ну спасибо, колядовщики. Вот вам в решето пироги, печенье, конфеты! (Даёт детям гостин­цы.)

1-й колядовщик. Благодарствуем за угощение. Дай-то вам бог всего.

2-й колядовщик. Одна-то корова чтоб по ведру доила!

3-й колядовщик. Одна-то кобыла по два воза возила!

1-й колядовщик. Ещё 70 быков, да 50 поросят!

2-й колядовщик. Спасибо этому дому, пойдём к другому!

Колядовщики уходят, оставляя на полу мешок.

У. Смотрите, ребята, а колядовщики мешок за­были! Давайте посмотрим, что накалядовали наши гости? (Учитель развязывает мешок и достаёт оттуда музыкальные инструменты – трещотки, бубны, свистульки.) Что же это, ребята?

Д. Русские народные инструменты.

У. В каком оркестре мы можем встретить эти инструменты?

Д. В оркестре русских народных инструментов.

У. Как мы можем использовать эти инструмен­ты?

Д. Мы можем стать исполнителями.

У. Но прежде послушаем фрагмент музыкаль­ного произведения, которое нам поможет. (Звучит русская народная пляска "Камаринская".) Какое произведение прозвучало?

Д. Русская народная пляска "Камаринская".

У. Возьмите свои музыкальные инструменты. Слушаем задание: при игре строго соблюдать ритм. (Звучит "Камаринская", дети играют на музыкаль­ных инструментах.)

У. Молодцы, хорошо сыграли, ноги того и гляди в пляс пустятся! А что же ещё в мешке есть ин­тересного? (Достаёт шапку-ушанку и "бороду"). Ребята, кто же это потерял?

Д. Дедушка Сысой. Он хочет, чтобы мы по­играли.

У. Становитесь в круг.

Далее, по правилам игры, выбирается дедушка Сысой. При этом используется народная считалка, которая поётся а,капелла.

Возьмём из кадушек дохлых лягушек.
Возьмём с улиц мокрых куриц.
Кто засмеётся, губа задерётся,
Губа задерётся, хохол затрясётся.
Кто первый скажет, тот съест их с кашей!

Ребёнок, которому выпало быть дедушкой Сысо­ем, надевает на себя шапку, прилаживает бороду и отходит в сторону. Остальные ребята договарива­ются, какие действия они будут ему показывать, например: рубить дрова, собирать грибы, играть на гармони и т.д. Зовут деда.

Дедушка Сысой. здравствуйте, детки-мало­летки!

Д. (отвечают ему хором на определённый мотив а,капелла).

Здравствуй, седой, Дедушка Сысой.
Не тряси бородой, словно веничком;
Не стучи клюшечкой, словно ступочкой.
А послушай, что мы скажем,
Посмотри, что мы покажем!

Дети начинают показывать, изображая дви­жениями то, что договорились исполнять заранее. Если дедушка Сысой отгадает, все разбегаются, а он их ловит. Кого поймает, тот и становится Дедушкой Сысоем.

Игра проводится в условиях урока один раз.

У. (вынимает из мешка венок из искусственных цветов). А это подарок – загадка. Как вы думаете, что хочет от нас этот подарок?

Д. Это венок, и он хочет, чтобы мы спели хоро­водную песню "На горе-то калина".

У. Что такое хоровод?

Д. Это песенно-плясовое действие, которое со­стоит из песни, танца и игры.

У. Мы попросим девочек выйти в круг и по­казать нам элементы хоровода, а мы с вами споём песню. (Учитель садится за фортепиано и играет сопровождение песни "На горе-то калина", дети ис­полняют.) Молодцы, хорошо исполнили. Весёлый у нас праздник получился! Вспомните, пожалуй­ста, цель нашего урока.

Дети дублируют цель и уточняют, что на уроке большее время было уделено колядованию.

У. А среди вас есть умельцы петь колядки? Дети исполняют колядки по желанию.

У. Для тех, кто не отблагодарит колядующих, пелись злые колядки. Эта колядку пели наши предки, которые жили на территории Вологод­ской области. (Исполняет на определённый мотив а,капелла. Текст колядки выдан каждому ученику.)

Овсень, овсень! Завтра новый день!
Не дадите пирога, мы корову за рога.
Не дадите пышку, свинью за лодыжку.
Не дадите хлеба, стащим с печи деда,
Не дадите лапку, стащим с печи бабку!

У. Ребята, вы обратили внимание на особенность мелодии?

Д. Мелодия состоит из двух звуков.

У. Верно, мы будем разучивать колядку по две строчки. (Вся вокально-хоровая работа ведётся а-капелла. В заключение колядка исполняется целиком.)

Рефлексия учебной деятельности. Самокон­троль. Самооценка.

У. Ребята, какую цель мы ставили сегодня на уроке?

Д. Углубить знания об обрядовых действиях наших предков.

У. Скажите, ребята, мы достигли цели урока? Все поставленные перед нами задачи выполнили? Кого вы хотите похвалить за работу?

Дети подводят итог урока.

У. Молодцы, вы сегодня отлично поработали, вот вам на потешки конфеты да орешки. (Раздаёт детям конфеты, дети покидают класс под музыку. Звучит "Камаринская"). 

  

 

Искусство в школе: 
2015
№6.
С. 29-31.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.