От впечатления – к постижению смысла

Е. Сафонова, доцент кафедры философии, истории и теории мировой культуры Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, г. Самара

От впечатления – к постижению смысла

Анализ произведений искусства на уроках мировой художественной культуры

В центре курса МХК – произведение искусства. Процесс общения с произведением искусства связан, прежде всего с восприятием художественного образа, под которым мы понимаем осмысленный и преобразованный художником факт действительности, ставший новой художественной действительностью и вызывающий у читателей, слушателей, зрителей эстетические эмоции.

Интерпретация авторского образа через «со-бытие» и «со-творчество» приводит к бесконечному числу «прочтений» представленного художником текста культуры. Обучение учащихся путям и приёмам анализа художественного образа, своего рода «инструментарию» работы с художественным текстом, ведётся ради понимания идеи образа, заключённого в нём представления о мире и человеке, о цели, смысле и ценности человеческой жизни. Процесс этот, как известно, характеризуется тремя составляющими: эмоциональной отзывчивостью воспринимающего на художественные образы, его эстетическим развитием и нравственными установками.

Первый этап восприятия произведения искусства связан с чувственным погружением в стихию художественных образов и с эмоциональным откликом на них: какое впечатление на меня производит то, что я вижу, слышу, читаю? Непосредственное впечатление и первые, во многом наивные, суждения по-своему ценны. Не все произведения, о которых идёт речь на занятии, анализируются, но все обязательно обсуждаются на уровне впечатления. Цель обсуждения – формирование первоначального личностного отношения к текстам культуры. Непосредственное, наивно-реалистическое восприятие законно, необходимо и накладывает определённый отпечаток на методологию работы на уроке. Если абсолютизация наивно-реалистического подхода уничтожает произведение как явление искусства, то полное его отсутствие лишает живого отклика на него.

Второй этап предполагает актуализацию понятия «художественный образ», а также изучение взаимодействия структурных элементов произведения. Ключевой компонент художественного восприятия на данной ступени – эстетическая установка на обнаружение художественной целостности: распознание «предельной смыслообразной упорядоченности целого, глубокой эмоциональной и конструктивной целесообразности каждой его части» [1, 163].

Очень важно, чтобы учащиеся четко понимали целевую задачу разбора произведения искусства. Заключается она прежде всего в попытке расшифровать «код культуры» (Ю.М. Лотман). Факты и реалии прошлого, понятные человеку другой эпохи, могут стать «зашифрованными» для человека современного. Отсюда возникает «методологическая задача "чтения" культурного текста, понимания его языка, восприятия искусства в реалиях времени, проникновения в эпоху, сопряжения опыта прошлого с опытом настоящего» (2, 79).

Можно выделить несколько путей проведения второго этапа анализа произведения искусства на уроке МХК.

Структурный (искусствоведческий) анализ. Его основная цель – выявление главного (главных) элементов структуры анализируемого произведения. Например, структурный анализ произведения живописи может стать жанровым анализом, сюжетным анализом, анализом художественных образов, композиционным анализом, анализом живописных средств изображения и т.п. Владение языком искусства даёт возможность выстраивать свою самостоятельную интерпретацию произведения.

Завязкой проблемного (тематического) анализа является проблемный вопрос – такой ключевой вопрос урока, который направлен на идейный смысл произведения и ведёт к поиску и развёрнутому доказательству. Проблемный вопрос должен заставить учащи хся глубоко изучить историю со здания произведения, погрузиться в его художественный мир, обнаружить смысловой подтекст. При верно поставленном проблемном вопросе анализ произведения вызывает потребность в новых знаниях, в более глубоком осмыслении материала, вызывает личную заинтересованность ученика.

Проблемный анализ затрагивает тематику конкретного прои зведения , но рассматривает её в целом, в свете творчества автора, в контексте реализации конкретного стиля или направления, в контексте представленной культурно-исторической эпохи. Назначение проблемно-тематического анализа выйти на нравственно-эстетическую идею произведения.

Возможный план проблемного анализа:

  1. Имя автора произведения. Какое место он занимает в русской и мировой художественной культуре? Каковы отличительные особенности его творчества, какие темы и проблемы затрагивает он в своих произведениях?
  2. Какова тематика данного произведения, связана ли она с проблематикой других произведений этого автора, и каким образом?
  3. Почему именно эту тему затрагивает автор, чем она важна для него и для современного зрителя? Каково отношение автора к данной проблеме?
  4. С помощью каких элементов произведения она раскрывается?
  5. Значение произведения в культурно-историческом процессе.

Основной задачей социально-исторического анализа произведения является попытка рассмотреть на его примере характер и способ отображения современной автору действительности. Это необходимо при изучении творчества социально-активных деятелей искусства, при анализе произведения с социальным сюжетом, при знакомстве с произведениями искусства реалистического направления. Целью восприятия здесь является воссоздание, через произведение искусства, картины общественной жизни конкретной эпохи.

Третий этап предполагает углубление восприятия до постижения смысла художественного целого и включает в себя умение выразить художественную концепцию произведения. Предполагаемые вопросы для анализа: Какое место занимает произведение в творчестве мастера? Какое место занимает произведение в истории мировой культуры? Как оно повлияло на дальнейшее развитие искусства? Чем идеи произведения актуальны сегодняшнему дню? Вопросы на этом этапе урока направлены на создание художественной картины мира.

Таким образом, развитие целостного восприя­тия образа начинается с эмоционального отклика и далее, через его композиционный аспект, идёт по пути овладения художественной формой. Извест­но, что в оценках подростка форма и содержание существуют как бы отдельно: ученик обсуждает содержание, не опираясь на достоинства формы. (Это закладывается в сознание ученика традиционной педагогической практикой. Ред.) При чёткой и це­ленаправленной организации работы над образом восприятие ученика претерпевает качественные изменения, и критерии оценки произведения ис­кусства приобретают целостный характер: текст оценивается с точки зрения и формы, и содержа­ния. Становится понятным назначение каждого элемента формы, каждого её акцента; формируется представление о художественной концепции про­изведения.

Что же ещё делает занятие по МХК уроком искусства? "Приглашение" к "содружеству ис­кусств" (В.Г.Маранцман). Мы видим в этой форму­ле указание на единство всех видов искусства как особой формы эмоционально-чувственного отно­шения человека к действительности, выраженного в единстве слова, звука, цвета как сфер художе­ственно-образного познания мира. "Содружество искусств" на основе их внутреннего эмоциональ­но-интеллектуального родства помогает учителю организовать творческую среду, влияющую на развитие эстетической рефлексии учеников.

Далее прилагается план интегрированного уро­ка по мировой художественной культуре, разрабо­танного в "содружестве искусств" и посвящённого анализу архитектурного памятника французского Средневековья – Собора НотрДам де Пари.

  1. Актуализация темы в беседе о причинах ин­тереса к эпохе средних веков, об обращении к этой теме в разных видах искусства.
  2. Собор Парижской Богоматери как памятник европейского средневековья.

В процессе созерцания изобразительного материала поделитесь впечатле­ниями об этом архитектурном сооружении. Выберите среди предложенных эпитетов те, которые соответствуют вашим чувствам: "колоссальный", стихийный , "монументаль­ный", "сдержанный", "сво­бодный", "экспрессивный", "изящный", "фантастичный", "парадоксальный", "рацио­нальный"... Хорошо, если уже при обмене первыми впечат­лениями учащиеся будут опе­рировать противоположными понятиями: кс одной стороны, стихийный, но в то же время абсолютно рациональный... я, и т.п.

- Что вы знаете об истории создания этого памятника ар­хитектуры?

- Как вы думаете, почему архитекторы выбрали для его строительства именно это место?

- Что можно сказать об архитектурной компози­ции собора: соотношении частей и целого, декора­тивном оформлении фасада, форме и расположении окон как источника света?

- Сделайте заключение о художественном сти­ле, в котором создан собор.

- Прокомментируйте тезис: "Стиль готики не мрачен и не уныл, он драматичен".

- Собор называют символом европейского Средневековья. Как вы считаете, почему?

- Прослушайте григорианский хорал "Solitaire". Каково значение синтеза искусств (музыки, сло­ва, иконописи, скульптуры, световой ауры) для средневекового человека, пришедшего в храм на религиозное действо?

Образ собора в литературе: роман В.Гюго. 

"С самого сотворения мира и вплоть до ХУ столетия хри­стианской эры зодчество было великой книгой человечества, основной формулой, выражав­шей человека во всех стадиях его развития как существа физического, так и существа духовного". Какое значение, по мнению автора романа "Со­бор Парижской Богоматери", имела храмовая архитектура в эпоху Средневековья?

"Каменная книга Средневе­ковья" объединяет все главы романа, выступает непосред­ственным фоном, свидетелем участником событий. Нотр­Дам предстаёт как этическое и эстетическое явление. Среди литературоведов доминирует мысль о том, что главный герой романа – не кто-либо из персо­нажей, а собор.

- Кто из героев романа отождествляет такие эстетические категории, как возвышенное–низ­менное, прекрасное–безобразное, комическое–тра­гическое? Какие категории воплощены в образе Собора?

Интерпретация архитектурного памят­ника в стихотворении Осипа Мандельштама "Notre Dате" (1912 г).

- Какими словесными образами выражается впечатление от созерцания собора? Какая из эмо­ций доминирует?

- Какие элементы архитектоники храма назва­ны в стихотворении? Как они интерпретированы в словесном художественном образе?

- Раскройте смысл метафоры: "Души готиче­ской рассудочная пропасть".

О.Мандельштам

NOTRE DAМЕ

Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика,– и, радостный и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый лёгкий свод.

Но выдаёт себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные рёбра,

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам.

1912

Какова идея категории "прекрасное", употреблённой Мандельштамом в последней строфе? Как в связи с этим можно определить роль и значение художественной культуры в процессе воздей­ствия на чувства и мысли человека?

Мировая художественная культура – явле­ние многообразное и сложное. Одна из главных проблем методики обучения лежит на стыке эмоционального и рационального, образного и понятийного способов постижения мира. В этом специфика изучаемого предмета. Для школь­ной практики в освоении культурологических дисциплин важны три уровня: общепедагоги­ческий – уровень сформированности познава­тельных возможностей учащихся; научно-куль­турологический – уровень сформированности культурологического образования; и наконец, эстетико-аксиологический – уровень достиже­ния этико-эстетического восприятия ценностей художественной культуры.

Цветные фотографии помещены на 3-й странице обложки.

Литература:

  1. Тюпа В.И. Модусы художественности (Конспект цикла лекций) // Дискурс. – 1998. - 35-6.
  2. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: Человек в мире художественной куль­туры: Метод. пособие 6 класс. М., 2005.

 

 

Искусство в школе: 
2015
№6.
С. 25-28.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.