«Дорога музыки – дорога добра»
«Дорога музыки – дорога добра»
Немецкий сказочник и композитор Эрнест Теодор Амадей Гофман сказал: "Все люди делятся на музыкантов и не музыкантов". "Музыканты" Гофмана – это не те, кто знает, что такое скрипичный ключ или где пишется нота соль. "Музыканты" - это те, кто познают мир душой, тонко его чувствуют, умеют видеть прекрасное в листке клёна, движении руки балерины, умеют слышать мир во всём его многообразии. Миссия учителя музыки - увидеть эту способность в каждом ребёнке, поддержать, направить и сопровождать!
Цель мастер-класса – показать методические приёмы, позволяющие раскрыть возможности школьного предмета "Музыка" в процессе самореализации каждого ученика, создания нового и в самом себе, и в своей деятельности.
Музыкальный материал урока:
- М.П.Мусоргский "Прогулка".
- В. Гаврилин "Шутка" на сл. А.Шульгина. З. Видеофрагмент из мультфильма "Король-лев". Введение в тему.
У. Тема мастер-класса "Дорога музыки – это дорога добра". Согласны вы с этим утверждением? Принимаете ли вы его? "Дорога музыки – дорога добрая" – это теорема или аксиома? А какое добро несёт музыка? Умение слушать, умение понимать – это добро? Быть понятым – это важно? Путь к пониманию – это дорога добра? Умение высказаться, самовыразиться словом, вокально, инструментально – это добро? Умение сопереживать, сочувствовать – это добро? Умение удивлять и радоваться – это добро?
Есть ли у кого сомнения, что дорога музыки - это дорога добра? Какой знак вы бы поставили в конце фразы – восклицательный или вопросительный? Чтобы ответить на этот вопрос, я вас приглашаю на музыкальную прогулку! А прогулка - это что?
Д. Лёгкое, приятное, не представляющее трудностей путешествие.
Комментарии к 1 этапу урока.
Дискуссионно-философское начало урока вполне оправданно. Приходится констатировать негативные деформации ценностной сферы современных школьников, в том числе и в области искусства. Мне важно с первой минуты урока расположить детей к доверительному разговору, к сотрудничеству и сотворчеству – тогда музыка зазвучит не только с какого-нибудь звуковоспроизводящего устройства, а в душах детей. Наполни душу – заговорят уста! Очень важно мотивировать детей на предстоящую деятельность. Вызвать желание устранить неуверенность: дорога музыки - это действительно дорога добра лично для тебя?
Этап открытия нового знания.
У. Сейчас будет звучать музыкальное произведение, которое называется "Прогулка". Подходит ли это название к музыке? На какую прогулку приглашает нас музыка? Слушайте и смотрите! (Звучит «Прогулка» М.П.Мусоргского.)
Расскажите о своих ощущениях. Куда вас пригласила музыка? Что изображает музыка?
Д. Движение. Прогулка – это движение.
У. Какая звучала музыка?
Д. Спокойная, размеренная, неторопливая.
Всё в этой пьесе – мелодия, тональность, ритм, темп – работает на создание ощущения света, простора и душевной чистоты.
У. Чтобы понять, на какую прогулку нас пригласила музыка, мне нужен помощник. Кто из вас хочет быть героем этой музыкальной истории? Давайте смоделируем ситуацию: постарайтесь почувствовать эту музыку и найти такое движение, жест, особую походку, чтобы понять, что делал этот человек, куда он шёл, на какую прогулку отправился? К каким действиям побудила вас эта музыка?
Д. Двигаться спокойно, неторопливо, удивлённо и восхищённо рассматривая что-то вокруг себя.
(Попросить ребят объяснить такой выбор движений. Учитель вместе с детьми обобщает ответы и высказывает предположение, что музыка, возможно, пригласила нас в музей или в картинную галерею, на выставку.)
У. Подходит ли название "Прогулка" для этого произведения? (Ответы детей.) А как вы считаете, эта музыка передавала шаги взрослого человека или ребёнка? Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, я вам предлагаю пропеть эту мелодию. Определите, на какой слог мелодия прозвучит более выразительно. (В целях экономии времени пропевание мелодии на слог необходимо для творческого поиска и одновременно может использоваться в качестве распевания. На слог «ля» – легко, легкомысленно, по-детски; на слог «му», «ту» – уверенно, мощно, слог серьёзный, тяжелый, глубокий; на твёрдый слог мелодия звучит более уверенно и правдоподобно.)
Д. Музыка передавала движение взрослого человека.
У. Каким вы увидели его? Ваши представления о герое музыки не совпадают с портретом вот этого человека? (Учитель предлагает рассмотреть портрет М.Мусоргского, не называя его имени.) Похож? Такой же серьёзный, большой, несуетливый, тяжеловесный, как и музыка, которая его изображала. Кто это? Узнали?
Д. Русский композитор Модест Петрович Мусоргский.
У. "Моя физиономия в этой музыке видная", - шутил композитор.
В начале урока я вас пригласила на музыкальную прогулку, но не сказала куда, с кем и зачем. Вы всё поняли и почувствовали сами. Если у вас возникнут трудности с пониманием музыки, то каким путём вы пойдёте? Какие у вас есть помощники? (Предлагается вывести алгоритм деятельности.)
Комментарии ко 2 этапу.
"Можно быть гениальным композитором, исполнителем, но можно быть и ...гениальным слушателем" (Д. Шостакович).
Процесс восприятия в искусстве - разный. В музыке - от чувства к образу. Чтобы понять душу музыки, её надо почувствовать, пропустить через себя, то есть необходимо развивать эстетическую эмпатию, вчувствование. Для этого был использован метод художественного перевоплощения: умение идентифицировать себя с персонажем или автором, затем дистанцироваться и поразмышлять. Метод известный в искусстве и очень полезный для понимания образа и проявления своей индивидуальности. (Дети часто спрашивают, как М.Глинка узнал, что действительно делал Иван Сусанин перед смертью?) Талантливый человек с развитыми творческими способностями обладает даром перевоплощения, у него развитое воображение, а "воображение важнее знания", как сказал А.Эйнштейн.
Каждый ученик прошёл своим маршрутом к пониманию образа произведения. Была предоставлена свобода выбора средств самовыражения: слово, пластическое дирижирование, интонирование, художественное перевоплощение - всё направлено на раскрытие индивидуальности каждого.
«Операциональный» этап – вокально-хоровая деятельность.
Учитель читает текст припева песни "Шутка" (слова А.Шульгиной, музыка В.Гаврилина). Дождь за окнами, идёт за окнами,
Шумит за окнами опять.
Мы заохали, и мы заохали,
И мы заохали: нельзя гулять! (3 раза)
Какое настроение? Какое слово здесь "судьбоносное", влияет на настроение?
Д. "Заохали".
Детям предлагается найти выразительную интонацию для этого слова и пропеть. Учитель подбирает на инструменте исполняемые детьми интонации, подводя к композиторской. Постепенно из маленькой интонации вырастает целая фраза.
У. Покажите движение мелодии в последней фразе. Почему фраза "нельзя гулять" построена на нисходящих звуках?
Д. Настроение испорчено.
У. Какой может быть выход из этой ситуации? Как бы вы поступили? (Дети предлагают свои варианты.) Послушайте, какой выход из этой ситуации нам предлагает композитор. (Звучит инструментальный вариант припева.) Что произошло? Какая музыка звучала? Что хочется делать под эту музыку? (Учитель оценивает ответы учащихся и исполняет композиторский вариант. Класс исполняет припев.)
- А за окнами, гроза за окнами,
Гремит за окнами в саду.
Сирени мокрые, сирени мокрые,
Сирени мокрые кого-то ждут. (3 раза)
Припев.
- Дождь без устали, и мы без устали, Мы с ним без устали вдвоем.
Как сережками, качая люстрами,
Качая люстрами, танцует дом. (3 раза)
Припев.
Последнее двустишие припева поётся трижды
У. Какое решение нашёл композитор? Что особое, новое, необычное происходит во второй фразе? Д. Меняется ритмический рисунок.
У. зачем?
Д. Мелодия "оттягивается", привычный ритм разрушается - действительно без музыки всё кувырком!
У. А "кувырком" - это как?
Д. Всё перевернулось, настроение съехало вниз. Музыка как будто скользит на 3-х нотах и не может найти точки опоры.
(Исполнение фразы, соединение с предыдущей. Исполнение припева.)
У. Несмотря на одинаковые мелодические фразы в запеве и припеве, эмоциональная окраска этих 2-х частей разная или одинаковая?.. Но всё это части одного единого целого - одной музыкальной истории, одной песни, которая нас чему учит?
Д. Никогда не унывай, выход есть из любой ситуации!.. - Не грусти, улыбнись и пой!
У. Что я и вам предлагаю сейчас сделать. (Исполнение. Учитель предлагает оценить вокальную деятельность.)
Комментарии к 3 этапу.
Помимо традиционных способов работы над песней (мелодекламация, "музыкальное эхо", разучивание по нотной записи) продемонстрирован метод ассоциирования и аналогий и метод предвосхищения (прогнозирование); в педагогике искусства это рассматривается как предпосылка художественного творчества, как "барометр" эстетического развития личности, как общий признак одарённости.
Вывод: интонационный анализ, выделение главного, эмоционально-образное исполнение способствуют развитию индивидуальных способностей каждого ученика.
Рефлексивно-оценочный этап. Исполнительская деятельность на элементарных музыкальных инструментах.
Учитель предлагает посмотреть (без звука) фрагмент из мультфильма ("Король-лев").
У Чего здесь не хватает?
Д. Музыки!
У. Какой сюжет этого фрагмента?
Д. Друзья отправляются на прогулку.
У. Скажите, а можно ли использовать в качестве музыкального сопровождения "Прогулку" Модеста Петровича Мусоргского?
Д. Нет.
У. А почему?
Д. Совсем другое настроение, другой темп, ритм, другие краски.
У. Я вам предлагаю побыть в роли музыкальных иллюстраторов. У меня есть музыкальные инструменты: духовые, ударные, шумовые. У вас есть самый дорогой музыкальный инструмент - ваш певческий голос. Ваша задача - оживить картинку. Выберите любой музыкальный инструмент и объединитесь в группы в соответствии с видом музыкальных инструментов. Вы знаете, что в любом музыкальном коллективе главное - гармония.
(Дети ещё раз просматривают видеосюжет и составляют исполнительский план.)
У. Сейчас я вам предлагаю отправиться на мульти-прогулку. Соединение музыкальной импровизации с видеорядом.
Вывод: Мы сегодня отправились на прогулку по дороге музыки. Какой знак в конце фразы "Дорога музыки - дорога добра" вы сейчас готовы поставить?
Д. Восклицательный.
У. значит, у вас есть желание и дальше идти по дороге добра с музыкой. А может быть, у вас появилось желание дать новое имя нашему уроку? Комментарии к 4 этапу.
На протяжении урока дети знакомились с тем, как профессиональные композиторы создают образ прогулки, передают свои впечатления от прогулки. Моя задача - подвести, подготовить детей к полному, свободному, творческому самовыражению в атмосфере сотворчества, сотрудничества, что создаёт условия для проявления учеником своей индивидуальности.
Необходимо предоставить ученику свободу выбора вида деятельности: либо вокальное исполнительство, либо инструментальное музицирование. либо драматическая роль, составление сценария, создание декораций и т.д. Это позволяет решить одну из важных задач художественно-эстетического воспитания - создание основы для творчества и дальнейшее развитие художественно-творческих способностей. Игра на музыкальных инструментах - это не только формирование специальных музыкальных способностей, но и развитие личностных и коммуникативных компетенций.
В данной ситуации главное - проявление своей индивидуальности через художественное творчество. Понятно, что поле деятельности здесь ещё большое. Уместно вспомнить Ивана Андреевича Крылова: "Чтоб музыкантом быть, так надо бы уменье". А какие уменья - это тема следующей музыкальной прогулки. Самое главное - это преобразования не только в исполнительской технике, но и в душе. А преобразования, как известно, - фундаментальный закон творчества.
Оставить комментарий