«Дорога музыки – дорога добра»

И.Колесникова,
учитель музыки школы №16, г. Вологда

«Дорога музыки – дорога добра»

Немецкий сказочник и композитор Эрнест Тео­дор Амадей Гофман сказал: "Все люди делятся на музыкантов и не музыкантов". "Музыканты" Гофмана – это не те, кто знает, что такое скрипичный ключ или где пишется нота соль. "Музыканты" - это те, кто познают мир душой, тонко его чув­ствуют, умеют видеть прекрасное в листке клёна, движении руки балерины, умеют слышать мир во всём его многообразии. Миссия учителя музыки - увидеть эту способность в каждом ребёнке, под­держать, направить и сопровождать!

Цель мастер-класса – показать методические приёмы, позволяющие раскрыть возможности школьного предмета "Музыка" в процессе самореализации каждого ученика, создания нового и в самом себе, и в своей деятельности.

Музыкальный материал урока:

  1. М.П.Мусоргский "Прогулка".
  2. В. Гаврилин "Шутка" на сл. А.Шульгина. З. Видеофрагмент из мультфильма "Король-лев". Введение в тему.

У. Тема мастер-класса "Дорога музыки – это дорога добра". Согласны вы с этим утверждением? Принимаете ли вы его? "Дорога музыки – дорога добрая" – это теорема или аксиома? А какое добро несёт музыка? Умение слушать, умение пони­мать – это добро? Быть понятым – это важно? Путь к пониманию – это дорога добра? Умение высказаться, самовыразиться словом, вокально, инструментально – это добро? Умение сопережи­вать, сочувствовать – это добро? Умение удивлять и радоваться – это добро?

Есть ли у кого сомнения, что дорога музыки - это дорога добра? Какой знак вы бы поставили в конце фразы – восклицательный или вопро­сительный? Чтобы ответить на этот вопрос, я вас приглашаю на музыкальную прогулку! А прогулка - это что?

Д. Лёгкое, приятное, не представляющее труд­ностей путешествие.

Комментарии к 1 этапу урока.

Дискуссионно-философское начало урока вполне оправданно. Приходится констатировать негативные деформации ценностной сферы со­временных школьников, в том числе и в области искусства. Мне важно с первой минуты урока расположить детей к доверительному разговору, к сотрудничеству и сотворчеству – тогда музыка зазвучит не только с какого-нибудь звуковоспро­изводящего устройства, а в душах детей. Наполни душу – заговорят уста! Очень важно мотивировать детей на предстоящую деятельность. Вызвать же­лание устранить неуверенность: дорога музыки - это действительно дорога добра лично для тебя?

Этап открытия нового знания.

У. Сейчас будет звучать музыкальное произве­дение, которое называется "Прогулка". Подходит ли это название к музыке? На какую прогулку приглашает нас музыка? Слушайте и смотрите! (Звучит «Прогулка» М.П.Мусоргского.)

Расскажите о своих ощущениях. Куда вас при­гласила музыка? Что изображает музыка?

Д. Движение. Прогулка – это движение.

У. Какая звучала музыка?

Д. Спокойная, размеренная, неторопливая.

Всё в этой пьесе – мелодия, тональность, ритм, темп – работает на создание ощущения света, про­стора и душевной чистоты.

У. Чтобы понять, на какую прогулку нас при­гласила музыка, мне нужен помощник. Кто из вас хочет быть героем этой музыкальной истории? Давайте смоделируем ситуацию: постарайтесь по­чувствовать эту музыку и найти такое движение, жест, особую походку, чтобы понять, что делал этот человек, куда он шёл, на какую прогулку отправил­ся? К каким действиям побудила вас эта музыка?

Д. Двигаться спокойно, неторопливо, удивлён­но и восхищённо рассматривая что-то вокруг себя.

(Попросить ребят объяснить такой выбор движений. Учитель вместе с детьми обобщает от­веты и высказывает предположение, что музыка, возможно, пригласила нас в музей или в картинную галерею, на выставку.)

У. Подходит ли название "Прогулка" для этого произведения? (Ответы детей.) А как вы считаете, эта музыка передавала шаги взрослого человека или ребёнка? Чтобы вам было легче от­ветить на этот вопрос, я вам предлагаю пропеть эту мелодию. Определите, на какой слог мелодия прозвучит более выразительно. (В целях экономии времени пропевание мелодии на слог необходимо для творческого поиска и одновременно может ис­пользоваться в качестве распевания. На слог «ля» – легко, легкомысленно, по-детски; на слог «му», «ту» – уверенно, мощно, слог серьёзный, тяжелый, глубокий; на твёрдый слог мелодия звучит более уверенно и правдоподобно.)

Д. Музыка передавала движение взрослого человека.

У. Каким вы увидели его? Ваши представления о герое музыки не совпадают с портретом вот это­го человека? (Учитель предлагает рассмотреть портрет М.Мусоргского, не называя его имени.) Похож? Такой же серьёзный, большой, несуетли­вый, тяжеловесный, как и музыка, которая его изображала. Кто это? Узнали?

Д. Русский композитор Модест Петрович Му­соргский.

У. "Моя физиономия в этой музыке видная", - шутил композитор.

В начале урока я вас пригласила на музыкальную прогулку, но не сказала куда, с кем и зачем. Вы всё поняли и почувствовали сами. Если у вас возникнут трудности с пониманием музыки, то каким путём вы пойдёте? Какие у вас есть помощники? (Пред­лагается вывести алгоритм деятельности.)

Комментарии ко 2 этапу.

"Можно быть гениальным композитором, ис­полнителем, но можно быть и ...гениальным слу­шателем" (Д. Шостакович).

Процесс восприятия в искусстве - разный. В музыке - от чувства к образу. Чтобы понять душу музыки, её надо почувствовать, пропустить через себя, то есть необходимо развивать эстетическую эмпатию, вчувствование. Для этого был исполь­зован метод художественного перевоплощения: умение идентифицировать себя с персонажем или автором, затем дистанцироваться и поразмышлять. Метод известный в искусстве и очень полезный для понимания образа и проявления своей ин­дивидуальности. (Дети часто спрашивают, как М.Глинка узнал, что действительно делал Иван Сусанин перед смертью?) Талантливый человек с развитыми творческими способностями обладает даром перевоплощения, у него развитое воображе­ние, а "воображение важнее знания", как сказал А.Эйнштейн.

Каждый ученик прошёл своим маршрутом к по­ниманию образа произведения. Была предоставле­на свобода выбора средств самовыражения: слово, пластическое дирижирование, интонирование, художественное перевоплощение - всё направлено на раскрытие индивидуальности каждого.

«Операциональный» этап – вокально-хоровая деятельность.

Учитель читает текст припева песни "Шутка" (слова А.Шульгиной, музыка В.Гаврилина). Дождь за окнами, идёт за окнами,

Шумит за окнами опять.

Мы заохали, и мы заохали,

И мы заохали: нельзя гулять! (3 раза)

Какое настроение? Какое слово здесь "судьбо­носное", влияет на настроение?

Д. "Заохали".

Детям предлагается найти выразительную интонацию для этого слова и пропеть. Учитель подбирает на инстру­менте исполняемые детьми интонации, подводя к компози­торской. Постепенно из маленькой интона­ции вырастает целая фраза.

У. Покажите дви­жение мелодии в по­следней фразе. По­чему фраза "нельзя гулять" построена на нисходящих звуках?

Д. Настроение ис­порчено.

У. Какой может быть выход из этой ситуации? Как бы вы поступили? (Дети предлагают свои ва­рианты.) Послушай­те, какой выход из этой ситуации нам предлагает компо­зитор. (Звучит ин­струментальный ва­риант припева.) Что произошло? Какая музыка звучала? Что хочется делать под эту музыку? (Учи­тель оценивает от­веты учащихся и    исполняет композиторский вариант. Класс ис­полняет припев.)

  1. А за окнами, гроза за окнами,

Гремит за окнами в саду.

Сирени мокрые, сирени мокрые,

Сирени мокрые кого-то ждут. (3 раза)

Припев.

  1. Дождь без устали, и мы без устали, Мы с ним без устали вдвоем.

Как сережками, качая люстрами,

Качая люстрами, танцует дом. (3 раза)

Припев.

Последнее двустишие припева поётся трижды

У. Какое решение нашёл композитор? Что осо­бое, новое, необычное происходит во второй фразе? Д. Меняется ритмический рисунок.

У. зачем?

Д. Мелодия "оттягивается", привычный ритм разрушается - действительно без музыки всё ку­вырком!

У. А "кувырком" - это как?

Д. Всё перевернулось, настроение съехало вниз. Музыка как будто скользит на 3-х нотах и не может найти точки опоры.

(Исполнение фразы, соединение с предыдущей. Исполнение припева.)

У. Несмотря на одинаковые мелодические фра­зы в запеве и припеве, эмоциональная окраска этих 2-х частей разная или одинаковая?.. Но всё это части одного единого целого - одной музыкальной истории, одной песни, которая нас чему учит?

Д. Никогда не унывай, выход есть из любой ситуации!.. - Не грусти, улыбнись и пой!

У. Что я и вам предлагаю сейчас сделать. (Ис­полнение. Учитель предлагает оценить вокальную деятельность.)

Комментарии к 3 этапу.

Помимо традиционных способов работы над песней (мелодекламация, "музыкальное эхо", разучивание по нотной записи) продемонстри­рован метод ассоциирования и аналогий и метод предвосхищения (прогнозирование); в педагогике искусства это рассматривается как предпосылка художественного творчества, как "барометр" эсте­тического развития личности, как общий признак одарённости.

Вывод: интонационный анализ, выделение главного, эмоционально-образное исполнение спо­собствуют развитию индивидуальных способностей каждого ученика.

Рефлексивно-оценочный этап. Исполнительская деятельность на элементар­ных музыкальных инструментах.

Учитель предлагает посмотреть (без звука) фраг­мент из мультфильма ("Король-лев").

У Чего здесь не хватает?

Д. Музыки!

У. Какой сюжет этого фрагмента?

Д. Друзья отправляются на прогулку.

У. Скажите, а можно ли использовать в качестве музыкального сопровождения "Прогулку" Модеста Петровича Мусоргского?

Д. Нет.

У. А почему?

Д. Совсем другое настроение, другой темп, ритм, другие краски.

У. Я вам предлагаю побыть в роли музыкальных иллюстраторов. У меня есть музыкальные инстру­менты: духовые, ударные, шумовые. У вас есть самый дорогой музыкальный инструмент - ваш певческий голос. Ваша задача - оживить картин­ку. Выберите любой музыкальный инструмент и объединитесь в группы в соответствии с видом музыкальных инструментов. Вы знаете, что в лю­бом музыкальном коллективе главное - гармония.

(Дети ещё раз просматривают видеосюжет и составляют исполнительский план.)

У. Сейчас я вам предлагаю отправиться на мульти-прогулку. Соединение музыкальной им­провизации с видеорядом.

Вывод: Мы сегодня отправились на прогулку по дороге музыки. Какой знак в конце фразы "До­рога музыки - дорога добра" вы сейчас готовы поставить?

Д. Восклицательный.

У. значит, у вас есть желание и дальше идти по дороге добра с музыкой. А может быть, у вас появилось желание дать новое имя нашему уроку? Комментарии к 4 этапу.

На протяжении урока дети знакомились с тем, как профессиональные композиторы создают образ прогулки, передают свои впечатления от прогулки. Моя задача - подвести, подготовить детей к пол­ному, свободному, творческому самовыражению в атмосфере сотворчества, сотрудничества, что создаёт условия для проявления учеником своей индивидуальности.

Необходимо предоставить ученику свободу выбора вида деятельности: либо вокальное ис­полнительство, либо инструментальное музици­рование. либо драматическая роль, составление сценария, создание декораций и т.д. Это позволяет решить одну из важных задач художественно-эстетического воспитания - создание основы для творчества и дальнейшее развитие художественно-творческих способностей. Игра на музыкальных инструментах - это не только формирование специ­альных музыкальных способностей, но и развитие личностных и коммуникативных компетенций.

В данной ситуации главное - проявление своей индивидуальности через художественное творче­ство. Понятно, что поле деятельности здесь ещё большое. Уместно вспомнить Ивана Андреевича Крылова: "Чтоб музыкантом быть, так надо бы уменье". А какие уменья - это тема следующей музыкальной прогулки. Самое главное - это пре­образования не только в исполнительской технике, но и в душе. А преобразования, как известно, - фундаментальный закон творчества.

 

 

 

Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 26-28

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.