Cовременный храм. Какие храмы нужны сегодня?

А. Копировский

Cовременный храм. Какие храмы нужны сегодня?

ХРАМЫ... ГОЛЛАНДИИ

Почему именно Голландии? Отчасти потому, что автору нижеследующих строк удалось лично в течение почти полутора месяцев знакомиться с культурой этой страны, особенно с её церковным искусством. А ещё потому, что Голландия, не имея ни столь богатой истории, ни такого количества разнообразных произведений искусства эпохи средневековья, как, например, её соседка Германия, интересна именно своей типичностью. А ещё большим интересом к современности и завтрашнему дню, в том числе и в области храмовой архитектуры.

Древние

Настоящий готический собор XIV века интересно посмотреть в Утрехте. Контрфорсы, аркбутаны, нервюры, стрельчатые арки... Души готической рассудочная пропасть», – писал о таких храмах Мандельштам. Но никакого внутреннего отторжения не чувствуется, хотя по сравнению с византийским или русским крестовокупольным храмом это, можно сказать, другая планета.

Есть у него и уникальная особенность. Все его архитектурные элементы на месте, кроме … самого «тела» собора. Его разрушил в XVII веке ураган, и теперь на этом месте – площадь (илл. на цв. вклейке). Сохранилась лишь алтарная часть по одну её сторону и башня по другую. Зато теперь Утрехтский собор, ничем особенным не выделявшийся среди своих готических собратьев из Франции, Германии, Англии и т.д., привлекает к себе толпы туристов.

В Амстердаме, в храме св. Франциска Ксаверия, построенном в XVII веке, можно хорошо рассмотреть почти невидимую на репродукциях полупрозрачную алтарную преграду.

Она представляет собой что-то вроде контура одноярусного иконостаса, в который вставлены небольшие скульптуры. Правда, находится преграда не в нижней, а в верхней части алтарной арки. Это зримое подтверждение того, что сплошной иконостас не родился органично из алтарной преграды, а просто занял её место. Его появление имеет свои причины, но с храмом как целостностью, микрокосмом он мало связан. Интерьер любого храма протестует против сплошной поперечной перегородки в нём.

Ещё очень впечатляет огромный готический собор XVI века в Гронингене, на севере страны. Не архитектурой – она аскетична до сухости, – а тем, как в нём звучит орган! Произведения Баха даже при среднем исполнении звучали как откровение. Разумеется, это не значит, что вне храма Бах (как в православном контексте – икона) непостижим. Но без храма понять до конца и то, и другое невозможно.

Новые

Теперь о другом полюсе церковной архитектуры. В Амстердаме есть приход Московского патриархата. С 1995 по 2006 годы он размещался в здании бывшей протестантской церкви, фасад

которой мало чем отличался от обычного жилого дома. Протестанты соорудили в храме что-то вроде небольшого купола. Правда, не над всем зданием, а только над алтарем, выходящим во двор, поэтому с улицы его не видно. В верхних этажах, выше купола, живут люди, которые косо – в прямом и в переносном смысле – смотрели на храм и всячески старались его "прижать". Эта ситуация по наслед­ству перешла и к новым хозяевам храма – право­славным. Например, жильцы требовали, чтобы службы, и даже спевки, не проводились помимо заранее утвержденного расписания. Это отнюдь не "религиозная война", скорее антирелигиозная. Против православного храма выступали вовсе не рьяные протестанты-иконоборцы, а самые обык­новенные голландцы, которым всё, что выходит за пределы обыденности, – хуже горькой редьки. Голландские православные приходы почти всегда в эту обыденность не вписываются, потому что состоят не только из наших эмигрантов, но также из голландцев-"конвертов" (convert – это "ново­обращённый", а отнюдь не почтовая принадлеж­ность). Энергия в таких людях, особенно в первые годы их церковной жизни, бьёт ключом. Поэтому "сладкий плен" подобным приходам, по крайней мере в ближайшие десятилетия, не грозит.

Что же касается интерьера, то в этой церкви он был таким: храм – на первом этаже, а выше, как в некоторых древних базиликах, , хоры. Стоит напомнить, что это совсем не место для хора, не место для женщин, как было в древних храмах, а (по-гречески) просто "место". Во время службы там может стоять любой. Тем самым экономится драгоценная внутрихрамовая площадь, а люди оказываются ближе к алтарю и друг к другу.

Если бы нужно было назвать наиболее интерес­ные примеры храмовой архитектуры конца XX века, пожалуй, стоило бы остановиться на чём-то подобном. Естественность – самая надёжная союзница и традиционности, и современности. Отсутствие привычного для православного храма фасада и то, что купол не виден с улицы, здесь, скорее, преимущество. Потому что стилизация церковной архитектуры в современном городском пейзаже часто имеет конфетно-игрушечный отте­нок и не даёт серьезного представления о церкви. Суперсовременные храмовые здания просто по­давляют. А традиционный (базилика), предельно экономичный, не перегруженный иконами и под­свечниками интерьер – вот то, что, скорее всего, сохранит актуальность и в XXI веке.

НОВЫЕ ХРАМЫ РОССИИ

Вопрос. Какая архитектура храма – и внешняя, и внутренняя – была бы, по-Вашему, наиболее соответствующей современному большому городу (например, Москве)? Поясню вопрос: внешняя – с точки зрения гармонизации с современным де­ловым, "хай-тековским" стилем; внутренняя – с точки зрения гармонического присутствия в нём людей.

Что касается внешнего. На память приходят при­меры заведомо неудачного сочетания традиционной храмовой и современной городской архитектуры: Ни­кольский старообрядческий храм на Белорусской и Троицкий в Конькове. (Фото не передаёт всего: храм расположен во дворике жилого микрорайона и окру­жён со всех сторон унылыми серыми "брежневскими" девятиэтажками 1970-х годов.)

Что касается внутреннего. Если я верно пони­маю аллюзию, скрытую в названии интернет-кон­ференции, речь идёт о соответствии внутреннего храмового пространства целям именно верующих людей, собравшихся вместе? То есть о простран­стве, наиболее подходящем для богослужения христианской общины. А как тогда быть с людьми пока только интересующимися, внешними? Их нужно принимать в расчёт? И под конец – прак­тическое. Существует ли надежда (не говорю – возможность) на осуществление оригинальных проектов храмовой архитектуры в нашей стране?

Александр Копировский. Вы привели хорошие примеры. Число таких примеров можно умножить, более того – оно растёт и, к сожалению, будет расти. Например, потому, что храмы, построенные давно и далеко от города, всё чаще оказываются внутри городской застройки. А она не считается с такими "мелочами". Я надеюсь, что когда-нибудь микрорайоны вокруг храмов будут перепроектированы хотя бы для того, чтобы дать храму возможность "дышать", ну на полгектара. А окружающим смотреть на него не в упор. Лучше увеличивать размеры города, чем ставить постройки почти впритык друг к другу и/или ставить их квсё выше, и выше, и выше...

В районах современной застройки, где нет боль­ших свободных площадей, не нужно, мне кажется, ставить храмы, стилизованные под древние. Совре­менные храмы а-ля кинотеатр или магазин тоже не подойдут – лучше просто кинотеатр и магазин. А суперсовременные храмы, вроде батискафа (такой есть в Швейцарии, Женеве) или хрустальной горы (в Америке), по моему разумению, чаще всего не сильно отличаются от светских строений такой же архитектуры. "Дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его..." (Мф 21:13) цирком, банком, космическим кораблём, игрушкой (добавить недо­стающее по желанию). зачем?

Третья часть ответа вытекает из первых двух. Думаю, что современный храм (если это новая по­стройка) почти ничем не должен выделяться, по крайней мере не должен бросаться в глаза, что-то специально своими формами символизировать. Если его строители хотят, чтобы он соответствовал своему прямому назначению, пусть сконцентриру­ют своё внимание на интерьере как месте церков­ного собрания – именно из интерьера начиналось христианское зодчество. Что и привело затем к преображению архитектуры, которую значитель­ной вначале никто не считал. И к переработке уже известных её форм, ранее существовавших в язы­ческих храмах.

Что касается создания современного храмового интерьера, наиболее подходящего для верующих, членов общины, но чтобы при этом не обидеть и "внешних", интересующихся, этот ларчик, по-моему, открывается совсем просто. Что хорошо нормальному верующему человеку, будет хорошо (и интересно!) всем. Нужно лишь закрыть храм для любых "захожан" во время литургии верных, так как его функционирование в качестве про­ходного двора привлекает лишь на минутку, а по сути отталкивает людей. "Чего изволите?" они и в магазине слышат.

Наконец, о "практическом", то есть об осущест­влении по-настоящему оригинального проекта храма: надежды на такое мало. Это не пессимизм, а просто трезвая оценка ситуации. Да и откуда он появится? Ведь, прежде всего, нужно хорошо знать традицию. Всё-таки есть ещё много прекрасных древних храмов, и нужно сначала всерьёз научиться их видеть и воспринимать, возрождать и сохранять.

Но традиция – не только история храмовой архи­тектуры. Главное – это само содержание церковной жизни. К ней нужно быть непосредственно, изнутри причастным. При проектировании и постройке храмовых зданий нужен особый вкус и такт, ко­торым большинство современных архитекторов не отличается. С другой стороны, и сам наш церковный народ пока безмолвствует. Да его никто и не спраши­вает, и, что ещё хуже, не учит. Вот и растут новые псевдохрамовые постройки – и модернистские, и стилизованные под древность как грибы...

Вопрос. Как я понимаю, храм можно рассма­тривать в качестве произведения архитектурного искусства с использованием понятий "подлинное", "стилизация", и как конструкцию определённого функционального назначения с использованием аналогичных понятий "прототип", "усовершен­ствование". В чём заключается и как проявляется взаимосвязь между этими двумя качествами храма (если такая взаимосвязь существует)?

Александр Копировский. Если ответить кра­тко: такая взаимосвязь существует, но проявляется она очень по-разному. А главное: для храма она не самое существенное из того, что ему нужно. Ведь не скажем же мы, что стилизованный храм нам вообще не годится или, если место собрания, в котором совершается Евхаристия, окажется по обстоятельствам времени на стадионе или где-нибудь под лестницей, что там служить нельзя! "На всяком месте владычества Его, благослови, душа моя, Господа..." (Пс 102:22).

Вопрос. Внешний вид и внутреннее убранство православного храма, католического костёла, мусульманской мечети заметно отличаются друг от друга. Какая взаимосвязь между вероучением религий и архитектурой храмов?

Александр Копировский. Я бы уточнил вопрос: вид и убранство какого православного храма, како­го костёла и т.д.? Некоторые православные храмы не отличишь от костёла или кирхи. И наоборот: новейшие католические храмы практически не отличаются от протестантских. А некоторые про­тестантские молитвенные дома уже стилизуются под православные храмы (в Сыктывкаре баптисты отстроили себе что-то вроде Святой Софии Констан­тинопольской, конечно, поменьше).

А подлинную Святую Софию в ХУ веке мусульма­не легко превратили в мечеть, и после этого многие мечети в Константинополе и не только стали строить как "маленькие Святые Софии". В этом, кстати го­воря, можно увидеть проявление одного хорошего вероучительного принципа, общего для разных ре­лигий: не символикой единой жив человек!

Но, конечно, эта взаимосвязь существует, точ­нее, существовала когда-то. Вот только говорить о ней коротко не получится: это специальный и сложный вопрос. Сейчас принадлежность храмов выражается чисто внешними конфессиональными атрибутами: куполами, шпилями, символами в верхней части и т.п. О сути вероучения, адекват­но выраженной современными архитектурными средствами, остаётся сегодня только мечтать, это завтрашний день, если не послезавтрашний...

Вопрос. Влияют ли элементы архитектуры и внутреннего убранства храма на полноту соверша­емых в нём таинств?

Александр Копировский. Если бы архитектура влияла на содержание таинства, то главным таин­ством была бы она сама...

Вопрос. Храмовая архитектура обычно отража­ет дух эпохи, глубинные переживания создателей. Тотальная стилизация означает отсутствие духа, или творчества, или глубинных переживаний ар­хитекторов и устроителей храмов в России? Есть ли примеры храмов, оформленных в новом, пост­константиновском духе? Есть ли новый "большой стиль" в храмовой архитектуре, хотя бы и в других странах? Есть ли примеры храмов, в своём убран­стве предполагающих общение и общую жизнь верующих? Как церковный народ мог бы повлиять на качество храмовых зданий?

Александр Копировский. Тотальная стили­зация – то, что содержится в вопросе: и одно, и другое, и третье. И ещё – Божье наказание нам всем за теплохладность и за желание, явное или подспудное, вернуться только к старому, будто оно было во всем "доброе". Мы по-прежнему, как и во времена Пушкина, ленивы и нелюбопытны.

Есть ли новые храмы, соответствующие эпохе после разрыва союза церкви и государства, на­чавшейся с императора Константина в N веке и закончившейся в ХХ? С одной стороны, это все новопостроенные храмы, не копирующие слепо ста­рых форм. Но они чаще всего оказываются просто светской архитектурой с использованием элементов церковного зодчества или даже без них. А с другой стороны, есть попытки "воцерковить" светские здания, начиная с подвалов и гаражей русской эмиграции 1920-х годов и заканчивая трансформа­торными будками, зданиями бывших детских садов, магазинов и т.п., как это было в России в 1990-е годы (в одном из районов Псковской области под храм использовали здание райкома КПСС! )

Такие попытки в ряде случаев очень интересны и перспективны. Один пример: в подмосковных Электроуглях под храм временно использовался двухчастный подвал жилого дома.

Притвор, в который выходили после соответ­ствующего возгласа многочисленные оглашаемые, там был больше по размеру, чем основное помеще­ние храма, и находился не сзади, как обычно, а сбоку от него.

О "большом" стиле, и вообще о стиле в современном церковном зодчестве говорить не приходится постмодерн играет со всеми стиля­ми, это и есть его "стиль", кавычки здесь пока неизбежны...

Что же касается общения церковного народа, выражен­ного в храмовой архитектуре: есть ряд проектов, в которых большое место уделяется при­строенным к храмам помещени­ям для занятий, встреч, детским комнатам; есть комнаты для библиотеки, гардероба и т.п. Это, собственно, уже не храмы, а целые хра­мовые комплексы. Но пока всё это только проекты. Для того чтобы они воплотились, недостаточно воли правящего архиерея и наличия спонсора. По­требуется перемена в сознании большинства членов церкви, не предполагающих, что храм может быть и местом проведения уставного богослужения, и домом Церкви во всех смыслах.

А чтобы повлиять на появление таких храмовых зданий, церковному народу нужно не столько об­ращаться к начальству с петициями, сколько при­обретать познания об истории и культуре церкви, преодолевать инерцию мышления, разделения друг с другом, разрыв между "церковным" и "свет­ским" в жизни, воцерковлять свою жизнь. Ведь, как известно, "Бог не в брёвнах, а в рёбрах". По мере того, как мы сами будем всё больше стано­виться живыми храмами, будут появляться у нас и храмы по-настоящему новой архитектуры.

Вопрос. С одной стороны, как будто ясно: под­линное творчество всегда лучше "стилизации" – имитации, подражательства. Но вот вопрос: возможно ли современное творчество в традициях средневекового искусства или необходим некий новый язык церковной архитектуры? Если взять иконопись, то в ней, наряду со стилизацией, из­вестны примеры высокого творчества в рамках традиции (Иоанна (Рейтлингер), архимандрит 3инон (Теодор. Прим. ред.). Возможно ли подобное в церковной архитектуре?

Александр Копировский. Думаю, что ответ со­держится в вопросе. "Творчество в рамках" – уже стилизация, по определению. Ведь подлинное твор­чество не предполагает ни рациональной оглядки на то, что было, ни принципиального отрыва от него и от того, что есть. Оно исходит из наличной традиции, но направляет её не к более отточенному мастерству, а дальше и выше. Так делал Андрей Рублев, так делала сестра Иоанна (Рейтлингер) по-разному и с разными результатами. Понятно, я их не уравниваю. Впрочем, интересно узнать, что скажут о ней через 500 лет...

Возможно ли такое в церковной архитектуре? Конечно, возможно! Но не одному человеку, вот в чём трудность. И не двум, и не трём...

Как писал К.Бальмонт:

Когда опять в любовь поверим, И все сердца скуём в звено,
Вновь будем в Кане Галилейской, И слёзы претворим в вино!

Иллюстрации помещены на 1-й странице вклейки.

(Фрагмент книги (Введение во храм: Очерки по церковному искус­ству:. М., 2015.)

 

 

Искусство в школе: 
2015
№6.
С. 32-35.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.